В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

В зеркале украинского культурного продукта

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Большинство наций предприняли меры, чтобы приспособиться к меняющейся действительности, а что же происходит в Украине? Ведь место страны в современном мире не в последнюю очередь зависит и от ее культуры. Смогла ли украинская культура выйти за рамки «шароварной», как ее долгое время называли? И что мы получили взамен – «третью копию», римейк западного или российского «культурных» образцов?

Рассматривать тенденции в изменении украинского культурного продукта оказалось очень непросто, особенно на фоне акции «Україна – зона культурного лиха». И хотя мы, начиная новый диалог, не ставили перед собой задачу отрицать весь тот беспредел, который происходит в украинской культуре, все же попытаемся сделать акцент на тех составляющих культурного продукта, которые не только живут, но и востребованы сегодня в Украине.

Достаточно долгое время фольклорные культурные модели были едва ли не единственным идентификатором украинского происхождения нашего культурного продукта. Однако к обществу постепенно приходит осознание того, что обращение к духу древности хоть и необходимо для потребностей национальной идентичности, однако, только на фольклоре не может основываться стратегия, направленная в будущее.

В ходе становления государственной независимости в Украине до сих пор не решен вопрос о том, что же такое украинская история и культура. Только на 17 году и то в рамках чужого формата шоу-программы ставится вопрос о «великих украинцах». Поэтому нельзя не согласиться с современным художником Александром Ройтбурдом: «Якщо визначати українську культуру з позицій етнічного націоналізму, ми отримаємо культуру в обсязі, терпимому для маленької країни, а не для великої європейської держави. Необхідно переосмислити не тільки рамки української культури, але і поняття української історії».

Об этом же неоднократно говорил и культуролог Лесь Герасимчук: «ми не бажаємо дати відповідь ще на одне запитання: йдеться про національну ідею, як мрію про «українську» Україну, чи про ідею української багатонаціональної державності»

В новом диалоге нам показалось интересным проследить динамику взаимоотношений государства и культуры – от финансирования и идеологического заказа с последующим контролем, к практически полному идейному и денежному безразличию державных мужей. Особо в этой теме стоит вопрос коммерческого искусства. Привычная ситуация, когда выживает сильнейший, губительна для культуры. Ведь процесс современного художественного творчества основывается на коммуникациях и взаимодействии людей в той же мере, в какой и на художественных произведениях прошлого, на открытости доступа к ним. С закрытием маленького музея может исчезнуть огромный пласт культуры, – так что законы рыночной конкуренции тут не всегда применимы.

«Держава не повинна впливати на культуру. Проте, вона може, якщо їй це цікаво, створити такі умови, аби приватний бізнес вкладав гроші у культурний розвиток», – констатирует Лесь Подервянский, украинский писатель и художник.

«Культуру не треба захищати, вона сама має інстинкт самозбереження. І цей інстинкт вона проявляла багато разів». – утверждает С.Проскурня

«Искусство должны создавать личности, а не система» – настаивает О.Пинчук

И вот, что еще хотелось бы обязательно подчеркнуть, открывая наш новый диалог. Создание культурной инфраструктуры – является важнейшим элементом стратегии политической элиты, ибо, утрачивая связь с элитой духовной, политическая элита теряет будущее.

Создание произведений искусства зависит от наличия сложных сетей поддержки . В таких культурных сетях между собой взаимодействует множество факторов, причем самым непредсказуемым образом. И не последнюю роль в их создании и поддержке должны играть журналисты.

Быстрое развитие Интернета и сектора электронных коммуникаций заметно повлияло и на культуру. Это новая ситуация, при которой культура должна адаптироваться к своему окружению – информационному обществу.

И последнее. Совсем недавно, 8 января в Любляне, столице председательствующей в ЕС Словении была проведена церемония, на которой 2008 год был назван годом межкультурного диалога. Что необходимо для того, чтобы наш голос не затерялся в Европейском культурном многоголосье?

Естественная функция общества – творить, создавать культуру. Культурный продукт, присущий обществу и отражающий его состояние, – всего лишь зеркало современной Украины, в которое стоит вглядеться, чтобы адекватно оценить перемены, происходящие с современным обществом.

Свернуть

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры

8 фев 2008 года
Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры: Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры

Назип Хамитов - доктор философских наук, писатель, психоаналитик.

Отразилось ли обретение Украиной независимости (и/или Оранжевая революция) на украинском культурном продукте? Как?

На мой взгляд, настоящий «культурный продукт» создается людьми, которые очень мало зависят от политических независимостей и социальных революций.

Что отличает современный культурный продукт – новые формы или же неординарные/прогрессивные/шокирующие идеи?

Вся проблема в том, что поиск новых форм и новых идей в большинстве своем заменяется поиском славы через ироническое прочтение классики. Это составляет суть ситуации постмодерна. Современная украинская культура – это культура римейка. А римейки – это маски, скрывающие творческую импотенцию. В моей книге «Афоризмы Силы» по этому поводу есть такая мысль: «Горе от иронии глубже, чем горе от ума».

Но ведь без иронии нет и культуры, не так ли?

Современная ирония в культуре – это реакция на доминанту пафоса в тоталитарном прошлом. Пафос творит утопии, ирония делает им пластические операции. Но пластическая операция на лице утопии порой делает ее кривляющейся харей. Предложу еще одну мысль из «Афоризмов Силы»: «много глупого в этом мире делалось с пафосом, но не меньше – с иронией».

Однако современная ирония – это весьма специфическая штука. Это ирония, которая сама становится пафосом. В этом глубинная проблема креативной чахлости и болезненности нашей эпохи. Возможно ли освобождение? Да, если ирония, направленная в прошлое и будущее, будет доведена до самоиронии.

Можно ли сформулировать – к насаждению/распространению каких идей, ценностей или эстетических вкусов стремится украинский культурный продукт (сознательно и безсознательно!)

Этих идей очень много, они самых разных ориентаций и цветов. Все их определить невозможно. О своем культурном продукте могу сказать, что он и сознательно, и безсознательно выражает идеи метаантропологии – созданного мной философского проекта о возможности выхода человека из обыденности в предельное и запредельное бытие. На этом основаны все мои книги – и теоретические, и эссе, и художественные.

Научили ли «упаковывать» и «подавать» современный украинский культурный продукт?

Да, его научились «упаковывать» и «подавать», но по шаблонам американской поп-культуры, просеянной через российское сито.

Штучность качественного украинского культурного продукта на фоне массового производства западных и российских стандартов, идей и образов – это позитив или негатив?

И в Америке, и в России, и в Китае, и в Украине есть элитно качественный культурный продукт, он всегда штучный. Другое дело, что в современной Украине просто качественный культурный продукт (по мировым стандартам) появляется не так уж часто. Это неизбежная «болезнь роста». Важно только, чтобы стремление к созданию массово продаваемой культурной попсы не уничтожило уважение к непопсовой культуре. Никогда не стоит путать бестселлеры и шедевры. Бестселлер близок многим, но в пределах ограниченного времени, шедевр близок некоторым, но на все времена. В культуре, в которой нет настроенности на свои шедевры, будут только переводные бестселлеры.

Преодолела ли украинская культура пост-колониальный (пост-имперский) синдром?

Нет, не преодолела. У многих «патриотически» настроенных творцов есть желение быть «не хуже России», есть тоска по жесткой российской культурной политике, тоска которая парадоксально сочетается со стремлением жить в «открытом обществе»…

Национальное/украинское исполнение (подстраивание, копирование…) под западные и российские образцы – это позитив или негатив? А может это единственный способ выживания?

Культура должна жить, а не выживать, иначе она обречена на вымирание. Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры. Но не нужно сознательно выжимать из себя «украинскость», автор дожен просто стремиться быть собой, но и быть открытым новому. Такие авторы в Украине есть; рано или поздно они станут известными и знаменитыми.

Какова судьба элитных, высоких, академических… культур на фоне коммерциализированной популярной массовой культуры?

В окрытом обществе выживает все, что интересно. Представителям «выской» культуры рано или поздно придется это осознать. Конечно есть жанры, которые по самой природе могут быть интересны очень немногим – например научная монография. Я работаю в одном из наиболее рафинированных академических заведений Украины – Институте философии Национальной академии наук и как никто понимаю проблему. Однако всегда есть возможности выйти за пределы замкнутости аудитории. Лично я стараюсь добиться этого, работая в разных жанрах: я пишу не только монографии и курсы лекций, но и эссе и романы. Кроме того, я веду авторскую программу «Философские диалоги» в прямом эфире «Радио-Эра FM », каждую субботу до и после полуночи общаюсь со всей Украиной . Любые идеи можно донести до широкой публики. Успех моего философского эссе «Одиночество женское и мужское», а также романов «Маска» и «Властелин старости» подтверждают это.

Создание, расширение/сворачивание(?) культурной инфраструктуры это элемент сознательной стратегии политической элиты?

Безусловно, создание культурной инфраструктуры - важнейший элемент стратегии политической элиты. Другое дело, что политическая элита должна дозреть до этого. Нынешняя политическая элита Украины борется за власть и контроль над экономикой и глуха к вопросам культуры. Однако уже сейчас у ряда политиков, с которыми я общаюсь (а том числе и как их психоаналитик), появляется осознание простого факта: утрачивая связь с духовной элитой, политическая элита утрачивает будущее.

Каковы должны быть приоритеты в культурной политики государства?

Создать законодательные условия, в которых заниматься культурной деятельностью и поддерживать ее было бы экономически выгодно.

Сохраняется ли у нас единое культурное пространство или мы уверенно движемся к культурной автаркии?

Оно не только сохраняется, но и развивается. Мир глобализируется и эта тенденция необратима. Другое дело, что в мире существуют несколько проектов глобализации: американский, российский, китайский, общеевропейский, латиноамериканский… Думаю, что в будущем Украина будет включена в каждый из этих проектов. А может предложит и свой…

Является ли надуманным и лишь политически разыгрываемым размежевание украинцев, скажем так, творцов и потребителей «культурного продукта» по географическому и языковому признаку?

Ну как же может быть надуманным и лишь политически разыгрываемым размежевание творцов и потребителей «культурного продукта» в Украине по географическому и языковому признаку, если одна часть нашей страны вышла из культурного и властного пространства Российской империи, а вторая – из Австро-Венгерской? Проблема есть, она объективна, масштабна и исторична. Она не решается простым замалчиванием или призывами к единству на основе общих економических интересов. Почему? Слишком различны культурные архетипы. Их единение возможно только в гениальных призведениях (не побоюсь этого словосочетания). Только гении по-настоящему скрепляют нации. Будем верить в их появление.

Чем чревато для Украины исключение провинции из культурного пространства?

Проблема не в том, что провинция исключена из украинского культурного пространства, а в том, что ее слишком много в этом культурном пространстве.

Виртуализация культуры – появились ли новые формы украинского культурного продукта, в Сети, например?

Да, новые формы украинского культурного продукта, в Сети появляются. Например сайт Ассоциации Философского Искусства, Президентом которой я являюсь. На сайте представлен ряд интересных проектов. Кроме того, в Сети есть множество официальных и неофициальных сайтов отдельных творческих личностей, в том числе и мой совместно с женой – философом и писательницей Светланой Крыловой. Могу предположить, что со временем культурные достижения нашей страны все больше будут представлены в Интернете. И это вовсе не будет означать их виртуализацию, просто появятся новые формы продвижения.

Культура и социум – параллельное движение и жизнь?

Есть печальное изречение: «нет пророков в своем Отечестве»… Для Украины это актуально вдвойне. До сегодняшнего дня я со своими книгами больше известен в Москве, чем в Киеве, хотя есть огромное желание издаваться на Родине. И лишь после того, как мои работы появились на болгарском, немецком, английском языках, я почувствовал внимание к себе и украинских издателей. Так что судьбу нужно не проклинать, а творить…

Записал Андрей Маклаков

Хамитов - Создатель направления "философское искусство", основатель и Президент Ассоциации Философского Искусства. ( Известен в России, Украине и за рубежом как автор андрогин-анализа – направления в психоанализе, исследующего проблему внутреннего одиночества в отношениях мужчины и женщины. Создатель афоризмотерапии - метода исцеления от психологических травм и комплексов при помощи афоризмов. Автор более двадцати книг. Наиболее известны – "ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ" (издана также на немецком и болгарском языках), "ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОДИНОЧЕСТВА", "ФИЛОСОФИЯ: Бытие. Человек. Мир", "ТАЙНА МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО" (издана на английском и польском языках), "АФОРИЗМЫ СИЛЫ". Совместно со Светланой Крыловой написал книги "ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ: человек и мир", "ЭТИКА: ПУТЬ К КРАСОТЕ ОТНОШЕНИЙ", а также философские романы-сказки "ТАЙНА ХОББИТА" и «МАГИЧЕСКАЯ КНИГА» (псевдонимы "Нэз и Лана Светлые"). Автор мистических триллеров «МАСКА» и «ВЛАСТЕЛИН СТАРОСТИ» (издательство «София», под псевдонимом «Ян НЭЗ»), по которым снимаются многосерийные художественные фильмы. Назип Хамитов инициатор ряда проектов на телевидении и радио. Автор и ведущий программы "Философские диалоги" (Радио-Эра FM, суббота, 23.07). )

 

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Влад Троицкий, основатель Центра современного искусства «ДАХ», режиссер, продюсер

«Государство должно заниматься протекционизмом, и защитой своих интересов в области культуры»

Ольга Брюховецька, культуролог

Ми знаходимося в стані подвійної провінційності

Катерина Мотрич, письменниця

«Маргінальність духу породжує вторинність у всіх проявах життя».

Сергій Дацюк, философ

«Производить культурные продукты для мирового потребления мы не умеем или не хотим»

Костянтин Родик, знавець книжкового ринку

Культура ніколи не вмирає, але...

Кирило Стеценко, заслужений артист України, професор Київського національного університету культури і мистецтв

Яким би дебелим не був би увесь організм-нації, якщо психіка-культура не функціонує нормально, ніщо інше не працюватиме доцільно

Юрко Зелений, співознавець

«Український культурний продукт немасовий»

Наталья Ермакова, театровед

Государство не имеет никакого представления о культуре и то, что ей нужно дать

Олег Пинчук, скульптор

Мир изменился, но творцы оказались неприспособленными

Павел Гудимов - художник, фотограф, издатель, арт-центр "Я Галерея"

У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.

Лесь Подерв’янський, український письменник і художник

«Культура залежить від особистостей»

Сергій Проскурня, театральний режисер

Театралізація політики вже відбулась, попереду – карнавалізація суспільства

Пол Джордан, докторант Національного університету Шотландії

Українському культурному продукту просто не вистачає «піару»

Олег Сидор-Гибелинда, искусствовед

Культура не является товаром, потому что она абсурдна. И это -прекрасно.

Густав Водичка, писатель

«За украинский рай нужно сражаться»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,219