В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

В современных ролевых играх и тренингах социо- и психодраматические техники используются в целях обучения личности более эффективному поведению в ситуациях, в которых человек или группа людей испытывает затруднения, предоставляя им возможность получения опыта, приобрести который в настоящий момент в реальной жизни для данного клиента маловероятно.

Собственно, социодрама – это ролевая игра, метод которой предназначен для работы с межгрупповыми отношениями и коллективным мировоззрением, драма для людей, рассматривающих вопросы, относящиеся к некой социальной единице, является ли это группой лиц, отдельным государством, сообществом или человечеством в целом. А поскольку социодрама используется для воспроизведения и исследования в действии социальных групп – команд, организаций, национальных/интернациональных систем, ее вполне можно использовать для изучения, диагностики, планирования и проверки возможностей социума для последующего применения в реальной жизни.

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Интеграция Украины в ЕС – тема весьма актуальная, говорят и пишут о ней очень много. Но едва ли не впервые за последние (постсоветские) годы у нашей страны появился свой общеукраинский ПРОЕКТ – «проект Европа». А это означает, что появилась цель и появилась перспектива. Это означает также, что растет значение общего гражданского усилия, наметилась мобилизация общества. Это также и период «взросления» нашей страны, когда от этапа жесткого отрицания/игнорирования/борьбы с ветряными мельницами мы переходим к созиданию, созиданию своей собственной страны. Это стало реальной ценностью, реальной ролью для миллионов наших сограждан.

Но:

– интеграция – это большая и кропотливая работа, прежде всего для Украины;

– поскольку перспектива вступления Украины в ЕС носит долгосрочный характер, необходим анализ перспектив самого Европейского Союза, а также характер отношений, которые складываются между странами ЕС в экономике, политике. Политикум и бизнес Украины должны не только знать и понимать проблемы и противоречия ЕС, но и учиться «чувствовать контексты», глубоко и всесторонне понять его цели и предназначение;

– пока, на волне евроэйфории, не принято обсуждать те перемены, которые ждут Украину на пути в ЕС, никто не взвешивает преимущества и недостатки, а также не учитывает риски, которые просто неизбежны и это грозит весьма серьезным разочарованием. Захотим ли мы стать гражданами единого государства ЕС через 10-15 лет?

- евроинтеграция выглядит скорее как бизнес- и дипломатическая стратегия. Отсутствует важнейшая составляющая – социальная стратегия.

Двигаясь по пути интеграции в ЕС, Украине необходимо также найти ответы на вопросы: Что Украина может дать Европроекту? Почему ЕС должен быть заинтересован в присоединении нашей страны?

Пока же ни у стран ЕС, ни у Украины нет видения украинского вклада в общую организацию, хотя никто не лишал Украину права предлагать ЕС не только свои ресурсы, но и свои проекты. Но для того чтобы сделать Европе предложение, от которого ей будет трудно отказаться, следует изменить – как извне, так и изнутри – статус Украины как «просителя». Это, возможно, самая трудная роль, но чем скорее мы научимся ее играть, тем скорее Украина сможет получить шанс продемонстрировать свои возможности сделать свой вклад в развитие Европейского сообщества. И об этой роли нужно вести дискуссию, прежде всего, в нашей стране.

Украине еще только предстоит освоить опыт стран уже вошедших в ЕС в отстаивании собственных национальных интересов, а также в поисках взаимоприемлемых компромиссов.

Однако пока украинский бизнес не станет «заказчиком» евроинтеграции Украины, а экономика Украина не будет готова стать частью евроэкономики, вряд ли прекрасная евросказка станет былью. До тех пор, пока Украина не начнет диверсифицировать свои отношения со странами ЕС, развивая их не только на государственном, но и на корпоративном уровне, наш путь в Евросоюз будет весьма проблематичным. Статистика свидетельствует, что с вступлением Центральноевропейских стран в ЕС, торгово-экономическое сотрудничество Украины с ЕС опередило традиционного для Украины лидера – страны СНГ. Таким образом, ЕС становится крупнейшим торговым партнером Украины. И эти отношения нужно развивать и стимулировать, эту роль Украине необходимо сделать свои вторым «Я», если власть не только декларирует свои евроинтеграционные намерения, но и намерена их реализовать.

Поставленная нашей страной цель вхождения в ЕС может кроме всего прочего послужить также и ресурсом для консолидации внутренних сил и решения возникших в ходе «оранжевой революции» противоречий. Речь идет прежде всего об активном привлечении регионов Украины к формированию и реализации политики по интеграции в структуры ЕС, а также налаживания прямых межрегиональных отношений с регионами стран-членов ЕС.

Преимущества евроинтеграции со временем должен ощутить КАЖДЫЙ гражданин Украины, также как и понять/осознать/почувствовать себя европейцем. Роль европейца должен уже сегодня примерить на себя каждый из нас. Попробуйте, и вам понравится, говорит реклама. Но так ли это на самом деле? Комфортно ли будет в Европе «європейцю українського походження»?

Сознательная информационная политика украинской элиты, способствующая трансляции информационных ресурсов и «месседжей» из ЕС, вплоть до создания единого информационного поля уже не просто веление времени, это жизненная необходимость. Упрочение/укоренение общеевропейских ценностей в противовес постсоветской ностальгии и потребительскому отношению к нашему «походу в Европу» остается не менее важной задачей/ролью для нынешнего украинского руководства. Но для этого и украинские «верхи» должны взвалить на себя эту роль, войти во вкус, захотеть жить по-новому, строить/налаживать новые, европейские механизмы функционирования государства и его взаимодействия с обществом, разблокировать перспективы ускоренной модернизации украинского общества.

Главное, чтобы наш «поход» в ЕС не стал очередным блефом той части элиты, которая пришла к власти, дабы не проводить внутренние реформы. Чтобы это не стало уходом от внутренних проблем во внешние «перспективы без перспективы».

В самый разгар холодной войны отец современной социометрии Якоб Леви Морено выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предложил им обменяться ролями, применив основной прием в социопсиходраме – дублирование, обмен ролями, «зеркало». В то время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, предотвращению глобальных противостояний и войн.

Наши задачи не так критичны, но и не менее значимы. Сегодня перед Украиной реально стоят вопросы европейской интеграции, обретения статуса страны с рыночной экономикой, облегчения визового режима, членства в ВТО, создания зоны свободной торговли и реального приближения к европейским структурам. Нам предстоит большая работа над собственным законодательством, повышением жизненного уровня наших граждан, приобщение к лучшим достижениям европейской и мировой науки, культуры, социального и политического обустройства собственной жизни. Это работа даже не на ЕС, а на самих себя.

Может это и есть главная и лучшая наша роль?!

Тимошенко уверена, что Украина станет членом ЕС (15-04-2005 12:27), Эксперт-центр

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко верит, что Украина станет членом Европейского Союза.

В интервью всемирной службе Би-Би-Си, Ю.Тимошенко заявила, что "энтузиазм, с которым взялись за дело президент Украины и правительство, обязательно увенчается успехом".

"Если не возникнет проблем с организацией внутреннего жизни ЕС, и положительно завершатся референдумы по принятию Европейской Конституции, я уверена, что народы всех стран Евросоюза поддержат привлечение Украины к европейскому дому. Я верю в это, потому что вижу, как сейчас народы европейских стран принимают нашего президента. А так как политики в демократических странах прислушиваются к мнению своих народов, то мне кажется, что Украина очень скоро и органично присоединится к ЕС, и это пойдет на пользу им обоим", - сказала она.

Вместе с тем, она затруднилась сказать, когда это может произойти. "Трудно сказать. Важно следить, как будут развиваться события в самом Союзе. Но я уверена, что в Украине нет ни политических, ни законодательных, ни территориальных препятствий, одним словом, нет ничего такого, что бы могло стать препятствием вступления в Евросоюз", - подчеркнула Ю.Тимошенко.

Свернуть

Начиная наш диалог «Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС», мы приглашаем всех заинтересованных игроков взять на себя роли, которые мы уже сыграли, играем или собираемся играть в Европейском сообществе, взглянуть на себя и глазами среднего европейца, и лидера европейского государства, и высокопоставленного чиновника Евросоюза. Мы хотели бы оценить свои собственные возможности и устремления такими, какими они видятся на сегодня и какими станут через 10, 15, 20 лет, когда вопросы европейской интеграции приобретут для Украины новое звучание и новое смысловое наполнение.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Не обязательно стремиться к европейскому членству

Европейский Союз еще не в состоянии переварить то, что уже «съел». Поэтому, в ближайшие годы, говорить об Украине, даже в качестве «десерта» - преждевременно. Тем более, что после принятия Украины, ЕС тут же развалится

Каково будущее Европейского Союза? Во что он может превратиться лет через 10? Возможен ли его распад?

Евросоюз до последнего времени был, в основном, экономическим и бюрократическим механизмом. Сейчас же он становится политической структурой, а после принятия Конституции обретет политико-правовую форму. Однако, уже сейчас можно заметить внутренние сложности, связанные с тем, что основатели ЕС (в частности, Франция, Германия) хотят особой роли в этом объединении. В принципе же, в организацию Европарламента по числу населения, уже заложено доминирование таких игроков, как Польша, которая вместе с другими новыми членами ЕС может противопоставить себя «европейскому ядру».

Таким образом, Евросоюз только складывается как политическая структура, и у него, как у всякого сложного организма, начались внутренние противоречия. Это естественный процесс. С одной стороны, усиливаются наднациональные механизмы и связи, с другой же – поскольку сила действия равна силе противодействия - начали крепнуть националистические, региональные, местные структуры и интересы. Одной из ценностей Евросоюза - является сохранение многообразия. Однако, уже сейчас чуть ли не треть населения ратует за сохранение традиционной культуры на собственной территории и ограничение внешней миграции в их районы.. То есть противоречия между общими европейскими ценностями и интересами региональных, национальных групп внутри ЕС усиливаются, и решение этой проблемы потребует от объединения очень больших политических и культурных усилий.

Можно ли расценивать украинские намерения интегрироваться в ЕС как цивилизационный выбор. Принадлежим ли мы вообще к европейской цивилизации?

Вне всякого сомнения, принадлежим. По основной системе ценностей мы явно ближе к голландцам, или испанцам, чем к арабам или же китайцам. Мы, безусловно, входим в христианскую цивилизацию, основанную сегодня кроме веры на идеях науки и рациональности. Поэтому, никакого цивилизационного выбора Украина не делала, однако она сделала выбор в пользу некоторых европейских ценностей. Одной из них является обеспечение законности, верховенство права. Без этого принципа ЕС существовать вообще не может, поскольку только общий правовой наднациональный механизм может согласовать действия разнокультурных, разнонациональных государств. Другими словами, верховенство права - является для европейцев и ценностью, и условием жизни.

Мы же достаточно долго жили в обществе без права, и теперь, выбрав комплекс европейских ценностей, обязаны их развивать у себя. В этом смысле не существенно, будем ли мы членами Европейского Союза, или же нет, главное, что мы станем участниками современной европейской цивилизации, причем далеко не аутсайдерами, а активными ее членами.

То есть, войдя в Евросоюз, Украина не окажется там на правах «бедного родственника»?

Я не знаю, сможет ли Европейский Союз присоединить Украину вообще. Попробуйте представить себе вхождение в это объединение еще почти 50 млн. граждан! Это, во-первых, полное изменение ситуации в парламенте, ведь Украина вместе с Польшей станет крупнейшим игроком ЕС. Во-вторых, нужно будет бросить колоссальные средства из структурных фондов Евросоюза на снятие диспропорции в инфраструктуре - одно только приведение наших дорог в соответствие с евростандартами может съесть половину бюджета ЕС. Европейский Союз еще не может переварить даже то, что он съел. Поэтому включить Украину в ближайшие годы он точно будет не в состоянии. А приняв ее, он имеет шансы развалится.

Думаю, что нам следует рассчитывать на некий промежуточный вариант. Также как и нас, ЕС не переварит Турцию, хотя и обещал столько лет ее принять. Возможно, будет создан некий проект ЕС – Восточная Европа, где последняя будет прибывать пусть не на положении члена союза, но получит некоторые привилегии. К числу членов такого союза могут принадлежать балканские государства, Украина, Турция, Грузия.

И долго нам придется пребывать в таком промежуточном состоянии?

А это не известно. Если оно окажется удачным, то можно будет там и оставаться. Ведь все равно мы будем в Европе, будем разделять европейские ценности, но в другой политической конфигурации.

Так нам не обязательно вступать в ЕС?

Я считаю, что не обязательно стремиться к европейскому членству на тех условиях, которые есть сейчас. Нужно понять, что ЕС просто не в состоянии принять сейчас Украину, они технически не имеют такой возможности.

Но ведь чем-то же мы можем все-таки их заинтересовать?

Конечно, ведь если бы Евросоюз не был заинтересован в Украине, то не дошло бы даже до разговора о членстве. Их, прежде всего, интересуют возможности транзита через Украину, то есть наши трубопроводы, дороги.

Во-вторых, мы им интересны в качестве границы, ведь миграция является самой большой головной болью Евросоюза. Они не могут обойтись без мигрантов, в то же время, хотят контролировать этот процесс. Для этого им нужен хорошо организованный фильтр. Другой вопрос, выгодно ли для Украины быть таким фильтром? К сожалению, у нас нет миграционной политики. Мы еще не решили: хотим ли сокращаться и приспосабливаться к тому, что скоро нас будет 40 млн., или же мы хотим сохранить 50-млн. население за счет мигрантов? Что нам следует сделать для того, чтобы привлечь и обучить эти 10 млн.?

В-третьих, конечно же, Европейский Союз заинтересован в том, чтобы рядом с ним не было свалки: экологической, атомной. Чтобы на этой территории не производилась неконтролируемая продажа оружия. Таким образом, ЕС заинтересован в том, чтобы в Украине был порядок. И если этот порядок сможет навести Россия, то они спокойно сдадут ей Украину. Но, похоже, что Россия не способна этого сделать.

Существуют ли в Украине некие группы, или же слои населения, способные приблизить нашу страну к европейским ценностям и Европейскому Союзу?

Такие люди есть, но их мало. К ним относится кое-какой бизнес, но далеко не весь. Большой бизнес пока эксплуатирует старую индустриальную систему, вроде шахт, металлургических заводов, или же проката труб, и ему не нужны инновации и конкуренция, к которой приведет вступление в Евросоюз. К сожалению, у нас практически выродилось образование, которое как раз было бы заинтересовано в развитии коммуникации с Европой.

Кстати, украинскую сферу образования нередко называют потенциально интересной для Европы…

Украина действительно имеет чрезвычайно высокое количество учебных заведений, но количество, к сожалению, подменило качество. Наша государственная образовательная программа является социально ориентированной, а не конкурентно ориентированной, то есть наша система образования нацелена не на развитие страны, а на решение некоторых социальных проблем. Украинское образование призвано занять чем-нибудь молодежь, обеспечить некий уровень занятости, грамотность для всех. Однако оно не ведет к инновационному развитию страны.

Но при условии реформирования нашей системы образования смогла бы Украина стать образовательным центром и принимать студентов не только из стран третьего мира, но и из Европы?

Много чего могло бы быть. Европейцы, конечно же, не отказались бы от возможности учиться в наших вузах, однако, изначально нам следует приложить большие усилия. Нам нужно изменить политику в области образования, законодательство в этой сфере и сделать образование инвестиционно привлекательным. Образование в Украине очень дешевое и, соответственно, некачественное. Поэтому студенты не имеют в достаточном количестве ни компьютеров, ни лабораторий, ни библиотек, ни соответствующей практики поездок. Преподавателям платят копейки, студенты учатся на устаревшем оборудовании, отсюда и дешевизна этой сферы.

Украина еще имеет шанс стать одной из ведущих стран в мире в области образования, но эта сфера у нас стремительно деградирует.

Заинтересовано ли украинское гражданское общество в продвижении Украины в сторону Европы?

Безусловно, заинтересовано. В Украине достаточно мощная, по сравнению с любой другой постсоветской страной, система негосударственных институций. Они, в частности, поддерживают различные проекты, нацеленные на евроинтеграцию Украины.

А есть ли вне пределов Украины люди и структуры, помогающие двигаться в Европу?

Этим занимается Еврокомиссия, и большое количество различных международных фондов. В частности, если говорить о программах международной помощи Европейского Союза, то это TACIS и FARE. К странам, готовящимся к вступлению в ЕС, была в свое время применена FARE, очень жесткая программа, ориентированная на административное реформирование и развитие инфраструктуры. Она предполагала «твининг», то есть некий способ обучения, в рамках которого, например МИД Швеции обучал МИД Польши. Это помогало полякам ввести европейские стандарты документации, госустройства. В рамках развития инфрастуктуры страны-кандидаты модернизировали свои дороги и аэропорты. И все это проводилось за деньги Евросоюза.

У нас же действует программа TACIS, которая ориентирована на просвещение, на ознакомление с европейскими ценностями, на приведение в порядок своего законодательства. Никакой направленной помощи она не предполагает, а только дает консультации. Эта программа не дает возможности для полноценной европейской интеграции, поэтому, если мы хотим вступать в ЕС, то должны добиваться применения к нам программы FARE.

Но когда же нам можно надеяться на полноценное членство в Евросоюзе? Сколько для этого потребуется лет?

Честно говоря, я не вижу в этом вопросе большого смысла. Мне кажется, более интересным обсуждение вопроса о том, через сколько лет в Украине будет достигнут европейский уровень права, европейский уровень участия общественности в принятии политических решений, европейский уровень помощи образованию и науке, наконец, социальные стандарты. При этом не важно, будем ли мы формально членами Евросоюза, или нет.

Через сколько же лет мы сможем достичь европейского уровня?

Не знаю, поскольку у нас нет соответствующих планов. Сейчас принимается новая программа взаимоотношений с Евросоюзом в рамках политики соседства, судя по которой, лет через 10 у нас произойдут изменения в некоторых областях, однако остается вопрос, только ли евроинтеграционными намерениями следует измерять развитие Украины.

На мой взгляд, нам не следует копировать хозяйственную политику ЕС. Есть такое понятие – эффект задержанного развития, и это наша проблема. Мы уже видим многие ошибки и конфликтные ситуации, возникающие в Европейском Союзе, и нам не обязательно их повторять. Лучшим решением для Украины будет проанализировать путь Европы и избежать ее промахов. Но для этого, нам нужно научиться смотреть на них и на себя трезвым взглядом.

Беседовала Оксана Гриценко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Европа из рыхлой конфедерации постепенно превращается в федерацию нового типа

Інна Підлуська, президент Фонду „Європа XXI століття”

На жаль, в Україні немає масового розуміння того, що являє собою Європейський Союз

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт

Тетяна Голіченко, історик філософії, антрополог

Україна мусить відкритися для діалогу з Європою

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

«Мы уже имели европейскую жизнь во времена Советского Союза»

Лада Леся Рослицька, юрист публічного міжнародного права, незалежний експерт у галузі безпеки

„Я не розумію, чому Україна не може бути нейтральною країною”

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

„Зараз найважливіше питання – чи хоче більшість наших громадян стати європейцями”

Ян Кочи, директор представительства компании Schindler Ukraine

Благотворное влияние Евросоюза. Но не сразу…

Дэвид Лейн, старший научный сотрудник университета Кэмбридж, член исследовательського проекта "Новые формы управления в Европейском Союзе"

До последнего расширения ЕС был достаточно успешным проектом

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Центру Разумкова

Україні потрібен європрагматизм

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

“Процес інтеграції з ЄС є більш важливим з точки зору впливу на економіку, ніж постійні розмови про те, вступати чи не вступати”

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

„У своєму нинішньому стані Україна однозначно не вигідна ЄС”

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

ЄС – вродливе дитя “холодної війни”

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

«Евролокомотив» Украины - ее средний класс

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Украина является ключевой площадкой для изменения архитектуры Евросоюза

Елена Зеркаль, директор Государственного департамента адаптации законодательства

Мы не так далеки от Евросоюза, как некоторым кажется

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

«Украине нужен поиск новых решений»

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«В Украине сама нация считает себя европейской»

Ганна Дерев'янко, виконавчий директор Європейської Бізнес-Асоціації

„Місце України в економіці Євросоюзу залежить від того, коли вона стане членом ЄС”

Ростислав Павленко, виконавчий директор Школи політичної аналітики при Національному університеті „Києво-Могилянська академія”

„У світі поважають жорстких, здатних захистити власний інтерес”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

Устремляясь в Европу, мы идем в новую империю

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

„Помаранчеві” події – підтвердження європейськості українців

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Украина идет в Европу бедной родственницей

Олег Зарубінський, перший заступник Голови Комітету Верховної Ради з питань європейської інтеграції

„Без України Євросоюз є неповноцінним”

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Місце України – в оновленому ЄС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,089