В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…: Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Мы похожи тем, что в наших странах существуют необоснованные ожидания, есть желание возложить ответственность на других, в частности на Евросоюз. Но нужно понимать, что Европейский Союз будет помогать в том случае, если он увидит желание и возможность с ним работать – он не будет силком тащить страну, если она сама не делает достаточных усилий.

Как чувствуют себя чехи после вступления вашей страны в Евросоюз? Чувствуется, что Чехия прошла какую-то грань, после чего все изменилось?

Лучше всего это видно на символическом уровне. Например, теперь мы с полным правом можем повесить флаг Евросоюза возле ратуши. Но вряд ли чехи ощутили саму грань перехода, поскольку мы начали работать над этим еще лет 15 тому назад. Уже в 1990 было принято политическое решение, после которого велась кропотливая робота.

Прошло 15 лет – и к этому все относятся уже намного спокойнее. Процесс присоединения был настолько растянут во времени, что мы не почувствовали каких-то существенных изменений. В этом плане, 1 мая 2004 года было просто завершающим аккордом этого долгого процесса.

Поэтому, вряд ли я могу сказать, что с 1 мая мы ощутили какое-то благотворное влияние Евросоюза, поскольку вся робота была выполнена до того, чехи сами постарались улучшить свою жизнь настолько, чтобы чувствовать себя комфортно в новой Европе. Все законы и нормы, реформы, стандарты были приняты раньше. Конечно же, 1 мая все почувствовали радость, как любой человек чувствует удовлетворение от хорошо сделанной работы. Но даже при всем этом, больших праздников и церемоний, кроме концерта, в Чехии не было.

Действительно ли так уж немного людей вышло праздновать день вступления в ЕС? С чем это связано?

Дело в том, что сейчас в Чехии при власти находятся социалисты. Они имеют поддержку в Европарламенте, где тоже доминируют левые, но не имеют поддержки у самих чехов. Социалисты, фактически, находились при власти, когда проходила процедура вступления в ЕС – при этом они не смогли добиться хороших условий самого вступления. Чехия, в результате, получила самый плохой компенсационный пакет со стороны ЕС по сравнению с другими странами, которые вступили в ЕС 1 мая 2004 года. Поэтому правые силы создали во время вступления в ЕС мощную пиар-волну, в который пытались сказать, что условия вступления были не очень выгодны. Правые партии создают атмосферу критики для того, чтобы чехи задумались над тем, что мы делаем в Евросоюзе.

Правые создают атмосферу евроскептицизма или это просто критика конкретных решений правительства?

Если посмотреть на структуру электората, то как раз сторонники правых партий больше поддерживают вступление в ЕС, нежели сторонники социалистов. Ярлык «евроскептицизма» придумали как раз социалисты для того, чтобы ухудшить имидж правых. Но правые не являются евроскептиками – они ратуют за адекватный характер отношений между Чехией и Евросоюзом, они пытаются прагматично оценивать действия Чехии «в Евросоюзе», а не «против Евросоюза». Те, кого социалисты называют евроскептиками, думают над тем, чего они хотят, а не покорно принимают все, что спускают сверху – это прагматичный расчет.

А евроскептиками у нас являются только те, кто поддерживал раньше коммунистов и ратовал за более тесные отношения с Советским Союзом.

И все-таки, неужели в стране не произошло хотя бы едва заметных изменений после 1 мая 2004 года?

Я со своей стороны вижу, что мы теперь должны более щепетильно относится к законам. Теперь мы можем обратиться в Страсбургский суд, и это может повлиять даже на политическую ситуацию в стране. Приведу небольшой пример: в Чехии и Польше не был реформирован рынок аренды недвижимости. Во времена коммунизма были целые массивы, в которых людям сдавали квартиры за копейки, потому что эта отрасль дотировалась государством. Соответственно, кто-то в форме налогов платил за это жилье. Эта система плавно перешла в наши дни. Государство регулировало этот рынок, запрещая повышать плату за аренду, хотя это не покрывало расходов на содержание. Таким образом, государство регулировало коммерческую деятельность. Пытаясь как-то бороться с этим, одна женщина подала в Страсбургский суд на государство за то, что оно диктует ей условия и заставляет терпеть убытки. Перед этим она проиграла в польском суде, но теперь выиграла в Страсбурге. Решение последнего суда повлияло на политику государства как в Польше, так и в Чехии.

Много ли было таких прецедентов, когда решение каких-то вопросов приходило извне?

Есть много решений, которые внедряются в нашу жизнь, но мы о них не догадываемся. Мы о них узнаем, когда сталкиваемся с ними непосредственно. Постоянно меняются стандарты, условия регулирования производства.

Насколько легко принимаются такие изменения? Они не воспринимаются как навязчивое вмешательство?

Вопрос не стоит о том, что кто-то чужой вмешивается в наши дела. Эти стандарты носят прагматичный характер – к ним так и относятся. Вот если Евросоюз будет стандартизировать размер огурцов, а также радиус их искривления, чтобы их можно было продавать на рынках ЕС, то это будет восприниматься негативно.

Могут ли чехи выступать против наднациональных структур ЕС, которые хотят контролировать все сферы жизнедеятельности?

Это тяжелый вопрос. Только жизнь покажет, смогут ли чехи адекватно отстаивать свои права. Во многом это зависит от политических сил, которые находятся у власти. Сейчас у нас при власти однозначно проевропейская сила, но отстаивать свои интересы у нее получается плохо, она не способна вести деловые переговоры и немножко по-служански ведет себя в отношении евроструктур. На следующих выборах победят, скорее всего, правые – посмотрим, как они будут защищать наши интересы. Также, правые, возможно, придут к власти в Польше и в Словакии. Может быть, будут формироваться две Европы: одна будет более интегрирована, другая – стоять чуть в стороне.

Эти две Европы будут существовать на уровне неких образов, или возможна какая-то формальная их организация?

Нет, о формальной организации этих взглядов пока речь не идет. Да и вряд ли это возможно в будущем, потому что это привело бы к серьезным последствиям – под угрозой бы оказалась сама идея Европейского Союза.

Не бояться ли чехи оказаться на периферии Евросоюза?

В отличии от болгар или прибалтов, чехи не находятся на периферии – они находятся в центре Европы, они окружены странами Евросоюза по всей длине границы.

Какая мотивация была у чехов, когда они принимали решение о вступлении в Евросоюз 15 лет назад, изменилось ли что-то с тех пор?

Мы не принимали решение о том, куда идти, потому что мы всегда были частью Европы. Вопрос заключался не в выборе пути, а в путях возвращения. Вся история Чехии была связана с Европой – культурно, религиозно, исторически мы всегда чувствовали себя частью Европы. Советский блок очень давил на наше сознание своей чужеродностью, своими культурными различиями. Поэтому мы просто вернули себе свое место, которое принадлежало нам по праву.

Вы живете в Украине уже несколько лет. Чем Украина и Чехия похожи между собой в отношении к Евросоюзу?

Мы похожи тем, что в наших странах существуют необоснованные ожидания, есть желание возложить ответственность на других, в частности на Евросоюз. Но нужно понимать, что Европейский Союз будет помогать в том случае, если он увидит желание и возможность с ним работать – он не будет силком тащить страну, если она сама не делает достаточных усилий. Кроме того, нужно всегда думать о том, чтобы отношения были взаимовыгодны.

На Ваш взгляд, чем бы могла быть выгодна Украина Евросоюзу?

Я думаю, что вступление Украины вызывает довольно большие опасения со стороны ЕС, которые отчасти объясняются наличием не очень гладких отношений с Польшей. А ведь Украина и по населению, и по территории больше Польши. Поэтому в политическом смысле, Украина вызывает скорее опасения, чем чувство удовлетворения от наличия еще одного большого государства в составе ЕС. Тем более, что когда-то это была Украина Кучмы и Януковича.

Конечно же, события прошлой осени изменили отношение к Украине. Но нужно, чтобы прошло время, чтобы ЕС смог убедиться, что изменения, о которых говорит Ющенко, необратимы. Но в целом, немцам и французам еще нужно крепко подумать, зачем им Украина. Я думаю, что все вопросы о перспективах Украины в ЕС будут решаться после выполнения программы Украина-ЕС – вот тогда можно будет говорить о том, есть ли почва для разговора, или нет.

Беседовал Юрий Таран

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

«Украине нужен поиск новых решений»

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,089