В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

В условиях экономического кризиса внимание общества концентрируется на курсе валют, росте безработицы или падении производства, однако немаловажной и еще более обостряющейся в такой период темой является состояние техногенной безопасности Украины. Нельзя забывать, что ремонт национальной инфраструктуры – это «вопрос тонкой настройки экономической системы страны». Однако все больше законодателей и представителей местных властей стремятся направить финансовые потоки, обеспечивающие функционирование инфраструктуры в свои собственные карманы, тем самым перекладывая финансовое бремя обеспечения и безопасности граждан, и всей страны на будущие поколения.

Если во времена СССР была распространена идеология вынесения «всех благ» в будущее – «наши дети будут жить при коммунизме», то за время существования независимой Украины нас убедили, что «неплохо было бы» попользоваться резервами будущих поколений – водой, лесами, плодородием почв и даже «перебросить» на них решение усугубляющихся проблем Чернобыля… Вот уж действительно вспомнишь знаменитое – «после нас хоть потоп!»…

Если мерой ответственности общества является его стремление инвестировать в собственное будущее, тогда вопрос о существовании инфраструктурного кризиса звучит так: действительно ли украинцы закрывают глаза на то, что уже очень скоро может понадобиться и им, и их детям и детям их детей?

В последнем отчете компании Mercer Human Resource Consulting Киев признан одним из самых грязных городов Восточной Европы — по уровню загрязненности воздуха, степени утилизации отходов, пригодности воды для питья.

«Не так страшны террористы, как техногенные угрозы, стоящие перед нашей страной. Киев — наши будущие Помпеи, а всю Украину ожидает судьба Атлантиды», – эти слова Олега Ельцова не такая уж и гипербола…

Согласно статистике, сегодня немногим менее половины населения Украины проживает в «зонах риска», которые зачастую характеризуются еще и одновременным воздействием нескольких опасных факторов.

За последние 2 десятилетия потребление всевозможных ресурсов существенно превосходило их создание или поддержание «в норме». Заместитель Секретаря СНБО Степан Гавриш в интервью Би-би-си в июне озвучил главные угрозы национальной безопасности Украины. Среди них – старение инфраструктуры и техногенные угрозы, которые часто вызывают в Украине глубокие кризисы.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в России всколыхнула и нашу страну. Уже на следующий день в интервью радиостанции BBC экс-премьер министр Украины Валерий Пустовойтенко заявил, что не только украинские гидроэлектростанции, но практически все энергетические предприятия нуждаются в безотлагательной комплексной проверке для выявления и устранения угроз техногенных катастроф.

По словам руководителя Черкасского регионального управления водных ресурсов Александра Бонсуновського, защитные сооружения Кременчугского водохранилища (самого большого в Днепровском каскаде) требуют немедленного капитального ремонта.

Гидротехнические защитные сооружения Кременчугского водохранилища отработали свой ресурс (некоторые из них построены 48 лет назад) и требуют срочного ремонта. В противном случае существует реальная опасность прорыва защитных плотин и затопления многих населенных пунктов и угодий Черкасской, Полтавской, Кировоградской областей. Для ремонта всех защитных сооружений необходимо более 60 млн. грн. На экстренный ремонт защитных сооружений необходимо около 10 млн. грн.

Но гидротехнические сооружения – лишь небольшая часть энергетической и промышленной инфраструктуры Украины, которая с каждым годом накапливает в себе все большую угрозу.

Природные, промышленные и техногенные катастрофы за последние десятилетия в нашей стране становятся все более частыми. Ущерб от погодных катаклизмов с каждым годом увеличивается; мелкие промышленные аварии становятся все более частыми, а выработка ресурса объектов нашей критически важной инфраструктуры – все более угрожающей.

Случилось то, о чем профессионалы предупреждали уже давно. «Заделы» советской эпохи если еще не разрушены, то чрезмерно изношены. Извлечение прибыли на большинстве крупных промышленных предприятий давно уже осуществляется в ущерб безопасности работающих, местного населения, окружающей среды.

Диалог.UA попробовал найти ответы на весьма непростые вопросы – насколько велик риск, связанный с резким повышением доли устаревших технологий и оборудования, снижения темпов восстановления и модернизации производства и инфраструктуры? Осознается ли кем-либо в Украине запущенная «программа на уничтожение» этой территории и людей ее населяющих? Понимает ли кто-то из «власть придержащих» масштабы этого «минного поля»? И, если в конечном итоге проблему «износа железа» решить можно, то каким образом и кто возьмет на себя смелость решать проблему экономической модели воспроизводства страны, которая препятствует даже постановке вопросов о предотвращении техногенной катастрофы в Украине?…

Свернуть

В условиях экономического кризиса внимание общества концентрируется на курсе валют, росте безработицы или падении производства, однако немаловажной и еще более обостряющейся в такой период темой является состояние техногенной безопасности Украины. Нельзя забывать, что ремонт национальной инфраструктуры – это «вопрос тонкой настройки экономической системы страны».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украину может спасти лишь эффективный механизм контроля над властями

14 сен 2009 года

Какие техногенные угрозы Вы считаете наиболее опасными для жителей городов Украины и для Запорожья, в частности?

Ситуация в стране настолько запущена, что всерьез нужно относиться к любой прогнозируемой угрозе. За что ни возьмись – все находится в плачевном состоянии.

Однако одним из основных потенциальных источников техногенных катастроф в городах является ЖКХ, хотя это и предпочитают замалчивать. С обретением независимости, была нарушена пусть и не стройная, но система капитальных и текущих ремонтов жилых домов, общей инфраструктуры. Внутренние коммуникации подавляющего большинства домов – трубы, мусоропроводы, канализация – уже давно превысили сроки своей эксплуатации. На капитальный ремонт рассчитывать не приходится – кризис. Хотя и до него похвастаться вниманием властей могли единицы жильцов.

Оплата услуг ЖКХ отдельная тема. Тарифы на услуги прерогатива мэра и депутатского корпуса, а с недавних пор и МВФ. Их формирование тайна за семью печатями. И если бы не титанические усилия самых дотошных из нас, то никто бы и не узнал, что в стоимость квартплаты входят ни кем не производимые работы. Проблема неплатежей населения за услуги – второй после кризиса – аргумент властей в свое оправдание.

Но ведь с юридической точки зрения, выставление счетов за неоказанные услуги – это, как минимум, мошенничество. Оправдывать никого не берусь. Но если кто-то из пользователей услуг систематически их не оплачивает, именно власти обязаны найти способ устранения этой проблемы без ущерба для добросовестных потребителей.

Дополнительным катализатором проблемы ЖКХ является перепланировка квартир и подвалов новыми собственниками, часто приводящая к деформации соседних помещений, а часто и к невозможности использовать жилое здание по назначению. Не единичны и случаи деформации домов под воздействием грунтовых вод или прорвавшихся труб водоснабжения, сопровождающиеся выселением жильцов целыми подъездами.

Далее, получасовой ливень способен в нескольких местах заблокировать улицу Победы – одну из основных автомагистралей Запорожья, предназначенную для отвода автотранспорта с главной улицы города – проспекта Ленина. Дренажная система, уже давно требующая ремонта, не справляется с потоком воды. Даже временный паралич транспортных артерий приносит колоссальные убытки и городскому и частному хозяйству. Но в отличие от времен плановой экономики сейчас их подсчетом заниматься не принято. А придется, т.к. кризис только начал учить нас экономить.

Гололед, обледенение в результате резкого перепада температур – часто встречающееся в последнее время стихийное бедствие – приводит к аварийному прекращению электроснабжения, параличу движения сначала электро-, а затем и автомобильного транспорта. К обрушившимся под весом наледи деревьям, не подъехать, да часто и ехать некому… Снегоуборочные машины, хоть и были приобретены городской властью несколько лет назад, но результат тот же – снег лежит, пока сам не растает. От этого страдают горожане, пользующиеся как индивидуальным, так и общественным транспортом. То ли техники не хватает, то ли она настолько малоэффективна, то ли некому на ней работать, то ли горючего нет – простому обывателю разобраться невозможно.

Да и не нужно налогоплательщику разбираться в том, что не относится к его непосредственной профессиональной деятельности. Это функция власти – разбираться в том, что касается жизнеобеспечения города и оперативно устранять все, мешающие горожанам жить и работать, неурядицы.


Почему эти проблемы не решаются, а устранение перечисленных Вами угроз не финансируется?

Власть подотчетна своим избирателям лишь раз в 4–5 лет, принимаемые ею решения непрозрачны. Вот и множатся в городе слухи о коррупции в мэрии, в депутатском корпусе. Растет недоверие, а с ним и социальная напряженность. Любой кризис, а тем более, нынешний, это серьезное испытание и для властей и для граждан. Но многим ли могут похвастаться запорожские власти, например, за 10 докризисных лет? Мусороперерабатывающим заводом, место под свалку для которого, вопреки мнению жителей, определили на окраине города поблизости от жилого сектора? Или начавшимся более двух лет назад долгостроем – мостом, уродующим многострадальную Хортицу и не решающим проблему движения иногороднего грузового транспорта в обход города?

Денег всегда будет не хватать, а объясняющих это причин всегда будет предостаточно, если не найти механизм эффективного контроля над властями, если не будет политической воли для реальной борьбы с коррупцией.


Запорожье всегда славилось мощным промышленным потенциалом. Но всякое сложное хозяйство требует надлежащего ухода. Какие техногенные и экологические угрозы несет в себе индустриальная инфраструктура города? Как сказывается на экологической ситуации кризис?

Запорожье – это, прежде всего, металлургия. Основным загрязнителем города являются металлургические предприятия. Более 50% загрязнения окружающей среды обеспечивает комбинат «Запорожсталь». Построенный 75 лет назад на окраине сейчас он находится в центре города. Мартеновский способ выплавки металла, на более современных предприятиях уступивший место электропечам, используется до сих пор. Выбросы только пыли составляют сотни тысяч тонн в год.

Идентификация и тем более влияние на человеческий организм остальных выбросов не поддается ни определению, ни учету. Лобби комбината в органах местного самоуправления делает все возможное для минимизации расходов предприятия на реконструкцию, которая позволила бы обеспечить более высокий уровень экологической безопасности. И если до кризиса аргументация в основном сводилась к утверждениям: «Даем работу 80 тыс человек (работники, плюс члены их семей); или: «Комбинат – крупнейший налогоплательщик региона», то в настоящее время говорят, что расходы на экологию обязательно приведут к массовым сокращениям.

Как следствие – рост только онкологических заболеваний, подтвержденных соответствующим диагнозом, в Запорожской области за последние пять лет по разным оценкам увеличился в 3–5 раз. Лидером, как заявил на последней сессии Запорожской облрады директор областного онкологического диспансера, является город атомной энергетики Энергодар. Слухи о частых выбросах, нештатных остановках энергоблоков циркулируют среди горожан с момента существования АЭС. Конечно, причины роста заболеваемости – компетенция узких специалистов, но факты упрямая вещь…


Сегодня много опасений вызывает состояние гидротехнических сооружений Днепровского каскада искусственных морей. Как это ощущается в Запорожье, откуда начинались эти «стройки века»?

Одним из наиболее тревожных техногенных объектов Запорожья является ДнепроГЭС. Визит Запорожского губернатора Александра Старуха после печально известной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС привел к запрету движения по плотине иногороднего грузового транспорта и, якобы, обещанию Кабмина выделить 7,7 млн грн. для проведения ремонтных работ. Адекватная ли это реакция на сложившуюся ситуацию, – выводы делайте сами, а время все расставит по своим местам. Причиной же разрушения проезжей части ДнепроГЭС, по информации Интеренет-издания «Политсовет», губернатор назвал… безответственность строителей этого фрагмента плотины в 70-х годах прошлого века.

Если суммировать ограничение движения по плотине с проблемой уже упоминавшихся мостов, то можно представить себе, в каких условиях уже не один год живут запорожцы. Кроме того, действующие два моста Преображенского уже и физически, и морально устарели. Строящийся рядом с ними новый мост из-за недостаточного финансирования подвергается и моральному и физическому износу. Нарушение технологии строительства может привести к тому, что якобы новый мост не сможет выполнять своей основной функциональной нагрузки. Металлоконструкции незавершенного строительства ржавеют. Бетонные работы, выполняемые в разные временные промежутки, наверняка поставят под сомнение цельность конструкции и т.п. И результатом такого «латания дыр» вполне может стать вновь сооруженный аварийно-опасный объект, не стоящий ни времени, ни сил, ни средств, затраченных на него.


Почему у нас принято бороться с последствиями, а не планомерно заниматься предотвращением катастроф?

Многие факторы, несущие угрозы для окружающей среды, накапливаются по нарастающей, десятилетиями. А борьба с «не явными» угрозами всегда финансировалась по остаточному принципу, в надежде, «авось, пронесет».

Одной такой экологической проблемой, периодически освещаемой журналистским сообществом, является не соответствующее нормам хранение химических средств защиты растений (ХСЗР). В Запорожской области влачат жалкое существование более сотни, с позволения сказать, складов, на которых часто под открытым небом размещаются, когда в мешках, когда насыпью, часто вперемешку со строительным мусором ни кем не идентифицированные ядохимикаты. Под воздействием погодных условий отравляют воздух, почву, проникают в пласты грунтовых вод. Например, в Васильевском р-не расстояние между населенным пунктом и цистерной с желеподобной массой ядохимикатов не более одного километра. Жители жалуются на постоянный смрад, они склонны связывать большинство случаев недомогания детей и нездоровья взрослых именно с этим соседством. Утверждать, что проблема игнорируется местными властями, было бы неправдой. Регулярно из областного бюджета выделяются значительные по запорожским меркам денежные средства. Эти средства посредством тендерной процедуры находят своих исполнителей, но… единственным лицензированным предприятием по уничтожению ХЗСР в Украине является специализированный завод в г. Шостка в Сумской области. Естественно, его возможности ограничены, и дожидаться очереди на ликвидацию ядохимикатов приходится годами.


Насколько реальны эти угрозы, и на что следует обратить внимание, чтобы избежать наиболее тяжелых последствий?

Угрозы реальны, это очевидно всем, но ресурсами для их устранения область не располагает. Уничтожение одной тонны ХЗСР обходится сегодня в 19 тыс грн. Простая арифметика подсказывает, что на уничтожение одной тысячи тонн ядохимикатов, расположенных в Запорожской области, необходимо 15 млн грн. Областной бюджет при однозначной поддержке депутатского корпуса позволяет ежегодно выделять не более 1,0–1,5 млн грн. Следовательно, теоретически при сохранении указанного финансирования проблему можно будет решить не менее чем за 10 лет. Как изменится за этот период здоровье людей? Что произойдет с почвой? Как это отразится на качестве сельхоз продукции, произведенной даже на, казалось бы, благополучных участках использующих те же грунтовые воды?

Кроме того, места хранилища ядохимикатов систематически возгораются. Злые языки утверждают, что это не случайность. Что таким образом собственники складов утилизируют свои неблагополучные объекты хранения и осваивают бюджетные деньги. По тем же слухам, существует и еще более сложный, но не менее результативный способ наживы: ядохимикаты просто перемещаются из одной области в другую, где за небольшую арендную плату некий бизнесмен заключает на полгода официальный договор с председателем глухого села оставляет там мешки с ядохимикатами и благополучно забывает о них навсегда.

Помимо хронического отсутствия денег и очереди в Шостке есть и еще одна проблема, научная. Специалисты еще не пришли к единому мнению по поводу безопасного способа утилизации ХЗСР. Применяемое в настоящее время сжигание при высоких температурах приводит к выбросам в атмосферу токсичных продуктов горения. Определиться со способом утилизации трудно еще и потому, что ядохимикаты, хранящиеся ненадлежащим образом еще с советских времен, на глаз идентифицировать не представляется возможным. Приходилось наблюдать разорванные мешки 60-х гг. прошлого века со сложно читаемыми надписями, деформированные бочки без маркировки, древние железнодорожные цистерны. А еще чаще – сваленные в кучу мешки, бочки, поддоны вперемешку со строительным мусором.

Что потенциально опаснее для запорожцев – ДнепроГЭС, мосты, ЖКХ, онкология, ХЗСР, выбросы? Вопрос риторический. Уверен, что житель любого уголка Украины расскажет о своих, не менее кричащих не решаемых проблемах, которые только усугубляются и множатся.


Только ли из-за отсутствия бюджетных средств проблемы не решаются годами?

Обстоятельством непреодолимой силы для общества является то, что любой «удар в набат» сегодня будет рассматриваться через призму предстоящих выборов. И даже мизерное финансирование будет зависеть либо от количества жертв техногенной катастрофы, либо от численности потенциального электората проживающей на проблемной территории.


Как преодолеть существующие угрозы? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?

В надежде на то, что политические элиты поймут пагубность своего противостояния и объединятся в процессе борьбы за страну, за населяющий ее народ, за свое место в истории, наконец, наиболее действенным выходом из положения видится пересмотр принципов бюджетного процесса.

Повышение роли местного самоуправления в формировании собственных бюджетов повысит ответственность местных властей за происходящее на их территории. Не менее 90% (по крайней мере, экологических платежей) должны оставаться на местах. Концентрация средств в руках местных властей, определение основных объектов их применения может способствовать поэтапной ликвидации проблем отдельно взятого региона. Это видится едва ли не единственным выходом из сложившейся ситуации, поскольку экзамен централизацией власти современная Украина не выдерживает.


Беседу вела Олеся Пахомова

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Татьяна Белявская, специалист по программам Фонда Восточная Европа

Следующее поколение может просто утонуть в отходах

Шапар А.Г., директор Інституту природокористування та екології України, член-кореспондент НАН України

Для попередження катастроф необхідна державна політика, яка базується на засадах сталого розвитку

Працівник Карпатського біосферного заповідника, який не побажав публічно називати своє ім’я

Наймасштабніші контракти по лісопостачанню за кордон без відома влади не проходять

Юрий Андреев, президент всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины»

Наибольших опасностей нам следует ожидать со стороны высоких технологий

Владимир Усатенко, эксперт Национальной комиссии радиационной защиты, народный депутат 1-го созыва

У нас не только игнорировали все уроки, связанные с Чернобылем, но и принизили значение этой катастрофы

Сергій Федоринчик, голова інформаційного центру української екологічної асоціації «Зелений Світ»

Вирішувати екологічні питання в Україні не дає політична система і державна система управління

Харичков Сергей Константинович, заведующий отделом экономического регулирования природопользования Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины

Все дороги ведут к морю

Анатолій Яцик, академік УААН, д.т.н., професор, директор Українського науково-дослідного інституту водогосподарсько-екологічних проблем

Доки не буде сформовано нормальне відношення до води – доти проблеми будуть тільки загострюватися

Олесь Ильченко, писатель

«Уже невозможно полноценно эксплуатировать оставшиеся с советских времен технические, промышленные сооружения …»

Суслова Ольга, доктор економічних наук, експерт україно-білоруського центру еколого-економічного моніторингу в Україні

В центрі усіх катастроф стоїть помилка людини

Заец Роман Васильевич, научный сотрудник Центра исследований научно-технического потенциала, истории и науки им. Г.М. Доброва

Презумпция опасности

Стоєцький Василь Федорович, начальник Державної інспекції цивільного захисту та техногенної безпеки, генерал-майор служби цивільного захисту

Попередити, запобігти, врятувати. Встигнути?

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,134