В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Проблема, которая из года в год остается предметом пристального внимания, но до сих пор не имеет окончательного решения, касается определения отношения украинского общества, граждан, к собственному государству и к государственной власти, – их оценка, уровень понимания, приоритеты, необходимые качества, стереотипы.

Клубок вопросов и рефлексий тут весьма запутан. Оказывается, отношение к власти нередко отождествляется у граждан с восприятием государства, как системы управления. Соответственно, те качества, которые можно выделить из существующих наблюдений как качества политики, отождествляются с качеством государства. Этот парадокс приводит к тому, что зачастую неэффективная, убогая политика той или иной правящей силы переносится на качества и восприятия самого национального государства, как системы, которая отвечает за безопасность, социальную защиту, экономический климат и прочее.

В 2004-ом году украинское общество задекларировало запрос на качественно новую власть – заявило о своем желании жить в правовом государстве европейского типа. С тех пор прошло почти четыре года, однако говорить о качественном улучшении власти или про какие-нибудь существенные сдвиги не приходится. Наоборот, мы видим имитационную модель политики. И хотя за это время было заменено 18 тысяч должностных лиц, однако, несмотря на то, что изменилось лицо власти, не изменилась сама власть. То есть, совершенно ясно, что очередной кризис, - это совсем не кризис, а проявление глубокого хронического заболевания. И является ли эта болезнь смертельно опасной, сомнений все меньше, и только вопрос времени, сколько в таком состоянии еще может жить страна.

Мы живем в стране, где власть захватили партии-корпорации, которые ради этой власти готовы уничтожить друг друга, а вместе с тем и само государство, и общество – то есть нас с вами. Образование, которое гордо именует себя государством Украина, на самом деле государством не является. В данный момент это только имитация, поскольку то, что называется государством не способно выполнять свои элементарные базовые функции. Правовой хаос и беззаконие, коррумпированность и неэффективность власти на всех уровнях привели к тому, что ни один рядовой гражданин – ни ученый, ни врач, ни бизнесмен, ни рабочий, ни крестьянин, не военный – не только не имеет возможности открыто и прозрачно реализовывать свои способности и обеспечивать себя и своих детей, но и не может быть уверенным в завтрашнем дне. Люди неуверенны в возможности получить элементарные услуги, связанные с безопасностью жизнедеятельности.

Очередное политическое противостояние уже в который раз показало гражданам несоответствие нынешней самопровозглашенной элиты тем вызовам, которые стоят перед Украиной. Эгоистически настроенные политики, как при власти, так и в оппозиции, ведут себя безответственно по отношению к общественным и государственным интересам.

Доверие к институтам власти упало – дальше некуда. Украинская власть традиционно характеризуется гражданами, преимущественно, негативно и эта негативная оценка достигла критической грани, когда начинают проявляться деструктивные моменты. Как минимум 70% граждан считают, что власть коррумпирована, не заботится о народе, не придерживается законности, не стойкая, переменчива, не честная и лживая. Таким образом, общество живет само по себе, власть – также, а между ними растет пропасть антагонизма. Эта пропасть углубляется с потерей доверия граждан к власти, которая не смогла или не захотела создать прогнозируемый, руководствующийся законом и открытый для своих граждан политический, социальный и экономический порядок. В то же время, опыт других стран показывает, что стабильности в 21-м столетии можно достичь только тогда, когда между гражданами и государством будет создана атмосфера доверия. В противном случае нас ожидают постоянные неудачи или, даже, распад государства.

Утрата государственного контроля над выполнением своих функций или над своей территорией происходит разными путями: распад центра (Непал), сепаратистские движения в мультиэтнических государствах (Югославия, Эфиопия), постоянные конфликты (Конго, Либерия, Сомали, Уганда), репрессии против диссидентских движений (Сальвадор, Гватемала, Судан), иностранное вторжение (Афганистан, Ливан).

Чем дольше длиться конфликт в стране, тем больше он влияет на характер работы государства, на отношения между ее институтами. Закрытый процесс принятия решений и доминирование немногочисленной элиты приводит к эрозии государственных институтов и утраты доверия к ним среди населения, появлению клиентел, неуправляемых потоков людей и финансов, которые пересекают границу, и, наконец – к возникновению вооруженных группировок и дроблению национальной территории. Переход от такой угрожающей ситуации к государству, которое нормально работает, в данный момент является проблемой, которая требует ясного понимания того, как ее решать. Следует отметить, что те страны, где тлеет внутренний конфликт, совсем не являются «чистой доской», на которой можно написать все, что угодно, а поэтому очень сложно поддаются институциональным реформам. Постоянные конфликты разрушают социальный капитал. Суверенность при таких условиях трансформируется в монополию на власть, но на «власть в смысле контроля и создания закона, а не простой формальной поддержки законности и независимости», а ведь главной задачей Украины изначально была задача развития.

Сможет ли наша слабая и неразвитая элита преодолеть структурный кризис политики и предложить гражданам Украины переход от политики вражды – к политике обеспечения общей безопасности, от закрытости – до прозрачности принятия решений, от приватизации и разворовывания общественных фондов – к развитию человеческого капитала, от противоположных идентичностей – к защите человека и созданию гражданского общества, от власти силы – к власти закона? И, в конце-концов – создать государство, которое будет соответствовать чаяниям граждан. Для этого необходимо не только понимание вызовов и задач, которые стоят перед современным государством, но и взгляд на перспективу, на 10-20 лет вперед, а не на 1-3 года, как это делается до сих пор.

«Диалог.UA» предлагает обратить внимание на указанные проблемы, чтобы понять, как, собственно, процессы, происходящие на территории нашей страны, отображаются в общественном сознании, что понимает и к чему стремится рядовой гражданин, когда критикует государство и отождествляет его с политикой и правящей силой, которая только распоряжается государственной машиной. А главное – какими критериями мы можем пользоваться, когда хотим оценить социальную эффективность той или иной политики, совершенство и функциональность государственного механизма. Нам нужна стабильно-устойчивая или активно-действующая власть; нам нужна компетентно-грамотная, или морально-порядочная власть?

Выбор пока есть.

Свернуть

Проблема, которая из года в год остается предметом пристального внимания, но до сих пор не имеет окончательного решения, касается определения отношения украинского общества, граждан, к собственному государству и к государственной власти, – их оценка, уровень понимания, приоритеты, необходимые качества, стереотипы.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Критическая точка еще не пройдена

21 окт 2008 года
Критическая точка еще не пройдена: Критическая точка еще не пройдена

Андрей Золотарев, политолог (Днепропетровск)

Почему в последнее время мы регулярно наблюдаем обострение и усиление кризиса государственной власти? Есть ли выход из этого замкнутого круга?

Замкнутый круг украинской политики может разорвать лишь появление новых политических проектов, созданных на принципиально другой идейно-ценностной базе с принципиально иным внутренним устройством. Стране нужны новые политические актеры и новые политические команды. Украину действительно объединит лишь новое поколение с обоих берегов Днепра, воспитанное гражданами Украины. Наши псевдопартии внутренне построены как политические корпорации, которые обслуживают интересы отдельных финансово-политических группировок, а не отображают социально-профессиональные интересы групп избирателей.

Для нас они все одинаково несовременные, поскольку носят закрытый характер, состоят из кумовьев, друзей, родственников и бизнес-партнеров партийных вождей. Попасть в них человеку извне через механизм внутрипартийной конкуренции практически невозможно. «Элита» старых партий не успевает за народом. Потому гражданам нужно осмелиться на политическое действие в обход классических партий.

Можно ли сказать, что в Украине «власть убила государство»? Можно ли ставить под вопрос жизнедеятельность нашего государства?

Что имеем в Украине? Мы живем в государстве, власть в котором захватили партии-корпорации, которые ради этой власти готовы уничтожать друг друга, государство и общество – то есть нас с вами.

Правовой хаос и беззаконие, коррумпированная и неэффективная власть на всех уровнях привели к тому, что никто - ни ученый, ни рабочий, ни селянин, ни врач, ни предприниматель, ни военнослужащий не только не имеют возможностей реализовать свои способности и обеспечить себя и своих детей, но и не могут быть уверены в завтрашнем дне. Люди не уверены в возможности получить элементарные услуги, связанные с безопасностью жизнедеятельности.

Никто не может быть уверен, что дом, в котором он живет, не взлетит на воздух из-за взрыва газа, что квартиру не перепишут на себя квартирные аферисты, что не произойдет экологической или техногенной катастрофы из-за изношенности коммунальной инфраструктуры, что продукты, которые мы употребляем - безопасные, что в случае болезни или несчастного случая нам предоставят своевременную и квалифицированную медицинскую помощь. Этот перечень воистину бесконечен. Но он свидетельствует о том, что образование, именуемое государством Украина, на самом деле государством не является. Налицо лишь имитация, ведь то, что называется государством не в состоянии выполнять свои элементарные, базовые функции.

Пройдена ли критическая точка? Чего можно ожидать от власти в ближайшем будущем?

Такая точка еще не пройдена. Если ничего не менять - произойдет либо полураспад этого образования вместе с утратой государственной независимости Украины, либо нас ждет бесконечная череда кризисов и катастроф. По сути, сегодня на повестке дня стоит вопрос переоснования государства или как еще говорят его «перезагрузки».

Очередной политический кризис, в который раз показал гражданам несоответствие нынешней самопровозглашенной политической элиты тем вызовам, которые стоят перед Украиной. Эгоистично настроенные политики, как во власти, так и в оппозиции, ведут себя безответственно по отношению к общественным и государственным интересам. Главное противоречие сегодня уже не между народом и властью, не между Востоком и Западом, а между демократизирующимся обществом и классическими партиями, которые наоборот, безыдейно подстраиваются под вождей и внутренне бюрократизируются. Старые партии не отображают в парламенте никаких интересов, кроме интересов партийной верхушки, которая парализует развитие государства. Украинское общество и в оранжевой и в бело-голубой части чувствует глубокую усталость от политики и имеющихся в ней публичных персонажей. Кроме того, граждане на сегодня чувствуют свою собственную беспомощность в том, чтобы что-то изменить в политической жизни страны. В рамках политической системы Украины избиратели могут влиять на политический процесс только в условиях выборов.

Они полагаются на то, что политики между собой «договорятся». Политики же наоборот, не могут между собой договориться, потому что тем самым они окончательно деморализуют и демотивируют свой «ядерный» электорат.

Мы можем менять политиков на выборах, но следить за курсом, которым они ведут страну, – наша ответственность.

Можно ли говорить о том, что в Украине произошла «приватизация государства элитой»? И если да, то кто способен национализировать наше государство?

Пока, слава богу, это невозможно юридически оформить. Но и, не оформив право собственности наша псевдоэлита владеет и распоряжается тем, что ей не принадлежит – государством. Кроме нее немалые выгоды получают и наши соседи, активно использующие такую ситуацию.

Так называемая элита непатриотична в своей сути. Для нее Украина это лишь территория, населенная аборигенами, которых можно безнаказанно грабить и гробить. И свое будущее она не связывает с Украиной. Деньги в оффшорах, дети учатся за рубежом, там же и недвижимость.

Пора понять - источником власти являются все же не деньги, а граждане. Власть должна быть инструментом реализации национальных идей, а не ресурсом для обогащения. Поэтому единство страны, это в первую очередь, единство граждан, а не только капиталов. Нам как воздух нужна самоорганизация на новой гражданской основе. Не самоорганизация родственников, кумовьев, земляков, а именно ответственных и эффективных граждан. Саморегуляция общества не только через право, законы, суд и арбитраж, но в первую очередь, через общественную, христианскую по своей сути, мораль. Только социально активные граждане в состоянии вернуть то, что у них отобрали…

Каков запрос общества на идеал власти в Украине? Какой она должна быть? Способна ли Украина найти свою конструкцию власти, а не пойти по «легкому» пути, переняв авторитарные образцы соседей – РФ или Беларуси?

Для начала люди хотят видеть эффективную и дееспособную власть. Чтобы власть занималась делом в интересах граждан, а не самообслуживанием.

В Украине хватает поклонников и Путина, и Лукашенко, тяготеющих с авторитарной модели управления. Более того, с учетом политических катаклизмов последних лет, процент поклонников «сильной руки» увеличился. Но, Украина не Россия и, тем более, не Белоруссия. Коль скоро украинское общество отличается своим плюрализмом, то и цена автократических экспериментов будет неприемлемо высока. Эпоха великих вождей осталась в прошлом, не стоит воскрешать тени Сталина или той же Эвиты Перон, даже оправдывая это нуждами модернизации страны. Сильным обществом является не такое, которое стремится подчиняться «сильной руке», а которое руководствуется сильными правилами и внутренне способное к самоорганизации. Это все станет возможным лишь тогда, когда мы создадим конкурентную и эффективную систему управления страной.

Итак, конкурентоспособным может быть лишь такое общество, которое развивается независимо от субъективных факторов, связанных с изменением политических лидеров. Система должна иметь внутреннюю защиту как от некомпетентного «дурака», так и от осведомленного взяточника.

Было бы неверно утверждать, что украинская власть слепоглухонемая, но и нормальная коммуникация с обществом отсутствует. Есть лишь ее имитация. В минувшем году довелось присутствовать на общественных слушаниях в одном из областных центров. На 15 минуте стало ясно, что слушания это организованный чиновниками мэрии банальный «фэйк» - подделка. Общество живет само по себе, власть сама по себе, а между ними - растет стена отчуждения.

Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Михайло Сидоржевський, журналіст, письменник, головний редактор газети «Літературна Україна»

Ми - «ті, що запізнюються»

Виктор Иванович Янов, социолог, писатель

Согласие большинства со сложившейся ситуацией

Владислав Романов, директор Информационно-аналитического агентства «Приднепровье», к.и.н., доц.

Выход из кризиса управления – в самоорганизации населения

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Мрійники з Банківської

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Кризисы будут повторяться, пока не произойдет окончательный передел собственности

Сергій Таран, голова Правління Центру соціологічних і політологічних досліджень «Соціовимір» директор Міжнародного інституту демократії

Все можна змінити

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Главный урок кризиса: деморализация населения

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Інститут президентства в нинішньому його вигляді є п’ятим колесом до політичного воза

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Власть не решала и не собирается решать реальных проблем общества

Владимир Золоторев, журналист

Власти пока удается обезопасить себя от претензий общества

Дмитрий Выдрин, политолог

Наша власть разлагает и растлевает общество

Роман Чайка, журналист

Страшніше нове покоління

Виктор Небоженко, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»

Застой, классический застой молодого государства, которое никак не может найти источник саморазвития

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Только после протрезвления и жестокого разочарования может наступить политическое выздоровление нации

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,066