В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Версия для печати
Дмитрий Кривцун
15 май 2015 года
Александра МАТВИЙЧУК: «Все действующие политики при власти несут ответственность перед Европейским сообществом за невыполнение Соглашения об ассоциации и перед гражданами, которых не может защитить Украинское государство»
Вопрос ратификации Римского устава «День» отслеживает уже давно. Ввиду курса Украины на евроинтеграцию и на выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС, ратификация Устава является принципиальной, ведь она — часть этого договора. Однако этот вопрос уже который месяц стоит на месте. Народный депутат Виталий Куприй, бывший член фракции «Блок Петра Порошенко» еще в марте в интервью «Дню» рассказал о своих попытках поднять его на заседании фракции, но эта инициатива игнорировалась. Позже он начал сбор подписей народных депутатов за ратификацию Римского устава, однако, по словам Куприя, Президент на одном из заседаний «БПП» предложил ему личную встречу, чтобы тот не затрагивал этот вопрос. В интервью парламентарий предположил, почему процесс ратификации затягивается: «Первый вариант — есть какие-то тайные договоренности Порошенко с Путиным, чтобы не идти этим путем, потому что им обоим может быть невыгоден соответствующий сценарий». «Второй — Президент или секретарь СНБО Турчинов, который раньше исполнял обязанности президента, считают, что они отдавали приказы, за которые могут понести ответственность», — отмечает депутат.

Но какая официальная позиция у президентской фракции «БПП»? Ее председатель Юрий Луценко еще в феврале заявил: «Наша фракция не поддержит подписание Римского устава, который может быть использован против нас же в этой военной ситуации, отвлекать военных государственных служащих, вообще все государство на абсолютно прогнозируемые российские обращения относительно нас в этом суде в тот момент, когда Российская Федерация туда не собирается вступать. Мы считаем это неправильным, несимметричным».

Насколько серьезными являются аргументы представителей власти? От кого зависит выполнение этого пункта Соглашения об ассоциации с ЕС? Обо всем этом «День» пообщался с председателем правления Центра гражданских свобод, координатором волонтерской инициативы «Евромайдан SOS» Александрой МАТВИЙЧУК:

— Ратификация Римского устава и присоединение Украины к Международному уголовному суду (МУС) — это не просто выполнение одного из требований Соглашения об ассоциации с ЕС. Когда мы говорим о МУС как о правовом инструменте, то мы говорим о том, что существует целый ряд украинских территорий — Крым и оккупированные части Луганской и Донецкой областей, на которых украинская власть объективно не может провести расследования, установить виновных в грубых нарушениях прав человека, которые имеют место и стали ежедневной практикой. Для жертв этих нарушений и для родственников погибших это едва ли не единственная возможность добиться правосудия, передав дела в международные учреждения. Поэтому мы, неформальная коалиция правозащитных организаций, уже не один месяц работаем над продвижением ратификации Римского устава. К сожалению, кроме политической воли, которой ныне на это нет, есть одна технико-юридическая преграда — чтобы ратифицировать Римский устав, в соответствии с решением Конституционного суда, нам нужно внести изменение в статью 124 Конституции Украины — это только одно предложение: «Украина может быть членом Международного уголовного суда на условиях, предусмотренных Римским уставом». По этому вопросу нет никакой правовой дискуссии, кроме лишь отсутствия политической воли, почему до сих пор законопроект №1788 застрял в профильном комитете и даже не был вынесен на рассмотрение.

Так почему государственному руководству не хватает политической воли? Это связано со страхом, что Международный суд может открыть дело против него?

— В первую очередь, проблема в непонимании правовой природы МУС. Раньше кулуарно, а теперь и публично от председателей фракций, в частности и президентской, озвучивалась мысль, что якобы Россия использует этот суд для давления на Украину, будет отправлять туда фальшивые материалы и заставит украинскую власть защищаться от надуманных обвинений. Однако в МУС не имеет значения количество представленных материалов — он проводит собственное расследование. Более того, если украинское руководство на международном уровне не хочет отвечать за нарушение прав человека со стороны украинских формирований (а они имели место), то власть обязана провести собственное национальное расследование, найти виновных и привлечь их к ответственности. Тогда МУС не будет вмешиваться, ведь это дополнительный комплементарный механизм, который не заменяет национальное правосудие.

Во-вторых, если преступления имели место, то это обязанность украинской власти их расследовать и привлекать виновных к ответственности.

Есть еще один интересный момент — Украина не ратифицировала Римский устав, но Рада в феврале этого года проголосовала за разовую Декларацию относительно признания юрисдикции МУС, которая распространяет полномочия суда с 22 февраля 2014 г. до 25 февраля 2015 г. Этим самым они нивелировали все предыдущие аргументы относительно нератификации Римского устава. Если однажды признали его юрисдикцию, то почему только на ограниченный срок? Почему бы не присоединиться к Римскому устава? Или, возможно, военные преступления в Дебальцево, обстрелы гражданских объектов со стороны «ЛНР-ДНР» больше неинтересны?

Таким образом, Римский устав может стать в том числе предохранителем для возможных нарушений прав человека со стороны украинского военно-политического руководства?

— МУС существуют для того, чтобы не быть примененным против кого-то. Это инструмент давления на органы национального расследования, чтобы они эффективно выполняли свою работу. А там, где они не могут справиться по объективным причинам — виновные лица находятся в России или расследование невозможно провести, потому что территории находятся под оккупацией — национальные органы обращаются в этот дополнительный механизм.

Международный суд расследует дела, раскручивая цепочку приказов — его интересуют больше не исполнители, а те, кто отдавал приказы — высшее звено. Мы знаем, в какой стране сидит это высшее звено, и это способ давления, чтобы привлечь к ответственности Путина и его соратников за все грубые нарушения прав человека, которые осуществлялись на территории Украины с помощью их прокси-агентов «ЛНР» и «ДНР». Конечно, трудно представить, что Россия выдаст людей, которые объявлены Международным судом в розыск, но они не смогут выехать на территорию ни одной демократической страны, потому что будут выданы МУС. Это также поставит точку в спекуляциях относительно того, ведет ли Киев войну против собственного народа, в чем природа этого конфликта, кто есть кто. Потому что когда конфликт длительный, очень часто международное сообщество забывает о его причинах, ведь нарушения прав человека неизбежно происходят с обеих сторон — вопрос в масштабах, диапазоне этих нарушений и является ли это сознательной практикой. Мы занимаемся документированием на территории «ДНР-ЛНР» и можем сказать, что это осознанная политика — там организована система похищений, истязаний, убийств гражданского населения, которое имеет склонность к государственному суверенитету, — действительную или предполагаемую. Мы говорим также о целой системе террора, которая внедрена с целью получения контроля над регионом. И это дело МУС.

Насколько украинская сторона эффективно и правильно собирает и документирует доказательства военных преступлений Россией и террористическими псевдореспубликами?

— Это вопрос юрисдикции органов национального расследования — они обязаны собирать и анализировать доказательства, открывать уголовные производства. Но у нас до сих пор нет централизованной системы сбора, и мы предложили создать спецструктуру в СБУ с привлечением всех ответственных органов государственной власти, которые с этим связаны. Потому что мы смотрим на предыдущий опыт расследования дел Евромайдана. Если мы имеем дело с системой, где в разных эпизодах фигурируют разные исполнители, но они выполняют приказы одной группы людей, то и расследовать это нужно как систему. В течение 10 месяцев дела Евромайдана были разбросаны по нескольким следователям ГПУ и в территориальных прокуратурах, которые не знали, чем занимаются другие, поэтому они не расследовали всю картину во взаимосвязях. Лишь в декабре прошлого года под давлением общественности и адвокатов было создано специальное управление и во многих производствах приходилось работать с нуля, а время было потеряно. Поэтому, чтобы не потерять время ныне, нужно создать централизованную систему сбора и анализа доказательств.

Так что же сегодня нужно для окончательной ратификации?

— Ответственность за это сегодня лежит на коалиции и на всех фракциях, которые в нее входят. Конечно, нужно понимать, что эти решения принимаются часто не самостоятельно, ведь депутаты консультируются с руководителями партий, руководством в Правительстве и Администрации Президента. Однако все действующие политики при власти несут ответственность перед Европейским сообществом за невыполнение Соглашения об ассоциации и перед гражданами, которых не может защитить Украинское государство.


Источник: День
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,135