В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

«Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» – так называемый «Большой договор» – прошел в последнее время через многие испытания. Срок действия договора истекает 1 апреля 2009 года, однако в нем записано, что он автоматически продлевается, если ни одна из сторон не денонсирует его, сообщив об этом другой стороне не позднее, чем за шесть месяцев до этой даты. В итоге, 1 октября действие „Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнёрстве между Россией и Украиной”, заключенного в 1997 году, было автоматически продлено.

Нельзя сказать, что сделано это было в спокойной и дружественной обстановке, когда такого рода пролонгация признается сторонами как само собою разумеющийся процесс. После того, как Виктор Ющенко открыто выступил на стороне Грузии в ходе недавнего военного конфликта в Южной Осетии, многие российские политики и депутаты с удвоенным энтузиазмом стали требовать разрыва Большого договора между двумя странами. Реакция украинского руководства была неоднозначной и очень замедленной. Политические союзники Виктора Ющенко из партий «Наша Украина» и «Единый центр» заявили о целесообразности разрыва и пересмотра базового украино-российского договора, а народный депутат Украины от НСНУ («Наша Украина – Народная самооборона») Каськив даже подал соответствующий законопроект в Верховную Раду.

К концу сентября накал подобных заявлений, сделанных сразу после окончания российско-грузинской войны, постепенно снизился. И элиты обеих стран предпочли «спустить на тормозах» Большой договор и не заниматься его пересмотром или доработкой, согласно «духу времени». Ведь в случае, если Большой договор о дружбе не был бы продлен, обе стороны столкнулись бы с необходимостью жить в состоянии договорного вакуума по таким острым вопросам как территории, имущество, торговые отношения и т.д.

Ни для кого не секрет, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, несмотря на свою 10-летнюю историю, так и остался формальным документом. За все прошедшее время, он так и не был дополнен конкретными механизмами реализации, не были приняты необходимые дополнительные соглашения, предусматривающие воплощение в жизнь задекларированных положений. Стало ясно также и то, что произошедшее за последние годы ухудшение украино-российских отношений – тенденция длительная, и восстановить равновесие не удастся даже в случае ускоренных «разменов» по НАТО, языку или газотранспортной системе.

Однако, «продолжение политики «натиска» Москвы, также как и политики «бегства» Киева» может привести и уже приводит к тому, что Украина и Россия перестают де-факто быть стратегическими партнерами. Означает ли это, – что следующее 10-летие не состоится? Этот вопрос мы хотели бы вынести на обсуждение наших читателей и экспертов.

И даже если предположить, что продление Большого договора – это тактический ход со стороны украинских и российских политиков, которые понимают, что в будущем он может быть пересмотрен, то когда и почему это может случиться?

Вынося эту тему на рассмотрение, «Диалог.UA» ставил перед собою задачу ответить также и на вопросы, кто выигрывает, а кто проигрывает от существования и функционирования Большого договора? Есть ли у стратегических партнеров, каковыми декларируют себя Украина и Российская Федерация, стратегия развития отношений, намерения сохранять принципы добрососедства, стратегическое видение будущего сосуществования?

Охлаждение отношений между соседними странами – вовсе не редкость в современной истории. Как известно, в разделе нашего сайта «Перекресток цивилизаций» мы обычно размещаем переводные материалы о примерах решения обсуждаемых в рамках каждой нашей темы вопросов. В данном контексте мы предлагаем нашим читателям переводы аналитических материалов, характеризующих тенденции к изменению межгосударственных отношений в других странах, столкнувшихся с „похожими” проблемами, а также предлагаем более подробно рассмотреть феномен гегемонии в современном мире.

Украине необходимо учиться взаимодействовать с новыми, возникающими на наших глазах геоэкономическими имперскими центрами. России же стоит задуматься о реальных рисках противостояния с Украиной, учитывая угрозы подрыва собственной легитимности и новых внутренних кризисов. Руководству обеих стран еще предстоит освоить новую тенденцию в международных отношениях, которая предполагает, что сотрудничество ставится выше принуждения, а на место «твердой» власти приходит «мягкая», обусловленная взаимозависимостью сторон в новой, трансформирующейся мировой системе. Может тогда продленный „Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной” перестанет быть проектом влияния и станет отправной точкой проекта развития НОВЫХ отношений между нашими странами?!

Свернуть

«Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» – так называемый «Большой договор» – прошел в последнее время через многие испытания. Срок действия договора истекает 1 апреля 2009 года, однако в нем записано, что он автоматически продлевается, если ни одна из сторон не денонсирует его, сообщив об этом другой стороне не позднее, чем за шесть месяцев до этой даты. В итоге, 1 октября действие „Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнёрстве между Россией и Украиной”, заключенного в 1997 году, было автоматически продлено.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Фактически мы находимся в состоянии холодной войны

25 ноя 2008 года

Недавно был подписан Большой договор между Украиной и Россией, его действие продлено на очередные десять лет. Значит ли это, что в наших отношениях, несмотря ни на что, достигнута определенная стабильность?

Если говорить об отношениях с Россией, то, прежде всего, надо рассматривать экономические отношения. Россия и Украина имеют очень большой объем товарооборота, но в последние десять лет Украина имела отрицательное сальдо торгового баланса, которое колебалось от трех до пяти миллиардов долларов.

В этом году отрицательное сальдо будет еще больше, таким образом, за последние пять лет из Украины в Россию вытекло около 20 миллиардов долларов. Такой дисбаланс совершенно ненормален. Однако Россия не желает вести с нами переговоры ни о выравнивании торгового баланса, ни о расширении присутствия украинских предприятий на российском рынке. Россия вводит пошлины, квоты и жестко отстаивает свои интересы. Существующий договор о свободной торговле Россия, по существу не выполняет.

Но и с нашей стороны не видно воли ни со стороны президента, ни особенно правительства к тому, чтобы добиться выравнивания торгового баланса. Минэкономики должно постоянно вести переговоры об этом. Кстати, с Белоруссией у нас торговый баланс нормальный, мы имеем позитивный баланс, и отношения развиваются прекрасно. Есть специальная комиссия, она часто заседает, постоянно проводятся точные технические действия, чтобы торговый оборот рос, чтобы он был пропорционален, а с Россией такого нет – это тайна, покрытая мраком. Очень большая непрозрачность отношений.

Здесь мы выходим на второй, и очень важный вопрос – энергоносители.

С одной стороны, «газовый» вопрос входит в общее поле торгово-экономических отношений, а с другой стороны – является самостоятельным. Через Украину ежегодно прокачивается 120-125 миллиардов кубометров газа, который затем идет в Польшу, Словакию, Венгрию и так далее. Мы обладаем мощными газовыми хранилищами – 13 штук на 33 миллиарда кубометров. Без них, и без газоперекачивающих станций российская система функционировать не может.

Учитывая то, что через нашу территорию идет 80% российского газа, а через Белоруссию – только 20%, то если Украина внезапно откажется прокачивать газ через свою территорию, российское газовое хозяйство ждет коллапс максимум через три недели. Но мы же не знаем, сколько газа входит на нашу территорию, потому что соответствующие счетные устройства на границе с Россией не стоят. На западной границе есть устройства, но они не сертифицированы Европой.

Если бы мы имели сертифицированные счетчики на восточной границе, то мы могли бы потребовать, чтобы страны-потребители газа, а это Германия, Австрия, Франция, Британия, платили не России, а нам. Мы даже не знаем условия контрактов, которые заключаются ими с Россией. А если бы все было сделано должным образом, то Украина получала бы не нынешние 1,6 доллара за прокачку тысячи кубов, а 4 евро, то есть в три раза больше. Россия сейчас нам как бы платит, но не валютой, а газом. Раньше они платили нам 0,5-0,6 доллара при цене на газ 40 долларов. Сейчас они платят из расчета 1,6 доллара, то есть в три раза больше, но цена на газ за это время выросла в восемь-десять раз!

Следовательно, цену за транзит Украина может повысить, как минимум, еще вдвое. Но по-настоящему цена должна составлять 4 евро. Это нормальная европейская цена за транзит газа. И платить нам должна не Россия, «натурой», а западные страны, валютой. Если бы мы этого добились, то Украина стала бы государством иного, более высокого статуса.

Мы очень слабо ведем свою государственную экономическую политику, и энергетическую политику в особенности. Это вызвано профессиональной неподготовленностью правящей элиты, ее политической зависимостью от России, причем всех частей элиты – как группы Ющенко, Тимошенко, Литвина, так и коммунистов, не говоря уже о Партии Регионов. Все они находятся в зависимости, либо даже под прямым контролем российского руководства.

Мы видим подобное даже на примере экс-канцлера Германии Шрёдера, министра иностранных дел Штейнмайера, представителя СДПГ, который возглавил наблюдательный совет «Северного потока». Таким образом, Социал-демократическая партия Германии оказалась полностью выключена из общеевропейского процесса. Один неверный шаг – и крупнейшая партия превратилась в марионетку Кремля и Газпрома. Это уже не партия, а «мафия». Никоим образом нельзя допускать подобное, потому что когда политическая элита сращивается с иностранными, в данном случае, газовыми интересами, возникает компрадорская мафия.

Примерно такое же положение дел и по нефти. До сих пор мы не можем наладить нормальную работу нефтепровода «Одесса-Броды», он так и работает в обратном направлении, то есть обслуживает не украинские, а российские интересы. Если мы возьмем информационную сферу, то Россия безраздельно господствует в нашем пространстве, контролируя практически все основные информационные системы и каналы. Вы сегодня не встретите на телевизионных каналах серьезной, системной критики «на упреждение» политики Москвы. Ни один из украинских телеканалов не смог объяснить, почему было необходимо прекратить вещание российских телеканалов на территории Украины через кабельные сети. А в России по этому поводу уже выработана позиция и Думы, и правительства, и Министерства иностранных дел, поднялась волна обвинений в адрес Украины, а у нас никто ничего не делает.

И вполне возможно, что это решение будет отменено…

Вот. Это и будет подтверждением существования «пятой колонны».

Есть ли будущее у украино-российского Большого договора на следующие десять лет?

Какой-то договор, конечно, должен быть. У нас ведь даже не проведена работа по разграничению территории. А это очень нехорошо. У нас не проведена ни делимитация, ни тем более демаркация границы. Таким образом, мы до сих пор не размежевались. Разные части политической элиты России постоянно выдвигают к нам территориальные претензии. У нас находится военная база России. Фактически мы находимся в состоянии почти войны. Это холодная война, но она может быть и горячей. Она может в любой момент перейти в горячее состояние, как было с Грузией. В случае, если подобный сценарий коснется Крыма, то это будет иметь апокалипсический характер.

Как будут меняться отношения Украины и России в ближайшие три-пять лет?

Они будут планомерно ухудшаться. Россия не хочет принять главного: что Украина это европейская, евроатлантическая страна, независимое государство, и что это равный России субъект. Есть такие «больные» моменты в наших отношениях, которые не поддаются исправлению. Это экономическая сфера, газовая сфера – абсолютно не решаемая, где для России переход на другую модель отношений абсолютно неприемлем, поскольку мы тогда освобождаемся от России. Есть еще проблема «заробитчан», хотя и не такая острая.

Все эти проблемы не решаются из-за провальной экономической политики Украины. Но если бы у нас была проведена реформа местного самоуправления, как в вышеградских странах, странах Балтии, то сразу бы появились огромные инвестиционные возможности в малых городах. Сегодня Польша, Чехия, Словакия провели такую реформу, и каждый маленький город создал у себя либо технопарк, либо свободную экономическую зону, и в каждом городе появилось по нескольку тысяч рабочих мест на современнейших предприятиях. Средняя зарплата – до тысячи долларов. И не надо никуда ехать – стираются грани между селом и городом. И зачем ехать, если у вас такой же коттедж с видом на озеро, как и у жителей Европы, есть свой бизнес или работа?

Однако для проведения таких эгалитарных по своей сути, изменений, как показала история, необходимы не реформы, а смена правящих классов, иными словами, революция. Нужна ли нам революция?

Да, это экономическая консервативная революция, или некая консервативная трансформация. И мы подошли к такому моменту. Мы подошли потому, что старая система себя исчерпала. Мы движемся в НАТО – а для России это неприемлемо. Мы вступили в ВТО – а России это тоже не нравится. Но ведь войдя в ВТО, мы же победили? Однако, вступив в ВТО, мы все же начали свое самостоятельное бытие как экономического субъекта. Теперь надо сделать следующий прорыв. Вступление Украины в НАТО это катастрофа существующего мировоззрения, отказ от имперской идеи, тогда к власти в России должны придти другие люди, должны придти профессиональные элиты. А это значит, что если мы хотим двигаться дальше, то мы должны провести парламентские выборы, которые будут в следующем году, по открытым спискам, как в центре, так и на местах, усилив внепартийный фактор на местном уровне, позволив внепартийным кандидатам создавать избирательные блоки на местном уровне. В противном случае, у нас начнется хаос, революция толпы, учитывая, что все предприятия наших ведущих промышленных групп, СКМ, «Приват», ИДС, «Интерпайп» остановились – к февралю будет три миллиона безработных. Идет сокращение банков, страховых компаний, уходят инвестиционные фонды, строительство остановилось, ипотека, машиностроение.

Поднятие цен на коммунальные услуги и транспорт в Киеве – это уже первый признак грядущего коллапса. А после этого люди выйдут на улицу. Либо правящая верхушка проводит необходимые изменения, либо эти изменения сами ломятся в двери и в окна. Вспомним, что произошло в Албании в 1997 году, когда обвалились финансовые пирамиды – люди, вышли на улицы, возмущенные бездействием власти, после этого были захвачены армейские склады, две недели столица страны была в руках восставших, провинциальные города – больше месяца, а то и двух, и лишь введение многотысячного контингента ООН как-то разрешила ситуацию. У Украины и Албании много общего – то же разделение по партийно-территориальному признаку, только у нас 40 миллионов населения, а у них меньше, что в данном случае не имеет значения. Подобные сценарии разворачивания кризиса вообще свойственны для стран нестабильной демократии, где политические элиты не являются носителями государственности.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

Девальвація змісту

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

Ухудшение украино-российских отношений – маловероятно

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений

Единственное спасение для обеих стран – наладить кооперацию

Андрей Рябов, политолог, член научного совета Московского Центра Карнеги

Украина двигается по собственной траектории, и мы не можем продолжать вести ее за руку

Беляев Ростислав, аспирант Института Бизнеса и Политики, Санкт-Петербург

Если Вы хотите в Европу, так и ведите себя, как европейцы!

Михаил Делягин, директор российского Института проблем глобализации

«Сегодняшней Украины не существует, поэтому и хотеть она ничего не может»

Вячеслав Владимирович Игрунов, директор Международного Института Гуманитарно-политических исследований (ИГПИ)

О том, на что способна российская ревность

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нас ждёт катарсис

Виталий Чернов, руководитель всеукраинского общественного объединения «Навстречу людям»

Необходимы практические действия по приоритетным направлениям

Сергей Фомин, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института мировой экономики

Украина должна снова взять курс неприсоединения к военным блокам

Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ

Проблемы в отношениях с Россией неустанно генерируются самой Украиной

Виктор Константинов, Институт изучения России

Договор с Россией является барометром наших отношений

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

"Справа не в потузі і злих намірах Москви, а в політичній немічності Києва"

М.Пашков, ведущий эксперт Центра Разумкова

Украино-российские отношения – состояние «стабильно тяжелое»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,074