В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Путь Украины в Евросоюз лежит через изменение архитектуры ЕС, через возникновение контуров „большой Европы”, с учетом континентальных дрейфов Европейского Союза в Евразию. Овосточнение Европы, движение ее от западных берегов в глубины материковой Евразии - вот что дает Украине шанс поучаствовать в этом объединении.

Новая украинская власть задекларировала четкую проевропейскую позицию. Действительно, ли европейский выбор наиболее приемлем для Украины?

Важно определиться, что понимать под европейским выбором. Ориентация на Европу – это одно, а интеграция в Евросоюз – это несколько другое. Украина действительно должна выбирать европейские ценности, и самый решительный шаг в этом направлении она уже сделала в ходе президентских выборов, в период «помаранчевой революции». Европейские ценности предоставляют условия для свободы демократического выбора, а глубинным источником «помаранчевой революции» как раз и было стремление большинства украинских избирателей отстоять свое право на выбор, что, собственно, манифестирует становление Украины как ценностно европейской нации. Таким образом, самый большой прорыв «помаранчевой революции» заключается не в том, что кто-то пришел к власти, что страна ушла от худших сценариев своего развития, а в том, что вопрос украинской идентичности был снят. Украинцы сделали выбор между административным влиянием на гражданские процедуры и демократической идентичностью в пользу последней. Таким образом, вопрос не стоит о том, что Украина выбирает Европу, ведь де-факто в ходе президентских выборов наша страна уже сделала выбор.

Совсем другое дело Европейский Союз, у которого, по моему мнению, не должно быть монополии на Европу, которая намного шире, нежели Евросоюз. На мой взгляд, интеграция в ЕС не должна рассматриваться в качестве европейского выбора Украины, поскольку такая интеграция - это более узкий политико-экономический вопрос. Вопрос интеграции в Евросоюз еще не должен изыматься из общественной дискуссии и становиться безусловным фактом.

Если Украина уже выбрала Европу, то естественным будет ее стремление вступить в Европейский Союз. Что же в этом спорного?

Проблема ЕС-Украина связана с окончательным отформатированием украинской национальной идентичности. В конечном счете, вопрос заключается в том, готова ли Украина стать постнацией в Европейском Союзе, уступив свою национальную идентичность европейской постанициональной идентичности. Возможно, Украина должна пройти этап национального развития, прежде чем она войдет в Евросоюз как состоявшееся конкурентное государство. А не, минуя фазу европейского национального государства, перейти от постсоветской идентичности сразу к постнациональной, европейской.

Думаю, что Украина вряд ли может повторить путь в Европейский Союз, который прошли страны Центральной Европы и Балтии. Учитывая сложный генокод нашей страны в нынешних ее территориальных границах, ее исторические традиции, опыт проживания в бывшем Советском Союзе и опыт советской индустриализации, вряд ли можно втискивать Украину в узкоигольное ушко пути в Европу, приемлемое для малых по территории стран, или же значительно меньших, чем Украина по населению. Поэтому, если для государств Балтии путь из бывших советских республик в постнациональную Европу был достаточно органичен, то для Украины нужен определенный этап существования в качестве европейской самостоятельной нации, которая участвует в интеграции с Евросоюзом на межправительственном и на межгосударственном уровне, но не стремиться к непосредственному включению в эту структуру.

Путь в Европейский Союз очень важен для Украины в качестве стратегической цели, в качестве ориентира внутренней и внешней политики, в качестве внешнего утопически-энергетического ресурса внутренней модернизации, адаптации европейских механизмов власти, социальной жизни, социальных, демократических стандартов. Однако, с точки зрения реального существования в союзе это более отдаленная перспектива. Таким образом, для Украины наиболее оптимальным является участие в Евросоюзе в качестве восточноевропейского государства-нации, нежели как участника наднациональной евросоюзовской структуры.

Во время „помаранчевой революции”, о которой Вы вспоминали, у многих украинцев возникла надежда, что Европейский Союз предложит нам более обозримую перспективу членства, однако, этого не произошло. Почему?

Это тоже является следствием описанной мною ситуации. Европа ведь понимает, что Украина пока не готова к постнациональному формату, который органично вклеивает европейские нации в единую наднациональную брюссельскую Европу. Проблема не в том, соответствует ли Украина Копенгагенським критериям, либо же нет. Дело в том, что наша страна по своему генокоду, по своей экономический идентичности ориентирована больше на особый индустриально-национальный тренд, нежели на постиндустриальную, экологически чистую и социально комфортную экономику Европейского Союза.

Часто европейские партнеры, ища выход из дилеммы украинского участия в Европе, выдвигают формулу „открытых дверей”, желая заявить, что двери в Европу всегда открыты для нас. Тем не мене, европейцы понимают, что Украина территориально, исторически, по количеству населения и по своей экономической идентичности не подходит к этой метафоре. В нашем случае более приемлемо было бы говорить об „открытых воротах” или же „разрушенных стенах”. Если Украина сейчас или же лет через десять будет входить в Евросоюз, то ей придется проламывать стены, тем самым меняя институциональную и экономическую структуру ЕС.

Таким образом, для вступления Украины в Европейский Союз нужна иная архитектура этого объединения и, очевидно, что эта архитектура будет меняться в результате сложного процесса партнерской конкуренции за Европу между Украиной и Россией. На мой взгляд, оптимальным для нас является не путь дивергенции (то есть особого, отдельного пути Украины в Европу на контрастах и противоречиях с Россией), а конвергентное взаимодействие между Европой, Россией и Украиной. Тогда этот процесс будет менее конфликтным и из геополитических измерений он перейдет в фазу нормальной экономической конкуренции.

Таким образом, путь Украины в Евросоюз лежит через изменение архитектуры ЕС, через возникновение контуров „большой Европы”, с учетом континентальных дрейфов Европейского Союза в Евразию. Овосточнение Европы, движение ее от западных берегов в глубины матерековой Евразии - вот что дает Украине шанс поучаствовать в этом объединении.

Но захочет ли Европейский Союз изменять собственную архитектуру ради принятия Украины? Действительно ли мы представляем ценность для Европы?

Сейчас европейцы пребывают в некотором концептуальном размышлении по поводу перспектив Украины, и в нынешнем формате Евросоюза нашу страну не видят его частью. Однако, учитывая, что происходит процесс движения евроатлантических структур вглубь материковой Евразии, что связано с революционными процессами на постсоветском пространстве, учитывая объективную тенденцию к овосточнению ЕС и НАТО, учитывая новую систему связок энергоресурсов и промышленных ресурсов в Европе и учитывая, что центр мировой геополитики и геоэкономики смещается в сторону Евразии, Европа вынуждена будет расширять свою архитектуру, достраиваться за счет пространства Восточной Европы, чернорморско-каспийского региона, а также за счет энергодонорских регионов России, Черного моря, Каспия. Именно Украина является ключевой площадкой для изменения этой архитектуры, она будет цементирующей частью этой новой, восточно-ориентированной структуры Евросоюза.

Ошибкой многих аналитиков является то, что они рассматривают проблему Украина-ЕС в статике. Они считают, что для Украины важно вырваться из ее нынешней геополитической конфигурации и оказаться в географическом рае, который в политическом безсознательном Украины зовется Европейским Союзом. А почему бы на этот вопрос не посмотреть в динамике? Почему бы не предположить, что Евросоюз не будет замыкаться в границах Западной и Центральной Европы, что он постепенно будет обращаться в своей политике на Восток, где очевидно в XXI веке окажется эпицентр международной политики, мировых процессов и нового миропорядка. С этой точки зрения ЕС нужны будут комплиментарные страны, которые, не являясь членами Евросоюза, в той или иной степени будут интегрированы в эту структуру, будут не участвовать, а соучаствовать в политике ЕС. С этой точки зрения роль России как очень большого энергоресурсного региона, и Украины как важного транзитного региона, как медиатора между различными площадками становится ключевой. Такая роль даст Украине возможность не подчиняться чужим правилам, а играть в собственную игру.

Какую же роль в этой игре будет занимать Россия? Станет она нашим геополитическим конкурентом или же партнером?

В принципе, у Украины есть возможности играть свою роль в Европейском Союзе без оглядки на Россию. В то же время, сама Россия интегрируется в Европу и желает формировать общее пространство с ЕС. Россия остается ключевым игроком, в том числе и в политике Европейского Союза относительно его расширения на Восток и к этому нужно относиться трезво и спокойно. Наконец, чтобы нам никто не создавал дополнительных барьеров необходимо проводить такую политику, которая не разделяет, а объединяет нас с другими странами.

Наименее эффективным и дальновидным был бы путь, при котором Украина стремилась бы любым путем вскочить на подножку последнего вагона евросоюзовского поезда, злорадно наблюдая за тем, как далеко от него отстала Россия. Это неверный ход с точки зрения экономической идентичности нашей страны, а, учитывая сложную экономическую географию и внутреннюю геополитику Украины, необходимо сделать так, чтобы этот евросоюзовский эшелон был как можно больше растянут. К тому же, если Украина не будет мешать России, то и у последней окажется меньше возможностей исподтишка мешать нам. Если игра будет прозрачной, то все решит конкуренция стран, и я не исключаю что в такой конкурентной борьбе победит Украина, по крайней мере, шансов у нас немало.

Получается, что через 10-15 лет как Украина, так и Россия смогут примкнуть к Евросоюзу, который к тому времени приобретет совсем другие формы организации?

Не совсем другие формы. Он останется как союз, имеющий единую таможенную систему, единый рынок капиталов, однако границы его будут более гибкими. Возможно, ядро союза останется, однако ЕС будет „облеплен” комплиментарными странами, будет включать в себя комплиментарные таможенные, рыночные и гуманитарные пространства, что создаст гибридные формы рынков, стран, населения. Это будет широкоидентичная структура, с различными смешениями идентичностей.

Но будут ли все члены этой структуры равноправными? Не окажемся ли мы там на второстепенных ролях?

Как раз наоборот. Именно в такой конструкции роль Украины может быть довольно значимой, поскольку наша страна будет участвовать в перестройте Евросоюза и, соответственно, в формировании новых правил этого объединения. В нынешних же условиях у нас только два пути: либо сузить свою идентичность до требований Европейского Союза, либо же остаться неким промежуточным пространством, мостом между Россией и Европой. Однако, мост – это не территория. По мосту ходят, но на нем не живут. А участвуя в построении новых евротрасс Европа-Россия, Европа-Кавказ, Европа-Каспий Украина станет очень важной и удобной для проживания территорией.

Беседовала Оксана Гриценко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

«Украине нужен поиск новых решений»

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,093