В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?

Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Для многих очевидным является то, что нет возврата к еще недавно функционирующей, отлаженной и привычной системе координат и потребительских ценностей. Мы стоим на пороге Нового Времени. Кто сумеет воспользоваться новым шансом, а кто засидится на старте – многое зависит от самих стран, их правительств, умения мобилизовать общество на решение стоящих перед ним задач. Есть ли у нашей страны этот шанс? И что нужно сделать, чтобы его реализовать?

Все чаще эксперты склоняются к мнению, что, в условиях перманентного политического кризиса, Украина неизбежно перейдет «во внешнее управление». При этом почему-то не принято упоминать, что ориентация на внешние «соломинки» – РФ, ЕС или США – вряд ли оправдана и представляет собою ни что иное, как очередной аргумент для «ухода от ответственности» нынешней власти. Все эти потенциальные «спасатели» в условиях мирового финансового кризиса заняты спасением самих себя и, прежде всего, своих экономик. Даже деньги МВФ, которых так активно добивается наша страна, не решат проблему выхода Украины из кризиса и перехода в стадию эффективного развития.

Как никогда ранее нашей стране, народу нужен четкий ответ на вопрос – можно ли спасти Украину и как? Можно ли еще что-то сделать, чтобы преодолеть нашу несостоятельность? Какие еще остались ресурсы для спасения? И главное – есть ли в обществе понимание того – зачем, кого и что нужно спасать в этой стране? Президента? Правительство? Парламент? Банковскую систему? Металлургию? Сельское хозяйство? Пенсионеров? Детей? Государственные границы? Прокурорский надзор? Чем можно и нужно пожертвовать ради спасения страны, а что необходимо решительно отбросить, как гибельный балласт? Из каких ценностных категорий надо исходить, чтобы оспорить вынесенный стране приговор и найти в себе силы для нового рывка, для мобилизации человеческого капитала на решение задач, которые оказались не по силам тем, кто называет себя украинской элитой?

Затягивание ситуации с решением основных конфликтов в украинской политике, в экономике, в социуме отнимает последний запас прочности у страны. И все же – у нас пока еще есть шанс, который нужно использовать здесь и сейчас. В противном случае, Украина превратится в еще одну «серую зону», которая будет агонизировать до полной катастрофы. И тогда уже приговор, возможно, обжалованию подлежать не будет…

Как известно, жизнь всегда богаче и глубже, чем самые глубокие наши о ней представления. Приглашая к новому диалогу наших авторов, экспертов и читателей мы надеемся, что ответы на перечисленные выше и многие другие вопросы помогут всем нам вновь обрести надежду и уверенность в будущем, увидеть в Украине те ростки нового, ради которых стоит бороться за отмену самых суровых приговоров нашей стране.

Свернуть

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?
    Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

В той ситуации, в которой оказалась наша власть, она мало что сможет изменить

28 апр 2009 года

Недавно появилась публикация известного российского аналитика Караганова, где описано сценарий плавного присоединения Украины к России под предлогом гуманитарного спасения. Насколько обоснованы такие прогнозы, учитывая, что уже и на Западе о нашем государстве говорят как о «неудавшемся»?

Действительно, мы вступили в кризисный этап украинской государственности. Я называю это «кризис второй республики». Фактически мы видим, что эта республика, образовавшаяся после распада Советского Союза, дошла до предела. Исчерпаны все ресурсы экономического, образовательного, социокультурного, сырьевого порядка, которые позволяли ей худо-бедно существовать последние двадцать лет. А главное, изменились внешние рамки, которые задавали параметры существования этой республики. Существовать в своём протоплазменном состоянии она могла только в период относительной стабильности, когда Запад пожинал плоды распада СССР. Новый мировой порядок, который сейчас формируется, не допускает выживания каких-то полу-государств, не имеющих ни стратегической цели, ни сколь-нибудь внятной государственной идеологии, чтобы скрепить лоскутное поле культуры. В таких условиях, кризис украинской государственности приобретает всё более радикальные черты.

Что касается раздела Украины и перехода под внешнее управление (в зоны ответственности Германии и России), то у нас всегда этого боялись. Но на этот вопрос можно посмотреть несколько шире, потому что на другие государства влияют те же факторы, что и на Украину. Если взять Евросоюз, то он также подошёл к определённой рубежной черте, примерно так же, как Советский Союз в середине восьмидесятых. Европейский Союз, в данном случае можно сказать «Евросовок», тоже должен найти новые формы управления в своём поликультурном поле и приспособиться к теперешним условиям. В «евробульоне», по своим культурным основаниям, далеко не всё переваривается, а мировой кризис дополнительно стимулирует поведение по принципу «каждый сам за себя». И вот мы видим, что та же Германия и Франция стали делать больший акцент на национальной политике, а восточная периферия ЕС осталась со своими проблемами один на один. У Германии не хватает ресурсов, чтобы вытащить Прибалтику, Польшу, Чехию и т.д., а, соответственно, даже казавшаяся незыблемой целостность Евросоюза теперь под вопросом. Если даже Жак де Лор, один из основных идеологов ЕС, говорит о возможном выходе Франции из еврозоны, то можно представлять себе серьёзность этих проблем.

Теперь зададим вопрос: а что получит Евросоюз при разделе Украины? От появления у себя на Востоке, скажем так, ещё одной Югославии? 45 миллионов дезорганизованного голодного населения с разрушенными коммуникациями - это ещё одна Сербия, которую нельзя ни переварить, ни стабилизировать. И подобный же вопрос встаёт и в отношении России. Где ей брать ресурсы для решения социально-экономических проблем Донбасса? У неё уже есть свои проблемы, взять хотя бы мусульманское население. Или Дальний Восток, который существует скорее вопреки действиям центра, чем благодаря ему. Там уже многие считают, что вопрос ухода ДВР в сторону Китая или Японии - это лишь вопрос времени. Не случайно туда передислоцированы воинские части, ставшие ненужными в Европе.

Таким образом, вызовы, стоящие перед Евросоюзом, Россией и Соединёнными Штатами не позволяют считать раздел Украины наиболее рациональным сценарием. Украина уже встроена в мировую экономику и внешним силам сейчас невыгодно рвать её на части.

Политическая борьба вокруг антикризисной программы правительства, похоже, становится острее с каждым днем. Каковы возможности правительства по преодолению кризиса, учитывая сложившуюся ситуацию и образ мышления политических игроков в Украине? Чего нужно ожидать, скажем, к концу года?

В той ситуации, в которой оказалась наша власть, она мало что сможет сделать. Более того, те, кто сейчас у власти - они и создавали это государство, насквозь коррумпированное, абсолютно неэффективное с точки зрения общественных интересов, служащее только корпорациям для растаскивания бюджета. Поэтому никто, ни Тимошенко, ни Ющенко, ни Янукович (если победит на очередных перевыборах) ничего не улучшат. К концу года, я думаю, будет намного хуже, чем сейчас. Следует ожидать невыплаты пенсий и бюджетных зарплат, так как уже снимаются деньги с казначейских счетов, а их там не густо. Совершенно очевидно, что регионы оказались в тяжелейшей ситуации по оплате энергоносителей и если сейчас они ещё выжимают бизнес на месяц-два вперёд, то во втором полугодии этого ресурса не будет. При кризисе неплатежей будут массовые отключения, а с учётом изношенности инфраструктуры - коммунальные катастрофы. Очередной виток газовых войн с Россией тоже никого не удивит.

Экономическая ситуация также будет ухудшаться. Кризис продолжает разворачиваться, мы находимся только в третьей его фазе. Первая была связана со вздутием спекулятивного пузыря, вторая - с распространением кризиса в реальный сектор экономики. Сейчас наступила третья фаза, и она связана с переходом к инфляционному сценарию во всём мире, а у нас, вполне вероятно, к гиперинфляции. Наше правительство не сможет закрыть бюджетные дыры, кроме как напечатав деньги. Думаю, что доллар к концу года будет стоить 15-20 гривен.

Даже если в мировой экономике будут позитивные сдвиги, то украинские экспортно-ориентированные отрасли останутся невостребованными. К примеру, в Китае сотня своих «Криворожсталей», которые предлагают сталь дешевле и лучшего качества. Украина вошла в кризис с устаревшими активами, а это значит, что ещё одним итогом будет её дальнейшая деиндустриализация. В начале 90-х мы потеряли высокоточное машиностроение, наукоёмкие производства, оборонные предприятия и ещё многое, что касалось высоких технологий. Теперь мы потеряем большую часть металлургии и химической промышленности. По сути, останется всего два ресурса, которые можно будет развивать. Это земля, если она ещё будет украинской, и транзитный ресурс, в виде трубы, железной дороги и т.п.

Впереди выборы, и избиратели, конечно, не будут рады такому повороту дел. Каковы будут последствия для правящих элит?

Сейчас взят курс на проведение парламентских выборов в течение ближайших двух месяцев. Если они состоятся, то после выборов президента будут ещё одни. Эти первые, по большому счёту, ничего не дают, а задуманы лишь для того, чтобы устроить будущее Ющенко и Балоги. Регионалы здесь стратегических целей не имеют, а тактически получают пост премьера. В условиях кризиса это может быть большой ошибкой, тем более накануне президентских выборов. Однако, учитывая бизнес-логику Партии Регионов, для которой каждый день правления Юлии Владимировны несет потери, мотивацию их действий можно понять. То есть, перевыборы не дадут ничего, кроме дальнейшей хаотизации и апатии населения к власти.

Кто бы ни стал президентом, попадет в очень сложные условия: Тимошенко, которая, судя по выборам в Тернополе, теряет свой электорат, или Янукович, который тоже теряет голоса, хоть и не так быстро, или Яценюк, который пока что приобретает голоса. Объективно, новый президент должен будет быстро и четко отвечать на встающие перед ним вызовы. И не в рамках существующей системы - её придётся перетряхнуть. Даже переформатировать в сторону усиления стабильности, эффективности, возможности контролировать финансовую сферу, так как гиперинфляция не даст возможности вести нормальную хозяйственную деятельность.

Являются названные персоны дающими достаточные надежды? Может быть, разве что, Арсений Яценюк. Но это зависит от того, кто будет с ним. Если он не найдёт грамотных реформаторов, способных изменить парадигму действий их предшественников, то будет обречён на провал уже во второй половине 2010-го года. Затягивание ситуации, не разрешение основных конфликтных ситуаций в экономике, в социуме, отнимет последний запас прочности системы. Если в начале 90-х у нас ещё был «жирок», оставшийся от социализма, то теперь только кожа, кости и душа, а за душою... Мы можем превратиться в ещё одну «серую зону», которая будет агонизировать до полной катастрофы.

До сих пор все наши правительства, более или менее последовательно действовали в рамках неолиберальной экономической парадигмы. И даже сейчас, отвечая на условия МВФ по предоставлению кредита, пытаются действовать таким же образом – сводя бюджет, урезая социальные выплаты и спасая банковский сектор. Однако жизнь диктует своё… Переживёт ли эта парадигма будущие выборы?

Думаю, что не переживёт, потому что резко уменьшился запас прочности. Кроме того, надо заметить, что уровень потребления у нас превышает ресурсы страны, он раскручивался с помощью кредитной иглы, особенно на протяжении последних четырёх-пяти лет. Объективно всё население должно будет жить экономнее. А перекладывание проблем крупного бизнеса на народ имеет свои пределы, перейдя которые крупный капитал рискует оказаться без своих активов. В таких условиях, олигархи вынуждены будут бросить свои активы, так как вести бизнес на территории хаоса не только опасно, но и невыгодно.

Сейчас люди более озлоблены, менее расположены к социальному компромиссу по сравнению с 90-ми годами. У людей накопились обманутые ожидания. Кроме того, выросло целое поколение, привыкшее брать от жизни всё и сразу, оно разбаловано сверхпотреблением. Когда оно не сможет получить то, что видело в рекламных роликах, этих образах социального счастья, то постарается взять это силовым путём. Если эту энергию не канализировать в безопасное русло, то она выльется в массу бунтов, лавину преступности и тому подобное.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

З власним холодильником, який «росте» на городі будь-яка криза під силу.

Святослав Денисенко, эксперт Института стратегических исследований «Новая Украина»

В своем нынешнем виде украинская экономика и социальная система не сохранятся

Іван Пресняков, старший аналітик Центру адаптації державної служби до стандартів Європейського Союзу

Не треба плутати поняття дефолту і провалу державності, це абсолютно різні речі.

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Нажаль, у нас надміру політиків і брак державних діячів…

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

В кризі краще не мати ніякого уряду, аніж мати уряд неліберальний

Юлія Тищенко, політолог, керівник програм розвитку громадянського суспільства Українського незалежного центру політичних досліджень

Консолидируя демократию

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Как спасти страну?

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Этот кризис – самый сложный, который переживала Украина за всю свою историю.

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

Потеря управляемости страной уже произошла

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Когда правящая верхушка доказала свою неспособность, то надо либо возвращаться к прежней жизни, либо менять элиту

+Олександр Шморгун, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Світ переживає кризу цивілізаційної ідентичності, подолання якої вимагає якісно іншого суспільного ладу

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,215