В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Наши «заробитчане» зарабатывают в месяц 440 миллионов долларов. Примерно половину этих денег они присылают в Украину своим семьям. И никто из наших государственных деятелей не скажет им хотя бы «спасибо». А ведь это мощный источник инвестирования украинской экономики

Новый Президент Виктор Ющенко четко заявил о том, что его цель – привести Украину в Европейский Союз. Принято думать, что основным препятствием для этого служит наша экономическая недоразвитость и косность евробюрократов. А какие препятствия видите вы?

Если принимается курс на евроинтеграцию, то приоритетным должен стать вопрос о выполнении Европейской Социальной Хартии, о ратификации которой неоднократно заявляли экс-президент Кучма и предыдущее правительство.

Без решения проблемы украинской трудовой миграции в страны Европы, нельзя даже мечтать о членстве в ЕС. Наши сограждане, буквально изгнанные со своей родной земли, во многих странах используются работодателями как рабы. Они лишены самого главного достижения демократии – гражданских прав и свобод. Своим трудом наши соотечественники делают страны ЕС еще богаче, но никто не защищает их, а проблема «заробитчан» замалчивается. За рубежом их ждет только мафия, высасывающая из людей последние соки.

Нежелание решать накопившиеся вопросы о трудовой миграции увеличивает социальную напряженность в странах Евросоюза. Из-за украинских мигрантов, готовых работать за самую низкую плату, лихорадит рынки труда. Неудивительно, что среди европейцев ширится ксенофобия, которую используют правые и крайне правые силы. Это показали выборы во Франции, Германии, Дании… Против наших людей ополчились профсоюзы Испании, Португалии и других стран. Известны факты убийства наших граждан, продажа в рабство не только женщин, но и мужчин. Уже созданы фирмы, торгующие «рабочим скотом».

Можно привести много подобных примеров. К каким негативным последствиям может привести дальнейшее игнорирование этой проблемы, думать не слишком приятно. Однако это и есть одна из основных задач нового правительства Украины: научиться заботиться о собственных гражданах, решать их проблемы в любой стране мира и обеспечить гражданские права.

Корень зла кроется в монополии на государственную власть крупного частного капитала и транснациональных корпораций. Она ведет не к процветанию всего общества, а к тому, что барыши владельцев капитала взлетают до небес, а зарплаты рабочих и служащих снижаются, сокращаются рабочие места, люди вынуждены искать работу где угодно, вплоть до зарубежья. Все это мы видим в Украине.

Можно ли решить эту проблему?

Конечно. Любой работодатель, когда у него возникает выбор, кого взять на работу – нелегала, которому можно платить вдвое меньше и выгнать при первой возможности, или местного рабочего, за которым профсоюз и государство, выберет нелегала. Какие шаги сделала Украина для того, чтобы хотя бы начать процесс защиты собственных граждан, чтобы наши люди работали там цивилизованно? Я их не вижу. Да что там в Европе – посмотрите на то, что делается в самой Украине, особенно в сельском хозяйстве. Это же крепостное право!

Мы могли бы взять пример хотя бы с японцев. Они придумали свою систему создания рабочих мест. Фирму «Тойота» знают все, но не все знают, что она окружена 30 тысячами смежников, мелких предприятий и рабочих-надомников. Любой рабочий может у себя в гараже организовать мастерскую, заключить договор с фирмой и изготавливать для нее разные детали – а их тысячи. И государство этот проект поддерживает, и не только морально, но и финансово.

Кроме социальных гарантий есть еще один важный аспект – экономический. Мы отстаем от Европы экономически – разве это не препятствие?

По оценке госпожи Карпачевой, наши «заробитчане» зарабатывают в месяц 440 миллионов долларов. Примерно половину этих денег они присылают в Украину, своим семьям. И никто из наших государственных деятелей не скажет им хотя бы «спасибо». Америка пообещала на год дать нам 60 миллионов, и об этом трубят повсюду, а тут такие деньги – и молчок. А ведь это мощный источник инвестирования украинской экономики.

Что важно, эти 220 миллионов идут в Украину разными путями, в основном окольными. Их передают через знакомых, прячут в микроавтобусах, курсирующих через границу, шлют через «Вестерн Юнион», который дерет с них бешеные проценты, на этом паразитирует таможня – никто не решает проблему цивилизованным путем. А решить ее просто – через Национальную систему массовых электронных платежей (НСМЭП), которую внедряет Нацбанк Украины. Это будет стоить человеку, посылающему деньги всего полпроцента от пересылаемой суммы, а не 10, 20 а то и все 30, как сейчас. Да и почему этим занимается «Вестерн Юнион», а не украинский банк?

В новом Кабинете Министров появилась должность вице-премьера по евроинтеграции, который, кстати, неплохо говорит на нескольких европейских языках. Можем ли мы, изменив, по сути, пока один лишь имидж своей страны, рассчитывать на четкие европерспективы?

Я считаю, что сегодня, ставя перед страной глобальные планы по евроинтеграции, переустройстве экономики, сельского хозяйства и сознания, прежде всего нужно решить проблему социального партнерства. Все граждане Украины имеют право и должны жить достойно. Каждый хочет гордиться, что он гражданин Украины, куда бы его ни занесла судьба.

Конечно, сейчас есть кредит доверия новому Президенту, есть мода на Украину. Но этот кредит отнюдь не пожизненный, а мода быстро проходит. Если новая власть не оправдает ожиданий, разочарование будет страшным, оно перечеркнет все честолюбивые планы нашей доморощенной элиты раз и навсегда.

Европа видит то, что происходит у нас. Когда премьер Италии Сильвио Берлускони спросил Кучму, почему вы не можете у себя в Украине обеспечить женщин рабочими местами, тот ему ответил, мол, «все хорошие женщины работают дома на Украине, а сюда приехали одни проститутки». Сюжет этот показали по итальянскому телевидению – они любят такие пикантные вещи. Наших «заробитчан» в Италии заявление это очень сильно обидело. В основном-то едут на заработки люди из села, люди простые и порядочные, едут ради куска хлеба. Только благодаря наплыву дешевой рабочей силы из Украины итальянцы теперь могут себе позволить иметь прислугу!

Я пока не вижу у новой власти желания начать диалог о налаживании социального партнерства. Люди ведь вышли на Майдан не потому, что им сильно нравился Ющенко, – они вышли потому, что хотели лучше жить, хотели дать понять власти, что им тоже хочется иметь приличный доход, квартиру, счет в банке. Не ясно, понимает ли новая власть, что у нас в стране среди трудоспособной части населения 90% составляют не хозяева, не бизнесмены, а люди, работающие по найму.

Впереди 2006 год – год парламентских выборов. Уже на последних президентских выборах были предприняты попытки использовать голоса наших соотечественников, работающих за рубежом. Их тогда пресекли. Но ведь люди эти никуда не делись, и, по сути, они лишены права голоса. Не может ли эта проблема помешать новой власти в ее евроинтеграционных планах?

Может, если новая власть не будет ее решать. Представляете, какой избирательный потенциал у «заробитчан»? По различным оценкам их насчитывается от 7 до 10 миллионов человек. В основном это нелегалы, не состоящие на консульском учете. Но ведь они не перестали быть гражданами Украины и не забыли свой родной язык, народные традиции и обычаи.

Украинские общины Греции и Италии создали свои центры, где можно пообщаться со своими соотечественниками и самое главное – получить реальную помощь, как юридическую, так и материальную. Но отсутствие поддержки деятельности подобных центров со стороны правительства Украины не дает возможности перевести их работу в законное русло. Да и сами законы надо во многом изменить, чтобы состыковать их с международными нормами.

Нашим гражданам, работающим за рубежом, могли бы помочь профсоюзы. Зарубежные отделения украинских профсоюзов могли бы стать теми «магнитами», которые привлекли бы к себе соотечественников, помогли бы организовать людей, избирательные участки, транспорт, а главное – дать им саму возможность принять участие в выборах. Люди куда больше доверяют профсоюзам, чем чиновникам. Кроме того, иностранные профсоюзы тоже заинтересованы в том, чтобы упорядочить рынок труда. Если для страны пребывания наши «заробитчане» – нежеланные гости, если нашему государству заниматься ими «не с руки», то профсоюзы здесь вне конкуренции. У них есть и заинтересованность, и возможность охватить всех, кто работает за рубежом.

Зарубежный электорат тяжел для манипулирования. Это люди, прошедшие суровую школу, у них свое мнение о происходящем в Украине, но если им кто-то реально поможет – они этого не забудут. Если найдется у нас в стране политическая сила, которой сможет это сделать, то она получит мощную фракцию в будущем парламенте.

Кому в нашей стране нужна евроинтеграция, кто мог бы выступить ее «заказчиком»?

Евроинтеграция нужна, прежде всего, элите – чтобы с ней в Европе считались, чтобы приглашали на элитарные собрания. Скажем так, для статуса. Но если элита хочет «засветиться» на венском балу, то ей надо свою страну сделать цивилизованной, решить наболевшие социальные вопросы. Ведь от того, что одна элита сменяет другую, сама структура власти, механизмы выработки решений не меняются. У власти по-прежнему крупный бизнес. И до тех пор, пока в парламенте не будут представлены интересы гражданского общества, эти элиты так и будут перебрасывать друг другу власть, как шарик от пинг-понга, а мы – водить за ним глазами туда-сюда и слушать сказки «про Европу».

Что мы можем дать Европе, с чем мы можем туда идти?

Можно себе представить, что случилось бы, если бы Украина прямо сейчас вошла в ЕС. Это значит, что упали бы таможенные барьеры – нет больше поборов за растаможку автомобилей, и все, прощай украинская автомобильная промышленность. Она просто окажется неконкурентоспособной. У нас очень энергозатратная экономика, причем во всех отраслях. Высоких технологий у нас нет, «ноу-хау» тоже нет, наука прозябает в нищете. Что осталось – так это кое-какие разработки в оборонной сфере, которые невозможно никому продать, потому что Америка будет против. Вспомните скандал с «Кольчугами». У нас есть производство металла, но Европе его много не надо, да и с вхождением в ЕС его производство будет жестко квотироваться Брюсселем. Вхождение в ЕС грозит серьезными последствиями для села. Пол-бюджета ЕС – это дотации сельскому хозяйству, фермерам, с которыми они просто не знают, что делать.

С другой стороны, у европейцев есть некоторый интерес к Украине. Они готовы покупать наши земли в местах, удобных для выращивания экологически чистых продуктов. На Западе выращивание таких продуктов сложно и дорого. Кроме того, они готовы инвестировать в размещение у нас экологически вредных производств, которые в Европе разместить невозможно. Но самый важный наш вклад в ЕС, вполне востребованный уже сейчас, – это дешевая рабочая сила, «рабы».

Скажу так – нам есть, с чем идти в Европейский Союз, но сам процесс интеграции должен стать предметом серьезного обсуждения и максимально широкого участия в этом диалоге всех структур гражданского общества. В том числе и профсоюзов, которые лучше остальных знают, что такое социальная защита, и служат гарантом социальной стабильности. В противном случае, все эти планы вступления Украины в ЕС в 2010-м году, в 2020-м останутся историческими курьезами.

Записал Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Капли росы» (сосуд пятый) (о со-бытиях и пере-живаниях)

Российский Кремль определил путь, который считает спасительным для России. Частью успеха на этом пути становится и победа «в» и «над» Украиной. Еще одной частью — подрыв и дискредитация евроинтеграционного проекта. Европа не будет воевать за Украину. Хотя бы потому, что война с Россией немыслима и недопустима для всех без исключения стран ЕС, а события в Украине, качество и компетенция украинской политической и бизнес-элиты, необустроенность общества скорее отталкивают, чем привлекают европейцев. Еще недавно украинские майданы воспринимались в ЕС как свежее дыхание и «молодая кровь» европейского проекта. Но как и 10 лет назад, сумбурность и многослойность революционного процесса, хроническая интеллектуальная незрелость и банальная жадность политических лидеров Украины приносят лишь разочарования. И если культурные границы Европы, как было и двести лет назад, меряются Уральским хребтом, геополитические границы после «волны расширения», снова откатываются к границам традиционной Центральной Европы. Той, которая без Украины.

Украины, которую мы знаем с 1991 года, уже не будет. Но Украина может быть. Другая. Если ее не только рассматривать на карте и защищать границу ценой тысяч жизней и гуманитарных катастроф, а если ее помыслить и представить как пока еще разорванное со-общество живых, разных, но готовых жить вместе людей. Вопрос – как?

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

«Украине нужен поиск новых решений»

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,093