В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Во многом перспективы нашего членства в Евросоюзе зависят от того, будут ли в Украине проведены реальные политические реформы, и будет ли построен новый демократический политический режим

После «оранжевой революции» мы пребывали в состоянии эйфории, думая, что все мечты скоро сбудутся. Однако, Еврокомиссия скоро охладила пыл нового украинского руководства, предложив ему все ту же политику соседства. Почему, даже в новых условиях, Европа не спешит принять к себе Украину?

Действительно, «оранжевая революция» привлекла внимание европейских соседей к Украине. И то, как встречали Виктора Андреевича в Брюсселе, и то, как освещала украинские события европейская пресса, и, наконец, последние социологические исследования (согласно которым 55% европейцев хотят, чтобы Украина вступила в ЕС в числе первых) говорят о заинтересованном отношении Европы к нашей стране.

Но, не следует забывать о том, как возникал Евросоюз. Еще в 50-е годы была принята единая концепция требований к объединяющимся в ЕС – по принципу «Европа одинаковых скоростей». В этой концепции выставлялись жесткие требования к кандидатам на вступление в Евросоюз, согласно которым страна-кандидат должна была соответствовать и политически и экономически, то есть иметь развитую демократическую систему, успешную рыночную экономику, способную достойно реагировать на любые сложные ситуации и устойчивую социальную модель. Речь шла об объединении политически и экономически однородных стран. Только со временем участники содружества пришли к пониманию, что даже внутри «старой Европы» нет единства и однородности, прежде всего, экономической. Тогда и возникла так называемая концепция «разных скоростей», предусматривающая включение в ЕС новых стран и подтягивание отстающих государств из числа стран «европейского ядра».

В конце 80-х годов бывшие страны социалистического лагеря (Польша, Чехия, Венгрия) стали претендовать на то, чтобы стать частью объединенной Европы. По сути, они и так являлись ее частью согласно своему прошлому, социокультурным ориентирам, традициям. Теперь же объединение с Европой стало ключевой политической стратегией новых восточноевропейских демократий. В связи с этим, таким странам ЕС предложило новую модель объединения – через переходный период, предполагающий подготовку к европейской интеграции в несколько этапов. И то, что последние 15 лет происходило со странами Центрально-Восточной Европы, как раз и было реализацией концепции «разных скоростей», предложенной новым участникам со стороны Европейского Союза.

Однако достаточно сложно сказать, может ли Украина пойти этим же путем, ведь у Евросоюза в связи с интеграцией центральноевропейских стран возникла проблема с расширением. Сейчас ЕС приходится «подтягивать» новых участников союза, в том числе и финансово, а это сказывается на социально-экономической ситуации внутри ЕС. Существует мнение, что Евросоюзу понадобятся десятилетия, чтобы оправится от присоединения к нему новых государств и подготовится к новой волне расширения. При этом самыми консервативными во взглядах на расширение ЕС являются страны-лидеры «европейского ядра» – Германия и Франция. Они являются сторонниками концепции не расширения, а углубления Европейского Союза, поэтому они выступают против интеграции новых стран, не соответствующих ЕС ни экономически, ни социально, ни по уровню демократии. Понятно в этом контексте, что присоединение Украины идет вразрез с концепцией «углубления» и интересами крупнейших участников ЕС.

Из-за этого у ЕС и возникает новая «концепция соседства», которая, с моей точки зрения, призвана приостановить процесс быстрого расширения Европы. Ведь сейчас многие страны, не входившие ранее в геополитическое и геокультурное ядро Европы, начинают претендовать на статус членов Евросоюза. Речь идет, прежде всего, о Турции, о Марокко, а теперь и о бывших членах СССР, которые, по крайней мере, последние 100 лет существовали в отдельном региональном конклаве. Концепция «соседства» и была предложена Украине, и, скорее всего, она будет реализована в ближайшие годы. Эта концепция предусматривает тесное экономическое партнерство. Однако речь не идет о непосредственной интеграции в Евросоюз в ближайшее время. Для Украины, конечно же, это плохо, поскольку в Украине сейчас сильны ожидания, возникшие в связи с «оранжевой революцией» относительно скорейшей интеграции в ЕС. И хотя эти ожидания во многом субъективны, следует надеяться, что именно они будут подталкивать нового Президента и его команду двигаться в Европу. А Европа должна будет так или иначе реагировать на такого рода тенденции. И, думаю, реагировать позитивно.

А как Вы оцениваете шаги, уже предпринятые украинским руководством, во взаимоотношениях с Евросоюзом? Не слишком ли много уступок делает наш президент?

На данный момент то, что Виктор Ющенко подписал фактически договор с ЕС в рамках политики соседства, является правильным и реалистичным шагом, ведь другого пути у Украины нет. Для Евросоюза украинская революция и то, как проявили себя во время нее украинцы, не может быть достаточным критерием для того, чтобы принять нас в ЕС. Существуют другие показатели, определяющие принадлежность страны к европейскому сообществу: наличие сильной демократии; реальной политической конкуренции; рыночной экономики, которая может самостоятельно решать возникающие проблемы; соответствующий уровень жизни людей. Украина объективно не соответствует статусу члена Евросоюза ни по одному из этих критериев.

Однако, недавно, общаясь с представителями европейских партий (Дании, Швеции, Голландии), я услышала об интересной позиции. Они обратили наше внимание на пример Албании, Румынии и Болгарии, которые, как и Украина, – пока не соответствуют критериям ЕС, но настойчивы в своем стремлении вступления в Евросоюз и потому успешны в своем продвижении. Украина должна пойти по этому пути, если она хочет быть в ЕС.

Поэтому, очень большое значение приобретает политическая воля украинской власти, которая должна проявлять настойчивость и активность для того, чтобы доказать Евросоюзу необходимость принять Украину. Ведь вопрос присоединения Украины не столь острый – расширение ЕС все равно идет, и принятие нескольких новых членов не изменит ситуацию принципиально. Украина более экономически успешна, чем та же Албания. Кроме того, в Украине общество (а не отдельные политические лидеры) сделало заявку на вступление в ЕС. И это то фундаментальное основание, на которое может опереться Виктор Ющенко при реализации евроинтеграционной стратегии.

С другой стороны, у нас существует серьезная проблема с Востока. Уже есть некая модель, которую выработал для себя Европейский Союз, и, в частности, Франция и Германия, в отношениях с Россией. Эта модель связана также и с особенностями отношений России и Украины. Вот этот клубок взаимоотношений может стать для нас роковым, поскольку именно «фактор России» может сыграть негативную роль в продвижении концепции интеграции Украины в Европу.

Россия является очень серьезным геополитическим образованием с имперскими амбициями, и она всегда будет претендовать на контроль над Украиной. Президентская кампания отчетливо продемонстрировала планы Кремля относительно нашей страны, и я не думаю, что они изменились, они просто приобрели скрытую форму. На мой взгляд, Россия будет предпринимать немало шагов, которые косвенно будут мешать интеграции Украины в ЕС.

Получается, что у нас есть «недоброжелатели» даже в самом Евросоюзе. А можно ли говорить о том, что Украина имеет друзей в составе ЕС? Я имею в виду, прежде всего, Польшу…

На мой взгляд, существуют две Европы: старая, представленная давними членами Евросоюза (прежде всего Германией и Францией) и новая. В ситуации войны в Ираке «страны ядра» заняли жесткую антиамериканскую позицию, в то время как новые члены, прежде всего Польша, выступили в поддержку США. Именно тогда Польша заявила, что она претендует на роль одного из региональных лидеров объединенной Европы. При этом Польша выступает главным адвокатом Украины в Европе, доказательством чего является позиция официальных и неофициальных польских представителей во время «оранжевой революции». И это связано не столько с позитивным отношением поляков к украинцам, сколько с их желанием занять более высокую роль в Евросоюзе и дотянуться до уровня Германии и Франции. С их покровительством Украине будет легче продвигаться в ЕС. В свою очередь, существуют весьма тесные связи Польши с Великобританией, которая является ее стратегическим партнером. Вместе они ищут противовес Франции и Германии и ориентируются на США. Это говорит о том, что и мы в решении вопроса европейской интеграции могли бы иметь партнера со стороны Великобритании, однако эта страна пока ведет себя очень осторожно. Но есть факты, свидетельствующие о том, что она начинает присматриваться к Украине более внимательно и, возможно, в будущем станет нашим союзником.

Опять таки, важную роль в определении союзников Украины играет «фактор России», ведь восточная Европа чувствует себя крайне дискомфортно вблизи такого гиганта. В частности, поддерживая Украину, Польша явно демонстрирует и свое отношение к России. Осложнения в отношениях Варшавы и Москвы отмечаются на многих уровнях – в том числе и по энергоносителям, по позиции Польши по Чечне (улица Дудаева) и т.д. В этой ситуации присоединение Украины к зоне своего влияния – означает для Польши серьезные очки во взаимоотношениях с Россией. В лице Украины Польша рассчитывает получить крупного союзника.

Таким образом, завязывается очень интересная геополитическая игра, которая будет определять политику Европы в отношении Украины в ближайшие десятилетия, а также евроинтеграционную политику самой Украины.

То есть Европа видит нас по-разному. Однако должны быть некие факторы, вызывающие у нее интерес к Украине. Что в нашей стране наиболее притягивает европейцев? Что мы можем им предложить?

Одним из важных моментов, который обсуждается при вступлении страны в Европейский Союз, является емкость ее рынка. У украинского рынка она значительна, ведь наша страна имеет население около 50 млн. Этот факт является важным нашим позитивом, поскольку дает возможность для увеличения торговли, выхода европейских товаров на наш рынок. В последние годы товарно-денежные обороты Украины с ЕС растут, и нам бы следовало сделать более благоприятными для ЕС таможенные правила, возможности для притока европейских капиталов. Но не только это влияет на признание Украины европейской страной.

Более важными могут быть стремление украинского общества к демократии, те социокультурные ценности, которые защитили украинцы во время революции. Это, безусловно, европейские ценности.

Но, нельзя забывать о том, что эти ценности исповедует только часть украинского общества. Раскол Украины на Восток и Запад – пока не преодолен и очень серьезно влияет на позицию ЕС в отношении потенциального членства Украины. В то время, как Запад и Центр Украины поддерживает идеи евроинтеграции, юго-восточный регион тяготеет к России.

Поэтому, одна из ключевых задач В.Ющенко – объединить украинскую нацию. Это станет весомым аргументом и для Евросоюза.

Страны ЕС видели лицо украинского общества во время революции и готовы признать право Украины быть членом союза, начать сближение уже в ближайшее время. Формы этого сближения будут еще неоднократно обсуждаться между представителями ЕС и украинским руководством, вопрос в том, насколько руководство Украины сможет проявить политическую волю для того, чтобы реализовать проевропейские общественные настроения.

К сожалению, уже сегодня есть очень опасные тенденции, говорящие против демократичности украинской власти. Я вынуждена констатировать, что многие черты этого режима пока остаются близкими чертам режима Кучмы. Даже создание партии «Наша Украина», не регистрация ряда партий – «Пора» и др. - говорит о схожести с политикой минувшего режима, отметающего любых политических конкурентов. То же можно сказать и о принятом бюджете, ущемляющем права среднего класса, который и был главной действующей силой революции. Думаю, Европа потому и предложила политику соседства в качестве пробного камня, что европейские политики желают посмотреть, насколько действия новой украинской власти будут соответствовать ее декларативным заявлениям. Им нужны весомые доказательства из практики украинской политической жизни, развития рынка и реализации прав граждан. Если таких доказательств не последует, то европейцы могут пересмотреть свое лояльное отношение к Украине. И это рациональная стратегия – ЕС имеет сложный опыт отношений с Украиной и вряд ли хочет ошибиться вторично. И это необходимо учитывать новой власти в своей политике партнерства с ЕС.

Как долго, по Вашему мнению, Украине еще ожидать полноценного членства в Евросоюзе?

Если мы будем просто ожидать – то очень долго, а может быть и никогда. Думаю, что очень важно, чтобы наши политики выработали четкое представление о стратегии своих действий, чтобы евроинтеграция не была попыткой просто «отомстить» России и обособиться от нее. Новая правящая команда должна ясно осознавать всю степень возложенной на нее ответственности. Нужно быть готовыми к тому, что Россия захочет отыграться, что проигравшие в 2004 г. политические силы попытаются взять реванш в 2006 году и не все у новой власти может получиться, как задумывается. Но нужно держать взятый курс, что бы ни случилось.

Во многом перспективы нашего членства в Евросоюзе зависят от того, будут ли в Украине проведены реальные политические реформы, и будет ли построен новый демократический политический режим. Если это произойдет, и, соответственно, будут проведены экономические и социальные реформы, то через 10–15 лет мы интегрируемся в Евросоюз. Но пока таких реформ проведено не будет, я буду оставаться пессимистом в отношении нашего европейского будущего.

Беседовала Оксана Гриценко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

«Украине нужен поиск новых решений»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,194