В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

В зеркале украинского культурного продукта

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Большинство наций предприняли меры, чтобы приспособиться к меняющейся действительности, а что же происходит в Украине? Ведь место страны в современном мире не в последнюю очередь зависит и от ее культуры. Смогла ли украинская культура выйти за рамки «шароварной», как ее долгое время называли? И что мы получили взамен – «третью копию», римейк западного или российского «культурных» образцов?

Рассматривать тенденции в изменении украинского культурного продукта оказалось очень непросто, особенно на фоне акции «Україна – зона культурного лиха». И хотя мы, начиная новый диалог, не ставили перед собой задачу отрицать весь тот беспредел, который происходит в украинской культуре, все же попытаемся сделать акцент на тех составляющих культурного продукта, которые не только живут, но и востребованы сегодня в Украине.

Достаточно долгое время фольклорные культурные модели были едва ли не единственным идентификатором украинского происхождения нашего культурного продукта. Однако к обществу постепенно приходит осознание того, что обращение к духу древности хоть и необходимо для потребностей национальной идентичности, однако, только на фольклоре не может основываться стратегия, направленная в будущее.

В ходе становления государственной независимости в Украине до сих пор не решен вопрос о том, что же такое украинская история и культура. Только на 17 году и то в рамках чужого формата шоу-программы ставится вопрос о «великих украинцах». Поэтому нельзя не согласиться с современным художником Александром Ройтбурдом: «Якщо визначати українську культуру з позицій етнічного націоналізму, ми отримаємо культуру в обсязі, терпимому для маленької країни, а не для великої європейської держави. Необхідно переосмислити не тільки рамки української культури, але і поняття української історії».

Об этом же неоднократно говорил и культуролог Лесь Герасимчук: «ми не бажаємо дати відповідь ще на одне запитання: йдеться про національну ідею, як мрію про «українську» Україну, чи про ідею української багатонаціональної державності»

В новом диалоге нам показалось интересным проследить динамику взаимоотношений государства и культуры – от финансирования и идеологического заказа с последующим контролем, к практически полному идейному и денежному безразличию державных мужей. Особо в этой теме стоит вопрос коммерческого искусства. Привычная ситуация, когда выживает сильнейший, губительна для культуры. Ведь процесс современного художественного творчества основывается на коммуникациях и взаимодействии людей в той же мере, в какой и на художественных произведениях прошлого, на открытости доступа к ним. С закрытием маленького музея может исчезнуть огромный пласт культуры, – так что законы рыночной конкуренции тут не всегда применимы.

«Держава не повинна впливати на культуру. Проте, вона може, якщо їй це цікаво, створити такі умови, аби приватний бізнес вкладав гроші у культурний розвиток», – констатирует Лесь Подервянский, украинский писатель и художник.

«Культуру не треба захищати, вона сама має інстинкт самозбереження. І цей інстинкт вона проявляла багато разів». – утверждает С.Проскурня

«Искусство должны создавать личности, а не система» – настаивает О.Пинчук

И вот, что еще хотелось бы обязательно подчеркнуть, открывая наш новый диалог. Создание культурной инфраструктуры – является важнейшим элементом стратегии политической элиты, ибо, утрачивая связь с элитой духовной, политическая элита теряет будущее.

Создание произведений искусства зависит от наличия сложных сетей поддержки . В таких культурных сетях между собой взаимодействует множество факторов, причем самым непредсказуемым образом. И не последнюю роль в их создании и поддержке должны играть журналисты.

Быстрое развитие Интернета и сектора электронных коммуникаций заметно повлияло и на культуру. Это новая ситуация, при которой культура должна адаптироваться к своему окружению – информационному обществу.

И последнее. Совсем недавно, 8 января в Любляне, столице председательствующей в ЕС Словении была проведена церемония, на которой 2008 год был назван годом межкультурного диалога. Что необходимо для того, чтобы наш голос не затерялся в Европейском культурном многоголосье?

Естественная функция общества – творить, создавать культуру. Культурный продукт, присущий обществу и отражающий его состояние, – всего лишь зеркало современной Украины, в которое стоит вглядеться, чтобы адекватно оценить перемены, происходящие с современным обществом.

Свернуть

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.

31 янв 2008 года
У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.: У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.

Павел Гудимов - художник, фотограф, издатель, арт-центр "Я Галерея"

Как Вы считаете? чем является «украинский культурный продукт»?

Такого термина как «украинский культурный продукт» в отрыве от государственной культурной политики существовать не может. У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины. «Украинский культурный продукт» - это то, что мы можем распространять по стране и экспортировать за ее пределы.

Что касается продуцирования в области культуры, то оно выросло до хорошего уровня относительно всемирных масштабов, но совершенно непропорционально распредел е но в Украине. Есть ведущие регионы, такие, например, как Харьков, Киев, и отчасти присутствует «восточный синдром» в галерейной среде. В целом, Украина должна научиться двум вещам: ценить своё – украинское – искусство и работать над международным культурным имиджем. Эти два процесса взаимосвязаны, и пока в Украине не будут признанны свои культурные ценности, мы ничего не сможем сказать миру.

Повлияла ли Помранчевая революция на формирование культурного продукта?

Интеллигенция принимала участие в революции, прежде всего, с надеждой на изменения в культурной жизни страны. Прошло несколько лет, но мы не видим конкретных шагов со стороны государства. Достаточно чёткие планы в распределении финансовых интересов и совершенно низкое участие властьимущих в культурных процессах привело к жуткому разочарованию среднего класса и интеллигенции. Все, что сейчас называют «украинский культурный продукт» - это скорее частные инициативы, иногда достаточно смелые, но зачастую посредственные.

Появилась ли в Украине «культура города»? Жива ли еще «культура села»?

Грамотную архитектуру, наличие скульптуры на улицах города можно расценивать как культуру города. Культура горожан как таковая – это и отношение к экологии, к мусору на улицах. Да, конечно, средний класс несет определённую культуру и есть такие вещи, в которых Украина выгодно отличается от менее культурных стран: у нас пропускают на пешеходном переходе, люди выбрасывают мусор в мусорные баки. Это первая, примитивная стадия, показатель элементарной культуры, здорово, что она уже пройдена. Есть ещё одна положительная сторона – определённая свобода слова, которая имеет отношение к стране в целом.

Культура села всегда была и есть, она очень специфическая. Маленькие социумы по-другому выживают, каждое село – это государство, там есть свои дивные люди. Но, увы, культурное движение в сёлах остановилось на достаточно низком уровне, очень мало осталось сельских мастеров, которые создают свои произведения. 

К распостранению каких идей и ценностей стремится украинский культурный продукт? 

Я думаю, осталось недолго ждать тот день, когда будет чётко сформулирована главная идея украинского современного искусства. Она вот буквально выкристаллизовывается на глазах. Я не могу ещё назвать окончательный срок. Тот, кто первым его обозначит, превратится в культового персонажа. Скорее всего, это будет озвучено в таких изданиях, как журнал «Символ», который издает наша команда. То, что сейчас делает арт-центр

Я Галерея – это и есть процесс формирования, мы выкристаллизовываем стиль качественного украинского искусства. Молодое искусство подрастает и испытывает на себе достаточно серьёзное влияние глобализации.

Живы-здоровы наши классики современного искусства, которые выходят сейчас на серьёзный уровень, благодаря определённому интересу к ним в обществе. Я показ ы ваю , что украинское искусство существует, и рассказываю, какова его идея. Мы много говорили с критиками и с философами на эту тему… Изолированность от запада привела к феноменальному состоянию искусства – оно пребывало в определённом заповеднике. В итоге, мы имеем своих украинских гениев, которые находятся в отличной форме. Речь идёт о таких художниках, как Маков, Тистол, Сухолит, Маценко, Янович. Самую главную проблему я вижу в том, что у них практически нет учеников. За рубежем мы можем поучиться системе организации музеев, современной архитектуре, но боюсь, не научимся… Можем также п о учиться менеджменту. Главное, мы должны научиться ценить наши таланты и наших гениев, создать свою украинскую кураторскую школу, чтобы не получилось так, что к нам приедут чудесные консультанты с запада и сделают всё по стандартам, по отработанной модели. Тогда мы будем неинтересны западу, и достаточно чужды себе.

Ваша галерея – вызов или кульминация?

Это скорее способ коммуникации. Решившись на открытие арт-центра Я Галерея, я установил новую связь с людьми. Это новая трибуна, с которой я могу не кричать, а говорить посредством вечного и нужного – искусства.

Я Галерея - это выставки лучших украинских художников, фотографов, кино-клуб «А Кино», семинары, образовательные программы, мастер–классы, презентации книг и многое другое.

Самое приятное в том, что меньше чем за год существования мы получили признание – журнал « TimeOut » назвал меня лучшим галеристом уходящего года. Для меня это было очень важно, хотя, получить Гремми тоже было бы приятно. (Улыбается)

Я Галерея в каком-то смысле плацдарм для культурной идеологии. Его составляющими являются также издательство «Артбук», культурный альманах «Символ», который я бы назвал отметкой во времени. Фиксация на бумаге идей, авторов, проектов, как это происходит в «Символе», главным редактором которого является Александр Ляпин, приведёт к тому, что влияние Я Галерея будет в прогрессии возрастать. В планах открыть филиалы Я Галерея по всей стране, объединить культурным кольцом всю Украину.

Может ли культура выжить в условиях отсутствия поддержки со стороны государства?

Конечно может! Для культур ы госзаказ – во вред. Что собою представляло немецкое искусство во времена национал-фашизма? А соцреализм, который подминал под себя всё остальное? Отсутствие государственной поддержки или госзаказа гарантирует независимость, ты ничего не должен государству. С другой стороны, пока государство поймёт, что поддержка – это не влияние, это действительно поддержка, то пройдёт ещё много лет, и многие талантливые люди уйдут от нас. Частные инициативы в области культурных процессов – это как раз и есть основной ответ интеллигенции, их неравнодушие к культурным процессам в Украине. Создание «Гудимов арт-проект», это своеобразный культурный холдинг, в состав которого входят арт-центр Я Галерея, издательство «Артбук», архитектурная мастерская Я Дизайн, креативная группа «Акцент», музыкальная группа Гудимов. Все эти проекты – в определённой степени заполнение дыр в культурном сите Украины. Конечно же, это только часть того, чем хотелось бы заниматься. Нужна поддержка государства, меценатов и всего украинского народа. Я думаю, мы не дойдём до такого позора , чтобы собирать по гривне на развитие искусства. Важно, чтобы те, кто могут сейчас повлиять на ситуацию, сделали это. Например, коллекционеры, покупая работу автора, тем самым поддерживают его. Приобретая работу художника, вы создаёте динамику арт - рынка, а это – одна из составляющих здорового общества. Сейчас очень сильно меняются цены не только на н е движимость и землю, но и на искусство. Мы движемся всё-таки в правильном направлении. Если это стоит, значит это и ценится. В целом моя позиция очень оптимистична: я считаю, что работа в области культурных проектов, будь то визуальное искусство, музыка, кинематограф, издательское дело, графический дизайн, книгоиздание – перечислять можно сколько угодно – это всё будет востребовано. Мы – молодая страна, мы очень долго просыпались, нас гнуло к земле. Но Украина действительно капитализировалась настолько, насколько это нужно, и теперь вопрос только в том, правильно ли мы будем вкладывать наши деньги.

Беседу вела Мария Ещенко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Влад Троицкий, основатель Центра современного искусства «ДАХ», режиссер, продюсер

«Государство должно заниматься протекционизмом, и защитой своих интересов в области культуры»

Ольга Брюховецька, культуролог

Ми знаходимося в стані подвійної провінційності

Катерина Мотрич, письменниця

«Маргінальність духу породжує вторинність у всіх проявах життя».

Сергій Дацюк, философ

«Производить культурные продукты для мирового потребления мы не умеем или не хотим»

Костянтин Родик, знавець книжкового ринку

Культура ніколи не вмирає, але...

Кирило Стеценко, заслужений артист України, професор Київського національного університету культури і мистецтв

Яким би дебелим не був би увесь організм-нації, якщо психіка-культура не функціонує нормально, ніщо інше не працюватиме доцільно

Юрко Зелений, співознавець

«Український культурний продукт немасовий»

Назип Хамитов - доктор философских наук, писатель, психоаналитик.

Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры

Наталья Ермакова, театровед

Государство не имеет никакого представления о культуре и то, что ей нужно дать

Олег Пинчук, скульптор

Мир изменился, но творцы оказались неприспособленными

Лесь Подерв’янський, український письменник і художник

«Культура залежить від особистостей»

Сергій Проскурня, театральний режисер

Театралізація політики вже відбулась, попереду – карнавалізація суспільства

Пол Джордан, докторант Національного університету Шотландії

Українському культурному продукту просто не вистачає «піару»

Олег Сидор-Гибелинда, искусствовед

Культура не является товаром, потому что она абсурдна. И это -прекрасно.

Густав Водичка, писатель

«За украинский рай нужно сражаться»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,034