В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Шесть вариантов развития конфликта в Донбассе в 2015 году

Версия для печати
Эдвард Уокер
24 апр 2015 года
Почему стабильный замороженный конфликт является наилучшим исходом для Украины

Когда мы говорим о замороженных конфликтах, то чаще всего предполагаем, что их следует избегать любой ценой. Однако я считаю, что в некоторых случаях замороженный конфликт – лучшая из возможных альтернатив, и его нужно не избегать, а, наоборот, стремиться достичь. Это относится к тем ситуациям, когда другие исходы еще хуже – как в случае конфликта на востоке Украины.

Когда мы произносим «замороженный конфликт», то предполагаем, что при заморозке насилие и боевые действия либо совсем прекратятся, либо сократятся до минимума. Вместе с тем, такие конфликты достаточно долгосрочны и вряд ли будут быстро решены - если вообще будут.

К подобному выводу относительно Украины я пришел после анализа альтернативных исходов конфликта в Донбассе. Я полагаю, что существует минимум шесть возможных вариантов развития ситуации в 2015 году: три из них предполагают создание замороженного конфликта, а еще три – нет. Я изложу их в порядке от наименее до наиболее вероятного.

1. Полное выполнение вторых Минских договоренностей (<1%). Я считаю, что вероятность подобного исхода очень низка - ниже 1%, и оставил этот вариант в списке лишь потому, что практически никогда не говорю «никогда».

2. Восстановление украинского суверенитета военным путем (<1%). Этот вариант я также считаю очень маловероятным - ниже 1%. Я не верю, что у Киева есть достаточно сил, чтобы победить сепаратистов и их российских сторонников на востоке Украины в обозримом будущем. Кроме того, я считаю, что подобный шаг станет настоящим крахом для Киева, учитывая политические и экономические издержки от попыток реинтегрировать военизированный, враждебный и экономически разрушенный регион.

3. Приднестровский вариант: стабильный замороженный конфликт, созданный путем переговоров, буферная зона, присутствие миротворцев (5%). Этот вариант предполагает установку стабильного замороженного конфликта, разделение противоборствующих сил (а не только отвод тяжелого вооружения) и создание буферной зоны, которая контролируется вооруженными международными миротворцами. Некоторое время я доказывал, что это наиболее безболезненный вариант для всех сторон конфликта, однако не увидел политической воли к достижению подобного компромисса ни в Вашингтоне, ни в ЕС, ни в Москве или Киеве. Поэтому считаю вероятность подобного исхода равной 5%. Хотя, следует отметить, что его вероятность будет возрастать с течением времени – быть может, через полтора года или два подобный вариант станет более привлекательным.

4. Массированное российско-сепаратистское наступление, например, через Мариуполь (25%). Этот вариант предполагает захват значительных территорий на несколько километров от существующей линии разграничения. Если наступление произойдет со стороны Мариуполя, это будет значить, что Россия пытается пробить сухопутный коридор в Крым.  

Моя оценка вероятности подобного исхода - 25%. Многие со мной не согласятся и скажут, что наступление практически неизбежно. Однако я считаю, что сепаратисты сами не в состоянии захватить Мариуполь. Таким образом, атака в этом направлении потребует масштабного вмешательства Москвы, что, на мой взгляд, не входит в планы последней. Думаю, стратегической задачей Кремля на сегодня является раскол единства Европы и НАТО. Но в масштабное наступление и захват Мариуполя повлекут за собой недели или даже месяцы ожесточенных боев в густонаселенных районах, что лишь поспособствует единству Запада в отношении данного конфликта и противодействии России.

5. Вариант Нагорного Карабаха: стабильный замороженный конфликт (прекращение огня), созданный силой оружия (25%). Это более-менее замороженный конфликт, установленный благодаря военной силе, когда командиры с обеих сторон соглашаются на существующую линию разделения и поддерживают режим прекращения огня. В случае с Восточной Украиной это, очевидно, потребует постоянного присутствия миссии ОБСЕ, которая бы предотвращала возобновление боев.

6. Нестабильный замороженный конфликт с нерегулярными столкновениями вдоль линии разграничения (45%). В общем-то, это то, что мы имеем на сегодняшний день. Так, после потери Дебальцево ни у одной из сторон конфликта не было масштабных человеческих или территориальных потерь. Я считаю, что на сегодняшний день это наиболее возможный исход, и я оцениваю его вероятность в 45%.

Почему я не верю, что вторые Минские соглашения будут выполнены полностью? В их тексте есть как минимум три пункта, которые, по моему мнению, практически невыполнимы. Это положения, требующие полного вывода «всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников из территории Украины»; возобновления контроля Украины над границей с Россией и, де-факто, возобновление суверенитета Киева над сепаратистской территорией.

Тем не менее, я думаю, что после падения Дебальцево вероятность сохранения стабильного замороженного конфликта в восточной Украине значительно увеличилась. Этому есть четыре причины: 1) интенсивность боевых действий уменьшилась, 2) линия соприкосновения стала более защищённой, 3) ни одна из сторон, кажется, не способна завоевывать значительные территории в отсутствие масштабной эскалации со стороны Москвы, 4) значительная эскалация не в стратегических интересах Москвы.

Даже частичное выполнение соглашений об отводе тяжелого вооружения от линии соприкосновения значительно увеличивает вероятность установления стабильного режима прекращения огня и замороженного конфликта.

Наконец, существует семь причин, по которым я считаю замороженный конфликт наименьшим из зол в нынешней ситуации:

1. Он позволит Киеву заняться своими экономическими проблемами и будет содействовать постепенной интеграции страны в Европу.

2. Он позволит сепаратистам заняться еще более тяжелыми экономическими и политическими проблемами Донбасса.

3. Он не будет провоцировать раскол внутри ЕС, а также между США и Европой.

4. Он позволит США сконцентрироваться на основных проблемах безопасности в других регионах, в частности, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии.

5. Он ослабит давление на перегруженную российскую военную машину, федеральный бюджет и экономику.

6. Установление стабильного замороженного конфликта в Донбассе может создать предпосылки для проведения переговоров между Москвой и Вашингтоном относительно новой архитектуры безопасности в Европе, что в перспективе перейдет от игры с нулевой суммой (как сегодня) в игру с положительной суммой, в том числе и для Украины.

7. Остальные варианты еще хуже.

Текст публикуется с разрешения автора.


Источник: Новое Время
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,144