В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Саммит разочарования

Версия для печати
Ксения ЛАЗОРЕНКО
28 апр 2015 года
Накануне в Киеве прошел 17-й саммит Украина-Евросоюз (ЕС). Это первая встреча в рамках реализации Соглашения об ассоциации (СА). Его знаковость связывали не только с радикальными изменениями в нашей стране, но также с тем, что за этот период сменилась и верхушка ЕС. Однако на этом его эксклюзивность заканчивается.

Никакого принятия эпохальных решений по его результатам не произошло, да и изначально не планировалось. Хотя многие до последнего надеялись, что европейские коллеги порадуют обнадеживающими заявлениями относительно перспектив Украины занять полноправное место в европейской семье. Вместе с тем, участники мероприятия сосредоточились на более «приземленных» вопросах — макрофинансовой помощи из ЕС, поддержке Украины в условиях российской агрессии и подготовки к Рижскому саммиту «Восточного партнерства», сообщают Экономические Известия.

В совместном итоговом заявлении стороны «приветствуют» все начинания и достигнутый прогресс украинских властей на пути евроинтеграции. В частности, проведение свободных президентских и парламентских выборов в Украине в 2014 г. А также решительную преданность процессу реформ, и первые мероприятия по их внедрению в ключевых сферах, в частности конституционную реформу, децентрализацию, борьбу с коррупцией, реформу системы судопроизводства, реструктуризацию энергетического сектора и улучшение бизнес-климата. Участники саммита в очередной раз осудили нарушения территориальной целостности Украины со стороны России, и отметили важность соблюдения минских договоренностей.

«Стратегическим ориентиром в наших стремлениях к преобразованиям является перспектива членства Украины в ЕС. Это ключевая цель, ради которой проводятся реформы, это ключевая цель, которая поставлена в нашей программе «Стратегия 2020», и безоговорочная поддержка этого курса украинскими гражданами постоянно подтверждается опросами общественного мнения», — сказал президент Петр Порошенко. По его словам, Соглашение об ассоциации — это интегральная часть программы реформ, стержень коалиционного соглашения.

«Мы амбициозны в своих планах, и поэтому декларируем, что за 5 лет мы должны обеспечить эффективную имплементацию Соглашения об ассоциации и достичь условий, необходимых для того, чтобы подавать заявку на членство в ЕС», — заявил он. Глава государства выразил надежду, что страны ЕС ратифицируют Соглашение об ассоциации в ближайшие месяцы. «Не менее важным шагом ЕС относительно поддержки нашего выбора и достижений Украины в процессе реформ уже в ближайшее время должно стать решение о предоставлении гражданам Украины возможности безвизового въезда в ЕС», — добавил он.

В свою очередь, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер рекомендовал Украине запастись терпением на пути в ЕС. «Те реформы, которые происходят в Украине, требуют много мужества от граждан Украины, но они получат от этого выгоду», — подчеркнул он.

В отношении вопроса нашего членства в ЕС он ограничился общим тезисом о том, что Украина является членом европейской семьи и должна в будущем еще больше укрепить свои позиции в европейском доме. «Надо иметь терпение, чтобы преодолеть этот путь и прийти к цели. Мы все должны иметь терпение, у нас большой путь и мы уверены, что мы его преодолеем», — резюмировал Юнкер.

Несмотря на попытки России максимально отсрочить начало применения соглашения в части зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, ЗСТ начнет функционировать с 1 января 2016 г. Об этом во время саммита заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. «Никаких откладываний и тем более никаких правок Москвы относительно текста соглашения не будет», — сказал украинский премьер.

Он призвал европейских партнеров стать акционерами украинской газотранспортной системы (ГТС). «Сейчас основным объектом нашей совместной работы должна быть энергетическая политика. В ее рамках Украина приняла ряд законов, в том числе и о внедрении Третьего энергопакета. И мы хотим видеть наших европейских друзей и партнеров в качестве акционеров украинской ГТС», — заявил глава правительства.

Также премьер попросил ЕС предоставить Украине прямые иностранные инвестиции. «Мы не хотим стоять с протянутой рукой, несмотря на то, что Украина потеряла 20% экономики за последний год благодаря российской военной агрессии. Мы считаем, что путь реформ должен быть поддержан прямыми инвестициями в украинскую экономику», — подчеркнул премьер.

Напомним, что в марте 2014 г. ЕС представил Украине финансовую поддержку в размере €11 млрд. На это время уже было выделено €6 млрд. в форме кредитов и грантов, включая недавно согласованную дополнительную третью программу макрофинансовой помощи в размере €1,8 млрд. и перечисления на прошлой неделе последнего транша в размере €250 млн. Согласно совместному заявлению, стороны договорились по скорейшему заключению Меморандума о взаимопонимании и Кредитного соглашения относительно третьей программы макрофинансовой помощи, что даст возможность предоставления Украине первого транша вероятно уже к середине 2015 г.

В свою очередь, президент Европейского совета Дональд Туск остановился на вопросе европейских санкциях в отношении России. «Я надеюсь, что мы рассмотрим этот вопрос в июне на заседании ЕС», — отметил он. Он также напомнил о необходимости соблюдения минских договоренностей, назвав их «краеугольным камнем» в вопросе о санкциях.

В то же время, чиновник развеял надежды официального Киева на более серьезное участие ЕС в конфликте на Донбассе. Он убежден, сейчас нужно делать основной упор в разрешении конфликта на дипломатические усилия, а не строить иллюзии по поводу военного вмешательства в него ЕС. «Сегодня речь идет не о военной, а об оценочной миссии ЕС в Украине», — подчеркнул Дональд Туск. По его словам, хотя ЕС и поддерживает деятельность ОБСЕ на Донбассе, сейчас назрел вопрос отдельной миссии ЕС, «чтобы определить возможности для дальнейшей деятельности в рамках политики безопасности». Однако о том, когда и в каком формате сможет заработать такая миссия, он умолчал.

Между тем, аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач отмечает некоторые изменения в риторике заявлений украинских властей. «Украинская сторона и украинское руководство официально перешло с языка оправданий и просьб к ЕС на язык требований. Это касалось, в частности, инициативы президента относительно необходимости предоставления Украине перспективы членства в Евросоюзе и безвизового режима, и прозвучало не как просьба, а как условие Украины», — сказал он.

По словам эксперта, до этого момента нам навязывали мысль о том, что в Украине главные проблемы — это коррупция, отсутствие реформ, и это дает моральное право ЕС не помогать Украине в условиях войны с Россией. Это было как оправдание ограничения помощи Евросоюза Украине в финансовом, военном и других планах. «Сейчас украинское руководство почувствовало, что это проблема, и начинает говорить с другой моральной позиции: это ЕС должен Украине, которая находится на переднем крае войны и отстаивает не только свои, но и европейские интересы», — добавил он.

По мнению немецкого наблюдателя Йоханнеса Шульца, прошедший в Киеве саммит руководства ЕС и представителей действующей украинской власти показывает, что Объединенная Европа не готова обсуждать с Украиной вопросы геополитики и глобальной экономики. «Приезд глав структур ЕС в украинскую столицу очень напоминает визит вежливости, а их предварительные контакты с официальным Киевом сводятся к обычным обещаниям моральной и дипломатической поддержки. Нет никакой надежды на то, что в ходе переговоров достигнуты принципиальные для Украины соглашения с Евросоюзом, а, следовательно, саммит провален», — сказал он.

Эксперт также подчеркнул, что западные делегаты изначально отказались рассматривать перспективы вступления Украины в ЕС и введения безвизового режима для украинских граждан. «Это говорит о принципиальной позиции Брюсселя, настаивающего на продолжении украинских общественно-политических реформ», — констатировал аналитик.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,147