В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

В зеркале украинского культурного продукта

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Большинство наций предприняли меры, чтобы приспособиться к меняющейся действительности, а что же происходит в Украине? Ведь место страны в современном мире не в последнюю очередь зависит и от ее культуры. Смогла ли украинская культура выйти за рамки «шароварной», как ее долгое время называли? И что мы получили взамен – «третью копию», римейк западного или российского «культурных» образцов?

Рассматривать тенденции в изменении украинского культурного продукта оказалось очень непросто, особенно на фоне акции «Україна – зона культурного лиха». И хотя мы, начиная новый диалог, не ставили перед собой задачу отрицать весь тот беспредел, который происходит в украинской культуре, все же попытаемся сделать акцент на тех составляющих культурного продукта, которые не только живут, но и востребованы сегодня в Украине.

Достаточно долгое время фольклорные культурные модели были едва ли не единственным идентификатором украинского происхождения нашего культурного продукта. Однако к обществу постепенно приходит осознание того, что обращение к духу древности хоть и необходимо для потребностей национальной идентичности, однако, только на фольклоре не может основываться стратегия, направленная в будущее.

В ходе становления государственной независимости в Украине до сих пор не решен вопрос о том, что же такое украинская история и культура. Только на 17 году и то в рамках чужого формата шоу-программы ставится вопрос о «великих украинцах». Поэтому нельзя не согласиться с современным художником Александром Ройтбурдом: «Якщо визначати українську культуру з позицій етнічного націоналізму, ми отримаємо культуру в обсязі, терпимому для маленької країни, а не для великої європейської держави. Необхідно переосмислити не тільки рамки української культури, але і поняття української історії».

Об этом же неоднократно говорил и культуролог Лесь Герасимчук: «ми не бажаємо дати відповідь ще на одне запитання: йдеться про національну ідею, як мрію про «українську» Україну, чи про ідею української багатонаціональної державності»

В новом диалоге нам показалось интересным проследить динамику взаимоотношений государства и культуры – от финансирования и идеологического заказа с последующим контролем, к практически полному идейному и денежному безразличию державных мужей. Особо в этой теме стоит вопрос коммерческого искусства. Привычная ситуация, когда выживает сильнейший, губительна для культуры. Ведь процесс современного художественного творчества основывается на коммуникациях и взаимодействии людей в той же мере, в какой и на художественных произведениях прошлого, на открытости доступа к ним. С закрытием маленького музея может исчезнуть огромный пласт культуры, – так что законы рыночной конкуренции тут не всегда применимы.

«Держава не повинна впливати на культуру. Проте, вона може, якщо їй це цікаво, створити такі умови, аби приватний бізнес вкладав гроші у культурний розвиток», – констатирует Лесь Подервянский, украинский писатель и художник.

«Культуру не треба захищати, вона сама має інстинкт самозбереження. І цей інстинкт вона проявляла багато разів». – утверждает С.Проскурня

«Искусство должны создавать личности, а не система» – настаивает О.Пинчук

И вот, что еще хотелось бы обязательно подчеркнуть, открывая наш новый диалог. Создание культурной инфраструктуры – является важнейшим элементом стратегии политической элиты, ибо, утрачивая связь с элитой духовной, политическая элита теряет будущее.

Создание произведений искусства зависит от наличия сложных сетей поддержки . В таких культурных сетях между собой взаимодействует множество факторов, причем самым непредсказуемым образом. И не последнюю роль в их создании и поддержке должны играть журналисты.

Быстрое развитие Интернета и сектора электронных коммуникаций заметно повлияло и на культуру. Это новая ситуация, при которой культура должна адаптироваться к своему окружению – информационному обществу.

И последнее. Совсем недавно, 8 января в Любляне, столице председательствующей в ЕС Словении была проведена церемония, на которой 2008 год был назван годом межкультурного диалога. Что необходимо для того, чтобы наш голос не затерялся в Европейском культурном многоголосье?

Естественная функция общества – творить, создавать культуру. Культурный продукт, присущий обществу и отражающий его состояние, – всего лишь зеркало современной Украины, в которое стоит вглядеться, чтобы адекватно оценить перемены, происходящие с современным обществом.

Свернуть

Ни для кого не будет открытием, что культура время от времени модернизируется. Культурная эволюция неизбежна. Мир проходит через беспрецедентный взрыв продуцирования знаний, технологий и «ноу-хау» в каждом обществе. И можно констатировать, что в том виде, в котором мы привыкли видеть украинское культурное пространство, оно серьезно отстает от растущих духовных потребностей современности. Не потому ли падает интерес к украинской культуре и престиж всего украинского?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«Производить культурные продукты для мирового потребления мы не умеем или не хотим»

15 фев 2008 года

Мы постепенно привыкли к тому, что политики обливают друг друга водой, дерутся и матерятся… Но, по крайней мере, это не дает нам забыть слово «культура». Что значит «культура» в вашем понимании?

Культура – это очень узкий перечень феноменов. Это только воспроизводство и трансляция человеческой самости как таковой. В культуру, – может быть, к удивлению, а для многих, и к сожалению, – не входит творчество. В том смысле, что творчество является элементом преобразования культуры, оно создаёт новые культурные образцы, после чего старые подлежат захоронению. Творчество, фактически – враг культуры, оно её уничтожает, чтобы создать новую.

Когда спрашивают, что мы можем противопоставить проникновению иной культуры, то говорят, как правило, о каких-то оградительных и репрессивных мерах, к ак лицензирование, всевозможные недопущения, изоляция и прочее. Но, как только мы начинаем таким образом охранять свою культуру, то сразу же консервируем ее текущее состояние, и в таком её состоянии творчество невозможно. Творчество может существовать только без границ .

Каков же выход из такой ситуации? Ведь не хочется ни стеснять творцов, ни допускать разрушения т.н. «традиционной культуры», о чем много говорят.

Выход только один – наше творчество должно быть более интенсивным и продуктивным (или хотя бы сопоставимым) по отношению к внешнему влиянию. Что для этого необходимо? Прежде всего, такой же уровень потребления продуктов культуры, как у наших конкурентов.

Заметьте, я не говорю «государственная поддержка» и «меценатство бизнеса», а только культурное потребление. Это та новая формула, которую я сейчас отстаиваю. Не является меценатство самым важным и не является поддержка государства принципиально важной. Проблема, с которой столкнулась Украина, – это отказ населения от потребления собственной культуры. И это намного серьёзнее, чем умирание традиционной культуры. Мы можем невероятными усилиями государства и бизнеса существующую культуру сохранять, но у неё будет одна проблема – жителям этой страны она будет не нужна.

Так сейчас происходит с переводом фильмов на украинский язык. При существующих технологиях может оказаться удобнее купить фильм на DVD на русском языке, или скачать из Интернета, или переписать у друга, но не идти в кинотеатр, рискуя испытать разочарование.

Почему же наши люди отказываются от своей культуры?

Таков уровень её творчества. Сюжеты украинских фильмов или книг – не интересны; украинская музыка производит один хороший альбом раз в год, а точнее, – раз в три года. А если говорить совсем честно, то альбома мирового уровня она за 16 лет так и не произвела. Можно назвать альбом «Модель» группы «Океан Эльзы», но куда ему до мирового? Мировой уровень предполагает новый жанр, новый стиль, такой продукт, который революционизирует культуру.

Вот, например, в 2007г., по усреднённой оценке музыкальных критиков всего мира лучшей оказалась группа «BURIAL», которая предложила новый стиль «даб степ». Кто из украинских музыкантов может похвастаться подобным достижением?

Пытались выполнять культурную миссию «ВВ», когда Олег Скрипка устраивал концерты на «Сп і вочому Пол і » к празднику Ивана Купалы. Да, это имело некоторый международный резонанс, но это не альбом, это культурно-организационное событие более локального характера .

Ни в нашем кино, ни в театре, ни в литературе мировых событий нет. Попытка показать в этом плане Андруховича не выдерживает никакой критики, и в этом виноват сам Андрухович. У него была возможность сделать из «12-и обручей» шедевр мирового уровня, но он отказался. Он не понял, что современный писатель – больше чем писатель. Он должен иметь интегральные свойства, т. е. общаться с философами, с математиками, со специалистами по квантовой механике, по биологии. Если бы за каждым обручем был развёрнут философский концепт, а потом создан образ, было бы лучше. А так получилась банальная метафора – интересно, но не более того.

Я очень много читаю, в том числе и украинских авторов, я очень уважаю Андруховича, но хочу быть откровенным: это творческий продукт, недоделанный по мировым стандартам. Я чётко фиксирую тезис: делать культурные продукты для мирового потребления нашим писателям нужно иначе, чем для внутреннего или российского .

В последнее время много говорится о необходимости «возрождения» национальной культуры, о тенденции ее коммерциализации, об ее упадке и т.д. Какие тенденции в отечественной культуре сейчас имеют место?

На самом деле, то, что мы обнаруживаем как новые тенденции, существовало всегда. В какие-то периоды они переживают спад, потом возвращаются. Сейчас культура переживает ситуацию, во многом характерную для начала 20-го века, особенно в плане взаимопроникновения. Только теперь это явление называется не постмодернизм, а мультикультурализм. Смысл его в том, что мы стараемся не уничтожать основания ни одной из культур, а удерживая их все, обеспечиваем пересечения в каждой точке, в каждой стране. Зритель становится всеядным, – это одна тенденция.

Вторая – происходит отход от классических культурных носителей, таких как книга, пластинка и даже компакт-диск. Продажа музыкальных компактов падает примерно на 20 % в год. Всё большее значение приобретает Интернет, и не только в музыке и литературе, а и в изобразительном искусстве, ведь Интернет даёт необходимую информацию об авторах, выставках, галереях и самих произведениях, количество которых растёт ежесекундно. Другими словами, конкуренция уплотняется, и скоро то, что не представлено в Интернете, не будет востребовано. Без создания индустрии оценки, предложения, предъявления – ничего не будет продвинуто.

Наши деятели культуры в этом не просто отстают, а видимо совсем не участвуют.

Итак, в чём основная проблема нашей культуры?

Для неё, сегодняшней, основная проблема – нет потребителя, а когда нет спроса – нет и предложения. Второе – нет авторов, творцов, ориентированных на создание произведений мирового уровня. Всё, что у нас делается, делается изначально с позиций культурного отставания. И никакие миллионы, вложенные в рекламу, тут не помогут, пока наши культурные деятели не помогут сами себе – не начнут работать иначе.

Записал Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Влад Троицкий, основатель Центра современного искусства «ДАХ», режиссер, продюсер

«Государство должно заниматься протекционизмом, и защитой своих интересов в области культуры»

Ольга Брюховецька, культуролог

Ми знаходимося в стані подвійної провінційності

Катерина Мотрич, письменниця

«Маргінальність духу породжує вторинність у всіх проявах життя».

Костянтин Родик, знавець книжкового ринку

Культура ніколи не вмирає, але...

Кирило Стеценко, заслужений артист України, професор Київського національного університету культури і мистецтв

Яким би дебелим не був би увесь організм-нації, якщо психіка-культура не функціонує нормально, ніщо інше не працюватиме доцільно

Юрко Зелений, співознавець

«Український культурний продукт немасовий»

Назип Хамитов - доктор философских наук, писатель, психоаналитик.

Подстраивание под чужие образцы – это способ вымирания украинской культуры

Наталья Ермакова, театровед

Государство не имеет никакого представления о культуре и то, что ей нужно дать

Олег Пинчук, скульптор

Мир изменился, но творцы оказались неприспособленными

Павел Гудимов - художник, фотограф, издатель, арт-центр "Я Галерея"

У нас есть культурная ниша, но достаточно скромная для Украины.

Лесь Подерв’янський, український письменник і художник

«Культура залежить від особистостей»

Сергій Проскурня, театральний режисер

Театралізація політики вже відбулась, попереду – карнавалізація суспільства

Пол Джордан, докторант Національного університету Шотландії

Українському культурному продукту просто не вистачає «піару»

Олег Сидор-Гибелинда, искусствовед

Культура не является товаром, потому что она абсурдна. И это -прекрасно.

Густав Водичка, писатель

«За украинский рай нужно сражаться»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,087