В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти». А этот капитальный ремонт, кроме всего прочего, предполагает конституционную реформу, переход от жесткой вертикали времен Януковича к демократичной горизонтали управления, реформы судов и правоохранительных органов.

Однако все чаще приходится слышать, что законы военного времени требуют совершенно иного подхода к управлению, что потребность в единоначалии вступает в противоречие с мирным, демократическим развитием самоуправления. Поэтому война очень весомый аргумент для сохранения старых властных конструкций; фактически, она выгодна новой власти Украины, которая не меняет систему управления, оправдывая это военными действиями на востоке страны. Война стала универсальной индульгенцией для оправдания вакуума реформ.

Да, слабая центральная власть во время войны обрекает страну на поражение, а всякие «игры в демократию» затягивают принятие решений и многократно увеличивают потери – и на полях сражений, и в экономике. Поэтому вопросы взаимоотношений Центр – регионы перестали даже обсуждаться. За прошедший год Украина так и не предложила своего видения этих отношений, дабы не провоцировать рецидивы навязываемой извне «федерализации».

Еще одним риском при переходе к горизонтали управления является вероятность потери страной управляемости. Ослабление центральной власти на фоне усиления (особенно по мере нарастания экономического кризиса) центробежных тенденций в регионах чревато параличом работы органов власти, нарастанием дисбаланса полномочий и ответственности на разных уровнях и в разных ветвях власти. А ведь Украине как никогда необходимо сохранить целостность и единство!

Все это так, однако «не навреди» вовсе не означает «бездействуй»! Не дошли руки новой власти до обещанного радикального сокращения чиновников с полным пересмотром функциональных обязанностей оставшихся. Как и не проявились реальные контуры стратегии действий украинской власти ВНУТРИ страны. Вместо реальных реформ украинским гражданам опять предложено уже пережеванное блюдо – их имитация. Поэтому доверие народа к власти и тает как снег на весеннем солнце.

Способна ли Украина найти свою, оптимальную конструкцию власти? В чем состоит реальная проблема управления украинским обществом – власть плоха или народ «не такой»?

Каковы возможности власти провести реформы? Что этому способствует, а что мешает? Кто сегодня должен быть ведущим, а кто ведомым в этой неразрывной связке власть–народ? И, наконец, от кого и от чего зависит рост эффективности управления Украиной?

Пытаясь найти ответы на давно назревшие и не терпящие отлагательства вопросы, «Диалог.UA» предложил ответить на эти вопросы украинским экспертам.

Свернуть

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Дать в громады деньги – ключ к решению всех проблем

27 фев 2015 года

Вот уже и со стороны наших американских партнеров поступили предупреждения, что если в ближайшие месяцы в Украине не начнутся реформы, то они будут сильно разочарованы. В чем у нас проблема со структурами управления? А может быть, дело не во власти, а в самом народе, его психологии? Есть ли готовность у верхов и низов к переменам, которые вряд ли будут приятными?

Тут проблема в том, что государственная система, которая у нас уже строится двадцать лет, полностью не приспособлена к нашему народу. Это проблема не только Украины, это проблема всех стран Третьего мира. Начиная еще с постколониальных времен, когда англичане уходили из колоний, то понаписали много хороших конституций, а когда они ушли, то начались сразу же гражданские войны и все остальное, потому что вот эти все писаные правила, они никак не соотносятся с правилами, которые реально есть в обществе.

Это типичная проблема государства, скопировать чужую систему только в ее внешних проявлениях и перенести на почву, где она совершенно не растет и расти не может. То же самое происходило в Европе в девятнадцатом веке, когда французы пытались переносить свою конституцию, а потом и вся Европа. Потом поняли, что они переносили не то, но уже было поздно. У нас в начале девяностых была та же ситуация, пытались перенимать, но это оказалось невозможно потому, что не было знаний соответствующих, людей, хотя как-то по-другому действовать было бы трудно.

Сейчас уже могут быть другие сценарии, потому что наша система в принципе не реформирована. В ней нет никаких внутренних закономерностей, внутренних механизмов, никаких рычажков, за которые можно было бы дергать. Сейчас тот момент, когда старая система окончательно деградирует и появляются шансы для того чтобы избавиться от этой системы, потому что она сама это осознает, и мы хорошо это видим по последним событиям. Мы видим, что она совершенно не собирается реформироваться.

Могут быть самые разные варианты развития, и никто не может сказать, как оно пройдет, но то, что общественность не согласна больше терпеть издевательства над собой, это видно. Естественно, она может перейти от тайного саботажа до открытого сопротивления, пытаясь это изменить.

Беда другая. Беда в том, что у общества в голове все те же предрассудки. Может быть, только через пару лет мы получим более-менее адекватную систему.


Есть еще одна проблема: ослабление центральной власти происходит на фоне усиления центробежных тенденций в регионах. Не чревато ли это параличом работы органов власти или полной неуправляемостью?

Дело в том, что есть один нюанс, о котором я постоянно говорю, что местные элиты выросли на финансовых потоках. То есть это «дети централизации», кто ловко осваивает потоки, которые движутся туда-сюда. Спекулируя на местных проблемах, они с помощью этих потоков решают свои проблемы. Поэтому сказать, что это представители местных движений, течений, которые существуют в регионах, довольно трудно.

Это просто процесс, который показывает неэффективность консолидированной системы, когда она не может справляться со сверхнагрузкой, которую она на себя взяла. Поэтому то, что сейчас происходит, это есть не региональные осознанные движения, а кризис централизованной машины власти.

Заметим, что попытки децентрализации, о которой говорили Порошенко и Гройсман, очень быстро прекратились. Все осталось только на уровне разговоров. Даже то, что они предлагали, было очень мягко и практически ничего не менялось. Система не может быть реформирована, потому что интересы тех людей, которые наверху, они очень краткосрочны, то есть где-то по-быстрому украсть, где-то припрятать себе добро, и как-то обеспечить свою дальнейшую судьбу. «В длинную» никто из них никогда не играл. Всегда попытки измениться – это игра «в длинную», а для этого у них просто нет никаких стимулов и никаких причин этого делать.


Чуть переформулирую вопрос: не угрожает ли текущая ситуация риском дезинтеграции страны?

Ну, конечно, риск такой есть, но просто нужно понимать, что если у центральной власти есть идеи, практическая воля и способность понимать, что происходит, то этого очень легко избежать.

Риск этот только потому, что они сами и есть причиной этого распада, а если бы у них была немного другая мотивация, немного другое понимание, то это не есть такая проблема, которая не решаема. В данной ситуации все решается за счет децентрализации и передачи хоть какой-то реальной власти на места и прежде всего в бюджетные процессы. Разделить бюджеты по регионам и их центрам, сделать там свои налоги, это на самом деле ключ к решению всей проблемы. Деньги начнут у них конкурировать, и когда эти местные увидят, что они могут зарабатывать только за счет того, что у них есть местный бюджет, который никак не связан с центральным, тогда это все прекратится очень быстро: попытки сепаратизма и прочее, потому что в них не будет смысла.


Готовы ли люди на местах взять на себя ответственность? В Киеве мы ее видим. А как в других регионах?

Этого никто не знает. Пока не дашь, не увидишь. Тут надо налить воду и запускать, а там уже они разберутся. На самом деле, очень быстро научатся, я не сомневаюсь, особенно если будут делать, как сказано выше. То есть, прежде всего, не какие-то формальные полномочия, а деньги, потому что деньги – это ключ ко всему, самый главный стимул в поведении всех людей и, если они увидят, что у них есть возможность заработать на свои проекты, не надо клянчить у Киева и, главное, что деньги эти не будут проходить в Киев через них, а это будут совершенно отдельные параллельные бюджетные системы.

Допустим, есть какие-то косвенные налоги, которые собираются, то в этом случае у местных властей сразу же меняется поведение, меняется стимул, и они прекращают заниматься глупостями и начинают строить дороги, тракторы делать и т.д. Когда люди на местах увидят, что это можно делать, то все будет делаться нормально, потому что, к примеру, выберем других. Главное - создать правильные базовые условия и основывать их на финансах.


Сейчас, фактически, единственная реформа, которую мы реально видим – это реформирование ГАИ. Набирают новых людей и ждут результатов. А при реформировании власти во всей стране, где нам набрать столько честных людей? И правильный ли это путь вообще – рассчитывать только на обновление кадров?

Мы же лидеры, не только в Европе, но и в мире, по количеству чиновников и других ненужных людей. Они никаких благ не создают, они только проедают то, что делают другие, так что чем их меньше, тем лучше. Важна не честность их, пускай они будут какими угодно, важно то, что их полномочия таковы, что они не могут украсть ничего и никак не влиять – вот это, прежде всего. А сейчас полномочия у любого чиновника таковы, что он может решать судьбы людей в буквальном смысле слова. То есть, прежде всего, они должны быть поставлены под одни рамки закона. Их полномочия должны быть ясны и минимальны. Их самих должно быть немного, и тогда проблема честный чиновник или нечестный просто исчезает – он просто должен будет работать, и все.

Честный или нет важно, когда он царь, когда он может делать все, что угодно. Когда твои полномочия четко определены, и ты не можешь выходить за их рамки, и если ты выходишь, то тюрьма твой дом, тогда неважно честный он или нет. Поэтому тут, в первую очередь, надо исходить из этого. Надо радикально сократить полномочия всех этих людей. Переписи этих полномочий, выяснение их реальных полномочий — это отдельная задача, которой никто не занимается, потому что одно дело то, что написано в инструкции, а другое дело то, что человек реально понимает.

Каждая контора помимо того, чем она занимается, еще пятьдесят разных функций каких-то исполняет, которые постоянно меняются. То есть это еще отдельная задача – чем же они все заняты.


Кто может проводить подобного рода реформу государственного аппарата? Может проводить ее руками самого аппарата? На что тут опираться?

Я бы начал вопрос с громад. Нужно буквально один, два, три закона, которые дали бы просто основу для того чтобы люди могли самоорганизовываться в любого сорта общины, не обязательно территориальные. Условно говоря, мы выкупили водоканал и у нас есть подписчики, которые подписываются на это дело, и мы теперь владельцы водоканала, или любых коммуникаций, которые есть в городах и т.д. То есть вокруг этого нужно создавать группы людей, которые могли бы этим всем управлять.

Думаю, что со временем это все бы перешло в частные руки, и они бы создавали те формы управления, которые им нужны непосредственно для решения задач и для координации. То есть снизу это должно быть. А верха должны сидеть и на это смотреть и не лезть. А по-другому сверху я не верю, что это можно сделать. Это надо чтобы либо уже возникли какие-то страшные условия, как в Грузии, например, то есть много лет какой-то непонятной войны, разрухи и всего остального, то есть когда эта государственная машина уже полностью парализована и просто занимается коррупцией. Вот это, видимо, наиболее реальный путь, который нас ждет. То есть полная деградация и разрушение всей системы на фоне гиперинфляции и прочих разных прелестей, а также возникновение какой-то новой системы на ее месте.

Мирным путем, без катаклизмов, это можно решить только вот так, просто отдав все вниз. Возьмем даже ОСББ – это самый простой пример. Что там нужно сделать, так это убрать этот дурацкий закон, который прописывает, как люди должны создавать ОСББ. Это вообще не дело закона. Должен быть закон, который просто разрешает это делать. Каждый дом может иметь свой собственный устав. В каждом доме могут решать свои проблемы, так как они сами этого хотят.

А сейчас там все расписано, там куча разных условий, куча разных квестов, которые они должны выполнять, прежде чем будет считаться, что у них ОСББ. Естественно, что этот процесс стоит, и никаких ОСББ нет, они создаются только в новых домах. А что бы по пятиэтажкам, по хрущевкам создавались ОСББ, это не так часто случается, потому что закон такой, что когда ты возьмёшься за это дело, то все это проклянёшь. Вот это все нужно убрать. Там просто должно быть записано несколько пунктов. Должен быть документ, по собственному усмотрению, который регулирует его действия, после этого они идут получают печать, и на этом все заключения заканчиваются.


Возможны ли подобные реформы при нынешнем составе Верховной Рады?

Нет, не возможны. Хотя, опять-таки, это зависит от условий. То есть если будут какие-то не совсем большие катаклизмы, то … В принципе от состава уже мало что зависит. Но, конечно жизнь этой Рады не долго продлится. На нее рассчитывать не приходиться.


Беседу вел А.Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Володимир Лупацій, виконавчий директор ЦСД «Софія», радник ІСД «Нова Україна»

Гібридна криза управління – криза державності та суспільної самоорганізації

Лесь Герасимчук, культуролог

Між заколотом і грою в реформи

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Система управління в Україні поступово стає більш ефективною

Валентин Малиновський, професор, начальник Управління державної служби України у Волинській області

Мета цієї реформи – посилення впливу громади

Виталий Дудин, политолог

Пока власть находится в руках крупного капитала, успешных реформ ждать не приходится

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Вся система направлена на утилизацию человека, а не на его саморазвитие

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Несовпадение интересов общества и государства наблюдается уже лет 15

Андрій Єременко, засновник дослідницької кампанії «ACTIVE GROUP»

Сьогодні саме під впливом громадськості відбувається значне очищення влади

Юлія Тищенко, голова Ради, керівник Програми підтримки демократичних процесів Українського незалежного центру політичних досліджень

Децентралізація може потенційно бути одним з запобіжників конфліктів в майбутньому

Сергій Таран, голова Правління Центру соціологічних і політологічних досліджень «Соціовимір» директор Міжнародного інституту демократії

Вертикаль тепер будується між кількома групами впливу

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Наші Майдани щоразу прагнуть політичних та економічних свобод, і завжди приводять до відновлення олігархії

Ігор Коліушко, експерт з публічного права, голова правління ГО "Центр політико-правових реформ"

Запорука успіху реформ – це непорушна політична воля і боротьба з корупцією

Безсмертний Роман, український громадський діяч, віце-прем`єр уряду Тимошенко та Єханурова

В Україні однаково хворі і суспільство, і влада

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,199