В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти». А этот капитальный ремонт, кроме всего прочего, предполагает конституционную реформу, переход от жесткой вертикали времен Януковича к демократичной горизонтали управления, реформы судов и правоохранительных органов.

Однако все чаще приходится слышать, что законы военного времени требуют совершенно иного подхода к управлению, что потребность в единоначалии вступает в противоречие с мирным, демократическим развитием самоуправления. Поэтому война очень весомый аргумент для сохранения старых властных конструкций; фактически, она выгодна новой власти Украины, которая не меняет систему управления, оправдывая это военными действиями на востоке страны. Война стала универсальной индульгенцией для оправдания вакуума реформ.

Да, слабая центральная власть во время войны обрекает страну на поражение, а всякие «игры в демократию» затягивают принятие решений и многократно увеличивают потери – и на полях сражений, и в экономике. Поэтому вопросы взаимоотношений Центр – регионы перестали даже обсуждаться. За прошедший год Украина так и не предложила своего видения этих отношений, дабы не провоцировать рецидивы навязываемой извне «федерализации».

Еще одним риском при переходе к горизонтали управления является вероятность потери страной управляемости. Ослабление центральной власти на фоне усиления (особенно по мере нарастания экономического кризиса) центробежных тенденций в регионах чревато параличом работы органов власти, нарастанием дисбаланса полномочий и ответственности на разных уровнях и в разных ветвях власти. А ведь Украине как никогда необходимо сохранить целостность и единство!

Все это так, однако «не навреди» вовсе не означает «бездействуй»! Не дошли руки новой власти до обещанного радикального сокращения чиновников с полным пересмотром функциональных обязанностей оставшихся. Как и не проявились реальные контуры стратегии действий украинской власти ВНУТРИ страны. Вместо реальных реформ украинским гражданам опять предложено уже пережеванное блюдо – их имитация. Поэтому доверие народа к власти и тает как снег на весеннем солнце.

Способна ли Украина найти свою, оптимальную конструкцию власти? В чем состоит реальная проблема управления украинским обществом – власть плоха или народ «не такой»?

Каковы возможности власти провести реформы? Что этому способствует, а что мешает? Кто сегодня должен быть ведущим, а кто ведомым в этой неразрывной связке власть–народ? И, наконец, от кого и от чего зависит рост эффективности управления Украиной?

Пытаясь найти ответы на давно назревшие и не терпящие отлагательства вопросы, «Диалог.UA» предложил ответить на эти вопросы украинским экспертам.

Свернуть

Как известно, одним из ключевых требований Майдана-2014, да и всего украинского общества, требующего реформ, являлось изменение Системы – системы управления страной. Частично это уже произошло, Украина вернулась к Конституции 2004 года, но, как отмечают эксперты, проблем меньше не стало. Более того, одного лишь юридического возврата к прежней системе управления оказалось недостаточно, ибо новая власть и дальше занимается перетягиванием каната полномочий, играет в свои собственные, давно опостылевшие народу игры. Стало очевидным, что перераспределение полномочий в верхах не дает возможности выйти из кризиса, в котором оказалась Украина. Украине давно пора решиться на реформы, в том числе и на «капитальный ремонт власти».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Пока власть находится в руках крупного капитала, успешных реформ ждать не приходится

26 мар 2015 года

Одним из лозунгов Майдана была смена системы управления страной. Что происходит с властью сейчас? Какие метаморфозы или изменения она переживает?

Мне кажется, что суть власти и суть системы управления в целом не изменилась. Она как принадлежала небольшой части привилегированных лиц, так и принадлежит, и реформы проводятся только в интересах этого небольшого класса собственников крупного капитала, олигархов. Соответственно, все остальные члены общества устранены от управления этим государством, и не могут корректировать курс, который им навязывается.

Главным итогом является скорее изменение общества, чем власти, поскольку общество стало более мобилизованным, его стало легче увлечь идеей борьбы за свои права, за свободу, за какой-то конкретный интерес. Кое-где даже возникают органы самоорганизации по месту жительства, на рабочих местах.

Еще один из итогов — это то, что Майдан сформулировал запрос на изменение общества. Мой главный тезис – эти изменения не выгодны нынешней власти: ведь это и прямая демократия, и устранение олигархов из общественной жизни, это улучшение социально-экономической ситуации в стране. Все эти идеи так и не были реализованы.

Наблюдается ли готовность и верхов, и низов к реформам, которые, как у нас принято говорить, должны быть обязательно тяжелыми и болезненными?

Я подчеркну, что низы к этому процессу не имеют никакого отношения. Они просто устранены из процессов реформирования, которые у нас идут сверху вниз. Как это было при Януковиче, так и сейчас. Немного изменились декларации, но, тем не менее, мы продолжаем модернизацию по неолиберальному пути. Эти реформы прописаны даже не нашим правящим классом, а МВФ и другими могущественными институтами, которые строят капиталистическую модель по всему миру по одному образцу. Вся их суть сводится к тому, что бизнес должен получить максимальную свободу, освободиться от налогов, барьеров и спокойно себе эксплуатировать все остальное общество.

Насколько эту систему можно назвать справедливой - у нашего народа даже никто не спрашивал, ему просто объяснили, что «альтернативы болезненным реформам нет». А массы, к сожалению, сегодня не способны сформулировать целостный запрос на обновление общества, и дать ту программу преобразований, которая бы отвечала интересам 99% граждан. Не видно такого субъекта, партии, которая бы выражала интересы низов, людей наемного труда, студентов, пенсионеров, которые в большинстве своем ходят на выборы и много голосуют, но, к сожалению, в основном за представителей олигархического класса.

Грубо говоря, реформы проводятся - в некоторой степени, но общий их курс – это курс на еще большую эксплуатацию большинства населения, обесценивание рабочей силы и прочие нерадостные вещи. Эти реформы не приведут к улучшению качества жизни.

Возможен ли переход от нынешней жесткой вертикали к иной модели власти, более горизонтальной, сетевой? Какова при этом роль гражданского общества?

Я считаю, что альтернативы демократизации нет. В цивилизованном обществе есть один вектор развития – это расширение возможностей каждого гражданина влиять на общественные дела. Конечно же, это должно отражаться в предоставлении новых полномочий регионам, возможности отзывать своих представителей, влиять на их поведение, то есть внедрение прямой демократии, чтобы граждане, как в той же Швейцарии, могли давать инструкции своим представителям, а потом в случае необходимости отзывать их, или даже проводить местные референдумы, решения которых будут обязательными для исполнения.

Мне кажется, именно такая модель способствовала бы развитию нашего общества и выведению огромного количества людей из нынешнего дремотного состояния. Большинство людей ведь пребывает в состоянии апатии, и либо же наоборот - бросается в другую крайность, берет оружие и защищает, очень часто, чуждые себе интересы. Я имею в виду геополитическое противостояние, то, что мы видим на востоке.

Это как раз и есть следствие того, что люди на власть влиять не способны, из-за чего они бросаются в экстремистские крайности и создают какую-то параллельную государственность. Ни к чему хорошему это не приведет, только к военному конфликту. А в связи с тем, что в этих недогосударствах сформировалась своя властная верхушка, она уже узурпировала право представлять народ и проводит только те изменения, которые нужны ей.

Одно из последствий — это полное уничтожение независимых профсоюзов на той территории, которая сегодня подконтрольна сепаратистам. Я имею в виду приказ тамошнего «Минюста» о запрете регистрации независимых профсоюзов. Конечно, установить его подлинность невозможно, потому что любая информация поступает оттуда крайне обрывочной. Но представители независимых профсоюзов горняков заявляют, что это уже реальность.

Те реформы, которые озвучила украинская власть, пока что приносят весьма сомнительные результаты. Правда, я не могу сказать со всей уверенностью что, к примеру, неудача в проведении децентрализации – это плохо. Дело в том, что в условиях сильнейшей олигархизации нашего общества есть риск, что выгоды от этой децентрализации получат только олигархи. У нас тут же появилась бы своя «тарутовщина», «коломойщина» и прочие полуфеодальные «княжества», подконтрольные местным элитам. При этом все поступления пошли бы в карманы местных элит, а все социальные расходы были бы возложены на местную власть, местные бюджеты.

Поэтому итог децентрализации в условиях власти олигархов, это еще худшая бедность в регионах, потому что будет уничтожаться социальная сфера. Больницы, школы – все это будет закрываться из «соображений экономии», потому что расходы, которые сегодня несет центральная власть, будут полностью переложены на власть местную. В то же время олигархи вполне способны «отформатировать» эти территории, освобождая себя от налогов.

Хорошо известно, как сегодня реализуются новые положения о налоге на недвижимость — в некоторых регионах элиты пролоббировали нулевую ставку этого налога. Кроме того, что они вывозят миллиарды в оффшоры, теперь они еще и не будут платить за недвижимость. Пока власть находится в руках крупного капитала, ничего хорошего от реформ ждать не приходится.

В последние 30-40 лет реформы органов управления проводились по двум наиболее популярным моделям – корпоративной и модели «хорошего управления». По какой модели перспективнее всего реформировать систему власти в Украине?

Нужно, чтобы экономика и власть оказалась, наконец-то, в руках тех людей, которые работают. Те, кто создают материальные блага — они должны создавать и правила. Для этого необходимо установить механизм так называемой социальной люстрации. Олигархи и миллионеры должны просто быть устранены из общественной жизни. Они должны выбрать: либо капитал, либо участие в политике. Либо отдать свое имущество государству, либо же уйти из власти. Сегодня они могут передать свои активы на доверительное управление и дальше получать прибыли.

Конечно же, от самого факта передачи активов государству ничего не изменится — использование ресурсов должно осуществляться под контролем общества. Нужно внедрять механизмы рабочего контроля на предприятиях, чтобы работники могли влиять на решения администрации своего предприятия. Еще одно немедленное изменение — «открытая бухгалтерия». Государственные органы и коммунальные предприятия должны отчитываться ежедневно в Интернете о своих доходах и расходах, как это сегодня сделано в Министерстве образования и науки. Кроме того, я — за отмену коммерческой тайны в крупных частных компаниях. Только такая прозрачность сможет остановить коррупцию в госсекторе и вывоз капитала в частном секторе.

Но - как это осуществить технически?

Конечно же, речь идет о радикальном сломе нынешней системы, переменах, возможных при наличии сильного низового общественного давления. Безусловно, нужна организация и профсоюзы, они-то и должны стать этим центром давления. Это процесс поэтапный, все эти субъекты должны еще выкристаллизоваться, но, безусловно, уже сегодня нужно задавать этот вектор, иначе мы останемся заложниками правящей олигархии.

Нам говорят, что альтернативы непопулярным реформам нет, мы же утверждаем, что альтернатива возможна – это перераспределение богатств, это национализация крупного капитала, это прогрессивное налогообложение, это закрытие возможностей вывода капиталов в оффшоры, это и списание внешнего долга Украины, включая долг перед МВФ. Мы считаем, что он был получен на очень сомнительных основаниях, да и расходовался на крайне сомнительных основаниях. В любом случае без радикальных социальных реформ Украина просто не выживет.

Беседу вел А.Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Володимир Лупацій, виконавчий директор ЦСД «Софія», радник ІСД «Нова Україна»

Гібридна криза управління – криза державності та суспільної самоорганізації

Лесь Герасимчук, культуролог

Між заколотом і грою в реформи

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Система управління в Україні поступово стає більш ефективною

Валентин Малиновський, професор, начальник Управління державної служби України у Волинській області

Мета цієї реформи – посилення впливу громади

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Вся система направлена на утилизацию человека, а не на его саморазвитие

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Несовпадение интересов общества и государства наблюдается уже лет 15

Андрій Єременко, засновник дослідницької кампанії «ACTIVE GROUP»

Сьогодні саме під впливом громадськості відбувається значне очищення влади

Юлія Тищенко, голова Ради, керівник Програми підтримки демократичних процесів Українського незалежного центру політичних досліджень

Децентралізація може потенційно бути одним з запобіжників конфліктів в майбутньому

Сергій Таран, голова Правління Центру соціологічних і політологічних досліджень «Соціовимір» директор Міжнародного інституту демократії

Вертикаль тепер будується між кількома групами впливу

Владимир Золоторев, журналист

Дать в громады деньги – ключ к решению всех проблем

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Наші Майдани щоразу прагнуть політичних та економічних свобод, і завжди приводять до відновлення олігархії

Ігор Коліушко, експерт з публічного права, голова правління ГО "Центр політико-правових реформ"

Запорука успіху реформ – це непорушна політична воля і боротьба з корупцією

Безсмертний Роман, український громадський діяч, віце-прем`єр уряду Тимошенко та Єханурова

В Україні однаково хворі і суспільство, і влада

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,270