В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Через полтора года после оглашения новых ориентиров во внешней политике, Украина все еще остается на перепутье в выборе своей внешнеполитической стратегии. В стране так и не появилось четко сформулированной стратегии внешней политики, направленной на защиту интересов всех граждан, а не только правящей бюрократии. Сохраняется неадекватность проводимой Украиной внешней политики изменениям на геополитической и геоэкономической карте мира. Страна все еще остается объектом чужих геополитических игр без выхода на уровень полноценного игрока (или субъекта) собственной геополитической игры. Более того, сохраняющийся раскол внутри украинской политической элиты прочно консервирует слабые внешнеполитические позиции нашей страны. Разыгрывание внешней карты на только что прошедших парламентских выборах в очередной раз засвидетельствовало, что ключевыми партиями и блоками так и не была предложена новая, конструктивная внешняя парадигма, способная объединить страну.

По сути, до сих пор Украина может эффективно реагировать на внешние угрозы своей безопасности (территориальные, экономические, военные и др.) только находясь в фарватере сильных союзников (или союзника). До сегодняшнего дня Украина мечется в треугольнике «РФ – ЕС – США» и принципиально новых форматов в обозримом будущем не предвидится, вследствие неспособности нашей страны принимать в них равноправное участие.

Украине необходимы средства для преодоления технологического отставания от ведущих стран. Перед Украиной вплотную встал выбор – каким путем проводить давно назревшую и перезревшую модернизацию экономического потенциала и предотвратить неминуемый крах предприятий и ряда отраслей. Именно на решение такого рода задач и должна быть направлена наша геополитическая игра. Стране необходим экономический потенциал, достаточный для паритетного диалога с кем бы то ни было (РФ, ЕС, США) и другими странами. В противном случае, Украина и дальше будет безропотно соглашаться на «торговлю собою» (ресурсами, территорией и даже суверенитетом) – если не Россией, то Европейским сообществом или США.

И если для РФ геополитика – это цель, она стремится вернуть и удержать свое мировое лидерство, то для Украины – это лишь средство для модернизации страны, сохранения ее единства и территориальной целостности.

Предлагая данную тему для обсуждения, мы хотели бы сконцентрировать внимание на оценках перспектив и начертании контуров будущих тенденций во внешней политике Украины. И, конечно же, на тех ресурсах, которые имеются в стране для реализации внешнеполитической доктрины нашего государства.

Украина в своей внешней политике по-прежнему находится в поиске. Переход от пресловутой многовекторности к одновекторности (выбор более тесной интеграции с ЕС) не исключает, что уже в ближайшем будущем состоится очередной пересмотр «Основных направлений внешней политики» и отбрасывание мифологемы, связанной с форсированным вступлением в ЕС и НАТО. На повестке дня украинской дипломатии также выстраивание новых, конструктивных отношений с РФ, отвечающих национальным интересам обеих стран..

«Диалог. UA » приглашает читателей и экспертов присоединиться к обсуждению этих и многих других вопросов, связанных с непростой темой внешней политики Украины.

Свернуть

Украина в своей внешней политике по-прежнему находится в поиске. Переход от пресловутой многовекторности к одновекторности (выбор более тесной интеграции с ЕС) не исключает, что уже в ближайшем будущем состоится очередной пересмотр «Основных направлений внешней политики» и отбрасывание мифологемы, связанной с форсированным вступлением в ЕС и НАТО. На повестке дня украинской дипломатии также выстраивание новых, конструктивных отношений с РФ, отвечающих национальным интересам обеих стран. Предлагая данную тему для обсуждения, мы хотели бы сконцентрировать внимание на оценках перспектив и начертании контуров будущих тенденций во внешней политике Украины. И, конечно же, на тех ресурсах, которые имеются в стране для реализации внешнеполитической доктрины нашего государства.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Категория адекватности

— Как вы оцениваете, адекватна ли нынешняя политика Украины на международной арене, с учетом изменений глобальной карты мира?

— Внешняя политика любого государства априори не может быть на все сто адекватной требованиям времени, поскольку является реакцией на глобальные изменения, а, следовательно, осуществляется с некоторым опозданием по отношению к ним. Категория адекватности может применяться относительно реальной возможности государства реагировать на внешние вызовы. По этому критерию политику Украины можно считать адекватной — мы не способны влиять на формирование и состояние международной среды и, соответственно, адекватно себя ведем. Точнее, нам отведено место, адекватное нашим возможностям.

Эффективно реагировать на внешние угрозы Украина может, находясь в фарватере сильных союзников или союзника. В ответ на покровительство от угроз, актуальных для нее, Украине придется содействовать патрону в его реакции на угрозы, актуальные для него. Кроме того, угрозы могут быть общими для Украины и ее покровителя (независимо от его персоны), а также общемировыми. К их числу можно отнести прежде всего следующие:

— угроза энергетического и сырьевого голода;

— экологическая катастрофа планетарного масштаба, вызванная хозяйственной деятельностью человека;

—демографический рост в ряде регионов планеты и превращение их в зону хронического голода;

— неконтролируемые миграции;

— развертывание войны по линии «Север—Юг» в форме террористических и диверсионных акций с обеих сторон. «Север», прежде всего США, будет прибегать к политике государственного терроризма и различного рода экономических диверсий для провоцирования на «Юге» конфликтных ситуаций с последующим вмешательством с целью взятия под свой контроль его природных ресурсов, а «Юг» будет отвечать акциями индивидуального и группового террора. При этом Россия как конкурент США и НАТО будет всячески покровительствовать и втайне помогать «Югу».

Украине придется принимать сторону «меньшего зла», а не деле – «большей выгоды», стыдливо отворачиваясь от требований морали.

Среди конкретных ближайших угроз для Украины:

— непреодолимое технологическое отставание от ведущих стран;

— крах многих предприятий и ряда отраслей, вследствие вступления в ВТО и поиск ресурсов для нейтрализации этих последствий;

— превращение в накопитель нелегальных иммигрантов вследствие фактической открытости границы с Россией и перспектива межэтнических конфликтов.

Решения относительно названных проблем, адекватных возможностям Украины, пока не предложены, а предложенные наталкиваются на стену либо непонимания, либо равнодушия.

— Удалось ли Украине отказаться от пресловутой «многовекторности»? И что мы имеем на сегодняшний день?

— Отказ от многовекторности как открытости всему миру был вызван дискредитацией этой в целом продуктивной доктрины. Дискредитирована же эта доктрина была тем, что многовекторность подменялась практикой множественного «стратегического партнерства», когда Украина объявляла своими стратегическими партнерами международные субъекты, находящиеся в конфронтации между собой. Такая ситуация порождала неверие в искренность внешней политики Украины, в т.ч. ее многовекторности, которая по идее предполагает поиск взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами.

Сегодня мы по-прежнему имеем потребность в многовекторности одновременно с потребностью проводить курс на вхождение в ЕС. Ситуацию не следует рассматривать как внутренне противоречивую, т.к. страны-члены ЕС, имея общую внешнюю политику, на практике проводят многовекторную политику, по крайней мере, в международном экономическом сотрудничестве.

— Изменится ли политика Украины кардинальным образом после выборов-2006?

— Ответ на этот вопрос дадут результаты выборов и состав правящей коалиции. Можно предположить, что в случае победы нынешней оппозиции внешняя политика вернется в привычное русло «кучмизма» — к евросимуляции в сочетании с евразийским вектором на практике, к демонстрации вассальной преданности России. Если учесть, что население не ощутило последствий нынешнего евроинтеграционного курса, а перерыв в «кучмизме» окажется небольшим, то оно вряд ли заметит изменения во внешней политике своего государства.

— В каких геополитических играх задействована Украина (средне- и долгосрочных)?

— Со стороны США и ЕС просматривается намерение сделать Украину буфером между Россией и Западом. Для этого ей предлагают вступать в НАТО и отказывают в приеме в члены ЕС. Со стороны России — возвращение Украины под свой патронат. Все региональные инициативы, в которых Украина якобы сможет играть ведущую роль, являются производными от главного геостратегического расклада и решающим образом на международный статус Украины не повлияют.

Каково будущее отношений Украины с «треугольником РФ—ЕС—США» — замыкание в оном или открытие/расширение пространств «присутствия»)? Могут ли появиться новые форматы взаимодействия Украины с этими геополитическими игроками? Какие?

— Место Украины не только в этом «треугольнике», но и вообще на международной арене будет определяться способностью политического руководства придать политике многовекторности ее подлинный смысл.

Принципиально новых форматов в обозримом будущем не предвидится, вследствие неспособности Украины принимать в них равноправное участие. Могут возникать ситуации, в которых все три игрока будут и дальше использовать Украину в своих интересах. Реакция Украины будет, скорее всего, определяться формулой «возможны варианты».

— Согласны ли вы с мыслью/концептом о «дистанцировании от Украины как ЕС, так все больше и РФ»? Не приведет ли это дистанцирование к выпадению Украины из геополитических игр и геоэкономических потоков?

— Прежде всего необходимо указать на неспособность самой Украины сократить дистанцию между собой и ЕС. Это прямой результат политики евросимуляции. Что касается России, то ее якобы дистанцирование от Украины является мнимым. Россия выжидает («сосредотачивается») в надежде на то, что евроатлантический курс Украины потерпит полный крах и «заблудшая овца» вернется в имперское «стойло» (на российском сленге — «сама на брюхе приползет»). Что касается близости Украины к геоэкономическим потокам, то их появление будет определяться ее способностью создать благоприятные внутриполитические и правовые условия для инвестиций, что можно сделать при любых дистанциях с геополитическими игроками. В конце концов, и сама дистанция будет определяться решением Украиной этих вопросов.

—Каковы перспективы Украины как субъекта на карте мира, а также регионального лидера?

— Оценка перспектив Украины сопряжена с адекватной самооценкой. Если последняя не завышается, то реальные внешнеполитические возможности страны не должны вызывать разочарований. А возможности эти, как глобальные, так и региональные, еще долго будут весьма и весьма скромными. Украине нужно время, чтобы «сосредоточиться». Но, в отличие от России, не на геополитических, а на внутренних экономических и социальных проектах.

— Каковы угрозы безопасности Украины и варианты реакции на них?

— Возможность военной угрозы прямо связана с возникновением угрозы территориальной целостности страны. Если местные элиты будут углублять межрегиональный раскол, то этим могут воспользоваться главные геополитические игроки и осуществить военное вмешательство в Украину. Государству необходимо иметь достаточно мощное оружие сдерживания.

Обеспечение энергетической безопасности страны — это в последнюю очередь диверсификация источников энергии, а в первую очередь — внедрение энергосберегающих технологий. Но это уже не внешнеполитическая проблема, хотя и прямо с ней связанная.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»

Украине нужен новый национальный проект

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

„Ми можемо стати поважною складовою Євросоюзу”

Сергій Максименко, директор Інституту регіональних та євроінтеграційних досліджень „ЄвроРегіо Україна”

„Орієнтуватися треба перш за все на себе”

Світлана Мітряєва, кандидат історичних наук, політичний аналітик, президент Фонду „Європейський Дім” (м. Ужгород)

„Україні ще потрібно стати частиною Центральної Європи, а не Євразією”

Сергій Герасимчук, незалежний експерт у галузі зовнішньої безпеки

„З геополітичної гри на виживання Україна не випаде”

Ігор Семиволос, директор Центру близькосхідних досліджень “Амес”

Україна не є легким об’єктом для маніпуляцій

Валерій Чалий, директор міжнародних програм Українського центру економічних і політичних досліджень ім. О.Разумкова

“Українці надто інертні для свого географічного становища”

Ігор Тодоров, заступник директора Науково-інформаційного Центру міжнародної безпеки та євроатлантичної співпраці

„Ускладнення відносин РФ та США значною мірою пов’язано з Україною”

Ярослава Базилюк, завідувач сектору зовнішньоекономічної стратегії Національного інституту стратегічних досліджень, кандидат економічних наук

Україна має потенціал аби стати потужним світовим економічним гравцем

Вячеслав Седнев, Институт мировой экономики

Интересы Украины в Азии должны быть не только представлены, но и защищены

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Проблемы новая власть не откладывает, а усугубляет

Валерий Вакарюк, вице-президент Фонда Виктора Пинчука

„Євросоюз нам абсолютно не потрібен”

Олексій Коломієць, президент Центру європейських та трансатлантичних студій

„Україні треба обирати за пріоритет євроатлантичну інтеграцію”

Галина Зеленько, експерт Інституту політичних та етнонаціональних досліджень НАН України, кандидат політичних наук

„Україна іще не стала суб’єктною країною”

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Україна природно посідає впливові позиції у визначенні регіональних пріоритетів

Вадим Гречанинов, президент Атлантического Совета Украины

Приходится «крутиться»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,077