В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?

Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Для многих очевидным является то, что нет возврата к еще недавно функционирующей, отлаженной и привычной системе координат и потребительских ценностей. Мы стоим на пороге Нового Времени. Кто сумеет воспользоваться новым шансом, а кто засидится на старте – многое зависит от самих стран, их правительств, умения мобилизовать общество на решение стоящих перед ним задач. Есть ли у нашей страны этот шанс? И что нужно сделать, чтобы его реализовать?

Все чаще эксперты склоняются к мнению, что, в условиях перманентного политического кризиса, Украина неизбежно перейдет «во внешнее управление». При этом почему-то не принято упоминать, что ориентация на внешние «соломинки» – РФ, ЕС или США – вряд ли оправдана и представляет собою ни что иное, как очередной аргумент для «ухода от ответственности» нынешней власти. Все эти потенциальные «спасатели» в условиях мирового финансового кризиса заняты спасением самих себя и, прежде всего, своих экономик. Даже деньги МВФ, которых так активно добивается наша страна, не решат проблему выхода Украины из кризиса и перехода в стадию эффективного развития.

Как никогда ранее нашей стране, народу нужен четкий ответ на вопрос – можно ли спасти Украину и как? Можно ли еще что-то сделать, чтобы преодолеть нашу несостоятельность? Какие еще остались ресурсы для спасения? И главное – есть ли в обществе понимание того – зачем, кого и что нужно спасать в этой стране? Президента? Правительство? Парламент? Банковскую систему? Металлургию? Сельское хозяйство? Пенсионеров? Детей? Государственные границы? Прокурорский надзор? Чем можно и нужно пожертвовать ради спасения страны, а что необходимо решительно отбросить, как гибельный балласт? Из каких ценностных категорий надо исходить, чтобы оспорить вынесенный стране приговор и найти в себе силы для нового рывка, для мобилизации человеческого капитала на решение задач, которые оказались не по силам тем, кто называет себя украинской элитой?

Затягивание ситуации с решением основных конфликтов в украинской политике, в экономике, в социуме отнимает последний запас прочности у страны. И все же – у нас пока еще есть шанс, который нужно использовать здесь и сейчас. В противном случае, Украина превратится в еще одну «серую зону», которая будет агонизировать до полной катастрофы. И тогда уже приговор, возможно, обжалованию подлежать не будет…

Как известно, жизнь всегда богаче и глубже, чем самые глубокие наши о ней представления. Приглашая к новому диалогу наших авторов, экспертов и читателей мы надеемся, что ответы на перечисленные выше и многие другие вопросы помогут всем нам вновь обрести надежду и уверенность в будущем, увидеть в Украине те ростки нового, ради которых стоит бороться за отмену самых суровых приговоров нашей стране.

Свернуть

Сегодня нередко можно услышать и прочесть «приговоры» Украине – мол, не состоялась страна, близится банкротство, дефолт… Государство нежизнеспособно… Украина вошла в двадцатку самых нестабильных стран мира и проч. Так ли все плохо на самом деле?
    Поводов для оптимизма действительно не много. Украина как государство зависла над глубокой пропастью. Нынешняя государственная власть явно не располагает необходимыми знаниями, способностями и волей, чтобы использовать имеющиеся внутренние и международные ресурсы для обеспечения безопасности страны и граждан, их материального и социального благосостояния, экономического роста и процветания. Да и ставит ли украинская власть перед собой подобные цели? И нужна ли стране ТАКАЯ власть?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Потеря управляемости страной уже произошла

15 май 2009 года
Потеря управляемости страной уже произошла: Потеря управляемости страной уже произошла

Андрей Федоров, директор Европейского института интеграции и развития

В последнее время в российской прессе появились публикации серьезных авторов, например, Караганова, что Украина это «несостоявшееся государство», а потому уже очень скоро может встать задача «помочь» ее населению, взяв его под свою юрисдикцию. Действительно ли положение у нас настолько плохо, или наши соседи все же выдают желаемое за действительное?

Я поостерёгся бы давать такие оценки как гражданин этой страны. И Вольнов в Москве предсказывает нам всякие коллапсы, крушения, апокалипсис... Если послушать и посмотреть российские каналы, особенно дискуссии, то любимые темы у них - это обсуждение коллапса ЕС, США, Китая, распад всего и вся. Хотя экономическая ситуация в России по целому ряду параметров не лучше чем в Украине, несмотря на неизмеримо большие золотовалютные запасы и промышленный потенциал. А что касается катастрофического состояния украинской экономики и политики, которое попадает в резонанс с перманентными выборами, то я, честно говоря, не верю, что это приведёт к потере суверенитета.

Не верю вот по каким причинам. Украина - это страна великих огородов, поэтому при любом упадке экономики (что мы видели раньше и видим теперь), она не окажется в такой ситуации, как могла бы оказаться та же Россия. Миллионный город в Сибири с неработающими предприятиями даже страшно себе представить. А у нас легко отправляют людей в неоплачиваемый отпуск на неопределённый срок и никаких революций. Оказывается, что наша экономика очень маленькая по объёму, и достижение некоего дна, как и выход их кризиса, не может быть слишком продолжительным.

Далее заметим, что украинская независимость всё же состоялась, несмотря на то, что высшие институты власти, особенно в последнее время, работают неэффективно. Последние несколько лет они заняты исключительно тем, что блокируют друг друга. Но на этом фоне всё же ездят автомобили, летают самолёты, в квартирах есть свет и отопление, везде есть какая-то жизнь. Видимо, единство государства и его работу определяют в конечном итоге не законодательные или высшие исполнительные органы власти, а распространённая по территории сеть местных администраций и местного же малого и среднего бизнеса. Они находятся в состоянии взаимного обмена услуг, взяток, административных бумажек и т.д. Пока эта связка функционирует, пока она жизнеспособна на местах, то при любых кризисах наверху страна будет существовать.

Опасность, таким образом, заключается в том, что при сокращении бюджетных расходов во время кризиса местная власть недополучает деньги, которые раньше делила с местным бизнесом, и они теряют свои взаимные интересы. Бизнес начинает обходиться без местных администраций, а тех, в свою очередь, меньше интересует центр. Если этот процесс пойдёт и достигнет критического уровня, то страна может быть разорвана на куски. Когда каждый регион по-своему будет осуществлять фискальную деятельность, он перестанет нуждаться в центральной власти.

Сейчас, я думаю, бунт нам все же не грозит. Но центробежное расползание, пока углубляется кризис, неизбежно. Выборы президента примут, скорее всего, резкий регионально конфликтный характер. Правительство, конечно, старается удержать регионы в бюджетной зависимости, но, похоже, не придумало для этого ничего лучшего, чем использование своей монополии на печатание денег. Это даст ему передышку на несколько месяцев, но в дальнейшем сильно усугубит ситуацию.

О проблемах с наполнением бюджета и Пенсионного фонда уже говорят не только шепотом и не только в правительстве – и все это на фоне перманентной борьбы за власть основных политических игроков. Насколько реально то, что правительство просто потеряет контроль над происходящим в стране?

Потеря управляемости уже произошла. Никто не знает, какими такими «макроэкономическими процессами» на сегодняшний день управляет правительство.

Политика Тимошенко направлена на расширение полномочий правительства и сферы его компетенции. К примеру, проводится фактическая национализация банковской системы под видом рекапитализации. Будут ли такие действия способствовать выходу из кризиса - я сильно сомневаюсь. Вопрос ведь не только в том, печатает ли государство деньги, а в том, под что оно их печатает. Государство организует инфляцию, но если оно выпускает новые платёжные средства, чтобы дать возможность развиться ряду принципиально выгодных инновационных проектов, которые через год-два дадут прибавочную стоимость и поглотят лишнюю денежную массу, то это не так уж и плохо. Если же выплата через пенсии, дотации, зарплаты госслужащих и т.п. стимулирует покупку импорта и накопление долларов в чулках, то к чему-либо хорошему это не приведёт.

У любого правительства связаны руки, если оно не имеет кредита доверия в парламенте и среди населения. Однако по всем опросам, доверие институтам власти в нашей стране упало до минимума. Могут ли что-то изменить новые выборы?

Всё будет зависеть от того, появится ли некая компромиссная фигура, во втором туре. Если да, то можно будет избежать социально-политических и региональных столкновений. Выборы, так или иначе, страна признает легитимными, новый человек получит картбланш на реализацию определённых программ. Будут ли они удачными - говорить пока рано. Если мы опять столкнёмся с непримиримым противостоянием региональных лидеров, то на волне экономического кризиса можно ожидать нарастания сепаратизма вплоть до распада. Тем более, если в этом примут участие внешние «спонсоры». Но я не верю, что им это сейчас выгодно, они больше заинтересованы в стабильности нашего региона. Здесь невозможно предсказать последствия гипотетической гражданской войны, особенно учитывая количество ядерных электростанций.

К сожалению, нынешняя тройка политических лидеров в Украине - это не просто «лебедь, рак и щука», а настоящие «ангелы войны». Проблемы в политике и экономике диалектически взаимосвязаны, их нельзя разорвать и решать отдельно. Но все исторические примеры показывают, что экономика начинает развиваться только при наступлении политической стабильности. Обратное, по определению, невозможно, так как экономика страны базируется на государственных решениях. Поэтому для Украины нужен компромиссный президент, который сможет обеспечить политическую стабильность, контролировать инфляцию, внедрять инновационные проекты.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

З власним холодильником, який «росте» на городі будь-яка криза під силу.

Святослав Денисенко, эксперт Института стратегических исследований «Новая Украина»

В своем нынешнем виде украинская экономика и социальная система не сохранятся

Іван Пресняков, старший аналітик Центру адаптації державної служби до стандартів Європейського Союзу

Не треба плутати поняття дефолту і провалу державності, це абсолютно різні речі.

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Нажаль, у нас надміру політиків і брак державних діячів…

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

В кризі краще не мати ніякого уряду, аніж мати уряд неліберальний

Юлія Тищенко, політолог, керівник програм розвитку громадянського суспільства Українського незалежного центру політичних досліджень

Консолидируя демократию

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Как спасти страну?

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Этот кризис – самый сложный, который переживала Украина за всю свою историю.

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Когда правящая верхушка доказала свою неспособность, то надо либо возвращаться к прежней жизни, либо менять элиту

+Олександр Шморгун, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Світ переживає кризу цивілізаційної ідентичності, подолання якої вимагає якісно іншого суспільного ладу

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

В той ситуации, в которой оказалась наша власть, она мало что сможет изменить

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,089