В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Славянские миры: цивилизационный выбор

Еще перед началом избирательной кампании неоднократно звучала мысль, что нынешние выборы президента Украины – это цивилизационный выбор для нашей страны. До второго тура выборов было не ясно, воспользуется ли Украина шансом повторить опыт западных славян и предпочесть европейский выбор "евразийскому"? Ведь если в ближайшее время Украина не сумеет выработать и защитить собственную социокультурную стратегию полноправного субъекта европейской интеграции, ей будет навязан иной выбор. Не исключено, что этот выбор опять будет рядиться в тогу славянства, которой Российская империя вот уже третье столетие прикрывает свои притязания на господство в регионах, населенных славянскими народами.

Украина, расположенная между тремя цивилизационными центрами, всегда получала импульсы к развитию или точки притяжения извне. Не исключено, что политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране после президентских выборов 2004 года, сможет дать новый импульс всему постсоветскому пространству для качественного переформатирования и появления на нем принципиально новых проектов. Возможно, сегодня наша страна могла бы предложить и свой вариант учета региональных интересов на базе украинской версии славянской идеи.

В Киеве, в 2004-м родилась новая славянская демократия XXI века. После оранжевой революции можно поверить, что разговоры о нашем особом месте в мировой цивилизации — это уже не романтическая славянофильская или евразийская риторика, а реальная альтернатива дальнейшего развития. Именно украинская версия славянского мира, лишенная элементов восточного панславизма, позволила бы синтезировать столь разные ценности, присущие славянам, живущим в различных геополитических и цивилизационных средах – их веру, культуру, обеспечение прав и свобод.

Родство славянских народов могло бы сослужить им хорошую службу в эпоху глобализации. При этом украинская версия славянской идеи позволила бы нашей стране встраиваться в различные европейские проекты, получая все лучшее, что есть у ее славянских «соплеменников», и делясь с ними наработками своей культуры и науки, своими традициями и возможностями.

Наш новый диалог – о славянской идее вчера, сегодня и, возможно, завтра.

Свернуть

Украина, расположенная между тремя цивилизационными центрами, всегда получала импульсы к развитию или точки притяжения извне. Не исключено, что политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране после президентских выборов 2004 года, сможет дать новый импульс всему постсоветскому пространству для качественного переформатирования и появления на нем принципиально новых проектов. Возможно, сегодня наша страна могла бы предложить и свой вариант учета региональных интересов на базе украинской версии славянской идеи.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«Идея славянства сейчас не так популярна в Чехии, как раньше»

«Идея славянства сейчас не так популярна в Чехии, как раньше»: «Идея славянства сейчас не так популярна в Чехии, как раньше»

Радован Ванер, директор Чешского центра в Киеве

Вступление в ЕС разрушило барьеры и между славянскими государствами. Сейчас на границах, например, между Чехией и Словакией, Чехией и Польшей происходит очень много интересных культурных мероприятий. Отношения между этими странами настолько активны, в частности, благодаря тому, что славянам проще понять друг друга.

Господин Радован, на сколько мне известно в начале XX века в Чехии была довольно популярной идея «неославизма». В частности, в июле 1908 года в Праге проходил славянский съезд. Обсуждают ли славянскую тему в современной Чехии?

На мой взгляд, идея славянства сейчас не так популярна в Чехии, как раньше. Где-то десяток лет назад еще можно было наблюдать прославянские веяния, однако с первого мая моя страна уже стала членом Евросоюза, что привнесло проевропейские настроения. В некоторых кругах и сейчас можно услышать разговоры о славянском духе, однако большинство чехов позиционируют свою страну как находящуюся в сердце Европы и являющуюся посредником между Европой Восточной и Западной.

Раз уж мы заговорили о теме присоединения Чехии к ЕС, то следует заметить, что костяк этого объединения составляют романо-германские государства. Однако расширение привнесло в Европейский Союз и славянскую кровь. Поддерживают ли славянские государства, вступившие в ЕС друг друга? Не составляют ли они некой альтернативы романо-германской Европе?

Сейчас в Евросоюзе сосуществуют разные группы стран. Если говорить о межславянском сотрудничестве, то я бы мог назвать Вышеградскую группу, куда входят Чехия, Словакия, Польша и Венгрия. Однако, венгры – не славяне, и Вышеградская группа создавалась, прежде всего, из экономических, а также политических соображений.

Действительно, сейчас в ЕС появилась некая оппозиция больших государств и маленьких, но основы ее опять таки скорее экономические. Ведь большие страны вкладывают большее количество денег в общий бюджет и соответственно хотят большей выгоды.

Что же касается культурного сотрудничества между славянскими государствами, то они действительно важны для Чехии, Словакии и Польши. Вступление в ЕС ведь разрушило барьеры между этими государствами, и сейчас на границах, например, между Чехией и Словакией, Чехией и Польшей происходит очень много интересных культурных мероприятий. Отношения между этими странами настолько активны, в частности, благодаря тому, что славянам проще понять друг друга. Таким образом, близость народов, конечно же, способствует налаживанию культурных связей.

Уже довольно давно произошло разделение на славян восточных и западных на географической, религиозной основе. Действительно ли разница между ними настолько глубока? Не требует ли она пересмотра?

Лично я чувствую разницу между восточными и западными славянами и считаю, что это вполне нормально. Но основа этого различия скорее не религиозная, а географическая и историческая. Ведь народы, которые ранее находились в составе Австро-Венгерской империи, могут считаться западными славянами.

Теперь это разделение закрепляется и геополитически, ведь западные славяне уже в ЕС, а восточные норовят объединиться в составе ЕЭП…

Я не берусь судить об этом, ведь те же восточные славяне смогут избрать и другой путь интеграции. Однако даже если и произойдет новое разделение славян, то надеюсь, что оно не будет иметь очень строгий характер. В современных условиях государству трудно не состоять в каком-либо блоке, но даже если и образуются несколько центров интеграции, которые разделят славян, думаю, что отношения между нами не прекратятся. К тому же, мне кажется, что процесс интеграции, например, Украины еще до конца не ясен, и поэтому мы не можем предугадать его результата.

Почему-то так сложилось, что здесь в Украине присутствует намного больше информации о жизни в России, США, или даже Ираке, Израиле, чем о том, что происходит в Польше или Чехии. С чем это связано?

По-моему, основная причина этого состоит в работе СМИ. Людей более всего интересуют большие государства, такие как Россия, США, Китай или тот же Евросоюз, поэтому информация о них всегда будет в новостях, информировать о них всегда будет экономически выгодно.

Если, например Вы заходите найти в Чехии информацию об Украине, Сербии, или Дании, то это будет довольно сложно. Общественность также проявляет интерес к жизни в ближайших странах, чехов, например, интересуют Польша, Германия, Словакия. В последнее время, следует заметить, Украина тоже попала в поле интересов чехов, поскольку там работает довольно много выходцев из вашей страны.

Конечно же, существуют специализированные журналы, где можно почерпнуть сведения о разных странах, однако их очень мало. Хорошо, что благодаря развитию Интернета такая информация становится гораздо доступнее, например, существует такой чешский сайт, как «Евразийский экспресс», который информирует чешскую аудиторию о событиях в Восточной Европе.

Мы уже несколько раз затронули тему славянского единства. Как Вы считаете, имеет ли выражение «славянский дух» какую-либо почву под собой?

Я лично считаю себя гражданином Европы, и мне нравится путешествовать по разным странам этого континента. Мне нравится ее культурное многообразие, различные мелодии, разные стили жизни. Поэтому, мне трудно говорить о славянском духе, или же славянском взаимопонимании, поскольку хочется развивать контакты с разными странами, не только со славянскими.

А стоит ли работать в направлении развития взаимоотношений именно между славянскими государствами?

В любом случае стоит развивать взаимопонимание народов, а если у народов близки языковые системы, то сделать это значительно проще. Взаимопонимание, на мой взгляд, рождается из возможностей личного контакта. Поэтому, молодым людям стоит больше путешествовать, больше узнавать о других странах, об их культуре.

Мне вспомнился интересный случай, недавно я встречался в Киеве с одним парнем из Польши, и мы общались на английском языке, поскольку нам так было легче. Безусловно, это о чем-то говорит. Возможно, пройдет какое-то время, и двое представителей славянских государств, встретившись в третьей славянской стране, смогут общаться на языке славянском.

Беседовала: Оксана Гриценко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Кибервойна это война, и мы должны быть к ней готовы

Далеко не всегда одна страна действует против другой открыто, и не всегда целенаправленно. Скорее наоборот, в нашу сложную эпоху, борьба идет, как правило, закулисно - дипломатически, и экономически. Гораздо удобнее избегать прямой конфронтации, добиваться своих целей тайно, и кибервойна для этого самое подходящее средство, если, конечно, считать войну средством политики, а не самоцелью.

Несмотря на все это, сегодня многие авторы все еще разделяют виртуальный мир и реальный, считая, что кибератаки не могут принести большого вреда. Однако в последнее время на Западе проблемы кибербезопасности обсуждаются совершенно серьезно. Когда большинство физических систем постоянно связаны с Интернетом, включая инфраструктуру, транспорт, промышленность, не говоря уже о системах вооружения, грань между атакой на реальную инфраструктуру или ее программное обеспечение становится все более размытой. Разница в том, что порт закрыт, потому что он заминирован или потому, что разрушено его программное обеспечение, в глазах большинства наблюдателей будет выглядеть не слишком существенной. В отличие от ракетного удара по нефтеперерабатывающему заводу или разрушения военной части кибервойна «убивает мягко», временно выводя из строя оборудование, и нанося относительно небольшой ущерб.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віктор Петрович Яновський, Перший віце-президент Торгово-промислової палати України

“Немає підстав говорити про специфічність економічних відносин між слов’янськими країнами”

Борис Парахонський, доктор філософських наук, завідуючий відділу Інституту проблем міжнародної безпеки при РНБО

Питання ідентичності не можна охопити слов’янською атрибутикою

Адам Чарнота, слов’янин польсько-австралійський, професор Університету Сідней, Австралія.

Слов’янство повинно спиратися на універсальні цінності

Микола Ярмолюк, радник Міністерства закордонних справ.

Культурне різноманіття – природний спадок слов’ян

Кость Бондаренко, политолог

Славянская Европа для нас – реальная альтернатива

Борис Драгін, журналіст, заступник головного редактора газети польської нацменшини України

„Поглиблення співпраці між слов’янськими країнами має сенс, на мою думку, лише на двосторонній основі”

Іван Стоянов, доктор філологічних наук, професор кафедри слов’янської філології Київського славістичного університету

„Треба входити до європейської спільноти зі своїм власним почерком, зі своєю неповторністю”

Степан Віднянський, доктор історичних наук, старший науковий співробітник Інституту історії НАН України.

Політичне слов’янство протистоїть “поверненню до Європи”

Алексєєв Юрій Миколайович, ректор Київського славістичного університету.

Слов’янський етнос залишається найбільшим у Єдиній Європі

Прімож Шеліго, посол Словенії в Україні

„Ми, словенці, завжди усвідомлювали свою безпосередню причетність до сім’ї слов’янських народів”

Василь Махно, український поет

Дух слов’янства

Игорь Ляльков, председатель Белорусского Шумановского Общества, председатель Редакционного совета журнала «ЭўраБеларусь»

Славянский фактор по-белорусски

Емілія Ченгелова, соціолог, науковий співробітник Інституту соціології Академії наук Болгарії, Софія.

Слов’янська єдність можлива тільки в європейському контексті

Аркадиуш Сарна, эксперт Центра Восточных Исследований, Варшава

Глобальная перспектива более прогрессивна, чем славянская

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Маятник качнется в сторону Украины

Сергей Борисович Крымский, философ

Украина может стать центром влияния. Но только в отдаленной перспективе.

Леонід Зашкільняк, зав. кафедри історії слов’янських країн Львівського національного університету імені Івана Франка, доктор історичних наук, професор

Міф про третій шлях „Слов’янської ідеї”

Мілета Продановіч, художник, Сербія.

Страх вестернізації

Владимир Богданов, социолог, РФ

Не надо прикрывать «славянством» олигархат и алчность

Нікола Йордановскі, доктор історії, Македонія

Ми настільки ж подібні, наскільки і різні

Валерій Яровий, доктор історичних наук, професор

Слов’яни є не етнічною, а мовною спільнотою

Наталя Яковенко, доктор історичних наук, професор

„Коли говорити про сучасних слов’ян, то спільне між ними лише те, що вони більш-менш можуть порозумітися”

Александр Дулеба, директор исследовательского центра Ассоциации внешней политики Словакии

Словосочетание «быть европейцем» имеет для средних словаков политическое значение, а «быть славянином» – этническое

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,050