В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Ничего в Минздраве

Версия для печати
Виктория Герасимчук
21 май 2015 года

Это случилось: на прошлой неделе впервые прошел слух о том, что министр здравоохранения Александр Квиташвили отправлен в отставку. Слух не подтвердился, но, тем не менее, отставка главе Минздрава действительно угрожает. Что же не так с министром, сменившим даже гражданство ради шанса порулить нашей тухлейшей отраслью - здравоохранением?

Кадровый провал

О том, что Квиташвили – один из первых кандидатов “на выход”, руководство Кабмина и АП в публичных и неофициальных беседах заявляло еще в марте. Правда, особо не вдаваясь в подробности - говорили о кадрах, о том, что за министра якобы работают его замы.

К сожалению, обвинения в провальной кадровой политике имеют под собой почву.

3 апреля министр очень красиво - одним махом - уволил всех глав департаментов ведомства и доставшегося ему в наследство зама Алену Терещенко. Это случилось через четыре месяца после его прихода в Минздрав. Не совсем понятно, зачем было тянуть аж четыре месяца, если в итоге все равно уволили всех без разбору. Можно предположить, что все это время Квиташвили занимался подбором команды, но нет - уволенных специалистов никто не заменил. Департаменты остались без руководителей, а новая структура министерства намертво застряла на согласовании в недрах Кабмина.

На работе министерства это отразилось, конечно, худшим образом, оно и так-то еле работало.

Золотое правило украинского чиновника: в любой непонятной ситуации уходи на больничный. А там, авось, само все рассосется. Например, министра в отставку отправят - нынче и чихнуть иногда не успеешь, как руководитель Минздрава уже поменялся.

Так что клерки министерства расчихались и принялись за профилактическое лечение нажитых непосильным трудом геморроев. Аппарат министерства впал в кому.

Как будто в издевку над кадровой политикой министра, в апреле (уже после тотального увольнения) на сайте ведомства появилось объявление о том, что на работу требуются специалисты по целому ряду направлений.

Квиташвили назначил в Минздрав, по сути, только двоих людей. Перед новым годом его первым замом стала юристка Александра Павленко (при этом ее функционал определили только весной). Павленко тянет на себе всю бумажную работу министерства - сотрудники говорят, что она подходит к этому процессу очень скрупулезно. В отличие от Квиташвили, который подписывает документы, не читая.

Среди психиатров ходит анекдотическая история о том, как главному психотерапевту Минздрава (представьте себе, и такой есть) Борису Михайлову удалось проникнуть к Квиташвили со своей концепцией реабилитации бойцов АТО гипнозом и травами. Министр подписал и этот “документ” (применялся ли к нему гипноз - история умалчивает).

Второе назначение состоялось в марте - еще одним замом Квиташвили стал Игорь Перегинец, который до этого работал во Всемирной организации здравоохранения. Перегинца бросили на самую неблагодарную тему - закупки лекарств. Теперь он выступает перед прессой, рассказывая о том, где же обещенная система закупок через международные организации.

Блестящий план

Коротко о том, где же она. 19 марта Верховная Рада приняла изменения в ряд законов, которые позволяют проводить закупки по четырем направлениям - СПИД, туберкулез, вирусные гепатиты и вакцинация — через шесть международных организаций, среди которых ВООЗ и ЮНИСЕФ. И вдруг выяснилось, что все не так просто.

Выяснилось, что мы забыли спросить у этих международных организаций, готовы ли они проводить для нас закупки. А у них, естественно, свои планы, в которые вписаться с разбега не получится.

Кроме того, у этих организаций есть свои принципы работы. Которые далеко не всегда совпадают с тем, что написано в украинских нормативных актах. Новый закон все эти нюансы не учитывает. Как и множество других нюансов - например, как в каждом конкретном случае будет определяться, которая из шести организаций будет проводить закупки (тут, кстати, есть лазейка для коррупции, но об этом - в следующем материале). Или вот еще важный вопрос: тендерный комитет будет тут, в Украине, или где-то там, где офис какой-то международной организации? И как будет решаться вопрос с постоянно меняющимся курсом? И что делать, если препарат, который закупает международная организация, не зарегистрирован в Украине?

В принципе, все эти порожки можно преодолеть, но понадобится время - на переписывание нескольких тонн нормативных документов, на переговоры с международными организациями. Шансы быстро провести закупки минимальны. Ожидается дефицит, а потом стремительные тендеры в конце года, как было и в прошлом году.

Пока от скандала Минздрав спасают поставки гуманитарной помощи - в частности, в мае Канада передала Украине очень нужную вакцину от полиомиелита.

Еще одна обещанная Квиташвили новая процедура - упрощенная регистрация для препаратов, которые уже зарегистрированы в ЕС и США, застряла в профильном комитете Верховной Рады.

Один из нас?

В принципе, бездействие - не такая уж и плохая тактика для украинского министра. Ничего не делать - гораздо безопаснее, чем фигурировать в коррупционных скандалах или доводить до истерики и открытых писем профессиональное сообщество, в чем упражняется один из членов гуманитарного блока правительства.

Но иногда бездействие тоже становится заметным. Как в случае полного игнорирования Квиташвили очень важной и болезненной для всех украинцев темы - войны.

В риторике министра война отсутствует полностью. Позиция Минздрава такова: раненые, умирающие военные, как и медики в АТО - это компетенция Минобороны, так вот пусть оно ими и занимается.

Волонтер Дана Яровая рассказывала в интервью LB.ua, что медики в больницах Минздрава не могли расходовать на бойцов наркозные препараты - потому что их должно обеспечивать Минобороны. Получилась коллизия: солдаты МО, больницы МЗ, проблема - ничья. Решали ее в итоге, конечно, волонтеры.

Прифронтовые больницы, которые находятся в ведении Минздрава, оснащаются исключительно силами волонтеров. Когда в заштатные больницы Донецкой области сутками напролет поставляли раненых из Донецкого аэропорта, в Минздраве никто даже не дернулся узнать, что там с медаппаратурой, может, надо быстро туда что-то позвезти? А в некоторых из этих больниц (в Селидово, например) не было даже пленок для рентгена.

В бюджете на 2015 год никаких дополнительных средств на оснащение прифронтовых минздравовских больниц не выделено. Хотя именно от этих больниц во многом зависит, выживет ли раненый солдат, удастся ли сохранить ему конечности. Бойцы умирают из-за того, что ближайшее МРТ - в Днепропетровске, и добираться туда минимум сутки. Врачи в больницах в Селидово и Димитрово делают, конечно, все, что могут, но что можно сделать, когда аппаратуры нет? Именно министр здравоохранения обязан был выбить в бюджете деньги на оборудование этих больниц.

На всех встречах Квиташвили с журналистами, которые я успела посетить, он ни разу не заговорил о войне. Складывается впечатление, что он хоть и получил украинское гражданство, но при этом остается лишь нанятым для проведения реформы иностранным менеджером, который не принимает наши проблемы близко к сердцу. Достаточно ли этого в военное время?

Еще одна медицинская реформа

Судить о реформаторских успехах министра пока, конечно, рано. На сегодняшний день главное достижение - кредит в 214,73 млн долларов от Всемирного банка на повышение качества медицинских услуг. (При этом учтите, что переговоры о выделении этого кредита велись с 2013 года, причем тогда сумма была больше - 340 млн. долларов. С каждым годом переговоров она все сокращалась, и вот, сократилась в полтора раза).

Часть этих денег будет потрачена на реформу (хотя львиная доля достанется облздравам). К примеру, на реформу системы финансирования в Минздраве пойдет 9,5 долларов США (то есть, эти деньги заплатят экспертам все того же Всемирного банка за проведение рассчетов и составление графиков), на развитие электронной системы здравоохранения - почти 3 млн. Всего на “усиление управления Министерства здравоохранения” планируется отдать 20,2 млн. кредитных долларов.

Реформаторскую деятельность министерства трудно назвать бурной. Пиар-компонент - да, усилен.

Интервью, брифинги, выступления на телевидении Квиташвили удаются блестяще. Он умен и даже красив - едва ли не первый министр здравоохранения Украины со здоровым цветом лица.
Украинцы уже запуганы возможной приватизацией клиник и концом бесплатной медицины, вместе с этим каких-то конкретных документов, по которым можно было бы судить о реформе, пока нет.

Возможно, Александр Квиташвили планирует, как зрелый бык из анекдота, “медленно спуститься с горы и взять все стадо”. Но времени на этот маневр ему может и не хватить. Начать реформу, как показывает опыт предыдущих министров, не сложно, сложно ее закончить. Пока же на вопросы знакомых “Так и что новый министр?” и “Что происходит в Минздраве?” мне, к сожалению, приходится отвечать: “Ничего”.

P.S.

Только не говорите, что это Яценюк мешает Квиташвили работать. У нас уже был министр-жертва обстоятельств Олег Мусий, который семь месяцев молча наблюдал грызню фарммафии за минздравовские ресурсы, а когда его отстранили - вдруг заявил, что ему мешал его первый зам. Надеюсь, таких историй больше в украинским правительстве мы не успышим. Если кто-то мешает министру работать, он должен заявить об этом публично и сразу, чтобы общественность знала, на кого давить и чего требовать.
Источник: LB.ua
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

«Капли росы» (сосуд пятый) (о со-бытиях и пере-живаниях)

Российский Кремль определил путь, который считает спасительным для России. Частью успеха на этом пути становится и победа «в» и «над» Украиной. Еще одной частью — подрыв и дискредитация евроинтеграционного проекта. Европа не будет воевать за Украину. Хотя бы потому, что война с Россией немыслима и недопустима для всех без исключения стран ЕС, а события в Украине, качество и компетенция украинской политической и бизнес-элиты, необустроенность общества скорее отталкивают, чем привлекают европейцев. Еще недавно украинские майданы воспринимались в ЕС как свежее дыхание и «молодая кровь» европейского проекта. Но как и 10 лет назад, сумбурность и многослойность революционного процесса, хроническая интеллектуальная незрелость и банальная жадность политических лидеров Украины приносят лишь разочарования. И если культурные границы Европы, как было и двести лет назад, меряются Уральским хребтом, геополитические границы после «волны расширения», снова откатываются к границам традиционной Центральной Европы. Той, которая без Украины.

Украины, которую мы знаем с 1991 года, уже не будет. Но Украина может быть. Другая. Если ее не только рассматривать на карте и защищать границу ценой тысяч жизней и гуманитарных катастроф, а если ее помыслить и представить как пока еще разорванное со-общество живых, разных, но готовых жить вместе людей. Вопрос – как?

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,089