В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Институт стратегических исследований "Новая Украина"
Другие диалоги:

В проекте «Акцент. Политика» политолог Андрей Ермолаев

Версия для печати
16 окт 2008 года

Ответы

18:43 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Все, что происходит сейчас вокруг очередного президентского указа «О роспуске парламента» Вы характеризуете таким образом: «Пока Президент борется за дату, Тимошенко борется за рейтинг». То есть, лидеру БЮТ непринципиально отменить эти выборы и этот указ, а ей принципиально увеличить количество электоральной поддержки?
Ответ: Сама по себе электоральная поддержка тоже смысла особого не имеет. Электоральная поддержка нужна для решения двух проблем. Проблема первая – легитимность твоей власти, не только правовая, но и социальная, то что от тебя не отворачиваются. То, что любое твое решение будет эффективно, будет принято обществом, скушано. Смысл социальной легитимности в этом. А, во-вторых, поддержка нужна для того, чтобы обеспечить не только успех формальный, но и успех, как политическую победу. Грубо говоря, поражение противника, которое должно быть принято обществом. Что сейчас делает Тимошенко и ее сторонники? Они шаг за шагом показывают обществу, особенно той уже небольшой части общества, которая поддерживает Президента и считает по-прежнему Виктора Ющенко лидером демократического лагеря, что Ющенко виноват в ухудшении ситуации в стране, что Ющенко подтолкнул к политическому кризису, что Ющенко в распаде коалиции, и что самое главное, Ющенко попирает законы Конституции. Я эту ситуацию сравниваю с сюжетом знаменитой советской экранизации «Трое в лодке, не считая собаки». Помните сцену с комическими куплетами, когда исполнитель отправил в сад всех гостей и растерянная хозяйка спрашивает: «Ну, и когда же вы будете петь, когда же комические куплеты?». На что он отвечает: «А, вот это и есть комические куплеты». Так вот это и есть выборы. То, чем занимается БЮТ и есть избирательная компания. Просто, применяются приемы, которые выглядят как нежелание выборов. На самом деле, внимания к поведению Тимошенко все больше. Интрига, кто же кого и какая дата, становится элементом предвыборной агитации. Незаметно для себя, гражданин-избиратель начинает мобилизоваться и избирать, кто же в этой игре выиграет, на кого же я сделаю ставку. Учитывая, что в этой игре пока Юлия Тимошенко модерирует, а Ющенко скорее идет по заготовкам. Пока психологический успех на стороне Тимошенко. Вот эта интрига все больше напоминает мне уже не столько подготовку к успехам на парламентской компании, сколько не оглашенный первый тур президентских выборов. Потому что, уровень персонификации будет даже больше чем на предыдущих компаниях. Избиратель уже давно забыл, кто и куда перешел, кто и что учреждал, как это все называлось.

18:49 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Вы сказали, что Юлия Тимошенко хочет показать, что во всем виноват Виктор Ющенко, в том, собственно, что происходит в Украине. Вы можете сказать, на кого вообще положена основная ответственность на самом деле? Или тут как при разводе виновны обе стороны?
Ответ: Есть интересный американский исследователь Грэхем. К сожалению, его работы издавались только в годы перестройки. Он изучал историю естествознания науки в Советском союзе, начиная со времен социалистической революции и заканчивая перестроечным периодом. И особое внимание уделил роли ученых на этапе первых лет советской власти. Лысенковщина – известна как война с генетикой, как буржуазная наука. А оказывается, на этом Грэхем указывает особенно, что искусство Лысенко было не столько в сфере биологии и генетики, сколько в сфере социального правления. Его подходы, например, к вымачиванию семян и прочей «белеберде» решали главную проблему, чем занять крестьян, которые использовали осенний, зимний период для того, чтобы полежать на печи, посчитать урожай, спланировать походы на рынки и ярмарки. Он занимался экономикой своего хозяйства. Оказавшись в колхозе, целый день, все свои трудодни занимался лысенковскими приемами псевдоаграрной науки. Таким образом создавалась иллюзия, эффект вот этой коллективной деятельности. Это искусство социального правления. Чем занимаются сейчас коалициаты? Что на самом деле кто-то верит в этой стране, что они демонстрируют демократические стандарты? Демонстрируют образцы правосознания? Или, может быть Юлия Тимошенко поступила, как лидер демократического лагеря? Я приведу очень простой пример связанный с принятием указа Президента и распоряжения этой ситуации. Два лидера Тимошенко и Ющенко очень много говорят о демократическом формате. Где должен быть демократический лидер в этой ситуации, впереди или на белом коне? Президент зная, что выборы должны быть обеспечены бюджетно и политически, консенсусом и правовым образом, должен был не только провести консультации, но и создать условия, когда все участники дают добро, обеспечивают правовую базу и выполняют законные процедуры. Что делает Президент? Он проводит консультации, затем уезжает и вечером, вместо обещанной паузы, договоренности, согласия все слушают запись. Ну, что это, как не Мадридский двор?! Как должен поступить альтернативный демократический лидер? Ну, Президент сыграл в политическую игру. Но, формально, по закону правительство, как исполнительная власть, которая не имеет какого-то супер голоса, а является частью правящей коалиции уже распавшейся на этот момент, должно просто исполнять закон. И, если правительство считает, что глава государства нарушил закон, то действуя согласно букве, выполняя процедуры в судебном порядке опротестовывайте. Что делает правительство? Оно просто игнорирует решение главы государства. Вот эти практики никакого отношения к демократическому формату не имеют. Но, самое главное, это классическая лысенковщина, которая заставляет экспертов, общество, журналистов разбираться, кто как синтриговал. Следить теперь за походами ОМОНа в суды. Заниматься этой ерундой связанной с тем, какой депутат, какого милиционера не пустил. В то время, когда на самом деле риски, с которыми сталкивается Украина по сложности намного серьезнее, нежели риски, которые сейчас возникли для развитой экономики в условиях глобального финансового кризиса. По той простой причине, что для Украины они приобретают системный и структурный характер и не решаются теми методами, которыми решаются в развитых экономиках. В развитых экономиках достаточно спасать финансово-кредитную сферу, компенсировать все уже совершившиеся спекулятивные операции. То, в случае с украинской национальной экономикой, мы сейчас расплатимся за то, что 17 лет никто не занимался реформой, за то что мы экспортно-зависимая сторона и т. д. Поэтому, на самом деле, нужно сейчас не столько заниматься вот этой беготней и слежением за тем, как Виктор не дает самолеты Юле, а заниматься реальным сектором. Ну, опять же, с чего начала власть? В чем они друг друга упрекают? Как спасать банки, как успокаивать вкладчиков. В Украине это действительно 15 проблема, хотя очень острая для вкладчиков. А, вот что у нас будет с безработицей, с иерархией цен в 2009г.? Какова будет ситуация в базовых отраслях, которые вдруг перестанут давать стабильный доход бюджету с бюджетными обязательствами следующего года? Вообще, как пройти в следующий год в плане экономики и сохранения социальной стабильности? Вопрос из вопроса.

18:56 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Относительно досрочных выборов, мы видим, что такая плохая тенденция вырисовывается - ни года без выборов. Вы не прогнозируете, когда все это может прекратится и что может это прекратить?
Ответ: Можно много философствовать о том, когда стабилизируются отношения элит, когда это все оформится в системе власти. Но, в нашем случае, не нужно очень много рассуждать. Я думаю, что нас ждут 2-3 года перманентных постоянных политических кризисов. Во-первых, это связано с тем, что мы переживаем реальный дефолт элит пришедших к власти за последние 5-7 лет. Дефолт интеллектуальный, дефолт управленческий. Скрывать свою неспособность, близорукость и, на самом деле, растерянность политесам, это самое модное сейчас в Украине. Но, по большому счету, без механизма политической ответственности то, что мы имеем сейчас – это классическая плутократия. То есть, будут имитации компаний, будут смены имиджевых команд. Я думаю, что мы обречены проходить такую полосу. Но, вопрос состоит в том, что было бы хорошо смотреть, как это все происходит в другой стране. В Украине же, я все больше убеждаюсь в том, что во всем этом есть некий еще и злой умысел. Не так много шансов у стран с переходной экономикой, к тому же с сохраняющимся индустриальным укладом с выгодой для себя провести реформы. Слишком много завистливых глаз и очень много конкурентов. И, тот факт, что Украина перманентно занимается какими-то плутократическими играми вместо формирования конкурентного и современного менеджмента, конкурентного и современного индустриального национального капитала, мне кажется, это уже неслучайно. У нас культ сырьевой элиты, понты, земля, уголь, метал. И, если в первые годы независимости это выглядело как опора государства, то сейчас это выглядит уже как сознательное торможение развития Украины. Что касается нового поколения, большая иллюзия и экспертов, и политиков ожидающих, что приход нового поколения, это приход просто молодых людей, детей тех, у кого не получилось. На самом деле, уверяю вас, нельзя сравнивать родителей и детей по признаку лучше или хуже, мы же не лучше своих родителей. Мы просто разные. Я опасаюсь другого, дети нынешнего бизнеса, которые получают образование в Лондоне, Берлине, Бонне, Цюрихе возвращаются в Украину, чтобы заниматься родительским бизнесом, чтобы применять свои знания в банковской сфере и, уж точно, мало озабочены некими романтическими идеями по поводу украинского национального проекта. Я думаю, что в этом смысле они будут очень эффективными управленцами. Но, они нас разочаруют как интеллектуальная элита. Новую элиту нужно искать среди существующих политических финансов, бизнесовых культурных групп, как иных тех, кто способны на иные практики. То есть, переворот нужно совершать уже сейчас. Иначе просто будет поздно. Иначе приход поколения с психологией богатого официанта, это очень дорогая плата за смену поколения. Смена должна происходить интравертно, внутри каждой политической и бизнесовой команды, что, кстати, постепенно уже и происходит. Так что, не стоит ожидать, это нужно делать сейчас. Повторюсь, 2-3 года, по всей видимости, Украину еще будет трясти и в этом есть определенный внешний запрос. Отдельный разговор и связано это с глобальным кризисом, прямо связано. То, что переживает мир, это кризис глобального финансового капитализма, в котором спекулятивный капитал выполнил функцию своеобразного такого подогревателя капитализации активов развивающихся стран, которые стали теперь зависимы от длинных кредитных программ, а социумы развивающихся стран стали зависимы от потребительских пирамид. Сейчас в результате этой комбинации с обвалом завышенной капитализации мы переживем серию либо банкротства, либо обесценивания активов и новой внешней зависимости. Мой прогноз, через 5-7 лет, несмотря на все разговоры о ренессансе национального государства, будет новый виток глобализации, еще более быстрый и более жестокий. Но, пострадают те, кто оказался донором кризиса. Украина сейчас является донором глобального кризиса, это уже очевидный факт.

18:58 14-10-2008 / Саша
Вопрос: Будет ли перенесена дата внеочередных выборов?
Ответ: Я не астролог. Правовая ловушка очевидна. В правовую ловушку сейчас попал Президент. Ему придется выбирать, либо, как это было в 2007г., смещать дату и искать способ легализации бюджетных изменений, а для этого нужно работать с парламентом, открывать его работу хотя бы на одни сутки. Либо нарушать процедуры, доказывая тем самым теорию Тимошенко и ее соратников, что Президент нарушает закон и Конституцию, и настаивать на проведении выборов 7 декабря с нарушением закона. Так что, какой из вариантов выберет Виктор Ющенко, я думаю, будет известно уже в пятницу. Срыв выборов в чистом виде невозможен. Максимум, что можно допустить, игру во время. Я, в свое время, предполагал, что выбирать, по большому счету, политикам придется между быстрыми декабрьскими и более управляемыми и планируемыми мартовскими выборами. Эта вилка сохраняется до сих пор. Но, я думаю, что к субботе или воскресенью будет определенность.

18:59 14-10-2008 / Vadim
Вопрос: Почему регионалы согласились на досрочные выборы?
Ответ: Потому что они им выгодны. «Регионалы» имеют все шансы, как минимум, повторить результат прошлого года. Для этого просто нужно серьезно отнестись к проблеме мобилизации избирателей, и не забывать с какими программными лозунгами эта команда шла на выборы в 2006-2007 годах. А, что касается нынешнего положения, когда-то шутили эксперты, политологи, что «регионалы» в течение 2008г. занимали позицию мудрого индейца, ожидающего когда труп врага проплывет. Так вот, уникальна ситуация – плывет. Наверное, глупо не использовать эту ситуацию, не совершить ритуальный танец победителя. Вот эти досрочные выборы, это ритуальный танец победителя. По-моему, все абсолютно закономерно и ничего удивительного.

18:59 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Вы считаете, что у Партии регионов есть возможность улучшить свои прошлые результаты?
Ответ: Тут есть показатели числительные и процентные. По всей видимости, если выборы пройдут в декабре, явка будет критической, невысокой, может быть чуть больше 50 %. И в голосах Партия регионов, как в прочем и все остальные, может потерять. Но, учитывая, что в процентном показателе все равно будет отражаться соотношение явившихся, то показатель может быть высоким, как минимум показатель в процентах будет повторять 2007г., а может быть и улучшен. Здесь много зависит от того, как будет вообще выглядеть вся архитектура. Она пока не ясна. В случае, если выборы будут проходить в марте, нужно учитывать, что измениться повестка выборов. Вообще на поведение избирателей очень сильно влияет общий фон, труба информационно-политическая. Сейчас в этой трубе всего лишь два сюжета: Виктор против Юли, Юля против Виктора – один сюжет, второй – крах «помаранчевого» режима и возвращение профессионалов. Вот эти два сюжета будут друг с другом бороться, а может даже заменять друг друга. Но, в случае, если выборы невольно сместятся на март, я просто хочу политикам напомнить, что все что сейчас является неочевидным и гипотетическим: социальное напряжение и дестабилизация экономики, будет фактом. Первый квартал будет очень тяжелым во всех отношениях. Соответственно, протест настроение пока не выражен. Люди просто растеряны. Они уже не знают, кого не любить. Они не любят всех, но кого больше, на самом деле, они не знают. Поэтому, они тяготеют к привычным кумирам. Может быть, в большей степени от этого страдает Ющенко, которого не любят все. Так вот, в этом отношении март может быть более интересен, потому что будет расти протест настроения, а это мобилизует настроение, будет выше явка. Появится шанс у той силы, которая вне парламента, прорваться в парламент. Они просто изменят сюжет. В этом отношении, для «регионалов», с одной стороны, мартовские выборы могут быть более интересными, потому что может быть больше союзников и наиболее сложными, потому что придется бороться за каждый голос.

19:03 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Многие эксперты, и Вы в том числе, говорили, что эти выборы вряд ли что-то принципиально изменят. А если они состоятся в марте, то есть возможность, что что-то реально изменится к лучшему?
Ответ: Я, в данном случае, выражал не столько какое-то пожелание, сколько соображение. Мартовские выборы выглядят просто политически интереснее. И, если говорить о формате будущей компромиссной большой коалиции, которая возможна и она, по всей видимости, будет с участием «регионалов» обязательно, то количество участников и ее коллективный образ будет интересней. Потому что, на декабрьских выборах короткая дистанция, ожидать каких-то радикальных прорывов вряд ли стоит. Соответственно, все вариации компромиссов выглядят либо неустойчиво, либо недолговечно. «Регионалам» нужно либо делать ставку на коалицию, куда могут быть приглашены Блок Литвина и коммунисты, тогда это будет коалиция такого политического реванша, либо же возвращаться к идее переговоров с президентской командой и говорить о широкой коалиции. Но, важное условие - они должны навязать свою политику Президенту. Без смены политики такая коалиция не имеет смысла, потому что она будет выглядеть слабостью. Справится ли с этой ролью «регионалы» пока вопрос. Пока они занимают довольно такую критическую позицию. Вариант, когда могут договориться президентское окружение и Юлия Тимошенко, я вообще исключаю. Я допускаю все, но этого просто не понимаю. Ну, и вариант коалиции с Блоком Юлии Тимошенко просто выглядит маловероятным. БЮТ, несомненно, возьмет высокий показатель. Но, лидеры БЮТ не стали фигурами обеспечивающими широкие компромиссы и вряд ли они смогут взять самостоятельно большинство.

19:04 14-10-2008 / ДЕмон
Вопрос: Как Вы расценивает такой шаг президента, как ликвидация суда, остановившего выборы?
Ответ: Я не имею юридического образования, поэтому давать оценку не вправе. Но, как эксперт, я считаю такие решения нонсенсом. С точки зрения наявных полномочий Президента, секретариат Президента на высоте, он докажет все что угодно. Ситуация, в которой принято это решение, настолько очевидна подмена, настолько очевидна манипуляция общественным мнением, восприятием конституционности, когда Президент реформирует суд, который фрондирует против решения Президента. Однозначно политическое решение и однозначно сработает в минус к доверию Президента.

19:09 14-10-2008 / Евгения
Вопрос: Нынешняя политическая ситуация в стране уже вызывает панику. На Ваш взгляд, возможен ли вариант силового противостояния между Президентом и Премьером?
Ответ: Силовое противостояние предполагает, что каждая из сил не только имеет возможность содержать рядом человека с ружьем, силовую структуру или какое-то специальное подразделение, но и то, что это силовое противостояние имеет социальную и экономическую почву. В нашем случае, у каждого из этих господ, у Тимошенко, у Ющенко есть своя охрана, есть некие там силовые подразделения. Но, я вас уверяю, люди не будут ложиться за конфликты этих двух амбициозных людей. Силовой вариант, если мы говорим о переворотах и о том, что стычки в судах могут закончиться узурпацией власти, предполагает другие предпосылки: наявность в государстве сильной бюрократической машины чиноподчиненной, которая просто будет исполнять волевые приказы, наявность действенных силовых структур, где есть команда профессионалов, которые могут обеспечивать переворот. Но, в конце концов высокий уровень доверия к лидеру, который заявляет о том, что он диктатор. У нас силовые структуры в полуразобранном состоянии и многие молодые военные делают головокружительную карьеру, именно потому, что просто дефицит, вообще дефицит кадров. Во-вторых, внутри политический раздрай и люди разобраны по партийным квартирам и группам. Представить себе, что эта машина сработает просто нереально. В-третьих, отсутствует дееспособный бюрократический аппарат, который мог бы обеспечивать этот переворот. Грубо говоря, команда может поступить. Но, кто же ее исполнит? И последнее, уровень легитимности. Я считаю, что диктаторский вариант для Ющенко просто невозможен. А Тимошенко совершит огромную ошибку, если будет думать о своем уровне электоральной поддержки, как об уровне диктаторской поддержки. Это разные вещи.

19:10 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Все закончится показательными выступлениями блокирования ЦИК, судей и других структур?
Ответ: Я думаю, что все закончится в итоге досрочными выборами. Чем дольше будет игра вокруг сроков, тем более очевидным будет необходимость досрочных президентских выборов. Просто недоверие Президенту станет частью повестки. Это должен понимать и Виктор Ющенко. Ему не стоит заигрываться в это противостояние. А что касается смены власти, я уверен, что в Украине, если возможна смена власти, то только мирным путем. Это все-таки будет результат неких корпоративно-демократических смещений, переговоров. И, стращать людей переворотами не стоит.

19:10 14-10-2008 / Михаил
Вопрос: Как вы оцениваете возможность проведения одновременно парламентских и президентских выборов?
Ответ: Не одновременно, а одновременно. В чем разница? Проведение президентских и парламентских выборов в один политический период. Например, разницей в месяц, в два. Часто вспоминается опыт 1994г., очень хороший опыт. Я за это. Учитывая критичность ситуации в политике, я с большим недоверием отношусь к каким-то управляемым позитивным вариантам. Но, отстаиваю то, что шанс на позитивный вариант есть. И, Украине, учитывая важность 2009г. и учитывая шанс трехлетних возможных перемен, очень важно на эти 2-3 года обеспечить стабильную, дееспособную, эффективную и главное результативную власть, которая может не только принимать законы, но и иметь механизмы исполнения и политически отвечать. А для этого, желательно, чтобы перемены в парламенте и перемены на посту государства совпали. Если это будет весна 2009г., это будет очень позитивно для страны. Ничего страшного, полгода. Критически, но не смертельно.

19:14 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: В 1994 г. выборы позволил провести тогдашний Президент. Потом такие же выборы позволил провести Президент Грузии. Позволит ли провести такие выборы Президент Украины нынешний?
Ответ: Разрешать не разрешали. Но, кто же у них спрашивал?! Дело в том, что решение о досрочных выборах в 93 году принималось под стук шахтерских касок. И, страна была на грани расшатывания ситуации. А ситуация в Грузии, это был технологический перехват. Если бы Саакашвили вовремя не принял решение, он бы просто был сметен. И на самом деле, если говорить откровенно, грузинского Президента спасли примитивные меры с досрочными выборами, которые были просто технологическим ответом на угрозу смещения и затем война. Не будь войны, возможно, что Саакашвили потерял бы свой пост уже осенью 2008 г. Это политическая правда. В нашем случае, когда говорят, что не сочтут правовых предпосылок. Дело в том, что на правовых основаниях смещают только Президентов-преступников. В нашем случае причины политические. Высокий уровень недоверия и тот факт, что Президент не справился с ролью национального модератора. Он, к сожалению, остается источником конфликта. Дело его чести, его ответственности найти способ, как на эту проблему ответить. Быть откровенным перед избирателями, каким он был четыре года назад. Ну, и вызов для политических сил найти аргументы, найти путь, как выйти на такие выборы, если они на это способны. Если нет, то будем переживать 2009 г. так, как мы жили в 2008 г. Что тут рассказывать?!

19:15 14-10-2008 / Ирина
Вопрос: Чем обернется проведение досрочных выборов для развития парламентаризма в Украине и как они отобразятся на международном имидже нашего государства?
Ответ: В случае, если выборы пройдут успешно по результату, не будет судов и будет создана коалиция, я верю в успех украинского парламентаризма. Вообще Украина, в хорошем смысле, заряжена парламентскими практиками. В Украине маловероятны авторитарные повороты. Вопрос состоит в том, что парламенту нужно дать поработать хотя бы одну полноценную каденцию. Кроме того, украинский парламент очень маленький ребенок. Все, что было связано с деятельностью Верховной Рады до политической реформы, это все-таки деятельность в таком полусоветском формате, мажоритарщики с газовыми трубами, цукерки, гречка и прочее. Украинские политические партии только сейчас становятся политическими партиями. Они учатся создавать коалицию. Им еще не хочется в первых своих коалиция позорится перед избирателями. Поэтому они такие ревностные, они отскакивают от власти после первой же неудачи. Мы это видим на примере 2008г. Но, это нужно понимать и как всякий урок нужно выучить. Не стоит бросаться из крайности в крайность и опять искать монаха или гетмана после двух лет учебы парламентаризма. Я верю в украинский парламентаризм. Главное сейчас, не бросаться в крайность и не разрушать основы нынешней политической системы. Возможно, стоит совершенствовать в плане выборного законодательства: открытых списков для партий, более четких прописанных процедур в формировании и ответственности не только правительства, но и коалиции. Может быть, имеет смысл, уделить внимание особому статусу оппозиции. От разговоров перейти к законодательству по оппозиции. Деполитизировать самоуправление и не путать Верховный Совет с партиями. И местно самоуправление должны держать мажоритарщики. Тогда все станет на свои места.

19:22 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Насколько ухудшили нынешние выборы международный имидж нашего государства?
Ответ: Я скажу, может быть, фразу парадоксальную. Не нужно пугать сейчас украинца тем, что эти выборы разрушают имидж Украины. Имидж Украины это не только то, как выглядят наши политики. Я думаю, что у Украины есть достаточно уже достаточно сложившийся уже устойчивый образ страны неторопливой, очень консервативной в плане реформ, но открытой миру и желающей определенных стандартов. Если говорить в глубоком смысле, европейский выбор сделан, но сделан он не декларативно, а тем, что люди хотят жить, как в Европе, а не как в Евразии, например. Но, эти выборы ухудшают имидж украинских элит и в дипломатических экспертных кругах Европы, Америки и не только, зреют настроения: «Вам нужны перемены». Перемены не только в стране, а прежде всего, в политическом правящем классе. Они хотят видеть других. Я не хочу сказать новых – молодых, а просто других. Так что, это ударит по репутации правящих, а не по репутации страны. Со страной, мне кажется, все лучше.

19:26 14-10-2008 / Ведущая
Вопрос: Как Вы считаете, после выборов, если они все-таки состоятся, у кого из нынешних политиков больше шансов стать следующим Премьер-министром Украины?
Ответ: Думаю, что первое место занимает лидер «регионалов» Виктор Янукович. Шансы на приход к власти Юлии Тимошенко мне представляются на порядок меньшими. Возможна, конечно, компромиссная фигура. Но, скорее всего это будут фигуры политиков-технократов в условиях, если произойдет договоренность создателей коалиции, что эта коалиция будет носить переходной характер. То есть, только при условиях, что коалиция будет короткой и переходной, возможны технические премьеры. Мне кажется, что все-таки следующее правительство будет в руках регионалов.

Источник: УРА-Информ
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Новый мировой беспорядок – как мы в нем оказались

Развал системы глобальной безопасности – следствие подъема национализма, этой «темной стороны демократии», что уже привело к конфликтам во многих странах мира; происходящее в Украине является доказательством этого, а возможно, и началом революции. Как выбраться из подобной ситуации в реальной жизни? Научные исследования показывают, что есть только два пути: чистая победа одной из сторон, или «мучительный тупик», в котором обе стороны страдают из-за конфликта, пока не согласятся на международное посредничество.

В Украине Россия тоже вошла в мучительный политический тупик. Да, она показала свою силу духа в отношении санкций – а также готовность терпеть неудобства, чтобы при этом терзать Украину, пытаясь сохранить благодаря этому свое влияние и сепаратистскую автономию на востоке страны. Украина, однако, стремится к чистой победе, окружая сепаратистов и обстреливая их позиции. Чего мы пока не знаем – как далеко Украина готова зайти в своем стремлении к полной победе, и как далеко готова зайти Россия, чтобы этого не допустить? Да, можно надеяться, что международные посредники смогут убедить и Украину, и Россию, что издержки открытого конфликта могут быть столь велики, что лучше пойти на сохранение нынешнего положения, чем продолжать военные действия. Я боюсь, однако, что мы увидим дальнейшее обострение конфликта, усиление экономических санкций и расширение военных действий.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Семь барьеров Украины на пути проведения политической реформы

Як партії забули свої обіцянки, розсівшись у Раді

Электронные госзакупки: как Украине сэкономить $12 млн в день

Парламентская республика мертва: необходим новый народный парламент

Инфографика: во что обходится украинцам государство

Возобновилось ли взяточничество на местах

Украина: слишком слабое государство

«Європейська» судова реформа: іменем Януковича і його «Сім’ї»

Гадание по сильной руке

Авторитет, харизма та повсякденні структури українського соціуму

Гражданское общество Америки

Интермальчики. Что вынудило Левочкина показать долю в Интере

Национализм, как инструмент борьбы с гражданским обществом

Кому допомагає держава

Украина в ожидании политических реформ

Новая власть: конец общественного договора в условиях олигархического консенсуса

Замах на Конституцію

Андрій Окара: «Влада розглядає Україну як свинячу тушу, яку треба порізати»

Країна без майбутнього

Назарбаев: культ личности под видом всенародной любви

Людина і Система: нові відносини

Уж слышна игривая поступь северного зверька

Главный враг Партии регионов

Экономику заговорили

Из чего состоит государство?

Про владу в Україні і українську владу

Почему мы должны государству

Українські компанії почали велику сервер-міграцію в Європу

Чужа влада

Александр Палий: Цензура Януковича более опасна, чем цензура Кучмы

«Подушки для економічної безпеки немає»

Общество граждан: хаты на передовой

Мэров — за жабры

Борис Тарасюк: владі бракує розуміння такого поняття як “стратегія”

Право на помилку

На що живуть німецькі депутати? Порівняйте з українськими

Компенсуючи популізм: ухвала КС дозволяє ручне керування соціальною політикою

Министр культуры Кулиняк не смог сказать, за что конкретно уволил пять директоров столичных музеев

Украина и драконовские риски для экономики

Янукович «застрахував» харківську угоду

Частную жизнь вывели из обращения

Нам потрібна не перемога опозиції, а здатності до самоорганізації та об’єднання

Кризис доверия власти и внешние риски для Украины

Два взгляда на природу власти в Украине

Цілком таємно. Тільки для народних депутатів

Українська еліта йде не на Схід і не на Захід. Вона «окопується»

Україна не врахує думку Європи щодо закону про вибори – експерти

Криза традиційних держав

Вот приедет барин...

Дах над депутатською головою. Лікарі та вчителі нехай зачекають

 

page generation time:0,136