В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Демократия по-украински

Названий и определений для современных форм проявления демократии существует великое множество. Можно восхищаться их академической глубиной и безукоризненной логикой, наслаждаться афористичностью и меткостью. Но, обратившись от теории к практике, нельзя не заметить, что ни одно из них не находит полноценного проявления в реальной жизни и политическом обустройстве общества. За рамками самых обстоятельных определений демократии всегда остаются особенности, присущие ей только в той или иной стране, к тому же на весьма ограниченном отрезке времени.


В построении государства своей мечты украинская бюрократия начисто переиграла и поэтов, и демократов. Под лозунгом разделения и независимости властей судебную, исполнительную и законодательную власть сначала вывели из-под контроля общества, а затем передали в аренду олигархическим кланам. И хотя власти чиновников из силовых подразделений пока достаточно, чтобы время от времени тасовать колоду олигархов, толпящихся у государственных кормушек, равновесие антидемократических сил не может сохраняться вечно. Ограничивая возможность буржуазии использовать деньги для политических целей, бюрократия, для сохранения равновесия, обязана отдавать ей взамен административный ресурс, поскольку именно чиновники, как никто, заинтересованы в сохранении своего нынешнего положения. При нарушении баланса сил на смену олигархам, приближенным к вершине властной пирамиды, приходят новые, жаждущие вернуть капиталы, вложенные в путь к власти, а иногда и реванша за прошлые поражения.

Что же касается попыток расшатать плотные заслоны бюрократии на пути в Украину демократии со стороны европейской и мировой общественности, то по ее меркам у нас и так все в порядке. В украинском парламенте представлено более десятка политических партий и блоков, около 45 % всех депутатов состоят в оппозиционных фракциях, а президент избирается всенародно. Уровень демократии в нашей стране по этим показателям соответствует уровню самых развитых демократических стран Европы и Северной Америки. Но демократии от этого больше не становится. Лишь появляются ее новые названия и определения. А к критериям демократизации страны подключаются субъективные оценки экспертов, уверенных в том, что уж лучше их демократии в мире нет.

Какими критериями руководствоваться, отвечая на вопрос, есть ли демократия в Украине? С кем или с чем сравнивать «уровень демократии» и можно ли это делать в принципе? Ведь не секрет, что дискуссии о демократии имеют свойство от научных определений плавно переходить на уровень интуитивных представлений. И оказывается, что не только у каждой социальной группы, но и у каждого индивидуума есть свое личное ощущение черты, за которой демократия превращается в анархию или деспотию. Поэтому заявления о том, что Украина еще слишком далека от истинной демократии, практически никогда не находят возражений. Хотя «истинную демократию» каждый понимает по-своему.

Чего же не достает Украине, чтобы у скептиков не возникло сомнений в том что, пусть и не совершенная, но все же демократия в нашей стране существует? Или наоборот, что такое имеется в Украине, что заставляет оптимистов соглашаться с тем, что демократии на тринадцатом году демократических преобразований у нас все еще нет?

Какие демократические институты у нас еще не действуют, и почему созданные и подававшие надежды, не действуют уже? Почему астрономическое количество политических партий в Украине не перерастает в гарантирующее демократию качество? И способны ли наши граждане к самоорганизации?

А может, мы просто не «доросли» до демократии, и все еще впереди? Ведь мировой опыт показывает, что ни одно общество не знало деспотии, которую не излечило бы время. А если так, то куда и как долго нам надо идти, чему учиться, чей опыт перенимать? Каким он должен быть на самом деле, «народ властвующий»? Может, богаче, чтобы позволить себе думать еще о чем-либо, кроме собственного выживания? Или доверчивее, чтобы верить в благие намерения очередной «демократической» коалиции? Или более стойким, чтобы не поддаваться манипуляциям политтехнологов? Или настолько голодным, чтобы решиться, наконец, потерять собственные цепи?

Пытаясь ответить на эти и многие другие вопросы, «Диалог.UA» будет обсуждать проблемы становления демократии по-украински. Очевидно, что создать необходимые и достаточные условия для ее развития и укрепления влияния за двенадцать лет независимости так и не удалось. Тихий саботаж чиновников и открытое противодействие демократизации общества со стороны крепнущей власти сыграли с романтическими настроениями украинцев начала 90-х годов прошлого века злую шутку.

Все возвращается на круги своя. Риторика коммунистов конца 1980-х берется на вооружение «большевиками» 2000-х. «Независимость» и «демократия» путем подмены понятий постепенно превращаются едва ли не в ругательства. Цензура и слежки становятся нормой. Всесильные и напористые при разрушении коммунистического режима СМИ, оказались беспомощными перед кучкой олигархов, где подкупом, а где и физической расправой лишивших «демос» права на объективную информацию.

Чем «управляемая демократия» в России 2004 года отличается от молодой и еще не очень ярко выраженной автократии в Беларуси начала 1990-х? Для Украины этот вопрос вовсе не праздный, поскольку отечественным политикам свойственно следовать по пути «старшего брата».

Плюрализм, гражданское общество, свобода слова, средний класс, местное самоуправление, либеральная демократия, полиархия – за каждым термином в реальной жизни стоят десятилетия борьбы и надежд. Какие направления в своем стремлении к демократии должна избрать Украина? Или двигаться во всех сразу, постоянно осознавая безнадежность очередной многовекторности?

Свернуть

Тихий саботаж чиновников и открытое противодействие демократизации общества со стороны крепнущей власти сыграли с романтическими настроениями украинцев начала 90-х годов прошлого века злую шутку. В построении государства своей мечты украинская бюрократия начисто переиграла и поэтов, и демократов. Под лозунгом разделения и независимости властей судебную, исполнительную и законодательную власть сначала вывели из-под контроля общества, а затем передали в аренду олигархическим кланам. Возможно поэтому, заявления о том, что Украина еще слишком далека от истинной демократии, практически никогда не находят возражений. Хотя «истинную демократию» каждый понимает по-своему.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украинская демократия – это еще незавершенная работа

Украинская демократия – это еще незавершенная работа: Украинская демократия – это еще незавершенная работа

Валерий Пустовойтенко, лидер Народно-демократической партии

Украине нужны действенные механизмы и площадки, обеспечивающие гражданский диалог. Люди должны иметь возможность говорить о своих интересах и находить своих единомышленников, а не слушать толкования из уст политиков накануне выборов. Если бы украинские политики не побоялись провести конституционную реформу через испытание Конституционной Ассамблеей, то многие вопросы относительно слабости украинской демократии были бы сняты

Принято считать, что среди стран СНГ в Украине институциональные предпосылки для формирования демократической модели политического устройства были одними из лучших. Считаете ли вы, что структура, созданная за годы независимости, соответствует демократическим ценностям? Является ли Украина демократической страной?

Подобные слова об Украине, конечно, приятны, но не стоит принимать их столь буквально и некритично. Думаю, что более продуктивным является сравнение с европейскими образцами демократии. А если исходить из этого, то ни 12 лет назад, ни сегодня мы, к сожалению, не выглядим благополучно.

С одной стороны, мы имеем практически весь «джентльменский набор» демократии, начиная от ликвидации однопартийности в широком смысле и заканчивая созданием сильной представительской власти. С другой стороны, – до сих пор не удается создать эффективные механизмы вовлечения гражданского общества в политические процессы. Получается очень сложная ситуация — имеются инструменты влияния общества на власть, но, по сути, никак не проявляют себя их настоящие хозяева — граждане.

Хотя ничего удивительного в этом нет. Став в 90-х годах на путь демократического развития, Украина продолжает свое движение в этом направлении. Ведь демократии тоже надо учиться. В первую очередь, надо учиться действовать ответственно. И этого сейчас очень не хватает как власти, так и, к сожалению, гражданам.

До этапа, когда можно будет давать определенные оценки — еще далеко. Поэтому я от них обычно воздерживаюсь. Но если вам необходимы честные определения, то Украина — это пусть еще не окончательно демократическая, но уже очень демократизированная страна. У нас сейчас даже коммунисты говорят «на демократическом языке». И это только поверхностный слой. Еще более значимыми являются глубинные процессы — на уровне рыночных экономических отношений и общественных запросов. Наши люди уже переросли инфантильное желание отдать свою судьбу в чьи-то руки. Они сами хотят быть хозяевами своей судьбы. И это главное.

Нам предстоит ответить на многие вопросы в области отношений общества и государства. Отработать механизмы влияния граждан на власть, которые у нас формально существуют, но их надежность – весьма неудовлетворительна. Пример – ситуация со свободой слова и деятельностью средств массовой информации. Да, у нас уже нет однообразия мыслей. Подавляющее большинство печатных изданий, телестудий, интернет-изданий находятся в частных руках. Но стремление вернуть все обратно присутствует постоянно. Это и «телефонное право» и «темники», и даже — физическое насилие над журналистами, что вообще недопустимо!

Я думаю, что свобода слова — это одно из основных условий обеспечения диалога и взаимопонимания внутри общества. Прозрачность работы СМИ и защищенность законом от политического и корпоративного давления, наличие общественного телевидения и радио, которые могут стать «островками свободы слова», – это наиболее важные направления для реализации права украинских граждан на полноценную и объективную информацию. Убежден: только высказывая свою конструктивную точку зрения на общие проблемы, мы получим шанс утвердиться как единая и сильная нация. И это только один из аспектов.

Для меня украинская демократия — это еще незавершенная работа. И эта незавершенность не может быть основанием для разочарований, а только еще одним стимулом в политической деятельности.

Тем не менее, эксперты, в том числе международные, отмечают тенденции к авторитарному ренессансу – вспомним хотя бы последние резолюции Европарламента и Совета Европы. Как вы относитесь к реальности авторитарной угрозы в Украине?

Да, такая угроза существует. Но я бы не говорил об авторитаризме. В Украине нет предпосылок для установления личной диктатуры в любом ее виде. Ведь любой диктатор столкнется с ворохом социально-экономических проблем, которые невозможно решить в условиях «закручивания гаек».

Давайте говорить прямо: усиление политического напряжения на данный момент имеет весьма прозаическое объяснение — политики пока не научились заключать компромиссов на длительную перспективу. И сделали все общество заложниками своего недостатка. Но пройдут выборы президента, и политико-экономические группы будут вынуждены согласовать свои взгляды. Иначе начнется хаос.

Но ведь политики должны выражать волю граждан, своих избирателей. Получается, что «демос» в Украине не «кратствует»? Почему это происходит?

«Кратствует», но с очень большими перерывами и в очень ограниченных объемах. Ведь демократия и возможность влиять на решения власти не ограничиваются исключительно выборами органов власти. Президент это или парламент — неважно. Влиять на власть надо по всей вертикали — от ЖЭКов до самых «верхов».

Однако, для того, чтобы это не было просто пожеланием, граждане должны, во-первых, объединиться, во-вторых, самоорганизоваться. В этом направлении еще предстоит приложить немало усилий. Но это безальтернативно, так как «демократия для избранных», которая оформилась у нас, стала возможной только из-за гражданской разобщенности.

Должны быть созданы действенные механизмы и площадки, обеспечивающие гражданский диалог. Люди должны иметь возможность говорить о своих интересах и находить своих единомышленников, а не слушать толкования из уст политиков накануне выборов.

В связи с этим хочу привести пример Форума народной демократии, который мы провели в прошлом году. Тогда собрались представители многих общественных организаций, которые смогли высказаться по широкому спектру вопросов. От политической реформы до культурных проблем. И это очень важно, потому что до этого мы могли изучать только зарубежный опыт. Теперь мы работаем над обустройством этой формы как через вовлечение более широких слоев общественности, так и через продвижение этой практики на местный уровень.

Еще одним следствием Форума стала разработка нашей партией Платформы Народной Демократии — идейной основы гражданско-политической консолидации в нашей стране. Очень скоро мы представим ее на суд общественности и политиков.

Существует стереотип, что проведение политической реформы является главным условием для полноценного функционирования демократии в Украине. Какие еще структурные и институциональные изменения необходимо совершить, чтобы демократия в Украине, наконец, заработала «по полной программе»?

Политреформа нужна нашей стране, нашим людям, и для меня это аксиома. Но скептическое отношение к поднятой проблеме очень подрывает ее успешное проведение.

Во-первых, потому что выключает из процесса целый массив политиков-демократов, которые попадают в ловушку политической конъюнктуры, забывая о своих настоящих обязанностях. А они не исчерпываются захватом власти на любых условиях.

Во-вторых, потому что усиливают пессимистические настроения среди населения. Вместо того чтобы искать возможности высказать свое настоящее мнение, люди позволяют политикам «расшатывать» ситуацию от всеобщего «одобрямса» до массового возмущения. Но это же в большинстве своем имитации. Они дискредитируют участников политической «толкотни», но не отменяют задач, которые стоят перед нами. А именно: необходимо структурировать общество и усилить ответственность власти, высвободить частную инициативу и консолидировать общество.

Рецептом решения этих задач я считаю: усиление представительской власти на всех уровнях — то есть парламентская республика и расширение полномочий местного самоуправления; повышение статуса и роли политических партий. Они должны стать организующим звеном общественной консолидации. А отсюда — пропорциональная система выборов в Верховную Раду. Далее — формирование парламентом правительства. Это обеспечит взаимодействие разных ветвей власти. Затем — регламентация действий власти, то есть принятие законов о правительстве и обновление законодательства, регулирующего деятельность местных госадминистраций. Далее — судебная реформа. Вслед за нею — проведение административно-территориальной реформы. И последнее — но не по значению — создание механизмов привлечения общественных организаций к выработке государственных решений на всех уровнях власти. Я по-прежнему убежден, что если бы украинские политики не побоялись провести конституционную реформу через испытание Конституционной Ассамблеей, то многие вопросы были бы сняты.

Взаимосвязаны ли понятия «демократия» и «экономический рост»? И как это проявляется на примере нашей страны?

Экономический рост, я уверен, возможен только при демократической власти. Ведь именно демократия поддерживает частную экономическую инициативу и гарантирует ей нормальные условия развития.

Многие утверждают, что для экономического роста оптимальной является «сильная рука», которая обеспечит важную для экономики стабильность. Однако такая «стабильность» принесет пользу лишь небольшому кругу привилегированных монополистов, а для остальных будет означать невообразимые налоговые сборы и «выворачивание рук», что и происходит теперь в Украине.

Такой рост не может быть стабильным, и он не является естественным. Конкурентная и динамичная рыночная экономика с большой долей малого и среднего бизнеса может развиться лишь в демократическом государстве.

Кто, какие силы могли бы выступить заказчиком на развитие демократии в Украине?

Демократия — это мерило социального прогресса. Потому заказчиков на нее необходимо искать в сферах, отражающих прогрессивные тенденции. В среде бизнеса — это структуры, ориентированные на включение в европейскую экономическую систему. К сожалению, наши внутренние шатания становятся поводом для дискредитации на международном уровне.

Это банковский бизнес, среднее и малое предпринимательство, которые сейчас являются заложниками не правового поведения госструктур и засилья фискальных методов.

Если говорить о социальном срезе, то это многочисленные социальные группы, объединенные в общественные организации и профсоюзы — они заинтересованы в повышении значимости своего влияния.

Еще одним заказчиком является местное самоуправление, которое сейчас становится первой жертвой «переделов». Список можно продолжать и дальше. В конце концов, окажется, что демократическое развитие является общим приоритетом. Надо только научиться договариваться.

Кто или что противодействует развитию демократии в Украине?

Не надо искать врагов. Это самый простой и самый опасный путь, который неизбежно приведет к конфронтации и поляризации общества. Это не общие рассуждения. И то, как сейчас Украину раскалывают на запад и восток, – прямое тому подтверждение.

Я абсолютно уверен в неприемлемости простых решений в управлении государством. Наша задача — учесть и согласовать все многообразие интересов, существующих в обществе. Поэтому врагов у украинской демократии нет. Есть ряд сил, которые ведут себя недальновидно и эгоистично. В первую очередь это крупные монополии. Но, думаю, по мере того, как будут усиливаться институты гражданского общества, эта болезнь будет преодолена. Ведь демократический потенциал нашего народа очень высок, и исчерпать его практически невозможно.

Интервью взяла Оксана Гриценко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Головко, кандидат исторических наук, Центр политического анализа

Парадоксальная демократия

Мартін Кригєр, Professor of Law, The University of New South Wales, Сідней, Австралія

Кожна сучасна демократія – це розчарування

Анатолій Круглашов, доктор політичних наук, завідуючий кафедрою політології та соціології Чернівецького національного університету

„Вороги демократії” – це метафора. Але подивитись на себе у дзеркало все ж не завадило б...

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

У українців є перспектива для демократичних перетворень

Евгений Копатько, руководитель Донецкого информационно-аналитического центра

Проблема нашей демократии - отсутствие веры в себя

Віра Нанівська, директор Міжнародного центру перспективних досліджень

„Українська ментальність є глибоко демократичною”

Владимир Коробов, зав. кафедрой философии и социологии Херсонского государственного технического университета, кандидат социологических наук, доцент

«Украина – страна демократических интенций»

Олександр Кислий, керівник Інституту громадянського суспільства (Крим)

Демократія „українською” – це бажання мати сучасну демократичну державу за відсутності необхідних для цього ресурсів

Антоніна Колодій, доктор політологічних наук, завідувач кафедри політичних наук і філософії Львівського регіонального інституту державного управління НАДУ

Україна все ще залишається в стані перехідної невизначеності.

Ярослав Пасько, кандидат філософських наук, доцент Донецької державної академії управління

„Радянська система і досі домінує в нашому житті, що відбивається на нашій державі і нашій демократії”

Андрей Федоров, заместитель директора Европейского института интеграции и развития

О нашей демократии говорить не рано, а уже поздно

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Нашу демократію може вибороти тільки великий капітал

Александр Дергачев, политолог

Наш плюрализм - это выборы без выбора

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Сподівання не виправдалися

Віктор Погорілко, заступник директора Інституту держави і права ім. В. Корецького НАН України, доктор юридичних наук, професор

Україна є демократичнішою від багатьох країн Заходу

Сергій Гузь, голова Київської незалежної медіа-профспілки

„У нас буде чудове демократичне майбутнє”

Попов Ігор, голова правління Комітету виборців України

Відносність української демократії

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Демократия по-украински - власть без демоса и демос без власти

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Імітаційні моделі

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

„Наша демократія має умовний характер”

Андрей Марусов, директор Агентства информационного развития.

«Демократия в Украине – это исторически «неестественный» процесс»

Сергей Макеев, доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины

Чтобы народ услышали, надо ворчать. Причем ворчать громко

Олександр Рудик, Асоціація аналітиків політики, кандидат політичних наук

Нужна политическая воля

Сергій Дацюк, философ

Українська демократія: перемога оптиматів над популярами

Юрій Якименко, провідний експерт Українського центру економічних та політичних досліджень ім. А.Разумкова

Українській демократії доводиться долати шалений опір

Дмитрий Выдрин, политолог

Демократии у нас либо пока нет, либо уже...

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Враг украинской демократии – само государство

Степан Клебан, заступник виконавчого директора Асоціації міст України

Демократія в Україні перебуває у зародковому стані

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Демократія – це поінформованість населення

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

«Украинская демократия - неустойчивая форма западной демократии»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,048