В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Дефолт или ультиматум?

Версия для печати
Наталья Билоусова
22 май 2015 года
Парламент разрешил правительству вводить мораторий на выплаты по внешним долгам. Это право закреплено двумя законами — №2898 «Об особенностях осуществления правовых действий с государственным, гарантированным государством долгом и муниципальным долгом» и №2899 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины...». Мораторий может действовать только до 1 июля 2016 года.
«Мы получаем поддержку от наших партнеров, но ее будет недостаточно, если мы не будем принимать сильных решений... чтобы наши дети и внуки не платили по долгам Януковича. Это наша задача», — резюмировал во время презентации законов в Раде премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, эти документы нужны, потому что дальше жить по формуле «брать новые кредиты, чтобы погашать старые» нельзя. Он напомнил, что получив в 2015 году 9 миллиардов долларов займа, Украина отдала 14 миллиардов долларов. «Справедливо ли это для государства, которое находится в войне и огне? Я думаю, со стороны частных кредиторов должны быть сделаны реальные шаги по поддержке Украины», — сказал он, четко намекая, что документ должен склонить к компромиссу внешних кредиторов, которые всячески затягивают заключение компромисса по реструктуризации долгов.

Сразу после голосования в Раде, Интернет «сорвало» комментариями на тему «Страна на грани дефолта». Впрочем, такие объяснения слишком поверхностны. Ведь принятие законов еще не значит, что КМУ автоматически применит свое право! Это подтверждают и слова министра финансов Украины Наталии Яресько: «Наши двусторонние и многосторонние официальные партнеры приобщились к поддержке нашего народа. И ныне мы лишь просим, чтобы наши международные коммерческие кредиторы также принимали участие в этом... Законопроекты просто предоставляют правительству возможность в случае необходимости остановить платежи по этим кредитам...».

Так что же это: начало дефолта или аргумент для несговорчивых кредиторов? Об этом «День» спросил экспертов.

Дела Украины действительно не самые лучшие, говорят они. «Но у нас есть время, чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис: до момента объявления основными мировыми рейтинговыми агентствами своего нового прогноза. Ориентировочно — до 15 июня 2015 года», — рассказывает «Дню» председатель правления Межбанковской валютной биржи, финансовый эксперт Анатолий Гулей. По его мнению, компромисс обязательно найдут. «Законы — это намек внешним кредиторам, что у Минфина и правительства есть разные рычаги влияния на ситуацию с внешними долгами. Это еще один важный козырь для переговоров. У каждой стороны, как правило, есть 5-6 важных пунктов в этом диалоге. И теперь Украина добавила к своей позиции еще один, чем фактически выровняла «набор условий», — считает он.

По мнению опрошенных «Днем» экспертов, компромисс все же найдут. Ведь кредиторам невыгодно допустить полный крах украинской экономики. Ведь в таком случае они вообще ничего не получат. Правда, добавляют — общий язык будет только при условии снятия «накала» вокруг нескольких основных вопросов. По мнению Шапрана, теперь кредиторам и Минфину мешает договориться ставка доходности долгов. «Инвесторы хотят больше, Минфин — меньше. Скорее всего, кредиторы будут пытаться получить около 10% годовых, а Минфин — не больше ставки кредита МВФ, то есть около 4%», — объяснил он. Зато Анатолий Гулей отмечает другое: «Пока еще я вижу одну проблему: международные кредиторы не раскрывают своих бенифициаров. А Минфин настаивает на том, чтобы было понятно, с кем ведем переговоры. Я считаю, что это правильное требование и следует добиваться его выполнения»

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Виктор Кривенко также называет принятые законы аргументом для разговора с держателями украинских евробондов. «Это аргумент для реструктуризации, который должен быть у правительства на столе. Украина вынуждена воевать, в том числе — из-за несоблюдения Будапештского меморандума. И нам нужна поддержка, исходя из понимания этой проблемы. Тем более, что это реально. Ведь когда поляки выходили из кризиса и присоединялись к европейской семье, то им «простили» половину внешнего долга, почти 24 миллиарда долларов! Греции тоже пошли на уступки», — говорит народный депутат.

«Сейчас выплачивать и продолжать выплаты по накопленным долговым обязательствам — слишком сложно. Особенно, когда нужно решить попутно еще две задачи. Первое — справляться с социальными стандартами, которые сегодня есть. Второе — обеспечивать потребности войны. Если бы не было второго, то было бы легче. Заграница не ставит вопрос помощи в этом. Деньги дают, но при условии возвращения, то есть мы просто будем наращивать долги и перекладывать их на следующие поколения. Поэтому я «за» данные законы и считаю, что они должны были бы быть приняты уже давно», — комментирует «Дню» экс-председатель парламентского подкомитета по вопросам государственной экономической политики Дмитрий Шлемко.

По мнению главного финансового аналитика рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг» Виталия Шапрана, Минфин пока создает нормативное обеспечение, чтобы избежать риска появления исковых заявлений от кредиторов в суды внутри страны. «Если не состоится реструктуризация, то существует большой риск, что собственники внешних обязательств нерезиденты начнут судиться с государством внутри страны. И ошибка в процедурных действиях Минфина может стать основанием для этого. Поэтому правительство пытается выработать «иммунитет» к возможным негативным последствиям на случай, если не удастся договориться с кредиторами», — говорит он. Такие действия, по его мнению, должны убедить кредиторов пойти на компромисс. «Они (собственники украинских долгов. — Авт.) должны задуматься, ведь если готовится такая нормативная база, которая обеспечит иммунитет от негативных последствий дефолта, то это подтверждает серьезность действий и заявлений Минфина», — резюмирует Шапран.

Поэтому, по мнению опрошенных «Днем» экспертов, компромисс все же найдут. Ведь кредиторам невыгодно допустить полный крах украинской экономики. Ведь в таком случае они вообще ничего не получат. Правда, добавляют — общий язык будет только при условии снятия «накала» вокруг нескольких основных вопросов. По мнению Шапрана, теперь кредиторам и Минфину мешает договориться ставка доходности долгов. «Инвесторы хотят больше, Минфин — меньше. Скорее всего, кредиторы будут пытаться получить около 10% годовых, а Минфин — не больше ставки кредита МВФ, то есть около 4%», — объяснил он.

Зато Анатолий Гулей отмечает другое: «Пока еще я вижу одну проблему: международные кредиторы не раскрывают своих бенифициаров. А Минфин настаивает на том, чтобы было понятно, с кем ведем переговоры. Я считаю, что это правильное требование и следует добиваться его выполнения. Нужно знать, кому мы отдаем деньги».

Между тем предложение официального Киева поддержал и министр финансов США Джейкоб Лью, который вчера намекнул собственникам украинского долга на необходимость компромисса в переговорах с правительством. «Думаю, что в этой ситуации необходима комбинация готовности пойти на жертвы и следования собственным интересам», — сказал он. Напомним, что  реструктуризации в 2015 году подлежит 15 миллиардов долларов. При этом эксперты не думают, что принятые законы повлияют на получение кредита МВФ в июне.

КСТАТИ

Украина будет работать с партнерами относительно реструктуризации долга, и банкротства ожидать не стоит. Об этом заявил вчера Президент Петр Порошенко. «Я уверен, что реструктуризация украинских долговых обязательств украинским правительством будет пройдена при поддержке наших партнеров... Когда вы спрашиваете о возможности банкротства, отвечу так — не дождетесь. Мы эффективно реализовываем наше сотрудничество с Международным валютным фондом. Мы эффективно используем сотрудничество с нашими партнерами в Евросоюзе, и каждая страна Евросоюза делает свой вклад для поддержки Украины», — сказал он.


Источник: День
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,203