В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

«Миф» – это модное слово. Его частое использование – и растягивание до невозможности, – делает этот термин весьма размытым, особенно когда словари предлагают целый ряд довольно-таки противоречивых его толкований. Похоже на то, что к реальности, обозначаемой словом «миф», почти невозможно приблизиться. Тем не менее, мифы, – это необходимые конструкции, поскольку мы, люди, не можем жить за пределами воображаемого: «Мифы нужны всем. Мифы нужны отдельным людям. Мифы нужны нациям».

Миф укрепляет ценности, обычаи и убеждения социальной группы, усиливая связи между ее членами. Миф имеет мощный потенциал интеграции сообщества и упрощения толкования окружающего. В тоже время, миф представляет собой некую истину, но скорее исходит из того, что вопрос его истинности или точности в историческом плане – вторичен. Важна не его истинность, а то, что в него верят, – поэтому мифы обладают символической властью.

В современном обществе мифы смешаны с политическими идеологиями. И в самом деле, сегодня политические мифы имеют почти такую же власть, как и священные мифы прошлого. Политические мифы и священные мифы имеют тесную связь, однако, несмотря на все черты сходства, их все же нельзя уравнивать. Для того чтобы эффективнее влиять на людские души, мифы должны резонировать с существующими стереотипами коллективной памяти.

В то же время, однажды созданный миф способен постепенно изменить психологический портрет нации, и стать важным инструментом для реализации идей амбициозных политиков. Доверие к политикам, вера в политику, в ее мессианскую роль приобретает в последние годы в Украине гораздо большее значение, чем когда бы то ни было.

В то время как после падения Берлинской стены поляки, венгры, чехи, словаки пытались консолидироваться при помощи мифа о евроинтеграции (что им и удалось), для Украины этот путь оказался закрытым. Не в последнюю очередь потому, что образ «Европы» не для всех наших граждан стал «спасительной соломинкой» для поиска общегосударственной идентичности. Не стал он, в отличие от центральноевропейских стран, и стимул ом для наших правящих элит соблюд ать букв у закона, направленно го на гарантирование прав граждан, на преодоление коррупции, на обучение эффективному управлению.

Украинское общество, исходя из базовых архетипичных структур сознания, хотя и пережило переходый период в 16–17 лет, по уровню своей гипнабельности и управляемости становится все более склонным к восприятию мифов, чем даже в предыдущую, советскую эпоху. Сегодня – это благодатная почва для новых социальных конструкций и перемен, уязвимая для манипуляций.

Говоря о мифах украинского общества и социальных легендах, мы должны учитывать, что они не появляются спонтанно, сами по себе. Хотя бы потому, что одной из функций власти является необходимость давать людям и надежду, и цели, а, возможно, и иллюзии. Но, в любом случае, – участвовать в создании позитивного, мобилизующего мифа. Если же властные элиты не могут навязать обществу нужный в данный момент миф, или дооформить уже существующий, направив его восприятие в нужное русло, они теряют не только „власть над умами”, но и политическую легитимность.

Мифы и сегодня помогают украинцам обрести смысл в том, что происходит с нами и вокруг нас. К таким мифам последнего времени можно отнести миф о свободе, превратившейся в «свободу выбора товаров в супермаркете», миф о свободном рынке и конкуренции, миф о демократии, миф о среднем классе, миф о стабильности, всепоглощающий денежный фетишизм и многие другие мифы. Но все это мифы глобальные, привнесенные. Создать же свой миф - общий, объединяющий, «резонирующий» - Украина так пока и не смогла.

Вынося на обсуждение на страницах «Диалог. UA » эту тему, мы пытались исследовать связь между культурными и политическими мифами, установив архетипы, по которым конструируются политические мифы, резонируя с существующими в Украине ментальными стереотипами.

Свернуть

Реконструкция социальной идентичности – почти неизбежный побочный эффект любых быстрых социальных изменений. Как результат, у стран, проходящих через эпоху реформирования, существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает запрос на новые мифы.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо

21 май 2008 года
Мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо: Мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо

Вадим Колесников, психолог-консультант

Каковы психологические основания привязанности людей к мифам?

Человек сам по себе заточен под веру, на уровне коры головного мозга есть даже центр веры, такой же центр, как и письма, чтения, и известны случаи, когда люди, перенесшие серозные травмы или шок становятся или совершенно безверными или склонными к религиозному фанатизму. То есть вера имеет физиологическую основу. Исходя из этого, человек должен во что-то верить, чтобы жить и начинает сам себе монтировать мифы. Эти мифы дают нам надежду на то, что все будет хорошо. Ведь человек находится в достаточно агрессивной среде, мы все время боремся, хотим мы того или нет. Миф дает нам возможность верить в то, что завтра будет не хуже, чем сегодня. Мифы видоизменяются и транслируются, но все они приходят к идее того, что завтра мы будем вознаграждены. Культурологи знают один очень интересный пример под названием «культ карго», - во времена Второй мировой, когда американцы воевали с японцами в Тихом Океане, и занимали острова, на которых никто, кроме дикарей не жил, делали там свои базы, и зачастую сбрасывали для своих еду из вертолетов, часть этой еды растаскивали дикари. И вот когда война закончилась и военные ушли, на те острова попали ученые и заметили, что дикари продолжали ждать с неба «манны небесной», как ту еду из вертолетов. Они шаманили, вопрошали к небу, разукрашивались и даже копировали военных, имитируя разговор по рации. И продолжали упорно верить в то, что завтра все же будет лучше, чем сегодня. Даже мифы, которые говорят о справедливости, тоже, в основе своей, таят идею о «счастливом завтра». О том, что мы дополучим то, чего не дополучили сегодня.

Какие особенности украинского мифа?

Что же касается особенностей ментальности конкретного народа, то психология имеет к этому непосредственное отношение, изучая коллективное сознательное и бессознательное. Что же из себя представляет современный украинский миф? Мы живем во время крушения определенных стереотипов, дело все в глобализации, это всем ясно. На традиционные ценности начинает наступать городская культура. И наблюдается крушение и трансформация мифов. Украинцы являются православными идеалистами, на этот архетип хорошо накладываются демократические ценности, что в гиперболизированном варианте выливается в то, что украинцы будут презирать любого своего президента, потому что мы индивидуалисты по природе, среди нас таких президентов полно. Но с другой стороны, Майдан, например, это тоже миф, миф о том, что правду можно искать только в Киеве, то есть, с одной стороны, мы презираем любого правителя, а, с другой стороны, все же идем искать правду и не куда-нибудь, а в самую столицу. На наших глазах разрушается миф о ксенофобии, о боязни и одновременном заискивании перед иностранцами. Дело в том, что долгие десятилетия и даже столетия мы были уверены, что за границей замечательная жизнь, трудно сказать, с чем сейчас связано разрушение этого мифа, я предполагаю, что просто наконец-то большое количество людей съездили за границу, и кто хотел - там остался. Кроме того, у нас на глазах разрушается миф про антипатриотизм. Вот россияне, например, свою страну и презирают и любят, а украинцы просто любят. Мы уже гораздо реже жалуемся на свою жизнь и наконец-то перестали считать, что у нас ничего не получится. Украинцы гораздо большие патриоты, чем были лет десять назад. Мы не боимся своей страны. Мы уже готовы ездить в Европу без виз и там не оставаться. Есть, конечно, еще мифы, которые продолжают существовать, из политических это, в первую очередь, миф младшего брата. Отношения Украины и России я бы сравнил с мужем и женой, которые развелись, но так себе никого и не нашли: «Ну, как, дорогуша, тебе лучше?» - «Лучше одной, чем с таким, как ты!». Но и этот миф скоро будет реконструирован. Из старых-новых – миф про государство, например, раньше говорили «вот будем независимыми – все станет хорошо», чуть позже - «вот будет гривна – тогда и заживем». Государство же на самом деле мало, чем отличается от коммерческой корпорации, и когда люди переживают о перестановках в Парламенте, это все равно что переживать о смене руководства в Кока-Коле. В наше время защита государства не нужна, - нанимаешь себе личного шерифа и вперед! Из рациональных мифов, тех, с которыми нам наиболее сложно расстаться – я бы назвал семейные мифы. Украинские традиционные ценности – семейные, более того – сельские, а структура социальных отношений села горизонтальна, - Пасху празднуют все, - и друзья, и соседи, и евреи, и колгоспники. Опыт передается из поколения в поколение. Для городской же культуры характерен синдром цеха, когда есть определенный авторитет, мнение которого задает основной тон. Украина долго была одним большим селом, поэтому наши родители, воспитанные на семейных ценностях, очень остро переживают, когда для их детей авторитетом становится не мнение дедушки и папы, а коллеги или начальника на работе. Регионы Донецка, Днепропетровска и Харькова – яркие представители культуры города, больших предприятий. Для них Янукович – директор, все голосуют за него, значит и я голосую, ведь он Начальник. Но идея разделения Украины на Западную и Восточную – миф, на самом деле Украина поделена между культурой города и села. Но кто знает, может и это – миф!

Беседовала Мария Ещенко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віталій Олексійович Щербак, декан факультету гуманітарних наук Національного Університету «Києво-Могилянська Академія», доктор історичних наук, професор

Міфи в історії треба розганяти як хмари

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

Проблема Украины – в недолговечности ее мифов

Денис Богуш, президент «Богуш комьюникейшнз».

Умело сделанные мифы являются мощным оружием

Демчук Руслана Вікторівна, кандидат філософських наук, доцент

Міф має властивість, будучи створеним, продовжувати жити сам по собі і ставати правдою

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

Миф о политическом «герое» в Украине не сработает

Алексей Шевченко, д.ф.н.

Люди верят в мифы, потому что больше им верить не во что

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Государственный миф должен существовать и это беда, что его нет

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Крупнейшие мифотворцы – политические элиты

Амельченко Наталія Анатоліївна, кандидат філософських наук, маґістр права, доцент, зав.кафедрою політології «Києво-Могилянська Академія»

Треба робити все, щоб новий український міф творився не за рахунок міфологеми відродження, а за рахунок майбутнього

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,056