В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти». А этот капитальный ремонт, кроме всего прочего, предполагает конституционную реформу, переход от жесткой вертикали времен Януковича к демократичной горизонтали управления, реформы судов и правоохранительных органов.

Однако все чаще приходится слышать, что законы военного времени требуют совершенно иного подхода к управлению, что потребность в единоначалии вступает в противоречие с мирным, демократическим развитием самоуправления. Поэтому война очень весомый аргумент для сохранения старых властных конструкций; фактически, она выгодна новой власти Украины, которая не меняет систему управления, оправдывая это военными действиями на востоке страны. Война стала универсальной индульгенцией для оправдания вакуума реформ.

Да, слабая центральная власть во время войны обрекает страну на поражение, а всякие «игры в демократию» затягивают принятие решений и многократно увеличивают потери – и на полях сражений, и в экономике. Поэтому вопросы взаимоотношений Центр – регионы перестали даже обсуждаться. За прошедший год Украина так и не предложила своего видения этих отношений, дабы не провоцировать рецидивы навязываемой извне «федерализации».

Еще одним риском при переходе к горизонтали управления является вероятность потери страной управляемости. Ослабление центральной власти на фоне усиления (особенно по мере нарастания экономического кризиса) центробежных тенденций в регионах чревато параличом работы органов власти, нарастанием дисбаланса полномочий и ответственности на разных уровнях и в разных ветвях власти. А ведь Украине как никогда необходимо сохранить целостность и единство!

Все это так, однако «не навреди» вовсе не означает «бездействуй»! Не дошли руки новой власти до обещанного радикального сокращения чиновников с полным пересмотром функциональных обязанностей оставшихся. Как и не проявились реальные контуры стратегии действий украинской власти ВНУТРИ страны. Вместо реальных реформ украинским гражданам опять предложено уже пережеванное блюдо – их имитация. Поэтому доверие народа к власти и тает как снег на весеннем солнце.

Способна ли Украина найти свою, оптимальную конструкцию власти? В чем состоит реальная проблема управления украинским обществом – власть плоха или народ «не такой»?

Каковы возможности власти провести реформы? Что этому способствует, а что мешает? Кто сегодня должен быть ведущим, а кто ведомым в этой неразрывной связке власть–народ? И, наконец, от кого и от чего зависит рост эффективности управления Украиной?

Пытаясь найти ответы на давно назревшие и не терпящие отлагательства вопросы, «Диалог.UA» предложил ответить на эти вопросы украинским экспертам.

Свернуть

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Несовпадение интересов общества и государства наблюдается уже лет 15

18 мар 2015 года

В чем главная проблема управления украинским обществом и государством, почему пробуксовывают реформы - власть «не та» или народ «не тот»?

Хороший вопрос. Изначально нужно сказать, я думаю это очень важно, государство, а в данном случае мы говорим об украинском государстве, и общество, они должны жить более-менее в гармонии. О чем идет речь - государство, как известно, это машина подавления, но в то же время оно упорядочивает жизнь общества.

Например, преступники - если люди нарушают закон, они должны быть наказаны. С другой стороны, социально слабые должны ощутить поддержку государства, поэтому автономное общество и государство – это кризис, вариант кризисного общества. Поэтому, когда вы спрашиваете, что у нас «не так», то это несовпадение интересов общества и государства наблюдается уже лет 15. Полного совпадения нигде нет, потому что полное совпадение, фактически, означает исчезновение функций государства, как аппарата подавления. С другой стороны, это исчезновение контроля тоже. Поэтому о полном совпадении не говорим, но в целом оно должно быть довольно ощутимо. Пример тому - известные западные демократии. Несмотря на провал мультикультуризма, что мы видим во Франции, несмотря на другие проблемы.

У нас сегодня особый случай. Фактически, в стране идут военные действия и уже сейчас мы видим, как государство справляется с функциями эффективной защиты своей страны. Но что в государстве «не так»? Наши данные опросов общественного мнения показывают, что первой проблемой является системная коррупция. Коррупция есть в разных странах, в разных проявлениях. Что такое «системная»? Это, фактически, коррупция, которая покрывает все социальные отношения от минимальных на бытовом уровне и на государственном, без которой сложно решить какой-то вопрос, поэтому если мы будем двигаться в этом направлении, а сегодня есть пока декларативные вещи.

Я понимаю скепсис среди коллег социологов, но скажем честно, на искоренение коррупции потребуется минимум несколько лет тяжелой борьбы. Просто нельзя, даже после майдана, после гибели «небесной сотни», после огромных жертв, агрессии России, нельзя в одночасье, а я имею в виду в течении года-двух, это все решить. Бывшие коррупционеры, бывшие в кавычках, они принимают новые правила игры, надевают на себя личину благородства, но хотят продолжать то же самое.

Что «не так» с народом? Системная коррупция должна потихоньку уходить – это номер один. А на этом фоне, если мы будем выбирать – это и прием на работу по квалификации, моральным качествам, а не по звонку, это повышение качества управления государством. То есть если вы профессионал и у вас есть высокие моральные качества – всё, остальное не имеет значения. А у нас сейчас все идет по определенным схемам, отдается предпочтение своим, потому что это доступ к ресурсам. Это главная проблема, но тут я осторожный оптимист, потому что есть факторы, которые нас вынуждают бороться с коррупцией - макрополитические условия, а именно жесточайшая конфронтация с Россией, с одной стороны, а со второй стороны - интеграция в ЕС. Они подталкивают чиновников к нормализации работы государственной машины.

Население, к сожалению, при системной коррупции привыкло к ней. Если даже смотреть по опросам, то более половины или около половины считает, что дал взятку – решил вопрос. То есть я так понимаю, что население тоже вовлечено в коррупционные схемы.

Мы говорим, что чиновники должны быть честными, но в то же время сами зачастую решаем вопросы коррупционным путем. Многие прикрываются тем, что у нас коррупция на уровне государственных чиновников, а если им можно, то почему нам нельзя. Но борьбу с этим с чего-то же надо начинать – и надо начинать с себя!

Вторая системная проблема – это проблема моральных ценностей, это то, что сейчас меняется, это понятие патриотизма, любви к родине. Да, сейчас мы увидели декларативные признаки патриотизма – это государственная символика на балконах, это флаги, появление волонтеров и это хорошо. Но если мы говорим о стране в целом, если речь идет о мобилизации, то надо признать, что часть людей призывного возраста, физически здоровых, уклоняются от службы.

Фактически, в традициях предыдущего времени – это дезертирство. Дезертирство в принципе, в любой среде, особенно если идет речь о защите страны, позорно. Сегодня это, к сожалению, имеет место быть. Довольно много случаев уклонения и нежелания. Да, на кону жизнь человека, но нас всегда учили, что защита родины, это священный долг. Тут можно сказать, что, мол, в армии плохое украинское командование, но с другой стороны, фактически была разрушена система обороноспособности страны. Техническая часть, моральное состояние, силовые структуры, и многое другое. Украина была как «пирожок на блюдечке», готовилась к передаче в руки России. В этой ситуации и моральный дух, и командование, они тоже требуют, безусловно, серьезной перестройки.

Но с другой стороны, моральный дух никто не отменял, и требования защищать родину никто не отменял. Будем честно говорить - умереть дезертиром или погибнуть на фронте, и там и там смерть, но смерть разная, и для близких людей в плане отношения окружающих. У нас, когда хоронят погибших, это горе, но это уважение и память людей. В России же вы сами понимаете, что происходит. Это при том, что ребята идут на смерть под предлогом учений, добровольцев и т.д. Поэтому патриотизм сегодня это нужная вещь и проверка моральных ценностей, потому что мы все-таки, постепенно, строим новую страну.


Прошедший год оказался, наверное, самым бурным в новой украинской истории. Существует ли в Украине готовность – как верхов, так и низов общества к сложным и болезненным формам?

В отношении истеблишмента, я вначале сказал, что внешняя политическая ситуация заставляет нас меняться и искоренять коррупцию, и строить более качественный аппарат управления. Будем говорить честно, финансовая система страны сейчас находится в реально критической ситуации. Зависимость от внешних инвестиций, особенно от поддержки международных финансовых институтов, сегодня является крайне важной. В обмен на инвестиции наши западные партнеры хотят гарантий, что мы будем меняться, искоренять системную коррупцию, поэтому верхи вынуждены к этому идти, иначе будет дефолт всей системы, всей пирамиды власти.

Что касается населения, очень интересная вещь, связанная с предыдущим вопросом. Готовы идти на реформы при условии и смены власти те люди, которые ценят страну как государство, потому что реформы объективно требуют от нас затягивания поясов, и, безусловно, мы хотели бы видеть в результате какие-то позитивные изменения в стране. Сейчас, например, происходит повышение налогов, военный сбор, и это коснется всех.

Сейчас у всех на слуху децентрализация государственного управления, потому что понятно, почему опасна федерализация. При слабом центре, что было в Киевской Руси, это привело к татарскому игу на протяжении 300 лет, а сейчас это грозит развалом страны. Классический вариант – Крым. Он имел полную свободу, свой парламент, свое правительство и мы видим, чем все закончилось.

Поэтому децентрализация власти – это не только для верхов, но и для населения, готовность взять на себя часть власти, а власть это в данном случае не только полномочия, но и ответственность! Понятно, что самодостаточность наполнения бюджета Донбасса это вопрос открытый и честно говоря, риторический, поскольку в этот регион всегда были дотации из центра. Поэтому речь должна быть такая: мы даем им полномочия, управляйте, но тогда и рассчитывайте на свои финансовые ресурсы.

Ситуация вынуждает государство передавать власть в местные общины, но остается открытым ряд вопросов. Да, есть определенные подвижки в умах людей, которые поняли, что они что-то могут делать. Насколько их много? По нашим данным, тех людей, которые готовы взять на себя ответственность, около 7 процентов. Далеко не все могут пойти работать в органы местного самоуправления, но то, что сейчас происходит – это весьма показательно.

Например, снабжение армии, которое оказалось недостаточным. И тут поднимается просто волна волонтеров по всей стране, которые показывают, как можно взять на себя инициативу оперативного решения вопроса. Конечно, государственная власть – это не одна лишь обороноспособность, это намного сложнее. Но на данный момент даже тех 10% самых активных граждан будет достаточно, чтобы доказать, что люди в нашей стране могут что-то менять.

До кровавых событий на Майдане зимой 2014 мы ставили вопрос: если местная или государственная власть будет нарушать законы, вы что-то можете сделать? Были удручающие цифры, когда преобладающее большинство призналось, что практически нет, но сейчас какие-то подвижки происходят, и мы это видим. Сегодня все-таки рождается желание к самоорганизации, распространяется стремление что-то изменить.

Власть должна и вынуждена идти по пути реформ. Однако большая часть населения, особенно это социально зависимые люди, хотели бы сохранения своего материального статуса, несмотря ни на что - эта часть населения будет недовольна. В этой ситуации правительство и вообще власть должна как-то облегчать бремя, которое ложится на плечи наиболее уязвимых слоев населения. В частности, сейчас колоссально подорожали коммунальные платежи, ясно, уже есть проблема кризиса платежей. Безусловно, надо выяснить, кому действительно нужно хоть как-то помочь. И второе – надо выходить на оптимизацию коммунального хозяйства. То есть возникла непростая задача и для социальных служб, и для государства. Однако в целом реформы – это необходимость.

Интервью записал А.Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Володимир Лупацій, виконавчий директор ЦСД «Софія», радник ІСД «Нова Україна»

Гібридна криза управління – криза державності та суспільної самоорганізації

Лесь Герасимчук, культуролог

Між заколотом і грою в реформи

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Система управління в Україні поступово стає більш ефективною

Валентин Малиновський, професор, начальник Управління державної служби України у Волинській області

Мета цієї реформи – посилення впливу громади

Виталий Дудин, политолог

Пока власть находится в руках крупного капитала, успешных реформ ждать не приходится

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Вся система направлена на утилизацию человека, а не на его саморазвитие

Андрій Єременко, засновник дослідницької кампанії «ACTIVE GROUP»

Сьогодні саме під впливом громадськості відбувається значне очищення влади

Юлія Тищенко, голова Ради, керівник Програми підтримки демократичних процесів Українського незалежного центру політичних досліджень

Децентралізація може потенційно бути одним з запобіжників конфліктів в майбутньому

Сергій Таран, голова Правління Центру соціологічних і політологічних досліджень «Соціовимір» директор Міжнародного інституту демократії

Вертикаль тепер будується між кількома групами впливу

Владимир Золоторев, журналист

Дать в громады деньги – ключ к решению всех проблем

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Наші Майдани щоразу прагнуть політичних та економічних свобод, і завжди приводять до відновлення олігархії

Ігор Коліушко, експерт з публічного права, голова правління ГО "Центр політико-правових реформ"

Запорука успіху реформ – це непорушна політична воля і боротьба з корупцією

Безсмертний Роман, український громадський діяч, віце-прем`єр уряду Тимошенко та Єханурова

В Україні однаково хворі і суспільство, і влада

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,295