В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Украина – слабое звено мировой политики

Версия для печати
Валентин Продаєвич
27 апр 2015 года
Многие государства в определенные исторические периоды своего развития оказывались в критических, кризисных ситуациях. И только посредством решительных и умелых действий таких «капитанов» удавалось преодолеть трудности, сохранить и развить государство.

Вспомним их, это и Мустафа Кемаль Ататюрк – турецкий реформатор, первый президент Турецкой республики, основатель современного турецкого государства, это и Шаль де Голль – первый президент V Республики, реформы которого привели к появлению новой конституции, по которой Франция живет до настоящего времени, это и президент США Франклин Делано Рузвельт, политик и величайший реформатор.
Как сказал об этом сам Шарль де Голль: «По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб». Это слова человека, который инициировал конституционную реформу, приведшую к появлению конституции, которая объединила нацию перед лицом внутренних и внешних угроз, которая ввела Францию в круг великих держав, сделав ее одним из лидеров послевоенной Европы.
И речь идет в первую очередь о людях, обладающих высоким духовным авторитетом, способных в самые тяжелые моменты истории объединить вокруг себя нацию.
В качестве примера может послужить деятельность президента Рузвельта, реализация программы реформ которого остановила тяжелейший в истории США общенациональный кризис.
В 1929 году разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 года, сильнее всех он поразил США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковский сектор, промышленность, сельское хозяйство. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные компании, банки. Катастрофически ухудшилось положение трудящихся, резко снизился их уровень жизни, появились миллионы безработных.
Когда в 1932 году был избран президент Франклин Делано Рузвельт, положение в стране было чрезвычайным и для выхода требовались неординарные меры.
И такие меры были предприняты президентом Рузвельтом. Так, правительством Рузвельта были осуществлены кризисные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». В основе курса – планирование хозяйства (участие государства в регулировании хозяйственной жизни), установление «классового мира внутри страны» и доброго соседства с другими странами.
Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление банковской и финансовой системы, восстановление промышленности, регулирование сельского хозяйства, регулирование социальных отношений и установление форм налогообложения.
Новый курс полностью соответствовал исторической эпохе и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию государственного - монополистского капитализма. Он позволил вывести страну из кризиса и сделать ее экономику одной из самых передовых в мире.
Большое влияние на проведение правительственной политики нового курса оказывал «мозговой трест», который состоял из нескольких близких к президенту лиц, разрабатывающих проекты реформ.
Сам президент Рузвельт говорил, что миссия президента – это лидерство, президент - это ведущий разработчик и одновременно проводник всего политического курса страны. Президентство «это проще всего место, откуда исходит моральное руководство. Все наши великие президенты были лидерами в духовной области».

Что же происходит у нас?
Все мировое сообщество (за исключением России) находится в ожидании от Украины изменений в политической, экономической, социальной жизни страны. От страны ожидают комплекс реформ, обеспечивающий переход государства от постсоветской формации на более высокий, общеевропейский уровень. От Украины ожидают не декларирование реформ, а их реализацию и конкретные результаты.
Однако нет видимых результатов, нет понятной и представленной на обозрение народу и нашим партнерам программы реформ.
Смешно и грустно слушать заявление министра финансов Н. Яресько, сделанное 20.04.2015 г. в Вашингтоне, в котором она перечислила реформы, активно проводимые правительством в стране. Это необходимость снизить убыточность НАК «Нафтогаз Украины», поднять тарифы на газ и провести фундаментальные изменения в налогообложении (без конкретизации самих изменений).
Порадовало и заявление министра экономики развития и торговли А. Абромавичуса (Голос Америки, 21.04.2915), который выделил два главных приоритета украинской экономики – дерегуляция и «гильотина» (регуляторные органы должны доказать, что они нужны стране).  
Это уровень выступлений государственных деятелей? Похоже на издевательства над слушателями. Такое впечатление, что наша страна стала прибежищем для неучей и неудачников.  
Широко анонсированная конституционная реформа представляет собой очередную попытку власти переписать конституцию под себя. В конституционную комиссию опять включены бывшие президенты Л.Кравчук и Л.Кучма. Как это вяжется с законом о декоммунизации? Или бывший член политбюро Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук, в свое время главный идеолог коммунизма на Украине, действительно самый необходимый человек в конституционной комиссии?
Не нужно забывать, что Конституция Украины 1996 года была призвана придать легитимность всему процессу конфискации общенародной собственности в пользу узкого круга лиц - секретарей обкомов, директоров заводов, бандитов. И последствия этого процесса - развал промышленности, сельского хозяйства, обороноспособности страны, финансово-банковской сферы, стали причиной общенационального кризиса сегодня.  
Власть совершает очередную ошибку, намереваясь принять конституцию в спешном порядке путем голосования в парламенте.
Конституция - это наказ народа государству защитить права человека и гражданина, это документ, который должен контролировать судьбу каждого человека. Конституция - это волеизъявление всего народа, и только в таком случае она может стать объединяющим началом для всех граждан страны, представителей разных религий, языков, взглядов на жизнь.
Чем же чревато такое поведение государства, к чему могут привести результаты его деятельности в дальнейшем?
Начнем с того, что происходящее сегодня на Украине необходимо воспринимать более широко, нежели военный конфликт Украины и России. Мир вошел в очередную фазу активного противостояния двух идеологий, мировоззренческих систем – западной (капиталистической, демократической) и восточной (коммунистической, советской).
И полигоном для их столкновения стала Украина. Это произошло в силу ряда обстоятельств политического, экономического и геополитического характера, а проще говоря, Украина оказалась самым «слабым звеном». И теперь на пространстве нашего государства отрабатываются методы ведения войны идеологической, а теперь уже и реальной. Вспомним, что послужило поводом для начала народных волнений осени 2013 года. Действия власти, а конкретно президента Януковича, связанные с подписанием соглашения с ЕС. Янукович играя в опасную геополитическую игру с западом и Москвой не смог приобрести союзников, а напротив приобрел противников с обеих сторон. И когда зимой 2014 года Янукович был отстранен от власти и возникла реальная угроза того, что народ нашей страны выбирает западный путь дальнейшего развития, Россия пошла в наступление.
Военный конфликт на Украине вызван противостоянием России и всего западного мира. Он может быть прекращен только в случае договоренности между Россией и Западом или же перерастет в третью мировую войну.
Когда фашистская Германия захватила Австрию, Чехию, Польшу – в мире не говорили о начале второй мировой войне. О ней заговорили, когда столкнулись в военном конфликте две мощные державы - Германия и СССР, втянув за собой практически все страны мира.  
И сегодня еще не говорят о начале третьей мировой войны. Но если возникнет военный конфликт между Россией и странами НАТО, США – начало войны следует считать с конфликта на Украине.
Пока стороны идеологической войны (Россия и страны Запада) имеют запасные варианты разрешения конфликта и пути отступления, они будут использовать украинский плацдарм для отработки тактики ведения войны в новых условиях и заинтересованы в первую очередь в том, чтобы украинско-российский военный конфликт не вышел за пределы нашего государства, т.е. не перекинулся на территорию ЕС или России.
Пока запад выигрывает, в результате введенных санкций Россия слабеет. Но просчитать действия Путина в дальнейшем сложно и поэтому Запад оставляет за собой возможность договориться с ним позже на определенных условиях. Ценой таких договоренностей может стать Украина.
Как должна вести себя Украина в такой ситуации? Во-первых, определиться в своем внешнеполитическом курсе. Президент Порошенко на встрече с президентом Франции посетовал, что нашим соседом является Россия, а не Франция. Но наш сосед Россия. И хотим мы того или нет, нам с Россией нужно договариваться. Ведь любая война все равно заканчивается миром. Нужно выходить на новые межправительственные соглашения, нужно активно работать в направлении выстраивании мирных отношений с Россией. Маргарет Тэтчер как-то сказала, что «лучшей основой добрососедства нередко является крепкая изгородь». Однако это выражение не стоит понимать буквально, как это делают некоторые наши политики, ошибочно полагая, что возведение забора между нашими странами разрешит конфликт. Нам необходима изгородь, но в виде нашей экономической, политической и военной самостоятельности. А отношения с Россией нужно выстраивать на основе принципов международного права и это задача в первую очередь президента нашей страны.
Сегодня существует угроза того, что чаши украинских весов в идеологическом противостоянии между западом и востоком могут склониться в сторону последнего.  Не системные , непрофессиональные действия власти, приведшие к разрушению финансово-банковской системы страны, падению уровня производства, возросшему количеству безработных, росту цен и катастрофическому падению уровня жизни граждан, неспособности государства обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность воспринимаются и ассоциируются гражданами как реалии западного образа жизни. Неумелые управленцы и политики дискредитируют не себя, а демократические ценности западного мира. Кроме того, за спиной действующей власти уже явно просматривается «восстающий из пепла Феникс» в лице Ю.Тимошенко, что чревато серьезными изменениями в будущем Украины.
Украина должна перестать быть «слабым звеном». Для этого необходимо провести полную перезагрузку государства, осуществить полномасштабные реформы и выбрать политический курс государства.
Для того, чтобы остановить процесс разрушения государства, необходима особая программа сохранения и развития народа. В качестве примера, с учетом специфики места и времени, может послужить «Новый курс» президента США Франклина Рузвельта.
Проведение в жизнь такой кардинальной, широкоформатной реформы способно сыграть роль перспективной стратегии страны. Ее сутью должно стать обеспечение наших граждан надлежащих, реальных правовых условий для реализации и защиты своих прав и свобод, созидание гражданского общества, демократическое формирование органов публичной власти, общественный контроль над силовыми ведомствами.
Ядро конституционной реформы предполагает в первую очередь реформу тех институтов, которые наиболее приближены к народу - судебной власти и органов местного самоуправления.
Для осуществления конституционной реформы необходимо сформировать команду творчески одаренных людей, способных исполнить роль «мозгового треста», поручить этой команде разработку концепции Конституции Украины, организовать всенародное, широко освещаемое в СМИ обсуждение предлагаемой концепции новой Конституции Украины, вынести новую Конституцию на всенародный референдум.
Но что же делать, спросите вы, если у нас нет моральных лидеров сравнимых с Ататюрком, де Голлем или Рузвельтом, нет «мозгового треста» и программы реформ «Нового курса» ? Что делать, если помощи ждать не откуда?
Не отчаивается и помнить, что уныние - страшный грех. Наше спасение только в наших руках и в руках Господа. Мы же должны сделать все зависящее от нас.
Давайте обратимся к Конституции Украины. Согласно статьям 5 и 69 конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.  
Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органов местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпирован государством, его органами или должностными лицами. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии.
Это означает, что каждый из нас может и просто обязан реализовать свое конституционное право для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, способствовать установлению мира и обеспечения развития нашей нации. Форму реализации права каждый может избирать самостоятельно - посредством участия в органах власти, местного самоуправления, через избранных депутатов или путем объединения в общественные движения и союзы.
Только мы в состоянии дать нашей стране наших моральных лидеров, наших талантливых руководителей и политиков.  
Главное помнить, мы все находимся на одном корабле и наша жизнь, наше спасение и движение вперед зависит только от нас.


Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,198