В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?

Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Для многих очевидным является то, что нет возврата к еще недавно функционирующей, отлаженной и привычной системе координат и потребительских ценностей. Мы стоим на пороге Нового Времени. Кто сумеет воспользоваться новым шансом, а кто засидится на старте – многое зависит от самих стран, их правительств, умения мобилизовать общество на решение стоящих перед ним задач. Есть ли у нашей страны этот шанс? И что нужно сделать, чтобы его реализовать?

Все чаще эксперты склоняются к мнению, что, в условиях перманентного политического кризиса, Украина неизбежно перейдет «во внешнее управление». При этом почему-то не принято упоминать, что ориентация на внешние «соломинки» – РФ, ЕС или США – вряд ли оправдана и представляет собою ни что иное, как очередной аргумент для «ухода от ответственности» нынешней власти. Все эти потенциальные «спасатели» в условиях мирового финансового кризиса заняты спасением самих себя и, прежде всего, своих экономик. Даже деньги МВФ, которых так активно добивается наша страна, не решат проблему выхода Украины из кризиса и перехода в стадию эффективного развития.

Как никогда ранее нашей стране, народу нужен четкий ответ на вопрос – можно ли спасти Украину и как? Можно ли еще что-то сделать, чтобы преодолеть нашу несостоятельность? Какие еще остались ресурсы для спасения? И главное – есть ли в обществе понимание того – зачем, кого и что нужно спасать в этой стране? Президента? Правительство? Парламент? Банковскую систему? Металлургию? Сельское хозяйство? Пенсионеров? Детей? Государственные границы? Прокурорский надзор? Чем можно и нужно пожертвовать ради спасения страны, а что необходимо решительно отбросить, как гибельный балласт? Из каких ценностных категорий надо исходить, чтобы оспорить вынесенный стране приговор и найти в себе силы для нового рывка, для мобилизации человеческого капитала на решение задач, которые оказались не по силам тем, кто называет себя украинской элитой?

Затягивание ситуации с решением основных конфликтов в украинской политике, в экономике, в социуме отнимает последний запас прочности у страны. И все же – у нас пока еще есть шанс, который нужно использовать здесь и сейчас. В противном случае, Украина превратится в еще одну «серую зону», которая будет агонизировать до полной катастрофы. И тогда уже приговор, возможно, обжалованию подлежать не будет…

Как известно, жизнь всегда богаче и глубже, чем самые глубокие наши о ней представления. Приглашая к новому диалогу наших авторов, экспертов и читателей мы надеемся, что ответы на перечисленные выше и многие другие вопросы помогут всем нам вновь обрести надежду и уверенность в будущем, увидеть в Украине те ростки нового, ради которых стоит бороться за отмену самых суровых приговоров нашей стране.

Свернуть

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?
    Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Когда правящая верхушка доказала свою неспособность, то надо либо возвращаться к прежней жизни, либо менять элиту

12 май 2009 года

В последнее время в российской прессе появились публикации серьезных авторов, например, Караганова, что Украина это «несостоявшееся государство», а потому уже через пару лет может встать задача «помочь» ее страдающему населению и взять его под свою юрисдикцию. То есть речь идет о планах грядущей аннексии. Действительно ли положение у нас настолько плохо, или наши соседи все же выдают желаемое за действительное?

Я думаю, те, кто в России составляют прогнозы, просто плохо знают психологию украинцев и наш жизненный уклад, наши настроения. Дело в том, что Украина неплохо защищена от какой-либо гуманитарной катастрофы, поскольку треть населения проживает в сельской местности, а городское население либо имеет родственников в селе, либо не порвало связь с землей. Потому господину Караганову лучше бы подумать, что будет с Россией, когда начнут истощаться запасы ее природных ископаемых, не говоря уже о других сложных проблемах, как например, демографической. Возможно, в России уже заранее начинают поглядывать на Украину как на способ решения своих проблем. Российская политическая традиция достаточно цинична, и цинична в том, что под видом благородных намерений осуществлялись гнусные акции. Я бы не сказал, что такова национальная психология, но психология правящих элит именно такая.

Нынешняя правящая элита и Украины, и России имеет общее происхождение – это красный директорат. Если в России этот директорат имел право принимать решения, то в Украине этот аппарат имел навыки исполнения, навыков самостоятельного принятия решений, стратегического планирования он не имел – как и чувства ответственности. В России элита имела ответственность «перед государем». В Украине, в основном, отвечали перед местной властью. Потому и государственность у нас развита слабее. Но, в общем, правящие элиты очень похожи и имеют общее происхождение. В России недостатки правящей элиты прикрыты тем, что в ней есть обширные природные ископаемые, за счет которых страна и живет. В Украине ситуация иная, но сути проблемы это не меняет.

Потому, судя по всему, российская элита будет пытаться сохраниться у власти и решить некоторые свои проблемы за счет захвата территории сопредельных стран. Однако ни в Украине, ни в России элиты равно несостоятельны – они не вкладывают средства в развитие стран, в развитие технологий, в современное производство и так далее. Крупная буржуазия, оказавшись у власти, оказалась несостоятельной. Все, что ей пока удается – это нанимать журналистов и политологов, которые «вбрасывают концепты», создают информационный шум и так далее.

Если же говорить о конкретной ситуации в Украине, то решение ее проблем лежит совершенно в иной плоскости. Когда правящая верхушка доказала свою неспособность, то надо либо возвращаться к прежней жизни, либо менять элиту. У народа есть моральное право передачи средств производства в другие руки, более умелые, более деловые, более ответственные.

Сейчас весь мир столкнулся с рядом серьезных проблем, причем новых: крах финансовой системы, всеобщее недоверие и нестабильность правительств. Что могут сделать в данной ситуации правительства? Каков их диапазон действий? Способно ли наше национальное правительство справиться с ситуацией в принципе?

Одно дело мониторить ситуацию, и даже контролировать ее, и другое дело – управлять. Правительство может вмешиваться в ситуацию только через бюджет, а бюджет сейчас много недополучает – от крупного бизнеса, от среднего и даже от мелкого, в силу коррумпированности чиновничества на местах и отсутствия подлинного контроля над доходами.

Основные средства сейчас не в руках правительства, а в руках крупного бизнеса. Если посмотрим на развитые страны, то увидим, что новые технологии создаются не государственными научными учреждениями, а в недрах научно-исследовательских структур при корпорациях, то есть в корпоративном секторе. Правительство может только искать средства воздействия на крупный бизнес: налоги, тарифы, систему льгот. Надеяться на спасение со стороны правительства, которое оперирует все более ограниченным бюджетом – это просто наивно. Вы просто посмотрите, на каких роскошных машинах в нашей, довольно бедной стране, ездят некоторые люди. И в то же время научные лаборатории не могут закупить элементарное оборудование. Но бизнес-элиту это не интересует, она живет за счет выжимания ресурсов.

Все решает то, насколько правительство независимо от бизнеса. А наше правительство зависимо. В нашей стране все политические партии состоят на содержании, либо являются представителями крупного капитала. Полной независимости правительства от бизнеса достичь невозможно, но если владельцы этих бизнес-политических проектов не поймут, что они должны пойти на уступки, то тогда они могут просто потерять все, потому что у населения будет утрачено доверие не только к президенту, партиям, но к политикам вообще. Вот это уже действительно будет угрожать катастрофой, поскольку начнется охлократия.

До сих пор наши правительства, сменяя друг друга, действовали в рамках неолиберальной парадигмы – приватизация и сокращение социальных расходов, жесткая монетарная политика. Вполне возможно, правящая элита в Украине сменится или обновится. Но можем ли мы надеяться, что мы вырвемся из тисков старой и оказавшейся социально несостоятельной экономической парадигмы?

Раздача собственности в Украине – это еще не либеральная политика. Это продолжение старой полуфеодальной практики, когда в собственность раздавали целые республики, а хозяева республик – области, районы и так далее. Политика в нашей стране в основном была ориентирована на популистские решения. Появилась масса льготников, что доходило до абсурда, например, «дети войны». Раздавались всяческие обещания, причем без достаточной материальной базы. Потому трудно назвать политику в нашей стране либеральной. Приватизация это еще не показатель свободы экономических отношений. Тем более что государство постоянно вмешивалось и продолжает вмешиваться в экономику.

Что это за либерализм, при котором за год происходят тысячи рейдерских захватов? Либеральная политика стоит на основе закона, а политика в нашей стране зависит от непосредственного представителя власти и судейского корпуса. Это не либерализм. Когда надо постоянно идти к кому-то на поклон, это не либерализм, это феодализм.

В какой мере либеральные принципы могут быть внедрены в такое общество? Сейчас у нас происходит слияние либеральной и социал-демократической политики. Ищется какая-то золотая середина. На Западе социал-демократы отказались от идеи национализации, а либералы от идеи невмешательства государства в работу рынков, в их регулирование, чтобы сохранить идею частной собственности и того, что частная инициатива это основной стимул развития экономики. Но это все вопросы не только традиции, но и национальной психологии, политической культуры, бизнес-культуры и так далее. Это те вещи, которые вырабатываются столетиями: чувство собственного достоинства, ответственности, порядочности. Их законами не введешь.

Тон масс-медийных рефлексий на Западе в последнее время принимает очень встревоженный характер, а предчувствие быстрых изменений, причем даже в геополитике, стало общим. Что может измениться в нашей стране, которая все остается на периферии мировых событий?

Ничего существенно не изменится. Может несколько измениться расстановка сил в Верховной Раде. Но даже если Партии Регионов удастся получить небольшое большинство, то ничего не изменится, потому что обладатели капиталов, люди при деньгах и власти, останутся теми же. Про них я могу сказать только одно: «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Они не способны что-то изменить к лучшему просто в силу своих личных качеств. Даже если они и хотели бы, то все равно не смогут, но я сомневаюсь, что они даже хотят.

Надо ждать прихода новой, молодой элиты. Но здесь тревожит то, что те молодые люди, которые стали представителями старых партий, полностью переняли их подходы и взгляды, и уже ничем не отличаются. Трудно ждать чего-то хорошего от элиты, которая не только смотрит на будущее страны через призму своего личного благополучия, но и при всяком удобном случае бежит на поклон к каким-то внешним «хозяевам», на Запад или на Восток. Эта элита не способна решить проблемы страны.

Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

З власним холодильником, який «росте» на городі будь-яка криза під силу.

Святослав Денисенко, эксперт Института стратегических исследований «Новая Украина»

В своем нынешнем виде украинская экономика и социальная система не сохранятся

Іван Пресняков, старший аналітик Центру адаптації державної служби до стандартів Європейського Союзу

Не треба плутати поняття дефолту і провалу державності, це абсолютно різні речі.

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Нажаль, у нас надміру політиків і брак державних діячів…

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

В кризі краще не мати ніякого уряду, аніж мати уряд неліберальний

Юлія Тищенко, політолог, керівник програм розвитку громадянського суспільства Українського незалежного центру політичних досліджень

Консолидируя демократию

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Как спасти страну?

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Этот кризис – самый сложный, который переживала Украина за всю свою историю.

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

Потеря управляемости страной уже произошла

+Олександр Шморгун, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Світ переживає кризу цивілізаційної ідентичності, подолання якої вимагає якісно іншого суспільного ладу

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

В той ситуации, в которой оказалась наша власть, она мало что сможет изменить

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,091