В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Славянские миры: цивилизационный выбор

Еще перед началом избирательной кампании неоднократно звучала мысль, что нынешние выборы президента Украины – это цивилизационный выбор для нашей страны. До второго тура выборов было не ясно, воспользуется ли Украина шансом повторить опыт западных славян и предпочесть европейский выбор "евразийскому"? Ведь если в ближайшее время Украина не сумеет выработать и защитить собственную социокультурную стратегию полноправного субъекта европейской интеграции, ей будет навязан иной выбор. Не исключено, что этот выбор опять будет рядиться в тогу славянства, которой Российская империя вот уже третье столетие прикрывает свои притязания на господство в регионах, населенных славянскими народами.

Украина, расположенная между тремя цивилизационными центрами, всегда получала импульсы к развитию или точки притяжения извне. Не исключено, что политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране после президентских выборов 2004 года, сможет дать новый импульс всему постсоветскому пространству для качественного переформатирования и появления на нем принципиально новых проектов. Возможно, сегодня наша страна могла бы предложить и свой вариант учета региональных интересов на базе украинской версии славянской идеи.

В Киеве, в 2004-м родилась новая славянская демократия XXI века. После оранжевой революции можно поверить, что разговоры о нашем особом месте в мировой цивилизации — это уже не романтическая славянофильская или евразийская риторика, а реальная альтернатива дальнейшего развития. Именно украинская версия славянского мира, лишенная элементов восточного панславизма, позволила бы синтезировать столь разные ценности, присущие славянам, живущим в различных геополитических и цивилизационных средах – их веру, культуру, обеспечение прав и свобод.

Родство славянских народов могло бы сослужить им хорошую службу в эпоху глобализации. При этом украинская версия славянской идеи позволила бы нашей стране встраиваться в различные европейские проекты, получая все лучшее, что есть у ее славянских «соплеменников», и делясь с ними наработками своей культуры и науки, своими традициями и возможностями.

Наш новый диалог – о славянской идее вчера, сегодня и, возможно, завтра.

Свернуть

Украина, расположенная между тремя цивилизационными центрами, всегда получала импульсы к развитию или точки притяжения извне. Не исключено, что политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране после президентских выборов 2004 года, сможет дать новый импульс всему постсоветскому пространству для качественного переформатирования и появления на нем принципиально новых проектов. Возможно, сегодня наша страна могла бы предложить и свой вариант учета региональных интересов на базе украинской версии славянской идеи.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Славянская Европа для нас – реальная альтернатива

Славянская Европа для нас – реальная альтернатива : Славянская Европа для нас – реальная альтернатива

Кость Бондаренко, политолог

Если детям в Украине, в Хорватии и Чехии еще в школе начнут преподавать историю славянского мира, то вскоре очень многое можно будет изменить к лучшему

Можно ли вообще говорить о славянах как о некоей общности? Что объединяет славянские народы и что разделяет?

Славяне, это достаточно условная общность, которая существует на языковом уровне. Если говорить о ментальных особенностях, то следует признать, что славяне формировались под воздействием разных факторов, которые привели к возникновению весьма отличных друг от друга славянских народов, которые являются славянофонами, но не имеют единого славянского менталитета. Например, болгары формировались под воздействием тюркского элемента. Чехи – наоборот, практически это германцы, говорящие по-чешски. В то же время, австрийцы хотя и говорят на немецком, сами больше похожи на славян по своему менталитету, чем некоторые традиционно славянские народы. Так что славяне, это довольно условная общность. К тому же, у некоторых народов язык таков, что ученые до сих пор спорят, следует ли их относить к славянской языковой группе или нет. Например, литовцы.

Сейчас славяне как единая сила не существуют. К тому же славянские государства входят в разные зоны влияния. Часть их входит в Европейский Союз, некоторые оказались в размытой постсоветской общности, третьи пытаются создавать какие-то свои союзы.

Могут ли славянские страны осознать себя в качестве «другой Европы» и выдвинуть свой проект – вполне европейский, но альтернативный тому образу западной цивилизации, который сложился на сегодняшний день?

Идея объединения славян не нова, и почти весь 18-й и 19-й века такие процессы шли, но не увенчались успехом. Ход сегодняшней жизни таков, что славянские страны все больше и больше отдаляются друг от друга.

В современном Европейском Союзе славяне обречены на роль «бедных родственников». Причин тому много. Подобно тому, как племена варваров разрушили Римскую империю, а потом и Священную Римскую империю, славяне могут стать одним из факторов, разрушающих ЕС. Вполне возможно, что со временем славяне, не согласившись на роль «бедных родственников», могут придти к тому, что Милан Кундера назвал «тоской по Австро-Венгрии», то есть попытаются создать свой союз центральноевропейских стран. Зародыш такого союза или, если хотите, федерации уже, похоже, есть. Это «Вышеградская четверка».

Нужен ли Украине и зачем новый «славянский проект», или негласная монополия на него принадлежит России?

В данном случае Россия только претендует на монополию в этом негласном проекте. Россия весьма специфически видит этот проект, для нее славянский мир ограничивается Украиной, Россией и Беларусью плюс, быть может, Сербия.

Плюс Казахстан и Туркмения…

Да, в данном случае они не мешают, их Россия считает как бы «соучастниками» данного проекта. Но в принципе дальше Украины претензии русских не простираются. Ошибка России в том, что она рассматривает идею славянской общности исключительно в православном контексте. В результате все остальные славяне оказываются либо недославянами, либо не-славянами, либо вообще неизвестно кем.

Я думаю, что Украина, в которой нет православного фанатизма и роль церкви скромнее, чем в России, может с большим успехом представлять общеславянский проект. Я считаю, что прежде всего это будет экономический, некий «Дунайский проект», объединяющий страны дунайского региона. Возможно, что со временем такое сотрудничество потребует создания определенной политической надстройки, которая, в свою очередь, объединит эти страны в некую конфедерацию. Конечно, создание такого политического союза – дело перспективы, но начинать работать над таким проектом необходимо уже сейчас.

Преград на пути такой работы стоит немало. Жители славянских стран мало знают друг о друге. Пропаганда славянской идеи не ведется. Мало популярных изданий, посвященных этой теме. В результате - мы хорошо знаем, что происходит в Государственном Думе России, но мы ничего не знаем, что происходит в Скупщине Сербии.

Украина была первым государством, которое признало независимость Словении, но где сейчас украинско-словенские отношения? Об этом все забывают. Раньше у нас были общества, которые развивали такие отношения, сейчас же они развиваются только на уровне туризма. У нас Хорватию и Черногорию знают только как страны, в которых есть классные курорты, но никто не знает их истории и «чем они дышат сейчас».

Что можно сделать, чтобы межславянские связи стали более тесными и результативными?

На уровне правительств кое-какие связи есть, но они ведут, в основном, лишь к попойкам на государственном уровне. Но вот была у нас такая идея, если не ошибаюсь, в позапрошлом году, унифицировать школьные учебники Украины и России. Тогда ее приняли в штыки. Думаю, ее стоит расширить – собрать съезд историков славянских стран, которые бы пришли к некоему общему пониманию славянской истории. Тем более что уже есть несколько попыток написать историю славянских стран. В 60-х годах один чешский историк уже написал такую книгу, посвященную роли славян в европейской цивилизации. Он заканчивает свое исследование концом 17-го века.

Почему бы не продолжить, не модернизировать такое исследование? Почему бы не показать, как украинской греко-католической церковью не была спасена болгарская православная церковь? Почему бы не рассказать, что Юрий Венелин, родом из Закарпатья, стал автором первой истории Болгарии? Почему бы не рассказать, как славяне вместе воевали на фронтах Первой Мировой войны или как украинские националисты координировали свою деятельность с лидерами усташей в период между войнами? Можно вспомнить и целый ряд эпизодов, как Украина сотрудничала со славянскими странами на Балканах, примеров успешного экономического сотрудничества и культурного влияния. Например, фильмы Эмира Куштурицы одинаково близки и понятны как сербам, так и украинцам, и так же непонятны американцам и французам.

Я думаю, что если детям в Украине, в Хорватии, в Чехии еще в школе начнут преподавать историю славянского мира, то вскоре очень многое можно будет изменить к лучшему. Тем более что славяне всегда шли своим особым путем, им всегда приходилось балансировать между основными политическими игроками на европейской политической арене. При этом, хотя они в основном балансировали, но время от времени они поднимались и путали карты основным игрокам. Можно даже сказать, что все основные исторические процессы в Европе были определены славянами. И я уверен, что без славян история Европы была бы совсем иной.

Я верю в успех славянского проекта, если не будет единого руководящего центра, который будет собирать славян в кучу, если это будет проект взаимовыгодный для всех. Если люди в этих странах почувствуют, что между ними есть точки соприкосновения, что такой проект несет им пользу, то он будет развиваться успешно. Конечно, при условии, что он не будет спускаться сверху, проводиться в сжатые сроки, к очередной круглой дате и так далее. Это должен быть абсолютно естественный проект, базирующийся на экономическом сотрудничестве. Для Украины такой проект может стать реальной альтернативой тому, что давно и настойчиво ей предлагает Россия.

Беседовал Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Радован Ванер, директор Чешского центра в Киеве

«Идея славянства сейчас не так популярна в Чехии, как раньше»

Віктор Петрович Яновський, Перший віце-президент Торгово-промислової палати України

“Немає підстав говорити про специфічність економічних відносин між слов’янськими країнами”

Борис Парахонський, доктор філософських наук, завідуючий відділу Інституту проблем міжнародної безпеки при РНБО

Питання ідентичності не можна охопити слов’янською атрибутикою

Адам Чарнота, слов’янин польсько-австралійський, професор Університету Сідней, Австралія.

Слов’янство повинно спиратися на універсальні цінності

Микола Ярмолюк, радник Міністерства закордонних справ.

Культурне різноманіття – природний спадок слов’ян

Борис Драгін, журналіст, заступник головного редактора газети польської нацменшини України

„Поглиблення співпраці між слов’янськими країнами має сенс, на мою думку, лише на двосторонній основі”

Іван Стоянов, доктор філологічних наук, професор кафедри слов’янської філології Київського славістичного університету

„Треба входити до європейської спільноти зі своїм власним почерком, зі своєю неповторністю”

Степан Віднянський, доктор історичних наук, старший науковий співробітник Інституту історії НАН України.

Політичне слов’янство протистоїть “поверненню до Європи”

Алексєєв Юрій Миколайович, ректор Київського славістичного університету.

Слов’янський етнос залишається найбільшим у Єдиній Європі

Прімож Шеліго, посол Словенії в Україні

„Ми, словенці, завжди усвідомлювали свою безпосередню причетність до сім’ї слов’янських народів”

Василь Махно, український поет

Дух слов’янства

Игорь Ляльков, председатель Белорусского Шумановского Общества, председатель Редакционного совета журнала «ЭўраБеларусь»

Славянский фактор по-белорусски

Емілія Ченгелова, соціолог, науковий співробітник Інституту соціології Академії наук Болгарії, Софія.

Слов’янська єдність можлива тільки в європейському контексті

Аркадиуш Сарна, эксперт Центра Восточных Исследований, Варшава

Глобальная перспектива более прогрессивна, чем славянская

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Маятник качнется в сторону Украины

Сергей Борисович Крымский, философ

Украина может стать центром влияния. Но только в отдаленной перспективе.

Леонід Зашкільняк, зав. кафедри історії слов’янських країн Львівського національного університету імені Івана Франка, доктор історичних наук, професор

Міф про третій шлях „Слов’янської ідеї”

Мілета Продановіч, художник, Сербія.

Страх вестернізації

Владимир Богданов, социолог, РФ

Не надо прикрывать «славянством» олигархат и алчность

Нікола Йордановскі, доктор історії, Македонія

Ми настільки ж подібні, наскільки і різні

Валерій Яровий, доктор історичних наук, професор

Слов’яни є не етнічною, а мовною спільнотою

Наталя Яковенко, доктор історичних наук, професор

„Коли говорити про сучасних слов’ян, то спільне між ними лише те, що вони більш-менш можуть порозумітися”

Александр Дулеба, директор исследовательского центра Ассоциации внешней политики Словакии

Словосочетание «быть европейцем» имеет для средних словаков политическое значение, а «быть славянином» – этническое

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,123