В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«Украине нужен поиск новых решений»

Если украинцы пойдут проторенным путем, то они станут «хорошими вторыми», если же они будут креативными в принятии решений, то смогут выбраться в лидеры. Украинцам следует не столько «искать в себе Европу», сколько «перепрограммировать» ЕС, доказать, что они ему нужны

Европейский Союз пока только формируется. Может ли он со временем взять на себя функции многонационального государства, стать новой империей?

В Евросоюзе сейчас дискутируют по этому вопросу, и думаю, что по мере вхождения туда новых государств, эти дискуссии будут приобретать все большую остроту. Хотя в ЕС уже была принята Конституция, но, скорее всего, она будет сведена к некоему договору о намерениях, соглашению о принципах. В ближайшие же 10 лет в Европе будут обсуждать вопрос соотношения национальных государств и наднационального образования ЕС.

В результате таких дискуссий можно предвидеть некий разброд внутри Евросоюза, и я усматриваю в нем значительный социальный контекст. Ведь за такой отрезок времени и государства, входящие в ЕС, и наднациональные образования будут размыты. В такой ситуации Европа очень ослабнет.

Вплоть до развала Евросоюза? Насколько серьезным будет этот кризис?

Думаю, максимум, что может произойти в его результате – это усиление внутриевропейских конфликтов. Сможет сложиться ситуация по примеру Средневековья, когда распадались феодальные «государства» и усиливались клановые объединения. Почвой к этому могут послужить различные этнические группы, входящие в состав европейских государств. Сказаться может также экономический кризис, который уже начался.

То есть, Евросоюз требует реформ. Каких именно: социальных, экономических?

Социальные проблемы Евросоюза происходят, в первую очередь, от проблем демографических, а демографию так просто не изменишь. Поэтому, скорее всего, европейцам придется менять свою экономическую систему, работая при этом в направлении либерализации экономики, вследствие чего в Европе будет усугубляться разрыв между богатыми и бедными. Сейчас этот кризис не заметен внутри стран европейского ядра, поскольку в состав ЕС вступили «новые бедные» государства. Но когда в старой Европе признают «нормальность бедности» новых членов ЕС, в этой организации начнется социальный разброд, в результате которого может измениться теперешняя социальная система Евросоюза. Это будет конец европейской социал-демократии и европейского государства социального благосостояния.

Кроме того, европейцы могут обратиться к новой колонизации, к новому империализму, то есть поддерживать свой уровень жизни за счет других континентов и народов. Сейчас этим продолжают заниматься Соединенные Штаты, и, возможно, Европа также обратиться к трудовым силам Африки, Азии, Восточной Европы, или же будет импортировать оттуда дешевые товары и сырье. Однако, более реалистичен вариант, когда старая Европа останется в аристократическом статусе по отношению к новой Европе. Таким образом, поляки, чехи, венгры будут работать на благосостояние «европейского ядра».

В таком случае, Украина, вступив в Евросоюз, рискует стать беднейшим из бедных его членов?

Вхождение в Европейский Союз во многом будет зависеть от корреляции украинского развития с европейским. Вы однозначно будете нужны Европе в качестве донора, подпитки европейского благосостояния. Вряд ли европейцам нужны украинские инвестиции, их скорее интересует украинский рынок. Поэтому, если Украина начнет стремительно развиваться, и станет богаче и сильнее Европы, то ЕС однозначно не захочет ее принять.

Неужели это возможно для нас, стать сильнее и богаче Европы?

Думаю, что да. Важно чтобы украинцы не начали «обезьянничать» и копировать европейский путь, ведь ни к чему хорошему это вас не приведет. Это не позволит Украине когда-либо быть наравне с той же Германией, или Бельгией. В нынешних условиях более успешен тот, кто более творчески подходит к развитию своего государства. Таким образом, Украине нужен поиск новых решений политических, экономических, технологических, которым, в частности, сейчас занимается Америка.

Если украинцы пойдут проторенным путем, то они станут «хорошими вторыми», если же они будут креативными в принятии решений, то смогут выбраться в лидеры.

Однако, если Украина стремится в Европейский Союз, то ей придется приняться за поиск Европы в себе. Что у нас европейского, кроме географии?

Я не совсем согласен с необходимостью искать Европу в себе, ведь в интеграционном процессе в Евросоюз европейская идентичность занимает последнее место. Значительно более важными являются вопросы бюджетного дефицита, правовые, институционные и экономические параметры. К тому же, в Европейский Союз можно войти, и не отвечая всем ее требованиям, а лишь благодаря принятию соответствующего политического решения. Даже если в Украине будет коммунистический режим, но она будет выгодна Европе, то ее примут в ЕС.

Тогда почему ЕС не спешит принимать к себе Турцию?

Дело в том, что в Европе действуют «двойные стандарты», которые проявляются даже в незначительных мелочах. Существует очень много вопросов, которые могут в случае необходимости стать поводом для недопущения страны в ЕС. Поэтому, большое значение имеет умение себя преподнести, «пропиарить». Таким образом, украинцам следует не столько «искать в себе Европу», сколько «перепрограммировать» ЕС, доказать, что вы им нужны.

В этом отношении, вопрос Турции, на самом деле, упирается не столько в какие-то стандартные процедуры или критерии, которые нужно соблюдать, достигать или применять, сколько в столкновение интересов, в договорных играх, в торгах между основными участниками общеевропейского процесса.

Чем же конкретно Украина может заинтересовать Евросоюз?

Прежде всего, как я уже и говорил, своим объемным рынком. Если Украина завтра скажет, что стопроцентно откроет свой рынок для европейских товаров, то она сразу же станет членом Евросоюза.

Большим плюсом для Украины на пути евроинтеграции стало бы также достижение эффективной коммуникации с Россией. Если Украина покажет ЕС, что она способна справиться с Россией, минимизировать возможную военную угрозу с ее стороны, предотвратить попытки политической, языковой, культурной экспансии с севера, то это будет важный плюс для вас. Если Украина найдет ключ, позволяющий ей управлять «российским монстром», то Европу это однозначно заинтересует.

Кроме того, Европа бы хотела, чтобы Украина поменьше вмешивалась в ее дела. Евросоюз любит поучать, быть миссионером, и поэтому европейцам нравится, когда с ними поменьше спорят о правах граждан, о правах национальных меньшинств, наконец, о двойственных евростандартах. Польша, недавно вошедшая в Евросоюз, сейчас играет роль вздорного ребенка («enfant terrible») и, имея уже такой пример, Европа может не хотеть вхождения в ЕС еще и Украины. Ведь Польша и Украина напоминают две стороны одной медали в этом регионе.

Кстати, Польша играет важную роль в процессе евроинтеграции Украины. Кто еще способен стать мотором этого процесса внутри нашей страны и вовне?

Если начинать с Украины, то говорить стоит, прежде всего, не о руководителях государства, даже не о деловых кругах, а о простых людях. Если каждый украинец будет чувствовать себя европейцем, участником жизни Европы, то автоматически, де-факто Украина станет частью Европы. Никакие государственные договоренности не смогут это заменить. Если простой украинец не будет себя вести согласно европейским правилам игры, то ничего не будет. Социальная сила является базовой для сегодняшней Европы. Поэтому, правительство, желая попасть в Евросоюз, должно акцентировать внимание на низовых уровнях.

Сомневаюсь, что кто-то конкретно среди стран ЕС может поспособствовать вхождению туда Украины. В переговорах между собой они, конечно же, могут попутно продвигать Украину, но в такой ситуации ваша страна будет, скорее всего, разменной монетой. Сейчас европейцы ведут между собой торги, в частности, в вопросах расширения. Расширяться ли им за счет востока, или же юга Европы? Соответственно, не может быть так, чтобы какая-то одна страна, или же политик смогли однозначно продвигать Украину в Евросоюз. Поэтому, игра на уровне стратегического партнерства для Украины вряд ли будет достаточной. Современная Европа – это скорее не демократия большинства, а демократия тотального согласия.

Когда же, по Вашему мнению, Украина может стать полноправным членом Евросоюза?

Думаю, что для присоединения к ЕС Украине потребуется синхронизировать свое экономическое развитие с европейским, то есть, если у них подъем – то и у вас подъем экономики, если же их постигнет спад – то соответствующие процессы начнутся и в Украине. Это весьма важное условие, и для его достижения, я думаю, потребуется лет 7–10.

Другим важным условием вступления в Европейский Союз будет гражданское сознание украинцев, о котором я уже говорил. Но для того, чтобы простые украинцы начали думать и действовать по-европейски, потребуется куда более длительный срок, где-то лет 15, а то и все 20. Таким образом, для того, чтобы Украину не поглотили, а она именно вошла в Евросоюз, вам понадобится еще около 20 лет.

Беседовала: Оксана Гриценко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,066