В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Институт стратегических исследований "Новая Украина"
Другие диалоги:

Бег в мешках с низкого старта (версия автора)

Версия для печати
16 июн 2009 года

Практически всю весну длилась интрига, связанная с консультациями между правительственной «партией власти» Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) и оппозиционной Партией Регионов. Но и эта, уже третья по счету попытка создать компромиссный помаранчево-оппозиционный альянс не удалась. Виктор Янукович сделал публичное заявление о неприемлемости условий для создания коалиции и проведения предложенной версии политреформы. Ответная реакция Тимошенко больше напоминала жест отчаяния – встречные обвинения недавних партнеров по переговорам и заверения избирателей в неизменности своим взглядам и принципам.

Этот политический спектакль был разыгран за один день – 7 июня, день Святой Троицы. Многие наблюдатели поспешили назвать этот день поворотным. Но эти события скорее закономерны, чем неожиданны.

Во-первых, консультации между БЮТ и ПР велись кулуарно, не были подкреплены какими-либо решениями руководящих органов этих сил. Кулуарщина стала ахиллесовой пятой для участников этих консультаций. Слухи, подозрения и обвинения убивали даже небольшие ростки компромисса.

Во-вторых, участники консультаций на первое место поставили вопросы власти – политическая реформа и состав будущего правительства. Вопросы, конечно, важные, но все же второстепенные по сравнению с той глыбой проблем с экономическим кризисом, бюджетными рисками, инфраструктурными угрозами, безработицей, что на самом деле волнует всю страну. Такая неадекватность и близорукость рано или поздно должна была обернуться взаимными подозрениями и недоверием. Какую политику будет проводить компромиссное правительство, на кого ляжет главная ответственность за ситуацию в стране?

И последнее – собственно инициатива по политической реформе. Выборы главы государства в парламенте, императивный мандат и партийный диктат в парламенте - очень непопулярные темы в общественном сознании. Появление в СМИ текста новой редакции Конституции, который по утверждению спикера ВС В.Литвина, действительно обсуждался на консультациях как базовый, всколыхнул общественность и политический класс. Тимошенко и Янукович в эти дни столкнулись с реальной угрозой закрепить за собой характеристику «заговорщики». Президент Виктор Ющенко и ряд известных политиков развернули целую кампанию по дискредитации двух лидеров, обвиняя их антидемократических помыслах и планах. И в в этой ситуации решение лидера ПР выглядело своевременным и адекватным.

Но заявления двух лидеров внесли и новую интригу. В них и лидер ПР, и глава правительства отмежевались от идей выборности президента в парламенте и пролонгации полномочий Верховного Совета до 2014 года. И эта уникальная ситуация еще раз подтвердила подозрения о том, что в консультациях активную (а возможно, и ключевую) роль играла некая третья сторона. Та самая, которая продвигала идею политической реформы как основы компромисса, и которая настаивала на долгосрочном пакте БЮТ и ПР как гарантии взаимного сотрудничества, и условие переформатирование всей системы власти «на двоих» (точнее, «на троих»). Будет ли признана эта «тень отца Гамлета», и подтвердится ли версия о том, что «объединенные социал-демократы» вернулись в украинскую политику (третье восхождение - после 1993 при Л.Кравчуке и 2002 гг при Л.Кучме) - покажут уже ближайшие события.

Неудача с консультациями в очередной раз поставила под сомнение договороспособность Ю.Тимошенко как политического лидера. Начиная с 2005 года, Премьер Тимошенко работает уже с третьей «помаранчевой» коалицией, и каждый раз это сотрудничество оборачивалось скандалами и распадами. Новый, четвертый вариант смешанной коалиции («ширки», как ее определили журналисты) так и остался благим пожеланием. И это теперь вынуждены должны учитывать все, кто готов рассматривать БЮТ в качестве стратегического партнера.

Политэкономия политической борьбы

Очередная неудача с коалицией БЮТ-ПР (Тимошенко-Янукович) еще раз подтвердила очевидную истину: политика – выражает и отражает реальную экономическую борьбу, в политике есть свои законы и условия. Нынешняя ситуация в украинской экономике вновь обострила противоречия между группами капитала, ориентированными на разные модели развития и соответственно – на разные антикризисные стратегии поведения власти. В ПР, где сосредоточены интересы крупной экспортоориентированной индустрии, реального сектора, ведущие финансово-промышленные группы отстаивают эгоистичную политику по защите производителей, проведение реформ с опорой на интересы национального капитала рынка. В БЮТ наряду с промышленно-металлургическим лобби большую роль играют финансово-торговое лобби и латифундисты, которые пролоббировали уже не одну «торговую войну» в интересах внешних импортеров и спекулятивного капитала. И этот конфликт интересов уже приводил к искусственным кризисам образца 2005г. («торговые войны») и 2008г. (спекуляции на денежно-финансовом рынке и обвал гривни). Пока этот конфликт не преодолен, пока украинский капитализм остается внутренне дезинтегрированным и чрезвычайно «открытым» для внешнего влияния, до тех пор и политическая межусобица будет продолжаться независимо от тайных договоров и проектов конституционных реформ.

Учитывая фактор этой конкуренции капиталов, не исключено, что правительство Тимошенко рассматривало «широкую коалицию» с ПР как условие для перераспределения ответственности за экономический кризис, «вторая волна» которого ожидается осенью текущего года. Сомнительная бюджетная политика, создание новой бюджетно-финансовой пирамиды, непоследовательность антикризисных мероприятий 2008-начала 2009 года, критичная ситуация с НАК «Нефтегаз»/ с украино-российскими отношениями в целом, потеря доверия в Евросоюзе, где по-просту устали от украинской болтовни и непоследовательности, – все это можно была бы списать на неудачи нового альянса. Оппозиции, которая могла бы оказаться на «вторых ролях» в правительстве Тимошенко, очень трудно было бы объяснять своим избирателям, почему «широкая коалиция» не справилась к кризисом. Эта гениальная комбинация могла в итоге окончательно утопить надежды ПР на политическую победу. После заявления Януковича правительство и дезориентированная «помаранчевая» коалиция в составе БЮТ-НУНС-Блок Литвина вынуждены признавать свою единоличную ответственность за грядущие угрозы и проблемы. Как в отчаянии заявила Тимошенко, отвечая на выступление Януковича: «Сегодня я с этим кризисом «сам-на-сам», один-на-один»… А от всех остальных безответственность и сознательное противодействие моей работе». Ощущение личной ответственности, несмотря на риторику о «команде» и призывы к общенациональному единению, - очень примечательный, симптоматичный момент, проявляющий то состояние отчаяния, которое, по всей видимости, переживает сейчас Тимошенко. Она вынуждена выбирать между личной ответственностью за неэффективную политику 2009 года, либо – форсировать дату президентских выборов, чтобы компенсировать грядущие риски.

Повестка будущей кампании

После заявления двух лидеров и их бурного обсуждения все возвращается в более-менее понятное, хотя и малоприятное русло: ожидание осеннего кризиса, подготовка к президентским выборам, новые парламентские кризисы и даже возможный распад нынешней коалиции Тимошенко-Литвина, дальнейшее противостояние Ющекнко и Тимошенко.

Уже определился основной круг кандидатов, которые будут определять сюжет и интригу грядущей президентской кампании. В их числе – тройка «старых» лидеров В.Янукович, Ю.Тимошенко и В.Ющенко, традиционные партийные фронтмены П.Симоненко (КПУ), Б.Тарасюк (Народный Рух), и новая молодая, агрессивная генерация – А.Яценюк, А.Гриценко, И.Богословская, С.Тигипко. Вполне возможно, что список еще будет пополняться. Лидирующая пара, несмотря на нынешний скандадл, сохранится им к осени – Янукович и Тимошенко. Третью позщицию занял молодой Арсений Яценюк, однако, судя по всему, первичный заряд его взлета уже исчерпался, нужны новые идеи и поступки. Ющенко уходит, но его уход еще потреплет нервы и основным канджидатам, и избирателям. Навязывание идеи о референдуме по Конституции, постоянная критика правительства и парламента – все это ужесточает предвыборный фон, создает дополнительные условия для новой «политической войны».

Уже сейчас очевидно, что все кандидаты будут вынуждены отвечать на ряд общественных запросов, рожденных кризисом и политической борьбой последнего года:

- кризис и его последствия. Антикризисные программы и, возможны, проекты пост-кризисной Украины будет центральным «блюдом» программного предвыборного меню;

- социальное равновесие. Ощущение усталости общества от конфликтов и расколов, которые наявзываются ему политиками вот уже пятый год, объективно вынуждает политических лидеров искать рецепты социальной стабилизации и примирения

- политический компромисс. Хоть очередная «широкая коалиция» и осталась фантомом, тем не менее шанс на широкий политический компромисс после выборов сохраняется. Большинство кандидатов будут уверять избирателей в том, чсто именно они смогут преодолеть наследие «политической войны» 2004-2009 и объединят все здоровые силы в одну коалицию

- эффективное управление. Политическая реформа вряд ли сможет стать «топовой темой» особенно после того, как общество напугали заговоров по поводу избрания президента в парламенте. Поэтому скорее всего избиратели будут пассивны и даже критичны к политической реформе как к панацее, зато будут настроены на перемены во власти и будут готовы поддержать такую реформу уже после выборов. Нас, по всей видимости, ждет ярмарок проектов конституции, что, к сожалению, угрожает дальнейшей десакрализации самой конституционной идеи.

Вот это меню, скорее всего, и будут заполнять кандидаты в президенты своими рецептами и новациями. Вот только смогут ли они сохранить страну и помочь в преодолении нынешнего кризиса, глубина и масштаб которого еще до конца не осознаны, - пока вопрос открыт.

Источник: РИА Новости
Версия для печати
Публикации автора

 

page generation time:0,191