В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

«Миф» – это модное слово. Его частое использование – и растягивание до невозможности, – делает этот термин весьма размытым, особенно когда словари предлагают целый ряд довольно-таки противоречивых его толкований. Похоже на то, что к реальности, обозначаемой словом «миф», почти невозможно приблизиться. Тем не менее, мифы, – это необходимые конструкции, поскольку мы, люди, не можем жить за пределами воображаемого: «Мифы нужны всем. Мифы нужны отдельным людям. Мифы нужны нациям».

Миф укрепляет ценности, обычаи и убеждения социальной группы, усиливая связи между ее членами. Миф имеет мощный потенциал интеграции сообщества и упрощения толкования окружающего. В тоже время, миф представляет собой некую истину, но скорее исходит из того, что вопрос его истинности или точности в историческом плане – вторичен. Важна не его истинность, а то, что в него верят, – поэтому мифы обладают символической властью.

В современном обществе мифы смешаны с политическими идеологиями. И в самом деле, сегодня политические мифы имеют почти такую же власть, как и священные мифы прошлого. Политические мифы и священные мифы имеют тесную связь, однако, несмотря на все черты сходства, их все же нельзя уравнивать. Для того чтобы эффективнее влиять на людские души, мифы должны резонировать с существующими стереотипами коллективной памяти.

В то же время, однажды созданный миф способен постепенно изменить психологический портрет нации, и стать важным инструментом для реализации идей амбициозных политиков. Доверие к политикам, вера в политику, в ее мессианскую роль приобретает в последние годы в Украине гораздо большее значение, чем когда бы то ни было.

В то время как после падения Берлинской стены поляки, венгры, чехи, словаки пытались консолидироваться при помощи мифа о евроинтеграции (что им и удалось), для Украины этот путь оказался закрытым. Не в последнюю очередь потому, что образ «Европы» не для всех наших граждан стал «спасительной соломинкой» для поиска общегосударственной идентичности. Не стал он, в отличие от центральноевропейских стран, и стимул ом для наших правящих элит соблюд ать букв у закона, направленно го на гарантирование прав граждан, на преодоление коррупции, на обучение эффективному управлению.

Украинское общество, исходя из базовых архетипичных структур сознания, хотя и пережило переходый период в 16–17 лет, по уровню своей гипнабельности и управляемости становится все более склонным к восприятию мифов, чем даже в предыдущую, советскую эпоху. Сегодня – это благодатная почва для новых социальных конструкций и перемен, уязвимая для манипуляций.

Говоря о мифах украинского общества и социальных легендах, мы должны учитывать, что они не появляются спонтанно, сами по себе. Хотя бы потому, что одной из функций власти является необходимость давать людям и надежду, и цели, а, возможно, и иллюзии. Но, в любом случае, – участвовать в создании позитивного, мобилизующего мифа. Если же властные элиты не могут навязать обществу нужный в данный момент миф, или дооформить уже существующий, направив его восприятие в нужное русло, они теряют не только „власть над умами”, но и политическую легитимность.

Мифы и сегодня помогают украинцам обрести смысл в том, что происходит с нами и вокруг нас. К таким мифам последнего времени можно отнести миф о свободе, превратившейся в «свободу выбора товаров в супермаркете», миф о свободном рынке и конкуренции, миф о демократии, миф о среднем классе, миф о стабильности, всепоглощающий денежный фетишизм и многие другие мифы. Но все это мифы глобальные, привнесенные. Создать же свой миф - общий, объединяющий, «резонирующий» - Украина так пока и не смогла.

Вынося на обсуждение на страницах «Диалог. UA » эту тему, мы пытались исследовать связь между культурными и политическими мифами, установив архетипы, по которым конструируются политические мифы, резонируя с существующими в Украине ментальными стереотипами.

Свернуть

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Крупнейшие мифотворцы – политические элиты

18 апр 2008 года

В начале 90-х было распространено убеждение, что «москали съели наше сало», и стоит Украине отделиться от Московии – настанет всеобщее процветание. Это удивительно совпало со строительством финансовых пирамид по всей Восточной Европе. Вскоре мифы о быстром всеобщем обогащении рухнули, превратившись в анекдоты или истории, которые просто неприятно вспоминать. Какого рода социально-политические мифы существуют сейчас?

Мифы бывают разные, однако в самом мифе есть и рациональная часть – для того, кто продуцирует эти мифы. Для создателей мифов это совершенно рациональная вещь, обоснованная тем, чтобы адресато в этих мифов, их «потребителей», настроить на определенный лад. Эта мифологема укутывается в определенную оболочку, но эта оболочка должна быть привлекательной и в чем-то реалистичной.

Почему мифы настолько живучи? Потому что они легко запоминались и долго действовали. Сегодня социальные мифы в чистом виде, как они были в древности, отсутствуют, а те, что есть, имеют идеологическую окраску.

Например, что развитие отношений с Россией укрепит Украину. Этот миф продуцируется коммунистами и в определенной степени – Партией Регионов, в которой есть силы, имеющие крепкие связи с Россией, и желающие повлечь страну в эту сторону. Обратная ей мифологема – Украину укрепит развитие связей с Евросоюзом. Оба утверждения являются мифологемами, но разной направленности, имеющими четкую идеологическую подоплеку. Ни Европе, ни России сильная Украина не нужна. Это четко видно, в частности, по политике России в отношении энергоносителей, где господствует нормальный экономический прагматизм. «Давайте с Россией будем дружить, и тогда нам дадут энергоносители по льготным ценам» - эта мифологема имеет поддержку у примерно 30% населения, особенно старшего поколения и даже част и среднего. Однако экономический прагматизм не терпит мифологем братства. Сегодня борьба за ресурсы в Европе видна четко. Сегодня Россия ведет работу в Венгрии, и тем самым снова пытается отстранить Украину.

Есть еще одна популярная мифологема – как только будет повышен статус русского языка, сразу русскоязычное население себя почувствует хорошо. У меня вопрос – где сегодня в сфере межличностных отношений кто-то притесняет говорящих по-русски? Или в сфере массовых коммуникаций, где существует масса русскоязычных печатных изданий? Что касается госслужбы, то языковые требования – это нормально. То, что с повышением статуса русского языка станет жить лучше – это миф. Это не улучшит и межэтнические отношения. Что, статус русского языка имеет какое-то отношение к положению крымских татар? Нет. Крым, географически оставаясь на положенном месте, геополитически дрейфует в сторону России.

С другой стороны, распространен миф «движения в Европу», мол, стоит только «поднять стандарты» - жизни, культуры, и прочее – и нас сразу примут в ЕС, а там нас ждет счастливое будущее.

Почему эти мифы так живучи? Казалось бы, понять, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», не так уж трудно?

Потому, что эти мифы поддерживают две крупнейшие политические элиты, которые заинтересованы в получении электоральных дивидендов. Если убрать ориентацию на Россию и на Запад, и рассматривать их отношение к частной собственности, к путям развития страны, то противоречия между ними минимизируются, и тогда возникает вопрос – а каким путем они могут обрести «свой» электорат? Если снять искусственно продуцируемые мифы – внешнеполитический, миф о языке, то все расхождения между этими политическими силами просто нивелируются. Как им тогда бороться за избирателей? Потому-то две основные политические силы так заинтересованы в создании мифов. Эти мифы приносят элитам электоральные дивиденды, потому они живы и будут жить дальше.

Что является почвой для появления новых мифов?

Прежде всего, это неуверенность в завтрашнем дне. Отсутствие уверенности в своих силах вынуждает людей искать внешнюю точку опоры, чтобы ощутить хоть какую-то защищенность, хоть как-то отстоять свое «я». Люди хотят знать, что будет дальше. Потому так популярны всевозможные гадалки, экстрасенсы, астрологические прогнозы – люди хотят получить ответ. Перманентная, вот уже лет восемь, постоянная политическая борьба ради борьбы – не дает нам просвета. Люди не понимают – куда все идет, и что нас ждет дальше.

Возникает вопрос – а что такое «украинская идея», что нас объединяет? Конечно, больше всего беспокоит будущее, особенно, когда появляются дети трудоспособного возраста, когда встает трудный вопрос – уезжать или оставаться здесь? Не случайно в одной из передач у Савика Шустера до 50% людей согласились с тем, что в этой стране у наших детей нет будущего. И тут начинаются метания – а может, ответ поможет получить астрологический прогноз? А может, Нострадамус подскажет нам, что спасительница в белом уже пришла? А ведь все ждут, что если на политическом Олимпе будет порядок, то есть - прежде всего , ясность, то ясно, что будет и у нас, внизу.

Пока что ясности нет – приватизировали, к примеру, «Криворожсталь», потом обратно, а потом снова. В воздухе повисло не только предприятие, а судьба десятков тысяч рабочих мест, десятков тысяч семей, миллиардов гривен бюджетных средств. Отсюда и неуверенность населения в своем будущем. Пресса тоже на этом греет руки – публикуются реклама провидцев, гадалок и прочих. Когда гадалки остаются без работы? Когда ситуация более-менее стабильна и есть какой-то ориентир.

В чем секрет феномена Юлии Тимошенко, которая многими воспринимается как «луч света в темном царстве»? Она решила со второго января выдать вкладчикам по тысяче гривен. Для многих граждан это очень большая сумма, да что там – это почти чудо! И люди поверили, что «она справится» - и вот готов миф о Спасительнице. Миф потому, что политические решения принимает не один человек. За ее спиной стоит целая группа людей, имеющих схожие интересы. Без поддержки корпоративных групп интересов подобная инициатива была бы обязательно провалена.

В России подобные мифологемы традиционно сильнее, там давно живет вера в доброго царя-батюшку, у нас ее никогда не было – в этом мы от России отличаемся, хотя желание «сильной руки» у нас тоже усиливается. Это можно понять, хочется порядка, сколько можно барахтаться? Проблема мифа о «спасительнице в белом» в том, что он может быть очень краткосрочным. Даже если Тимошенко получит президентские полномочия, она не сможет навести порядок – ибо такова система. Ее миф развеется. Опять вернется неуверенность, опять получат работу вещуны и гадалки.

Мифы как люди – рождаются и умирают. Миф о добром царе-батюшке в России прекратил свое существование 9-го января, в «кровавое воскресенье», с расстрелом демонстрации рабочих. Но бывает и так, что мифы умирают тихо. Какие мифы сейчас от нас постепенно уходят?

Для думающих людей это миф о лидере. Как оказалось, реального общенационального лидера у нас в стране нет. Ни Ющенко, ни Янукович, ни Тимошенко, не видно никого. С развенчанием мифа о спасительнице произойдет еще большая аполитизация тех, кто в нее верил. Люди еще больше дистанцируются от государства. Ситуация вообще грустная – активное гражданское общество у нас невозможно, наблюдается экономическая самоорганизация населения, когда люди фактически живут без денег, ведя натуральное хозяйство, и сами себя обеспечивают всем необходимым. Есть определенная часть населения, котор ая ничего не хочет от власти, не хочет вообще! Живя в стране, люди живут автономно от власти.

Уход в частную жизнь, наплевательство на общественные дела, и на государство со всеми его институтами, цинизм – это абсолютно негативная тенденция, поскольку исчезает такое понятие как «народ», как «общество», тем более – гражданское общество. Понятно, что мы объединены одними границами государства, одной политической системой, но возникновение двух полярных миров – населения и его правителей, превращает понятия «государство» и «народ» в пустую формальность. А ведь по Конституции источником власти у нас является народ. И это является самым грустным и негативным последствием крушения мифа, когда оказывается, что в стране нет ни одного политического лидера, который понимал бы, что такое национальный интерес – не галицкий, не центрально-украинский, не донецкий интерес, а общенациональный.

Записал Андрей Маклаков

 

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віталій Олексійович Щербак, декан факультету гуманітарних наук Національного Університету «Києво-Могилянська Академія», доктор історичних наук, професор

Міфи в історії треба розганяти як хмари

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

Проблема Украины – в недолговечности ее мифов

Вадим Колесников, психолог-консультант

Мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо

Денис Богуш, президент «Богуш комьюникейшнз».

Умело сделанные мифы являются мощным оружием

Демчук Руслана Вікторівна, кандидат філософських наук, доцент

Міф має властивість, будучи створеним, продовжувати жити сам по собі і ставати правдою

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

Миф о политическом «герое» в Украине не сработает

Алексей Шевченко, д.ф.н.

Люди верят в мифы, потому что больше им верить не во что

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Государственный миф должен существовать и это беда, что его нет

Амельченко Наталія Анатоліївна, кандидат філософських наук, маґістр права, доцент, зав.кафедрою політології «Києво-Могилянська Академія»

Треба робити все, щоб новий український міф творився не за рахунок міфологеми відродження, а за рахунок майбутнього

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,037