В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

И в украинской прессе, и в выступлениях официальных лиц подмена понятий в самых разных сферах человеческой деятельности – дело привычное, и экономика тому не исключение. Например, критерием «правильности» избранного пути экономического реформирования зачастую выдвигается рост номинальных показателей – ВВП, объемов промышленного производства, социальных выплат, снижение инфляции и т.д. При этом не учитывается один весьма важный фактор. В мире есть страны, где эти показатели действительно отражают то, что интересует людей, в Украине же — то, что хотят видеть правители и политическая элита. При этом, быстро забылась простая истина: первоначально методика исчисления этих показателей основывалась на тезисе о том, что отношения между государством и гражданами должны носить своего рода «рыночный» характер, представляя собой свободный обмен услугами на конкурентной основе. Макроэкономические же модели, сводящие функционирование экономики к нескольким упрощенным уравнениям, связанным с «объемом производства» и «выпуском продукции», не позволяют предсказать реальное – будь-то катастрофическое или позитивное развитие событий.

Ни для кого не секрет, что помимо решения политических вопросов, для Украины остается актуальной «ориентация» в экономическом пространстве – необходим анализ проведенных реформ, оценка последовательности и их адекватности для формирования задач нового этапа экономического реформирования страны.

Не менее важным является учет тех изменений, которые произошли в последнее время в мире. Как отмечает известный российский философ А.Неклесса, «в мире наметилась перспектива с несколькими векторами развития. …В рамках неолиберальной модели организации мира выстраивается геоэкономическая конструкция, на верхних этажах которой расположена штаб-квартира («штабная экономика»), а внизу находится экономика сырьевая — с несколькими промежуточными этажами». В какой из этих «промежуточных этажей» предстоит попасть украинской экономике – вопрос остается открытым.

В Украине так и не была сформирована определенная модель экономики. Все экономические реформы проводились непоследовательно и были либо попытками фрагментарных преобразований в определенных сферах, либо ситуативным реагированием на те негативные последствия, которые возникали в результате все тех же непродуманных преобразований. Поэтому надеяться на безболезненность следующего этапа реформирования, предпосылки для которого давно уже назрели и перезрели, не приходится.

В то время, когда в мире идет «война эффективностей», термин «эффективность украинской экономики» уже давно стал не модным. Это произошло, прежде всего, потому что ни одно из украинских правительств не мыслило и не мыслит в категориях государства в целом или с точки зрения стратегии, долгосрочного планирования будущего. Никто не рассматривает механизм существования/функционирования страны и ее экономики как механизм осуществления жизнедеятельности внутри и конкурентоспособности вне ее. Гораздо легче создавать сиюминутные преференции для отдельных структур (олигархов, бизнесов, ФПГ, предпринимателей – нужное подчеркнуть), – спрос на них существует, а когда есть спрос – есть и предложение.

Украина заражена инерцией бессодержательного бюрократического управления и коррупцией, олигархи настроены на активное сохранение своих привилегий и способны заблокировать реформирование государственного аппарата. За годы независимости, четко сформировалась также другая тенденция — демодернизация части территории, региональный сепаратизм, а также определенная архаизация социальных связей.

Однако лимит на перераспределение тех благ, которые были созданы еще в советское время, исчерпывается. Мы вплотную подошли к выбору между дальнейшим паразитированием на инерционно сложившейся «трофейной» экономике, с более-менее устойчивой, даже усиливающейся ролью «государства первого передела», и наметившимися попытками вхождения в транснациональный мир глобальных корпораций. К выбору между авторитарной и либеральной моделями организации экономической жизни.

Существует бесспорная и важная истина: на принуждении и насилии можно было худо-бедно построить индустриальное общество и даже сравнительно долго поддерживать его на плаву. Но постиндустриальное и информационное общество несовместимо с авторитаризмом и несвободой в любых проявлениях, его нельзя ни построить на базе отживших отношений, ни просто «построить» в приказном порядке.

На протяжении многих лет в нашей стране за либерализм выдавалась его устаревшая версия, в рамках которой модно было говорить, что рынок сам все расставит по местам, а государство играет лишь роль «сторожа» и ничего никому не должно, – чем его меньше в экономике, тем лучше. В этом контексте удобно было отказаться от реализации каких-либо социальных программ – выживает сильнейший, а слабейший, если не выжил, сам виноват — не смог приспособиться. От этого вульгарного либерализма в Европе давно отказались: еще в апреле 1947 года в Оксфорде был принят «Либеральный манифест», где о социальных проблемах говорилось ничуть не меньше, чем о свободе. А осенью 1997 года была принята «Либеральная программа на XXI век», где было сказано: «Свобода, ответственность, терпимость, социальная справедливость и равенство возможностей — вот главные ценности либерализма».

Сегодня либералы отнюдь не игнорируют социальные проблемы, напротив, они уверены, что не может быть свободы в обществе, не стремящемся к справедливости. Назвать «либеральной» ту политику, которая в течение последнего пятнадцатилетия проводилась в Украине, можно разве что в насмешку. На волне «оранжевой революции», казалось, что власть сделала выводы, но и это оказалось иллюзией.

В силу этих и ряда других обстоятельств в Украине сложились все условия для того, что бы возобладал геоэкономический (транснациональный), а не этно-национальный; постсовременный, а не архаично-привычный; «вертикальный», а не «горизонтальный» сепаратизм. После вступления страны во Всемирную торговую организацию, в атмосфере фритредерства и сложноподчиненной субъектности, — геоэкономические пути страны, ее олигархов, Востока и Запада, регионов-реципиентов и регионов-доноров, столицы и «остальной Украины» могут существенно разойтись. В этом случае нельзя исключать сразу нескольких «моделей развития», причем каждая из этих моделей будет инициироваться и проводиться из «своего» центра, с применением тех или иных форм неопротекционизма и реанимации мобилизационных схем управления.

В противовес наблюдающимся тенденциям технологического отставания нашей страны от ближних и дальних соседей, государство могло бы достойно выступить в роли субъекта технологической модернизации, для чего ему необходимо проявить себя не только как бюрократический механизм. Разработка и воплощение на практике политики технологической модернизации позволит государству в целом, а не отдельным его частям, стимулировать развитие, поощрять инвестиции в будущее, что не замедлит сказаться на конкурентоспособности украинской экономики в мире и в росте уровня жизни внутри страны.

Но при ослабленном влиянии государства на процессы модернизации, которое мы наблюдаем сегодня, трудно рассчитывать на устранение структурных перекосов в экономике и формирование равных условий конкуренции для ее различных секторов.

Если тенденция, связанная с ослаблением влияния государства на процесс модернизации сохранится, модернизация и реформы все равно будут происходить, но уже стихийно и куда более болезненно как для страны в целом, так и для населения в частности, пока не произойдет окончательное формирование модели, отвечающей современным вызовам.

Учитывая вышесказанное, мы предлагаем для обсуждения на страницах «Диалог. UA » вопросы об итогах и перспективах реформ в экономике Украины, а также об условиях и предпосылках украинского «экономического чуда».

 

Свернуть

И в украинской прессе, и в выступлениях официальных лиц подмена понятий в самых разных сферах человеческой деятельности – дело привычное, и экономика тому не исключение. Например, критерием «правильности» избранного пути экономического реформирования зачастую выдвигается рост номинальных показателей – ВВП, объемов промышленного производства, социальных выплат, снижение инфляции и т.д. При этом не учитывается один весьма важный фактор. В мире есть страны, где эти показатели действительно отражают то, что интересует людей, в Украине же — то, что хотят видеть правители и политическая элита. При этом, быстро забылась простая истина: первоначально методика исчисления этих показателей основывалась на тезисе о том, что отношения между государством и гражданами должны носить своего рода «рыночный» характер, представляя собой свободный обмен услугами на конкурентной основе. Макроэкономические же модели, сводящие функционирование экономики к нескольким упрощенным уравнениям, связанным с «объемом производства» и «выпуском продукции», не позволяют предсказать реальное – будь-то катастрофическое или позитивное развитие событий.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Осуществляя реформы, необходимо повышать качество работы государства

23 май 2007 года
Осуществляя реформы, необходимо повышать качество работы государства: Осуществляя реформы, необходимо повышать качество работы государства

Константин Кузнецов, эксперт экономических программ УЦЭПИ им. Разумкова

Считается, что много лет в Украине ведутся экономические реформы. Но результаты их таковы, что возникло мнение, или сомнение – что их и вовсе не проводили, и то, что мы имеем, гибрид рынка и «азиатского», как называл это Маркс, способа производства. А в каком состоянии находится украинская экономика, на ваш взгляд?

К сожалению, экономика все еще находится в стадии т.н. переходного периода и, во многом, причиной этому служит нерезультативная и неэфективная регуляторная политика нашего государства. Вместе с тем, Украина все больше интегрируется в мировое экономическое пространство.

В начале Украина использовала договорную базу как правопреемница Советского Союза, в дальнейшем, подписывала и ратифицировала договора, уже как полноценный самостоятельный субьект международного права. Вот, например, возмем налоговые соглашения. Совесткий Союз имел около 20 соглашений об устранении двойного налогообложения с капиталистическими странами и странами соцлагеря. За 13 лет мы успели заключить более 50-ти соглашений уже как независимое государство.

Необходимо заметить, что государство, которое расширяет свои обязательства перед другими странами и международными организациями развивается иначе, чем в случае некоторой изоляции, ориентируясь лишь на внутренние факторы своего развития. Имея внешние обязательства, которые из года в год расширяются, Украина вынуждена идти путем цивилизованного развития, и это очень важный момент.

В октябре прошлого года Украина присоединилась к Киотскому протоколу относительно унификации и упрощения процедур прохождения товаров и грузов через таможню. Мы подписали множество соглашений об инвестициях, о научно-техническом и экономическом сотрудничестве. Такие соглашения позволяют решить комплекс важных задачь, в том числе связанные с теневыми схемами и уклонением от налогообложения. Такие соглашения представляют определенную систему, которая уже сегодня во многом определяет развитие Украины.

Вступление в ВТО – широко обсуждаемая тема, но, к сожалению, есть опасность, что она станет «разменной картой». Украина очень заинтересована во вступлении в эту организацию, поскольку мы в значительной степени не используем тех выгод от торговли, которые бы могли иметь, будучи ее членом. Хотелось бы заметить: раз правительство заявляет о конкретных сроках, то необходимо их придерживаться.

Вот уже лет пять из года в год мы читаем и слышим одно и то же – стране не хватает инвестиций, но меняются правительства и президенты, а больше их не становится. Это что, наша судьба – или такова экономическая «карма» Украины?

Вопрос очень сложный и многогранный. Ключевым моментом для его решения является устранение коррупции в государстве или хотя бы существенное снижение ее уровня. Мало иметь закрепленную в законодательстве европейскую систему налогообложения, надо чтобы она еще и работала по-европейски.

Как это доказать? Во-первых, у рове нь налоговых ставок в Украине примерно такой же, как и в большинстве стран ЕС, то есть налоговая нагрузка не выше, чем у других. Второе – устранение барьеров на пути движения капиталов, инвестиций, рабочей силы, устранение двойного налогообложения. И здесь Украина выглядит не хуже, чем многие страны Европы. Однако по уровню инвестиций мы далеко отстаем от стран Восточной Европы и даже от стран СНГ.

Если в Украине на одного человека приходится чуть больше 400 долларов прямых иностранных инвестиций, то в Польше 2000, в Венгрии – 4000 долларов, в странах Балтии – больше 1000 долларов на человека, причем такие показатели были в этих странах еще два-три года назад. А нам нужно примерно 40 миллиардов долларов, миллиардов по 10 в год , причем за все годы независимости в Украину пришел лишь 21 миллиард. И хотя у нас, начиная примерно с 2000 года идет развитие экономики, инвестиции в Украину мощным потоком пока не идут.

Есть исследование Мирового Банка по администрированию налоговых платежей в 175 странах, проведенное в 2005-2006 годах. По такому показателю как «уплата налогов» наша страна занимает 174 место из 175 стран. Почему так? Потому что распространена коррупция, а бюрократические механизмы существенно усложняют налоговое администрирование. Нынешняя многомиллиардная задолженность государства по возврату НДС – это проблема национального масштаба, с которой пока никто не хочет реально бороться. Основная причина этого – коррупционные схемы в экономике, следствие – низкая эффективность ее работы. Есть данные других международных организаций, показывающие, что Украина входит в число наиболее коррумпированных стран мира.

Естественно, инвесторы боятся вкладывать сюда средства. Есть исключения, например, «Криворожсталь», но это случай единичный, есть целые сектора экономики, например, сельское хозяйство, где инвестиций остро не хватает. Государство себя показало очень неэффективно в этом секторе, а при вступлении в ВТО проблемы в сельском хозяйстве могут стать гораздо острее.

Проблема существует еще и в подзаконных актах, которые чиновники выписывают «под себя», для построения различных схем личного обогащения, либо так запутывают ситуацию, что предпринимателю волей-неволей приходится идти «на поклон» к чиновнику.

Как ситуация в экономической сфере влияет на политику? Связана ли она с нынешним политическим кризисом?

Наши исследования , да и и с следования Мирового Банка, проведенные по Ук р аине и России, показывают, что, как ни странно, в период полтических кризисов экономика в Украине работает более эффективно. Возможно, что чиновничьи схемы более успешно действуют на нижнем и среднем уровнях, но в целом экономике работается в такое время более спокойно.

В Украине политические кризисы не оказывают такого пагубного влияния на экономику, как, например , в России, что отмечают эксперты Мирового Банка. В Ро с сии в последние годы полит ическая ситуация стабилизировалась, а экономика развивается не очень динамично. Государство ориентируется на нефтегазовую отрасль как главный источник поступлений в бюджет и недостаточно результативно использует инновационную составляющую. В Украине с этим также есть проблемы. У нас примерно 5% экономики может претендовать на инновационность. Это очень тревожная цифра.

Каково наше сегодняшнее место в мировом разделении труда, и какова дальнейшая перспектива?

Всем нам хотелось бы, чтобы м е сто Украины в мире было достойным и почетным, чтобы можно было гордиться своей страной. Определенные предпосылки для этого есть. Во-первых, это удачное географическое положение. Правда, наши политики пока не слишком эффективно это используют. С тать просто «буферной зоной» между Востоком и Западом – нас это не может устраивать, а потому нужно развивать наш транспортный потенциал, наши возможности по транзиту – энергоносителей, товаров, грузов. Необходимо модернизировать транспортные коридоры, это может стать надежным источником бюджетных посуплений.

У нас отличный потенциал в аграрном секторе. Мы способны прокормить пол-Европы, причем качественной, не отравленной химией сельхозпродукией. К сожалению, в этом сектор е у нас пока одни проблемы. Нет ни среднесрочных, ни долгосрочных интересных программ по развитию этого сектора. Скорее, наоборот – администрирование по селу делается все более сложным, что мы видим, например, в последнем решении Кабмина по компенсации кредитов для села.

У нас довольно квалифицированная рабочая сила, большой процент людей, которые имеют высшее образование. От 5 до 7 миллионов человек трудоспособного населения у нас работало или работает в европейских странах, многие из них смогли повысить там свою квалификацию.

Все эти факторы, при их надлежащем использовании, могут улучшить наше место в мировом разделении труда. И, конечно, вступление в ВТО. Я бы не забывал также и о таком факторе внешнего воздействия, как чемпионат Европы по футболу 2012 года, который пройдет в Украине. Перед нами встали сложные задачи. Мы должны провести модернизацию гостиничного хозяйства, и инфраструктуры туристической отрасли в целом , транспорта. Есть еще важные сопутствующи факторы – это те стандарты, по которым будет вестись строительство новых зданий, сооружений и коммуникаций, а также того, как будет вестись модернизация аэропортов, дорог. Это те стандарты, по которым будут обслуживать гостей – от пропуска на границе до обмена валюты в банкомате. Все э то должно будет начать работать по-новому. Это очень важный аспект.

Конечно, реформы сегодня нужны. Нужна прозрачная и честная приватизация, зашита прав собственности и борьба с рейдерством, защита прав акционеров, судебная реформа.

Но важны даже не новые инициативы по изменению чего-либо, а просто качественное выполнение принятых решений, борьба с коррупцией. Нужна качественная работа, и прежде всего – государственного аппарата.

Записал Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Анна Дерев’янко, Виконавчий директор Європейської Бізнес Асоціації

Попри нестабільну політичну ситуацію, іноземні компанії приходять в Україну, започатковують нові проекти

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Навряд чи можна назвати зміни в українських економічних відносинах «реформами»

Ольга Носова, Товариство фінансових аналітиків, керівник проекту «Аналіз фінансово-економічних наслідків програм та дій політичних партій та блоків»

До реформування економіки наш парламент поки не доріс

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Проблемы в экономике – следствие перехода к «обществу открытого доступа»

Олександр Кава, незалежний експерт

«Українська економіка виявляє імунітет до політичних проблем»

Юрій Полунєєв, Голова Ради Конкурентоспроможності України, президент Міжнародного інституту менеджменту

Соціальної згуртованості та структурних реформ можна досягти тоді, коли у країни є національна ідея

Мирослав Якибчук, председатель Национального Форума профсоюзов Украины

Важнейшая проблема экономики – трудовые ресурсы

Олександра Кужель, заступник Міністра регіонального розвитку та будівництва, президент аналітичного центру "Академія"

Національною ідеєю в економіці має бути конкурентноздатність країни

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Земля – вот последний ресурс крупного капитала

Олександр Рябченко, Директор Міжнародного інституту приватизації, управління власністю та інвестицій

В Україні досі не побудована модель приватизації, що слугувала б економічному розвитку

Юрій Змій, директор Інституту реформ

«Економіка не може бути незалежною від політики»

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

«Відсутність спадковості в процесі реформ негативно впливає на реформаторську динаміку»

Олексій Блінов, директор Департаменту економічного аналізу та публікацій Міжнародного центру перспективних досліджень

«Забезпечити високі темпи зростання добробуту населення можна лише широким взаємоузгодженим фронтом перетворень»

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

«Економічні реформи в Україні проходять у формі напівзаходів»

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Як і в політиці, в економіці склалася патова ситуація

Пасхавер Александр, президент Центра экономического развития

В последние годы стратегической политики реформ не проводится вообще

Крючкова Ирина Владимировна, д.э.н., завотделом Института экономки и прогнозирования НАНУ

Импортно-агрессивный «хамелеон»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,105