В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

По чьим рецептам вылечат страну

Версия для печати
15 май 2015 года
Шансы Украины трансформироваться в развитое общество и эффективное государство сводятся к вопросу о том, способна ли нынешняя политическая система демонтировать саму себя

Украина сегодня напоминает хронического больного в острой стадии, у постели которого толпятся консилиумы специалистов, но пока вынужденного довольствоваться симптоматическим лечением и местной анестезией.

Ситуацию усложняет то, что букет заболеваний чрезвычайно обширен и затронутыми оказались уже все системы, обеспечивающие жизнеспособность организма. Вопрос уже не в том, что «лечить» в первую очередь, — неотложная помощь требуется повсеместно.

«k:» попытались обобщить рецепты, уже выписанные стране, при этом особое внимание обращая на то, что ни одно лекарство не бывает абсолютно безвредным. Побочные эффекты неизбежны — и чем интенсивнее терапия, тем более существенными они окажутся. И это тоже приходится учитывать, приводя общественно-государственный организм в чувство.

«Д» — ГЛАВНАЯ БУКВА АЛФАВИТА

Председатель Совещательного международного совета реформ Михаил Саакашвили был не первым политиком, сформулировавшим идеологию необходимых для Украины преобразований в пяти словах, начинающихся с буквы «Д». Но именно с его легкой руки формула «дерегуляция, деолигархизация, дебюрократизация, децентрализация и демонополизация» (иногда упоминают еще и деоккупацию) приобрела особую популярность.

В этом ряду логично смотрелось бы и слово «демонтаж», поскольку речь идет об устранении врожденных (с момента распада СССР) и приобретенных в ходе 23 лет независимости пороков украинской государственной системы. На самом деле в предложенной формуле нет ничего сверхнового или необычного. Это действительно необходимые и правильные шаги. Зарегулированность экономической деятельности, засилье бюрократов вкупе с чрезмерной централизацией власти отмечали как негативные факторы все украинские политики, и все выигрывавшие выборы партии и их лидеры обещали нещадно это зло искоренять. Но КПД такой борьбы остается до смешного низким и спустя без малого год и три месяца после смены власти в результате «революции достоинства».

И главная причина неудач видится в том, что из списка реализуемых благих намерений все время выпадала деолигархизация.

Сократить количество чиновников, урезать их функции, уменьшить вмешательство в частную инициативу, развернуть предоставление административных услуг лицом к их конечному потребителю — задача сама по себе вполне разрешимая. Для ее решения вполне достаточно было бы провести качественную административную реформу. А уж совместив ее с реформой административно-территориальной, можно было бы добиться и значительных успехов в сфере развития местного самоуправления.

Но как подсказывают и наработки в отрасли общественно-политических наук, и практика, подобные шаги оказываются неизменно обречены на провал, если остаются никоим образом не задетыми главные заказчики и потребители специфических услуг госаппарата — олигархи. Механизм этого процесса довольно точно описывал действительно выдающийся реформатор Каха Бендукидзе. Дело в том, что всякого рода ограничения, барьеры, требования по лицензированию, многоуровневые согласования самых обычных инициатив и действий выгодны в первую очередь сверхкрупным собственникам (фактически монополизировавшим целые отрасли экономики).

В этом смысле мотивация экономического поведения узкого круга миллиардеров резко отличается от их более мелких конкурентов. Олигархи сполна используют свое неконкурентное преимущество: возможность прямого влияния на политический класс, и более того — личного участия в политике.

Само существование олигархии стимулирует чиновников усложнять ведение бизнеса в стране — при этом сами чиновники получают от этого прямую коррупционную выгоду: и от заказчиков-олигархов, и от среднего, малого бизнеса, и, в конце концов, от обычных граждан, пытающихся всеми правдами и неправдами прорваться сквозь бюрократические частоколы.

Проигрыш в таком случае распределяется на все общество в целом, за исключением политико-олигархического класса, точно по известному афоризму: защита отечественного производителя приводит к ограблению отечественного потребителя.

Кстати сказать, сам Саакашвили, судя по его словам «олигархи как класс — враг украинской государственности», прекрасно понимает, в чем заключается главная проблема в реализации стратегии «пяти Д».

ЛЯГУШКИ И БОЛОТО

Особенность того же грузинского опыта изменений, который частично пытаются привить в Украине, как раз и заключается в том, что Грузия за неимением сопоставимого с Украиной промышленно-сырьевого потенциала к моменту «революции роз» не столкнулась и с настолько укоренившейся проблемой засилья разветвленной системы олигархии. И придется признать, что рецепт деолигархизации Украине придется искать самостоятельно.

Нужно быть реалистами: абсолютное разделение бизнеса и власти — идеал практически недостижимый даже в странах с куда более развитыми либерально-демократическими традициями. Но можно постараться сделать так, чтобы формула «капитализма по-украински» (деньги — власть — деньги) хотя бы перестала приносить миллиардные прибыли за счет убытков общества и прямых потерь госбюджета.

Сомнительно, что с такой задачей способна справиться нынешняя политическая и управленческая элита (как говорится, лягушкам нельзя поручать осушить болото) — в этом и заключается проблема применения на практике всевозможных рецептов спасения и модернизации Украины. Ведь проведение деолигархизации и дебюрократизации предполагает, что нынешняя система государственной власти должна демонтировать саму себя — наивно полагать, что ее представители проявят в этом деле энтузиазм.

В то же время, как показал опыт прошедшего года, попытки радикальной смены кадров в исполнительной и судебной ветвях власти ощутимого эффекта не принесли, даже будучи подкреплены такими специфическими механизмами, как люстрация. Прежде всего потому, что госслужба, особенно на нижнем и среднем уровнях, остается одновременно закрытой и малопривлекательной для специалистов структурой. В то же время результаты выборов в Верховную Раду, чей состав обновился значительно, все-таки дали повод для сдержанного оптимизма.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

В настоящий момент реформистские усилия парламентариев не выглядят достаточно убедительными из-за того, что процесс переустройства страны начат «не с того конца». В Украине (и это признано на уровне и Президента, и парламентской коалиции) назрела необходимость конституционной реформы. Процесс ее проведения под различными предлогами затягивается с июня прошлого года — и каждый месяц проволочек потенциально приводит к тому, что в уже принятые законодательные акты в будущем придется вносить поправки ввиду изменений в Основном законе, что значительно нивелирует усилия депутатов.

При этом, если отбросить экзотические предложения (введение двухпалатного парламента, ликвидация поста президента), то озвученные на данный момент проекты изменений в Конституцию сводятся к усовершенствованию нынешней смешанной парламентско-президентской формы правления: уточнению прав и полномочий президента и Кабинета министров, усилению независимости судебной власти и роли местных органов самоуправления.

Сами по себе эти предложения не являются чем-то революционным, но при удачной имплементации могли бы послужить основой для снижения влияния олигархии на украинский политикум. Ведь чем более сбалансированным и уравновешенным будет взаимное влияние и взаимный контроль ветвей власти и местных общин, тем меньше шансов, что отдельной группе лиц (даже очень состоятельных и влиятельных) удастся навязать свою волю всему обществу.


Источник: Комментарии
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,221