В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

В зеркале украинского культурного продукта

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Большинство наций предприняли меры, чтобы приспособиться к меняющейся действительности, а что же происходит в Украине? Ведь место страны в современном мире не в последнюю очередь зависит и от ее культуры. Смогла ли украинская культура выйти за рамки «шароварной», как ее долгое время называли? И что мы получили взамен – «третью копию», римейк западного или российского «культурных» образцов?

Рассматривать тенденции в изменении украинского культурного продукта оказалось очень непросто, особенно на фоне акции «Україна – зона культурного лиха». И хотя мы, начиная новый диалог, не ставили перед собой задачу отрицать весь тот беспредел, который происходит в украинской культуре, все же попытаемся сделать акцент на тех составляющих культурного продукта, которые не только живут, но и востребованы сегодня в Украине.

Достаточно долгое время фольклорные культурные модели были едва ли не единственным идентификатором украинского происхождения нашего культурного продукта. Однако к обществу постепенно приходит осознание того, что обращение к духу древности хоть и необходимо для потребностей национальной идентичности, однако, только на фольклоре не может основываться стратегия, направленная в будущее.

В ходе становления государственной независимости в Украине до сих пор не решен вопрос о том, что же такое украинская история и культура. Только на 17 году и то в рамках чужого формата шоу-программы ставится вопрос о «великих украинцах». Поэтому нельзя не согласиться с современным художником Александром Ройтбурдом: «Якщо визначати українську культуру з позицій етнічного націоналізму, ми отримаємо культуру в обсязі, терпимому для маленької країни, а не для великої європейської держави. Необхідно переосмислити не тільки рамки української культури, але і поняття української історії».

Об этом же неоднократно говорил и культуролог Лесь Герасимчук: «ми не бажаємо дати відповідь ще на одне запитання: йдеться про національну ідею, як мрію про «українську» Україну, чи про ідею української багатонаціональної державності»

В новом диалоге нам показалось интересным проследить динамику взаимоотношений государства и культуры – от финансирования и идеологического заказа с последующим контролем, к практически полному идейному и денежному безразличию державных мужей. Особо в этой теме стоит вопрос коммерческого искусства. Привычная ситуация, когда выживает сильнейший, губительна для культуры. Ведь процесс современного художественного творчества основывается на коммуникациях и взаимодействии людей в той же мере, в какой и на художественных произведениях прошлого, на открытости доступа к ним. С закрытием маленького музея может исчезнуть огромный пласт культуры, – так что законы рыночной конкуренции тут не всегда применимы.

«Держава не повинна впливати на культуру. Проте, вона може, якщо їй це цікаво, створити такі умови, аби приватний бізнес вкладав гроші у культурний розвиток», – констатирует Лесь Подервянский, украинский писатель и художник.

«Культуру не треба захищати, вона сама має інстинкт самозбереження. І цей інстинкт вона проявляла багато разів». – утверждает С.Проскурня

«Искусство должны создавать личности, а не система» – настаивает О.Пинчук

И вот, что еще хотелось бы обязательно подчеркнуть, открывая наш новый диалог. Создание культурной инфраструктуры – является важнейшим элементом стратегии политической элиты, ибо, утрачивая связь с элитой духовной, политическая элита теряет будущее.

Создание произведений искусства зависит от наличия сложных сетей поддержки . В таких культурных сетях между собой взаимодействует множество факторов, причем самым непредсказуемым образом. И не последнюю роль в их создании и поддержке должны играть журналисты.

Быстрое развитие Интернета и сектора электронных коммуникаций заметно повлияло и на культуру. Это новая ситуация, при которой культура должна адаптироваться к своему окружению – информационному обществу.

И последнее. Совсем недавно, 8 января в Любляне, столице председательствующей в ЕС Словении была проведена церемония, на которой 2008 год был назван годом межкультурного диалога. Что необходимо для того, чтобы наш голос не затерялся в Европейском культурном многоголосье?

Естественная функция общества – творить, создавать культуру. Культурный продукт, присущий обществу и отражающий его состояние, – всего лишь зеркало современной Украины, в которое стоит вглядеться, чтобы адекватно оценить перемены, происходящие с современным обществом.

Свернуть

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«За украинский рай нужно сражаться»

21 янв 2008 года
«За украинский рай нужно сражаться»: «За украинский рай нужно сражаться»

Густав Водичка, писатель

Вы писали о том, что украинцы «ожидают чуда». Можно ли назвать всю нашу культуру пассивной, «культурой ожидания чуда»?

Раньше украинцы были верующими, церковь играла для нас главную роль, обещая чудеса спасения для тех, кто исполняет заповеди. Потом был Советский Союз, который сам по себе воспитывал людей в ожидании чуда. Но у славян есть немало отличий, и если русские – это имперская нация, где каждый бездомный любит Родину, то мы не такие. Имперцы вообще имеют совсем другое представление о мире, им нужно постоянно двигаться. У Украины же ни к кому нет территориальных претензий, мы не работаем с другими пространствами, а сидим и ждем чуда. Ждем, что кто-то за нас сделает то, что должны сделать мы сами.

Но при всем этом я отрицаю стереотип, что хата украинца «скраю». Главный образ украинского рая прописан Шевченком, где семья ужинает возле хаты, хаты с садочком! И наша хата не скраю, а «скраеугольная», с нее все начинается. И все, что мы видим сейчас вокруг, – это попытки строить свои «садки вишневі», пусть даже и друг у друга на голове. Мы начинаем приближаться к давнему идеалу – выборы Гетьмана каждый год, власть не священна. Единственное, чего не хватает, – это физически уничтожать тех, кто нам не нравится, – тех лидеров, например, которые, пообещав привести нас в царствие небесное, туда не привели.

Власть, на самом деле, это и есть наказание, которое мы даем лидеру, чтоб он его нес, чтобы дрожал и думал о последствиях, – это заложено в нашей исторической национальной памяти. Я считаю, что для «спасения» украинской души, нации необходимо пройти через кровь. Только история способна все изменить.

Когда в Афинах произошел культурный взрыв – этому предшествовало общее дело, люди были связаны чем-то. В свое время Гетьманщина была очень близка к этому – это была масса экономически независимых вооруженных людей. И мы сейчас с удовольствием смотрим на все то, что они создали – украинское бароко, новое оружие. Украинцам нужно соответствовать собственной природе, а природа украинца – это свободный, независимый, вооруженный человек. Только при условии соответствия самим себе, у нас появится культура и культурный продукт – ни на кого не похожий.

Существует огромная проблема – вырождаются мужчины в нашей стране. Тихий украинский рай нужно заслужить, а для этого мужское население должно, вместо того чтобы пить или прожигать жизнь, – воевать за нашу свободу. В современном смысле – поднять огромное восстание против существующей верхушки, чтобы власть стала наказанием для тех, кто захочет быть ею, когда за любую прореху грозит наказание от народа. Украинским мужчинам не хватает войны, а она ведь в их природе. Постоянное противостояние господствующему классу – это наша природа. Мы не можем учить детей в школе, ведь как сказать им, что мы, их родители, – дураки, а вон там при власти – вор и злодей.

Я за радикальное изменение ситуации. Огромной поддержкой этого процеса может стать православие, и я думаю, что ситуация меняется в хорошем ключе. Хотя всего 2% населения – церковники, они способны менять простанство, их никогда и не было количественно больше, но в современном мире все будет решаться нравственным выбором, и именно религия нужна нам сейчас.

Чем является современная коммерческая поп-культура?

О коммерческой поп-культуре можно сказать одно – это то, что вы вряд ли хотели бы показать вашим детям. Именно таким критерием можно проверить является ли этот культурный продукт ценностью. Будете вы это показывать вашим детям? Я сомневаюсь. Все это – растлевание человека, которое начинается в возрасте, когда уже не родители решают, какой канал включить.

Коммерческая культура отнюдь не всесильна. У русских, между прочим, уже появилось нравственное кино, а у нас все еще снимают только «про бандитов». Мы сейчас проживаем на территории, где отсутствует заказ на умственное развитие.

Как только было принято решение о том, что Украина будет безъядерной страной, и не оставляет себе даже тактического оружия, которое, кстати, легко хранится и не создает больших проблем, был сделан огромный шаг назад. Существовала власть, но не было государства, так как не успела обозначиться новая общая идея, которая смогла бы показать – куда и за кем идти. Мы в тот момент не смогли стать субъектами политики и лишь повторяли оправдания: «Нам не с кем воевать, кто нам враг?».

А ведь территория наша огромна, размером с Австро-Венгерскую империю, здесь не может быть таких оправданий, нельзя было себя лишать современной армии, а вслед за ней – и передовых технологий. А если все это стало ненужным, то соответственно пропала потребность в физиках, химиках, математиках, астрономах и т.д. Если эти люди не нужны, то, соответственно, не нужны и философы, нет и художников, которые обслуживают в нравственно-идейном ключе стратегию развития технологий. То есть в одночасье исчезла необходимость существования интеллектуальной элиты как таковой. Кто же остается? Вор и жлоб.

То, что мы сейчас переживаем – это эпоха торжествующего хама. И вот символ торжествующего хама стоит на Киевских холмах, – такая вот картина – рядом с Лаврой – символом торжествующей веры, Родиной-Матерью – символом победившей Родины, выросла эта нелепая новостройка – как недостроенная Вавилонская башня – символ торжествующего хама.

Отсутствие заказа на умственное развитие видно в городе – вы идете по столице, которая когда-то была интеллектуальным центром Советской империи, несла статус Матери городов русских, а теперь на что это похоже! Был Петербург – город-рыцарь, была Москва – торговка, «конфетки-бараночки», и Киев – город, куда съезжались пообщаться ученые, художники. Все люди науки и искусства здесь топтались и страшно любили этот город, в котором было уютно и здорово. Один Институт кибернетики или КПИ чего стоили, – несметное количество технологов, ученых.

Были времена, когда, идя по улице, можно было увидеть шагающих навстречу мыслящих и интересных людей. Сегодня я этих людей не вижу на улицах вовсе. Контингент столицы полностью заменен и превращен, в большинстве своем, в глупую массу, это – «мешканці». А параллельно с этим потихоньку поднимается Россия, и Лукашенко сумел хотя бы удержать свой народ от унижения, – у них не поругана старость, не опущен солдат. К сожалению, за последнее время никто из друзей не звонит мне со словами «Обязательно пойди на выставку этого художника» или «Ты не можешь не прочесть эту новую книгу». Есть премии, гранты, награды, но литературы нет.

Культура села еще жива?

Культура села несет в себе рудиметы культуры начала развития человечества, мы несем информацию из нашего прошлого. И эта народная речь, и поговорки, и песни несут в себе правду о нашей природе. Народная культура, как и всякая народная культура в мире, идет потихоньку вниз, это нормальный процесс. На смену ей должна прийти культура, заказанная правящим классом, а что у нас заказывает правящий класс? Поскольку наш правящий класс только пожирает ресурсы нации, паразитирует на национальном организме, то никакого заказа соответственно нет.

Беседу вела Мария Ещенко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Влад Троицкий, основатель Центра современного искусства «ДАХ», режиссер, продюсер

«Государство должно заниматься протекционизмом, и защитой своих интересов в области культуры»

Ольга Брюховецька, культуролог

Ми знаходимося в стані подвійної провінційності

Катерина Мотрич, письменниця

«Маргінальність духу породжує вторинність у всіх проявах життя».

Сергій Дацюк, философ

«Производить культурные продукты для мирового потребления мы не умеем или не хотим»

Костянтин Родик, знавець книжкового ринку

Культура ніколи не вмирає, але...

Кирило Стеценко, заслужений артист України, професор Київського національного університету культури і мистецтв

Яким би дебелим не був би увесь організм-нації, якщо психіка-культура не функціонує нормально, ніщо інше не працюватиме доцільно

Юрко Зелений, співознавець

«Український культурний продукт немасовий»

Назип Хамитов - доктор философских наук, писатель, психоаналитик.

Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры

Наталья Ермакова, театровед

Государство не имеет никакого представления о культуре и то, что ей нужно дать

Олег Пинчук, скульптор

Мир изменился, но творцы оказались неприспособленными

Павел Гудимов - художник, фотограф, издатель, арт-центр "Я Галерея"

У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.

Лесь Подерв’янський, український письменник і художник

«Культура залежить від особистостей»

Сергій Проскурня, театральний режисер

Театралізація політики вже відбулась, попереду – карнавалізація суспільства

Пол Джордан, докторант Національного університету Шотландії

Українському культурному продукту просто не вистачає «піару»

Олег Сидор-Гибелинда, искусствовед

Культура не является товаром, потому что она абсурдна. И это -прекрасно.

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,029