В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

«Миф» – это модное слово. Его частое использование – и растягивание до невозможности, – делает этот термин весьма размытым, особенно когда словари предлагают целый ряд довольно-таки противоречивых его толкований. Похоже на то, что к реальности, обозначаемой словом «миф», почти невозможно приблизиться. Тем не менее, мифы, – это необходимые конструкции, поскольку мы, люди, не можем жить за пределами воображаемого: «Мифы нужны всем. Мифы нужны отдельным людям. Мифы нужны нациям».

Миф укрепляет ценности, обычаи и убеждения социальной группы, усиливая связи между ее членами. Миф имеет мощный потенциал интеграции сообщества и упрощения толкования окружающего. В тоже время, миф представляет собой некую истину, но скорее исходит из того, что вопрос его истинности или точности в историческом плане – вторичен. Важна не его истинность, а то, что в него верят, – поэтому мифы обладают символической властью.

В современном обществе мифы смешаны с политическими идеологиями. И в самом деле, сегодня политические мифы имеют почти такую же власть, как и священные мифы прошлого. Политические мифы и священные мифы имеют тесную связь, однако, несмотря на все черты сходства, их все же нельзя уравнивать. Для того чтобы эффективнее влиять на людские души, мифы должны резонировать с существующими стереотипами коллективной памяти.

В то же время, однажды созданный миф способен постепенно изменить психологический портрет нации, и стать важным инструментом для реализации идей амбициозных политиков. Доверие к политикам, вера в политику, в ее мессианскую роль приобретает в последние годы в Украине гораздо большее значение, чем когда бы то ни было.

В то время как после падения Берлинской стены поляки, венгры, чехи, словаки пытались консолидироваться при помощи мифа о евроинтеграции (что им и удалось), для Украины этот путь оказался закрытым. Не в последнюю очередь потому, что образ «Европы» не для всех наших граждан стал «спасительной соломинкой» для поиска общегосударственной идентичности. Не стал он, в отличие от центральноевропейских стран, и стимул ом для наших правящих элит соблюд ать букв у закона, направленно го на гарантирование прав граждан, на преодоление коррупции, на обучение эффективному управлению.

Украинское общество, исходя из базовых архетипичных структур сознания, хотя и пережило переходый период в 16–17 лет, по уровню своей гипнабельности и управляемости становится все более склонным к восприятию мифов, чем даже в предыдущую, советскую эпоху. Сегодня – это благодатная почва для новых социальных конструкций и перемен, уязвимая для манипуляций.

Говоря о мифах украинского общества и социальных легендах, мы должны учитывать, что они не появляются спонтанно, сами по себе. Хотя бы потому, что одной из функций власти является необходимость давать людям и надежду, и цели, а, возможно, и иллюзии. Но, в любом случае, – участвовать в создании позитивного, мобилизующего мифа. Если же властные элиты не могут навязать обществу нужный в данный момент миф, или дооформить уже существующий, направив его восприятие в нужное русло, они теряют не только „власть над умами”, но и политическую легитимность.

Мифы и сегодня помогают украинцам обрести смысл в том, что происходит с нами и вокруг нас. К таким мифам последнего времени можно отнести миф о свободе, превратившейся в «свободу выбора товаров в супермаркете», миф о свободном рынке и конкуренции, миф о демократии, миф о среднем классе, миф о стабильности, всепоглощающий денежный фетишизм и многие другие мифы. Но все это мифы глобальные, привнесенные. Создать же свой миф - общий, объединяющий, «резонирующий» - Украина так пока и не смогла.

Вынося на обсуждение на страницах «Диалог. UA » эту тему, мы пытались исследовать связь между культурными и политическими мифами, установив архетипы, по которым конструируются политические мифы, резонируя с существующими в Украине ментальными стереотипами.

Свернуть

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Миф о политическом «герое» в Украине не сработает

8 май 2008 года

Говорят, что общество не может обходиться без мифов, предубеждений, предрассудков – какими бы иррациональными они ни были. Каково место политических мифов, как они влияют на поведение избирателей?

Я не думаю, что мифы в чистом виде сильно влияют на политическое поведение. Они всегда пересекаются с другими условиями, со статусом человека, его образом жизни и т.д. Сейчас время мифов, но такие большие идеологии как демократия, либерализм или социализм - перестали быть главным регулятором поведения. В полуевропейских обществах, к которым относимся и мы, более значимы ситуативные мифы, что хорошо видно на выборах.

Какие это мифы? Ну, например, о европейском выборе Украины: если мы вступаем в Евросоюз, то будем в семье равноправных народов. Этот миф обратный мифу о дружбе всех народов в эпоху СССР, но близок нашим людям по духу интернационализма.

Второй миф - о равенстве возможностей. Это один из самых мощных мифов, который вырос из, опять таки, мифического представления об универсальном характере демократии. Сейчас к демократии относятся несколько противоречиво, но этот миф устойчив, он работает, на нём формировались целые поколения времён перестройки и после.

Также и ещё один сильный миф - о социальной справедливости. Он уже не имеет такую ярко выраженную социальную окраску, как это было при предыдущем строе, но не имеет и откровенно капиталистического значения. Он у нас приобретает вид мифа о социальной ответственности богатых перед бедными. А так как богатые не считают себя ответственными, то он порождает определённую агрессию.

Если опрашивать людей, насколько честным является происхождение украинского класса буржуа, то вы получите откровенно отрицательные ответы. А если вы, как политик, будете использовать в риторике борьбу с «незаконным» разворовыванием госимущества, то ваш рейтинг, естественно, будет расти. То есть, миф о несправедливости в основе формирования украинской буржуазной собственности живёт как обратная сторона мифа о социальной справедливости и очень сильно влияет, подсознательно и даже бессознательно, на поведение электората.

Ждёт ли Украину новая волна электоральной мобилизации, и если ждёт, то под какими мифами?

Нет, нет, Украину не ждёт волна мобилизации. Украина появилась в результате геополитических разломов, и ещё долго будет иметь внешние основания для своей внутренней политики. Если внешние силы с Запада или с Востока будут её форматировать определённым образом, ставить задачу о мобилизации электората, то подобный процесс возможен. Но всё же, в силу естественных расчленений украинского общества, только часть электората может быть мобилизована, а не вся страна.

Есть вариант так называемой харизматической мобилизации. На год - два, под конкретную личность, возможна мобилизация всей страны, но в этом случае не может быть и речи о нынешних политиках. Сама по себе вера в харизматического лидера, который всё подаст на блюдечке с голубой каёмочкой, конечно же, устойчива. Это связано с мифами о патернализме, близкими к идее авторитаризма. Но пока, это практически не актуально.

Очень популярны мифы о героях, на них построены почти все сюжеты в литературе и кино. Есть ли признаки того, что кто-то из политиков пытается представить себя в образе подобного героя, спасителя, мессии?

Да, конечно. Те же Тимошенко, Ющенко и даже Янукович где-то больны идеей мессианства и пытаются внушить это населению. У них это миф о герое, который один, в тяжёлой ситуации, выводит всю страну в светлое будущее. Он находится в труднейших условиях, когда ему не верит общество и его «пожирают» могущественные враги, но он преодолевает все трудности. Это миф не просто о герое, а скорее - о мессианском герое. Тут надо думать ещё, что быстрее срабатывает в украинском подсознании.

Украинец, в отличие от русского, более подозрителен по отношению к власти. Он не бывает благодарен власти - любой, даже своей, украинской. Это его характерная черта. Может, я сам уже порождаю миф, но мне кажется, что специфика межгосударственного статуса украинца заставляет его не верить никакой власти. Соответственно герой, который пытается спасти украинцев, пусть двадцать раз подумает о том, возможно ли это в принципе. А вот тот герой, который что-то даст, принесёт, подарит или создаст какие-то облегчающие условия - наверняка будет принят положительно.

Но теперь главное в ответе на ваш вопрос. Сегодня культ героя работает очень плохо. Прежде всего, по той причине, что идёт стремительная ревизия и дискредитация исторических ценностей. А миф о герое всегда основывается на какой-либо исторической версии в развитии страны. У нас нет сейчас ни одного исторического героя, которого противоборствующие политические силы не подвергали бы жесточайшей деструкции. Все герои или исторические события, которые «на ура» принимаются одной частью общества, категорически и с ужасом отвергаются остальными.

Так что пока те, кто хочет создать свой собственный миф о герое может рассчитывать только на свой психологический и харизматический потенциал. Он может быть только быстрым, одноразовым, и должен быть реализован за счёт мощной политтехнологической активности.

Как Вы думаете, возможны ли конструктивные мифы в Украине, и какого рода мифы нам вообще желательно было бы иметь?

Желательнее всего было бы иметь миф о порядочности маленького украинца. Это самый хороший и конструктивный миф. Это не национальная идея, а вера в то, что украинец в душе очень хороший. Если его не трогать и создавать ему условия, то он будет лучше всех работать, учиться и участвовать в политической жизни.

Этот миф крайне важен для политической социализации, для связи между поколениями. У нас ведь большая проблема, которую не замечают многие профессиональные социологи и политологи, состоящая не столько в разделении людей, их интересов и ценностей по регионам, сколько в разрыве между поколением 90-х и 2000-х. Сейчас никто этого не чувствует, но это будет иметь последствия намного более значительные, чем региональные различия. Региональные разрывы держатся на определённых олигархических группах, которые находят общие основания между собой. А разрывы между поколениями - это посерьёзнее власти, собственности, и чего угодно. Повторяю - миф об эффективности, доброте и самоценности маленького украинца для нас очень важен.

Записал Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віталій Олексійович Щербак, декан факультету гуманітарних наук Національного Університету «Києво-Могилянська Академія», доктор історичних наук, професор

Міфи в історії треба розганяти як хмари

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

Проблема Украины – в недолговечности ее мифов

Вадим Колесников, психолог-консультант

Мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо

Денис Богуш, президент «Богуш комьюникейшнз».

Умело сделанные мифы являются мощным оружием

Демчук Руслана Вікторівна, кандидат філософських наук, доцент

Міф має властивість, будучи створеним, продовжувати жити сам по собі і ставати правдою

Алексей Шевченко, д.ф.н.

Люди верят в мифы, потому что больше им верить не во что

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Государственный миф должен существовать и это беда, что его нет

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Крупнейшие мифотворцы – политические элиты

Амельченко Наталія Анатоліївна, кандидат філософських наук, маґістр права, доцент, зав.кафедрою політології «Києво-Могилянська Академія»

Треба робити все, щоб новий український міф творився не за рахунок міфологеми відродження, а за рахунок майбутнього

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,043