В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Версия для печати
Иван Зайцев
20 май 2015 года
Мнения финансистов и юристов о причинах, следствиях и легитимности возможного введения моратория на выплату внешних государственных долгов Украины

Во вторник, 19 мая, Верховная Рада оперативно приняла законопроект №2898. Он предоставляет правительству право вводить мораторий на погашение внешнего госдолга Украины, некоторых госкомпаний (например, Укравтодор, КБ Южное, Укрмедпостач) и облигаций муниципального займа Киева. Теперь фактически в любой момент Кабмин может объявить, что Украина приостанавливает выполнение своих обязательств по валютным займам. Закон был принят в рекордно сжатые сроки. Он был внесен в парламент только в середине дня, включен в повестку с третьей попытки в полчетвертого, а через 20 минут - уже проголосован в целом. Инициативу правительства поддержало 286 нардепов. Обосновывая необходимость принятия закона, Кабмин прикрылся заботой о благе простых украинцев: мол, вместо выплат по долгам, набранным "клептократичным режимом Януковича", средства можно направить на нужды граждан страны. Но не исключено, что на самом деле закон - еще один способ давления на кредиторов Украины, не соглашающихся на списание части долга государства.

ЛІГАБізнесІнформ спросила у юристов и финансистов - чем  грозит Украине введение моратория на выплату внешних займов, означает ли это дефолт по валютным долгам, и какие действия кредиторы страны могут предпринять в ответ?

Андрей Мовчан, экс-сопредседатель совета директоров группы компаний Третий Рим

- Поскольку точного определения "дефолта" не существует, то можно называть дефолтом все что угодно. Мне нравится называть дефолтом отказ от выполнения обязательств, не согласованный с кредиторами. Но такой отказ бывает только в случае, если тому, кто объявляет дефолт, и тому, кто от него страдает, это выгоднее, чем договориться. Пока непонятно, что выгоднее Украине, но кредиторам и МВФ, конечно, выгоднее договориться. Поэтому я полагаю, что это еще не дефолт - думаю, найдут компромисс.

Объявление моратория это просто публичный демарш (а ведь и он еще не объявлен), направленный, прежде всего, в сторону России, которая заняла жесткую позицию (Украина в декабре 2015-го должна выплатить РФ $3 млрд, полученных Януковичем в последние месяцы его президентства - ред.). Но демарши - это популистские ходы, все понимают, что решения будут приниматься прагматически.

Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы Инвестиционный капитал Украина (ICU)

- Закон дал право Кабмину вводить мораторий на выплаты по долгам на период осуществления реструктуризации. Мораторий может вводиться как по всем долгам сразу, так и отдельно по каждому обязательству. С одной стороны - это попытка психологического давления на кредиторов, с другой - необходимый шаг, чтобы иметь возможность зафиксировать обязательства на определенную дату. Это исключит вероятность того, что после достижения договоренностей будут осуществлены выплаты, которые изменят распределение долга среди кредиторов.

Скорее всего, такой шаг оговорен в рабочем порядке с МВФ и не будет иметь никакого влияния на ситуацию с финансированием от официальных кредиторов.

Дмитрий Шемелин, юрист юрфирмы Ильяшев и Партнеры

- Это фактически односторонний отказ от выполнения некоторых долговых обязательств. Каких именно - определит правительство. В то же время, кредитные договора Украины могут предусматривать, что такой мораторий является дефолтом по другим кредитам, по которым выплаты формально и не были прекращены (так называемый перекрестный дефолт).

Верховная Рада теоретически может вводить такие моратории, но только по украинскому праву. Если долговые инструменты регулируются иностранным правом, этот мораторий имеет мало значения. Именно для того, чтобы государство-должник не манипулировало применимым правом, международные инструменты подчиняют иностранному праву.

Права кредиторов сейчас предусмотрены кредитными договорами и условиями размещения бондов. Как правило, финансовые сделки предусматривают отказ от суверенного иммунитета и возможность для кредиторов обращения в иностранные суды и/или арбитражи на выбор кредитора. Также есть возможность инвестиционного арбитража при невыплатах по международным долговым инструментам, такие дела уже известны, к примеру Abaclat v Argentine. 

Чем введение моратория грозит Украине? Во-первых, перекрестными дефолтами по прочим долгам, во-вторых, резким падением инвестиционного рейтинга, в-третьих, судами. Все зависит от состава "несговорчивых" кредиторов.

Инна Рудник, юрист юрфирмы Лавринович и Партеры

- Мораторий на выплату внешних долгов - временное приостановление исполнения договора без каких-либо негативных последствий, таких как пеня, штрафы и так далее. При этом односторонний отказ от выполнения взятых на себя обязательств не допускается как законодательством Украины, так и нормами международного права. Чтобы понимать, реален ли такой механизм в конкретных правоотношениях, необходимо ознакомиться с договором, на основании которого были предоставлены средства, условиях о применяемом праве и так далее. Согласно международным стандартам, любые изменения условий договоров возможны только с согласия всех сторон. Потому отсрочить возврат средств возможно после достижения определенных договоренностей с контрагентом.

В случае введения моратория на погашения внешних долгов и, как следствие, приостановления выплат по заключенным контрактам, контрагенты будут иметь право обратиться в суд с исками о принудительном взыскании долга или обязательстве исполнить условия договора. Как правило, стороны определяют в контракте суд, уполномоченный решать споры об исполнении договора.

Контрагенты, пострадавшие от введенного моратория, могут не признать такое изменение законодательства и посчитать его недостаточным основанием для невыполнения договора. Не исключено, что по результатам судебного разбирательства, украинские заемщики будут обязаны как заплатить долг, так и возместить понесенными контрагентами убытки. 

Источник: Ліга.Бизнес
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

«Капли росы» (сосуд пятый) (о со-бытиях и пере-живаниях)

Российский Кремль определил путь, который считает спасительным для России. Частью успеха на этом пути становится и победа «в» и «над» Украиной. Еще одной частью — подрыв и дискредитация евроинтеграционного проекта. Европа не будет воевать за Украину. Хотя бы потому, что война с Россией немыслима и недопустима для всех без исключения стран ЕС, а события в Украине, качество и компетенция украинской политической и бизнес-элиты, необустроенность общества скорее отталкивают, чем привлекают европейцев. Еще недавно украинские майданы воспринимались в ЕС как свежее дыхание и «молодая кровь» европейского проекта. Но как и 10 лет назад, сумбурность и многослойность революционного процесса, хроническая интеллектуальная незрелость и банальная жадность политических лидеров Украины приносят лишь разочарования. И если культурные границы Европы, как было и двести лет назад, меряются Уральским хребтом, геополитические границы после «волны расширения», снова откатываются к границам традиционной Центральной Европы. Той, которая без Украины.

Украины, которую мы знаем с 1991 года, уже не будет. Но Украина может быть. Другая. Если ее не только рассматривать на карте и защищать границу ценой тысяч жизней и гуманитарных катастроф, а если ее помыслить и представить как пока еще разорванное со-общество живых, разных, но готовых жить вместе людей. Вопрос – как?

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,072