В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Версия для печати
22 май 2015 года

Идея совместить осенние местные выборы с досрочными парламентскими, даже если она не будет реализована, уже оказывает влияние на украинских политиков и олигархов

В чем Верховная Рада восьмого созыва точно побила рекорд своих предшественниц — так это в том, что ее досрочный роспуск начали предсказывать уже к первым 100 дням работы парламентариев. Политиком, заявившим о такой возможности, стал народный депутат от Блока Петра Порошенко Николай Томенко. Сигнал довольно четкий: именно Томенко периодически выступает в роли информационного застрельщика, озвучивая дискуссионные идеи, реакцию на которые хотела бы протестировать Банковая.

В самом конце апреля депутат вновь вернулся к этой теме, отметив, что досрочные парламентские выборы вполне можно совместить с очередными местными, которые запланированы на 25 октября. Как раз к осени возможно принятие новой редакции Конституции (по крайней мере, так предусмотрено Минскими соглашениями), и соответственно могут появиться юридические обоснования для досрочных выборов.

Ну и, конечно, субъективные факторы: разногласия в правящей коалиции; неустойчивое положение Кабинета министров и лично премьера; растущие вместе с рейтингами амбиции политсил, вошедших в коалицию на правах младших партнеров, оппозиции и пока не формализованной «партии Коломойского».

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

В целом у украинских политиков, образно говоря, начался новый брачный сезон: пока что объектами ухаживаний выступают не избиратели, а потенциальные союзники, соответственно разворачиваются и бои за территорию.

Возможных вариантов развития событий несколько. Первый — местные выборы проходят в определенный срок независимо от успешности конституционной реформы и рассматриваются как смотр сил перед возможными парламентскими. Ведь риск потерпеть поражение сразу на двух фронтах велик для каждой политсилы. Второй, более радикальный — 25 октября происходит перезагрузка и законодательной, и местной власти. Третий — сроки местных выборов отодвигаются до тех пор, пока не будет принята новая Конституция. В таком случае вероятность совмещения кампаний лишь возрастает.

Фундаментальная же причина, по которой ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции, заключается в том, что к осени 2014 года, сроку последних выборов, не успела выкристаллизоваться политическая структура самого постреволюционного украинского общества. По этой причине победившие на выборах партии были сформированы как временные ситуативные конгломераты, единственной целью которых было удержать власть в руках конкретных политических персонажей.

РЕЗОНЫ ПРЕЗИДЕНТА

Выгодно ли проведение досрочной парламентской кампании Петру Порошенко? Ответ зависит не только от растущих разногласий с группой Арсения Яценюка и естественного для всех украинских президентов стремления сконцентрировать максимальную власть в своих руках. Немаловажный фактор — возможность социального взрыва, обусловленного как экономическими, так и политическими причинами (подробнее см. «k:» №15 от 15 мая, «Выбор украинцев: на что еще остались надежды»).

Если общество окажется в опасной близости от точки кипения, выборы могут стать способом выпустить пар. В данном случае в более выигрышной позиции окажутся политики, инициировавшие и возглавившие процесс переформатирования парламента. Кроме того, своевременное проведение выборов в ВР снимет остроту вопросов о результатах деятельности самого главы государства — а то, что эти вопросы возникнут со дня на день, приуроченные к годовщине избрания Порошенко, можно не сомневаться.

В контексте же «брачного сезона» Президенту предстоит решить два вопроса: продолжать ли сотрудничество с УДАРом и в каком формате; как с максимальной пользой использовать потенциал Оппоблока. Что касается последнего, то информированные источники рассказывают о скрытых переговорах по поводу возможного распределения округов в обоюдных интересах.

Главная сложность — не вызвать у избирателей ощущения предательства «идеалов революции достоинства».

ПРОБЛЕМЫ «ФРОНТОВИКОВ»

Судя по череде последних публикаций в сетевых СМИ, команда Арсения Яценюка пытается отбиться от вала критики в адрес премьера, акцентируя внимание на том, что Президент несет уж точно не меньшую ответственность за зависшие реформы (в качестве аргумента — количество министров, на которых прямое влияние оказывает Банковая, а не глава правительства). Впрочем, проблемы «Народного фронта» как партии это глобально не решает. По сути, партийное строительство на местах пущено на самотек. Энергии лидеров партии едва хватает на работу в правительстве и контроль над фракцией.

Удручающая динамика рейтингов НФ подталкивает партийцев к идее пожертвовать Яценюком в обмен на сохранение коалиции и назначение на премьерский пост Александра Турчинова.

Преимущества подобной рокировки: Александр Валентинович более удобная и понятная для Президента фигура, чем Арсений Петрович. В случае же если распада коалиции (отставки премьера) и досрочных выборов избежать не удастся, Турчинов считается более привлекательной фигурой для избирателя, чем Яценюк или Арсен Аваков.

НАДЕЖДЫ «МАЛЫШЕЙ»

Активность, с которой Юлия Тимошенко вернулась в привычный для себя образ критика и борца за интересы «маленького украинца», говорит о том, что списывать ее со счетов рано. По информации «k:», в самой «Батькивщине» к перспективе любых выборов относятся с оптимизмом. Однопартийцы Тимошенко уверены, что их «ядерного электората» в любом случае хватит для попадания в новый состав парламента — зато есть шанс увеличить в нем свое присутствие.

Тактическими союзниками для «Батькивщины» выступает Банковая и «Самопомощь». С первой сближает критика правительства, со второй — распределение электоральных сфер влияния. Партия Садового примеряет образ «истинных реформаторов», рассчитывая на голоса городской интеллигенции и осколков среднего класса, партия Тимошенко традиционно окучивает менее образованные и обеспеченные слои населения, где неизбежно борется за голоса с «радикалами» Олега Ляшко.

СТАВКИ ОЛИГАРХОВ

Заинтересован в возможных выборах Игорь Коломойский, убедившийся, что без представительства на уровне всеукраинской политической структуры отстаивать собственные интересы крайне затруднительно. Присутствие в стенах Верховной Рады около полутора десятков ориентированных на Коломойского депутатов из различных фракций и групп ситуацию не выравнивает. Благо дело, у бывшего губернатора Днепропетровщины широкий выбор проектов участия в выборах: партия и депутатская группа «Видродження» во главе с Виталием Хомутынником, партия «Украина будущего» экс-зама губернатора Святослава Олийныка и достаточно радикальный проект «Укроп», опекаемый Борисом Филатовым. Не меньше и выбор союзников: Тимошенко, Ляшко, «Самопомощь», заметная часть НФ. В непримиримых противниках — окопавшиеся в Кривбассе «оппо» во главе в Александром Вилкулом.

Не испытывает видимых проблем со всеядностью и группа Дмитрия Фирташа — Сергея Левочкина (ориентированные на нее депутаты присутствуют в пяти фракциях и группах ВР). Ее главный козырь — электорат юго-восточных областей, к умам и сердцам которого так и не смогла подобрать ключи новая власть. Возможный реванш Оппоблока на местных выборах (где он будет особенно заметен) поставит Президента в неудобное положение. Именно во избежание обвинений в том, что политика постреволюционной власти привела к «бело-голубому ренессансу», Банковой и выгодно договариваться с группой Фирташа — Левочкина о разделе территорий. Последние могут рассчитывать на широкое представительство в местных советах за счет условно «нейтральных» депутатов, не злоупотребляющих темой реванша и отсылками к прежнему режиму.

Если же дело все-таки дойдет до досрочных выборов, следствием упомянутых «брачных игр» будет разве что перераспределение влияния в парламенте, но отнюдь не новое качество его работы. Ограниченность набора «политических генов» не дает повода надеяться на «здоровое потомство».

Источник: Комментарии
Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Перекресток цивилизаций

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии

Переменчивая природа власти: сетевое управление

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор

30 лет реформ системы управления в Китае

Уроки реформы системы управления США: опыт 20 лет

В защиту государственной бюрократии

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Принципы и проблемы новой политической парадигмы: многостороннее управление

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы

Управление: новая парадигма

Бюрократия убивает: уроки Рима

Как исправить правительство и восстановить демократию

Почему власть нуждается в радикальном упрощении

Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

Испанские леваки: из радикалов в центристы

 

page generation time:0,117