В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

По чьим рецептам вылечат страну

Версия для печати
15 май 2015 года
Шансы Украины трансформироваться в развитое общество и эффективное государство сводятся к вопросу о том, способна ли нынешняя политическая система демонтировать саму себя

Украина сегодня напоминает хронического больного в острой стадии, у постели которого толпятся консилиумы специалистов, но пока вынужденного довольствоваться симптоматическим лечением и местной анестезией.

Ситуацию усложняет то, что букет заболеваний чрезвычайно обширен и затронутыми оказались уже все системы, обеспечивающие жизнеспособность организма. Вопрос уже не в том, что «лечить» в первую очередь, — неотложная помощь требуется повсеместно.

«k:» попытались обобщить рецепты, уже выписанные стране, при этом особое внимание обращая на то, что ни одно лекарство не бывает абсолютно безвредным. Побочные эффекты неизбежны — и чем интенсивнее терапия, тем более существенными они окажутся. И это тоже приходится учитывать, приводя общественно-государственный организм в чувство.

«Д» — ГЛАВНАЯ БУКВА АЛФАВИТА

Председатель Совещательного международного совета реформ Михаил Саакашвили был не первым политиком, сформулировавшим идеологию необходимых для Украины преобразований в пяти словах, начинающихся с буквы «Д». Но именно с его легкой руки формула «дерегуляция, деолигархизация, дебюрократизация, децентрализация и демонополизация» (иногда упоминают еще и деоккупацию) приобрела особую популярность.

В этом ряду логично смотрелось бы и слово «демонтаж», поскольку речь идет об устранении врожденных (с момента распада СССР) и приобретенных в ходе 23 лет независимости пороков украинской государственной системы. На самом деле в предложенной формуле нет ничего сверхнового или необычного. Это действительно необходимые и правильные шаги. Зарегулированность экономической деятельности, засилье бюрократов вкупе с чрезмерной централизацией власти отмечали как негативные факторы все украинские политики, и все выигрывавшие выборы партии и их лидеры обещали нещадно это зло искоренять. Но КПД такой борьбы остается до смешного низким и спустя без малого год и три месяца после смены власти в результате «революции достоинства».

И главная причина неудач видится в том, что из списка реализуемых благих намерений все время выпадала деолигархизация.

Сократить количество чиновников, урезать их функции, уменьшить вмешательство в частную инициативу, развернуть предоставление административных услуг лицом к их конечному потребителю — задача сама по себе вполне разрешимая. Для ее решения вполне достаточно было бы провести качественную административную реформу. А уж совместив ее с реформой административно-территориальной, можно было бы добиться и значительных успехов в сфере развития местного самоуправления.

Но как подсказывают и наработки в отрасли общественно-политических наук, и практика, подобные шаги оказываются неизменно обречены на провал, если остаются никоим образом не задетыми главные заказчики и потребители специфических услуг госаппарата — олигархи. Механизм этого процесса довольно точно описывал действительно выдающийся реформатор Каха Бендукидзе. Дело в том, что всякого рода ограничения, барьеры, требования по лицензированию, многоуровневые согласования самых обычных инициатив и действий выгодны в первую очередь сверхкрупным собственникам (фактически монополизировавшим целые отрасли экономики).

В этом смысле мотивация экономического поведения узкого круга миллиардеров резко отличается от их более мелких конкурентов. Олигархи сполна используют свое неконкурентное преимущество: возможность прямого влияния на политический класс, и более того — личного участия в политике.

Само существование олигархии стимулирует чиновников усложнять ведение бизнеса в стране — при этом сами чиновники получают от этого прямую коррупционную выгоду: и от заказчиков-олигархов, и от среднего, малого бизнеса, и, в конце концов, от обычных граждан, пытающихся всеми правдами и неправдами прорваться сквозь бюрократические частоколы.

Проигрыш в таком случае распределяется на все общество в целом, за исключением политико-олигархического класса, точно по известному афоризму: защита отечественного производителя приводит к ограблению отечественного потребителя.

Кстати сказать, сам Саакашвили, судя по его словам «олигархи как класс — враг украинской государственности», прекрасно понимает, в чем заключается главная проблема в реализации стратегии «пяти Д».

ЛЯГУШКИ И БОЛОТО

Особенность того же грузинского опыта изменений, который частично пытаются привить в Украине, как раз и заключается в том, что Грузия за неимением сопоставимого с Украиной промышленно-сырьевого потенциала к моменту «революции роз» не столкнулась и с настолько укоренившейся проблемой засилья разветвленной системы олигархии. И придется признать, что рецепт деолигархизации Украине придется искать самостоятельно.

Нужно быть реалистами: абсолютное разделение бизнеса и власти — идеал практически недостижимый даже в странах с куда более развитыми либерально-демократическими традициями. Но можно постараться сделать так, чтобы формула «капитализма по-украински» (деньги — власть — деньги) хотя бы перестала приносить миллиардные прибыли за счет убытков общества и прямых потерь госбюджета.

Сомнительно, что с такой задачей способна справиться нынешняя политическая и управленческая элита (как говорится, лягушкам нельзя поручать осушить болото) — в этом и заключается проблема применения на практике всевозможных рецептов спасения и модернизации Украины. Ведь проведение деолигархизации и дебюрократизации предполагает, что нынешняя система государственной власти должна демонтировать саму себя — наивно полагать, что ее представители проявят в этом деле энтузиазм.

В то же время, как показал опыт прошедшего года, попытки радикальной смены кадров в исполнительной и судебной ветвях власти ощутимого эффекта не принесли, даже будучи подкреплены такими специфическими механизмами, как люстрация. Прежде всего потому, что госслужба, особенно на нижнем и среднем уровнях, остается одновременно закрытой и малопривлекательной для специалистов структурой. В то же время результаты выборов в Верховную Раду, чей состав обновился значительно, все-таки дали повод для сдержанного оптимизма.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

В настоящий момент реформистские усилия парламентариев не выглядят достаточно убедительными из-за того, что процесс переустройства страны начат «не с того конца». В Украине (и это признано на уровне и Президента, и парламентской коалиции) назрела необходимость конституционной реформы. Процесс ее проведения под различными предлогами затягивается с июня прошлого года — и каждый месяц проволочек потенциально приводит к тому, что в уже принятые законодательные акты в будущем придется вносить поправки ввиду изменений в Основном законе, что значительно нивелирует усилия депутатов.

При этом, если отбросить экзотические предложения (введение двухпалатного парламента, ликвидация поста президента), то озвученные на данный момент проекты изменений в Конституцию сводятся к усовершенствованию нынешней смешанной парламентско-президентской формы правления: уточнению прав и полномочий президента и Кабинета министров, усилению независимости судебной власти и роли местных органов самоуправления.

Сами по себе эти предложения не являются чем-то революционным, но при удачной имплементации могли бы послужить основой для снижения влияния олигархии на украинский политикум. Ведь чем более сбалансированным и уравновешенным будет взаимное влияние и взаимный контроль ветвей власти и местных общин, тем меньше шансов, что отдельной группе лиц (даже очень состоятельных и влиятельных) удастся навязать свою волю всему обществу.


Источник: Комментарии
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,390