В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Шесть вариантов развития конфликта в Донбассе в 2015 году

Версия для печати
Эдвард Уокер
24 апр 2015 года
Почему стабильный замороженный конфликт является наилучшим исходом для Украины

Когда мы говорим о замороженных конфликтах, то чаще всего предполагаем, что их следует избегать любой ценой. Однако я считаю, что в некоторых случаях замороженный конфликт – лучшая из возможных альтернатив, и его нужно не избегать, а, наоборот, стремиться достичь. Это относится к тем ситуациям, когда другие исходы еще хуже – как в случае конфликта на востоке Украины.

Когда мы произносим «замороженный конфликт», то предполагаем, что при заморозке насилие и боевые действия либо совсем прекратятся, либо сократятся до минимума. Вместе с тем, такие конфликты достаточно долгосрочны и вряд ли будут быстро решены - если вообще будут.

К подобному выводу относительно Украины я пришел после анализа альтернативных исходов конфликта в Донбассе. Я полагаю, что существует минимум шесть возможных вариантов развития ситуации в 2015 году: три из них предполагают создание замороженного конфликта, а еще три – нет. Я изложу их в порядке от наименее до наиболее вероятного.

1. Полное выполнение вторых Минских договоренностей (<1%). Я считаю, что вероятность подобного исхода очень низка - ниже 1%, и оставил этот вариант в списке лишь потому, что практически никогда не говорю «никогда».

2. Восстановление украинского суверенитета военным путем (<1%). Этот вариант я также считаю очень маловероятным - ниже 1%. Я не верю, что у Киева есть достаточно сил, чтобы победить сепаратистов и их российских сторонников на востоке Украины в обозримом будущем. Кроме того, я считаю, что подобный шаг станет настоящим крахом для Киева, учитывая политические и экономические издержки от попыток реинтегрировать военизированный, враждебный и экономически разрушенный регион.

3. Приднестровский вариант: стабильный замороженный конфликт, созданный путем переговоров, буферная зона, присутствие миротворцев (5%). Этот вариант предполагает установку стабильного замороженного конфликта, разделение противоборствующих сил (а не только отвод тяжелого вооружения) и создание буферной зоны, которая контролируется вооруженными международными миротворцами. Некоторое время я доказывал, что это наиболее безболезненный вариант для всех сторон конфликта, однако не увидел политической воли к достижению подобного компромисса ни в Вашингтоне, ни в ЕС, ни в Москве или Киеве. Поэтому считаю вероятность подобного исхода равной 5%. Хотя, следует отметить, что его вероятность будет возрастать с течением времени – быть может, через полтора года или два подобный вариант станет более привлекательным.

4. Массированное российско-сепаратистское наступление, например, через Мариуполь (25%). Этот вариант предполагает захват значительных территорий на несколько километров от существующей линии разграничения. Если наступление произойдет со стороны Мариуполя, это будет значить, что Россия пытается пробить сухопутный коридор в Крым.  

Моя оценка вероятности подобного исхода - 25%. Многие со мной не согласятся и скажут, что наступление практически неизбежно. Однако я считаю, что сепаратисты сами не в состоянии захватить Мариуполь. Таким образом, атака в этом направлении потребует масштабного вмешательства Москвы, что, на мой взгляд, не входит в планы последней. Думаю, стратегической задачей Кремля на сегодня является раскол единства Европы и НАТО. Но в масштабное наступление и захват Мариуполя повлекут за собой недели или даже месяцы ожесточенных боев в густонаселенных районах, что лишь поспособствует единству Запада в отношении данного конфликта и противодействии России.

5. Вариант Нагорного Карабаха: стабильный замороженный конфликт (прекращение огня), созданный силой оружия (25%). Это более-менее замороженный конфликт, установленный благодаря военной силе, когда командиры с обеих сторон соглашаются на существующую линию разделения и поддерживают режим прекращения огня. В случае с Восточной Украиной это, очевидно, потребует постоянного присутствия миссии ОБСЕ, которая бы предотвращала возобновление боев.

6. Нестабильный замороженный конфликт с нерегулярными столкновениями вдоль линии разграничения (45%). В общем-то, это то, что мы имеем на сегодняшний день. Так, после потери Дебальцево ни у одной из сторон конфликта не было масштабных человеческих или территориальных потерь. Я считаю, что на сегодняшний день это наиболее возможный исход, и я оцениваю его вероятность в 45%.

Почему я не верю, что вторые Минские соглашения будут выполнены полностью? В их тексте есть как минимум три пункта, которые, по моему мнению, практически невыполнимы. Это положения, требующие полного вывода «всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников из территории Украины»; возобновления контроля Украины над границей с Россией и, де-факто, возобновление суверенитета Киева над сепаратистской территорией.

Тем не менее, я думаю, что после падения Дебальцево вероятность сохранения стабильного замороженного конфликта в восточной Украине значительно увеличилась. Этому есть четыре причины: 1) интенсивность боевых действий уменьшилась, 2) линия соприкосновения стала более защищённой, 3) ни одна из сторон, кажется, не способна завоевывать значительные территории в отсутствие масштабной эскалации со стороны Москвы, 4) значительная эскалация не в стратегических интересах Москвы.

Даже частичное выполнение соглашений об отводе тяжелого вооружения от линии соприкосновения значительно увеличивает вероятность установления стабильного режима прекращения огня и замороженного конфликта.

Наконец, существует семь причин, по которым я считаю замороженный конфликт наименьшим из зол в нынешней ситуации:

1. Он позволит Киеву заняться своими экономическими проблемами и будет содействовать постепенной интеграции страны в Европу.

2. Он позволит сепаратистам заняться еще более тяжелыми экономическими и политическими проблемами Донбасса.

3. Он не будет провоцировать раскол внутри ЕС, а также между США и Европой.

4. Он позволит США сконцентрироваться на основных проблемах безопасности в других регионах, в частности, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии.

5. Он ослабит давление на перегруженную российскую военную машину, федеральный бюджет и экономику.

6. Установление стабильного замороженного конфликта в Донбассе может создать предпосылки для проведения переговоров между Москвой и Вашингтоном относительно новой архитектуры безопасности в Европе, что в перспективе перейдет от игры с нулевой суммой (как сегодня) в игру с положительной суммой, в том числе и для Украины.

7. Остальные варианты еще хуже.

Текст публикуется с разрешения автора.


Источник: Новое Время
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,114