В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

Новое украинское просвещение и модель украинского образования

Версия для печати
17 авг 2004 года

Прошло тринадцать лет независимости. Безусловно, за эти годы украинское государство окрепло: медленно, но верно развивается политическая система, появились первые признаки экономического подъема, наметились существенные позитивные сдвиги в сфере социально-экономической. Все это — поводы для осторожного оптимизма относительно будущего нашего отечества. Однако это будущее уже не должно быть расплывчатым и неопределенным. Для украинского государства наступает момент перехода от решения тактических задач к выработке долгосрочной национальной политики. Созрела объективная необходимость формирования стратегии государственного развития, и только этот шаг сможет ознаменовать переход в новую эпоху. Ни президентские выборы и политические реформы, ни определение внешнеполитических векторов и интеграционных приоритетов, ни даже социально-экономические реформы не могут в этом смысле стать единственно определяющими. Только принятие сбалансированной долговременной программы политического, экономического, социального, культурного развития в их строгой взаимосвязи станет определяющим фактором для характеристики перехода.

 

Новое украинское просвещение

К сожалению, приходится констатировать, что некая увлеченность политическими процессами, экономическими показателями и социальным моделированием, как будто бы объективно отодвинули на второй план в общественном сознании вопросы культуры, науки, образования. То есть «просвещения» в широком смысле. Непозволительно редко сейчас вспоминают об этом факторе, лишь упоминая его в контексте политическом. Просвещение, культурная политика, представляются зачастую как некий ингредиент политического процесса, его идеологическая компонента.

В то же время, несомненным представляется синхронизации политико-экономических процессов с культурно-просветительской деятельностью. Не следует забывать, что даже столь часто воспроизводимое современными украинскими общественно-политическими деятелями понятие «цивилизационный выбор» неразрывно связано не только с историко-культурными факторами (как элементами хронополитики), но и с характером существующей системы образования, уровнем развития науки и социальной культуры. Со всем, что является основой для формирования полноценного гражданина.

Следует подчеркнуть, что речь идет не только и не столько об «идеологической» составляющей воспитания гражданина, такой подход кажется иррациональным. Имеется в виду, в первую очередь, осуществление адекватной стратегическому курсу государства, системной культурной, научной и образовательной политики — политики «нового украинского просвещения».

Почему же тема просвещения стала столь актуальной на нынешнем этапе, ведь даже в первые годы независимости вопрос не стоял настолько остро. Ответ достаточно прост. Тогда проблемы культурно-образовательного характера в основном рассматривались сквозь призму становления украинской независимости, развития национальной культуры, языка, пересмотра национальной истории. Вследствие этого, довольно быстро тема просвещения приобрела, в основном, идеологическую окраску и закрепилась в списке проблем чисто политического характера. Сегодня же ситуация изменилась, причем изменилась в корне.

Тяжелые экономические проблемы и резкое ухудшение благосостояния украинцев в первые годы независимости, социальное расслоение украинского общества и маргинализация значительной его части (в первую очередь украинского крестьянства и жителей малых городов), повсеместное снижение дошкольного и школьного образования привели к страшным последствиям.

Кроме того, все яснее становится, что существующая система образования не удовлетворяет потребности развивающегося украинского рынка. Увеличение количества ВУЗов, как показывает практика, не способно компенсировать недостаток квалифицированных кадров в тех сферах экономики, где они сегодня необходимы.

Уже не для кого не секрет, что средний возраст работников реального сектора экономики почти предпенсионный. ВУЗы в этот момент готовят смену инженерно-техническим и научно-технических работникам — офис-менеджеров, референтов-переводчиков, управленцев всех мастей, юристов, международников. Кем будут управлять эти менеджеры в будущем, большой вопрос. Наряду с непрекращающимся оттоком квалифицированной рабочей силы из страны — это уже не просто эфемерная угроза государственной стабильности и экономическому развитию. Ведь реализация любой государственной стратегии будь-то стратегия инновационного развития или индустриальной модернизации невозможна без образованного населения, квалифицированных кадров. Как будет развиваться наука, откуда возьмутся новые технологии? О каком гражданском обществе и демократии можно говорить без развитого образованного гражданина? Без просвещения гражданин – сер, общество – толпа.

Необходимо осознать еще один очень важный момент — падение образовательного уровня это реальный вызов не только для государства. Это реальная угроза и для той части украинской буржуазии, которая решила налаживать свой бизнес здесь, развивать украинские предприятия, национальную экономику. Кто будет работать с ними? На их предприятиях, заводах, фабриках, на их земле? Безграмотные, профессионально непригодные, культурно отсталые массы?

И это не угроза отдаленного будущего. Уже сегодня низкий общеобразовательный уровень и сомнительная профпригодность украинского работника могут привести к потере конкурентных преимуществ украинских предприятий, снижению роста инвестиций в национальную экономику. Стойкое когда-то убеждение в том, что в Украине есть высококвалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, практически превратилось в миф.

Из этого следует, что «новое украинское просвещение» задача не только государства, но и социально ответственного национального бизнеса, ведь и государство и бизнес одинаково заинтересованы в этом. И только политика «нового просвещения» при грамотной реализации, способна решить те основные проблемы, с которыми столкнулась ныне Украина:

1.культурное и духовное возрождение украинского общества;

2.подготовка квалифицированных кадров сообразно выработанной стратегии государственного развития.

Вне всякого сомнения, начало этому процессу должно быть положено, в первую очередь, в сфере образования. Ведь не случайно же именно образование всегда ассоциировалось с понятием «просвещение».

 

Модель украинского образования

Модель украинской образовательной системы в целом претерпела значительные изменения в постсоветский период. Значительное разнообразие в ее структуру внесли повсеместно возникшие частные и коммерческие учебные заведения. От почти линейной советской системы: детский сад – средняя школа – (ПТУ) – техникум, ВУЗ, украинское образование перешло к более разветвленной: дошкольное учебное заведение – средняя школа (лицей) – (колледж, техникум) – ВУЗ (бакалавр, специалист, магистр). Вне всякого сомнения, эти изменения нельзя сейчас однозначно оценить. С одной стороны, и это действительно так, мы приблизились к построению европейской образовательной системы, если исходить из формального сопоставления ее структурных единиц. С другой — новая система украинского образования столкнулась с целым рядом совершенно незнакомых проблем и до сих пор не смогла с ними самостоятельно справится.

 Во-первых, отсутствие сбалансированной государственной стратегии развития привело к тому, что рынок образовательных услуг стал как бы саморегулируемым. То есть, кадры, выпускаемые даже с престижными специальностями, реальным рынком не всегда востребованы.

Ощутимая в первые годы независимости нехватка хорошо подготовленных специалистов-гуманитариев, обуславливала необходимость заполнения этой ниши. Быстро сориентировавшись, появившиеся коммерческие учебные заведения, застолбили за собой направления подготовки юристов, экономистов, международников и оправдано дождались притока абитуриентов. Не будем останавливаться на системе теоретической подготовки этих специалистов, и оценивать ее качество, хотелось бы отметить лишь практическую сторону вопроса. Именно здесь проявились подводные камни и неудачи новой образовательной системы — низкий уровень профессиональной (не общеобразовательной) подготовки выпускников и оторванность от потребностей рынка.

В советские времена была распространена практика шефства крупных предприятий над школами, ПТУ, техникумами, ВУЗами. Основная масса выпускников, проходя постоянную практику на «предприятиях-шефах», получала определенную подготовку плюс вид на трудоустройство. Предприятие же, имея почти дочерние школу, ПТУ и техникум, могло производить безболезненную ротацию кадров. Сегодня же большинство коммерческих учебных заведений (да и государственных тоже) такой «шефской» связи с предприятиями не имеют. Таким образом, существенно ухудшается практическая подготовленность выпускника и естественно, его способность трудоустроится по специальности. В свою очередь, предприятия фактически лишились притока новых квалифицированных кадров.

Во-вторых, саморегулированность рынка образовательных услуг привела к тому, что государственные стандарты подготовки не всегда соблюдаются. Причем эта тенденция также характерна для государственных, как и для частных учебных заведений. Многие учебные пособия, по которым ведется преподавание, являются либо существенно устаревшими, либо представляют собой продукты достаточно сомнительного качества. Довольно сложно, например, понять, зачем преподавать математику для 5-го класса по 15 разным учебникам. Возможно, их значительно больше, но именно столько было представлено на недавней книжной выставке проходившей в Киеве в «Украинском доме». Сколько из них было утверждено Министерством образования? Какой из этих учебников является базовым? Какой необходимо приобретать? Неужели вопрос о выборе учебного пособия можно оставить на усмотрение лишь школьного учителя, решения которого носят для ученика и его родителей отнюдь не рекомендательный, а скорее директивный характер. Вряд ли разнообразие пособий допустимо и приветствуемо в ВУЗах, одинаково приемлемо для школ.

Неразрывно связана с предыдущими проблемами и проблема преподавательских кадров. Редким явлением для ВУЗа, не то, что для школы, является поступление на работу молодого, квалифицированного специалиста. Если даже это и происходит, то буквально через год-два этот молодой специалист, по понятным причинам, просто вынужден искать новую работу.

Не лучше складывается ситуация и со старыми кадрами. Такое явление как переаттестация и повышение квалификации учителей и преподавателей почти напрочь выпало из образовательной практики. За этим следует и плохая ознакомленность преподавателя с новыми направлениями научной мысли, и отставание от реалий жизни. Это легко объясняется  тем, что зарплата даже не школьного учителя, а  кандидата наук, доцента (у которого есть семья и дети) просто недостаточна для приобретения новых книг за 70-80 грн., не говоря уже о приобретении компьютера и подключении к сети Internet. Достаточно просто спросить сколько газет и профильных аналитических изданий выписывает преподаватель-гуманитарий из учебного заведения в областном или районном центре, чтобы понять общий уровень его информированности. Как преподавателю увеличить уровень доходов? Ответ прост и очевиден — попросить у обучаемого.                  

Решение всех этих актуальных вопросов лежит в плоскости налаживания отношений между учебными заведениями и предприятиями и организациями всех форм собственности. Их взаимная заинтересованность и тесное сотрудничество позволят преодолеть возникшие проблемы. Однако, следует подчеркнуть исключительно важную роль в этом процессе именно национального капитала, национальной буржуазии. Речь, конечно же, не идет об организации и постоянном содержании фабзавучей и иных учебных заведений подобного рода, или простого перечисления средств на счет учебного заведения. В практическом смысле видится необходимым: 

1.                 Более тесное сотрудничество с профильными учебными заведениями всех форм собственности и уровней аккредитации, вплоть до юридического оформления партнерских «шефских» взаимоотношений.

2.                 Предоставление возможности для прохождения ознакомительной и производственной практики для учащихся «подшефных» учреждений.

3.                 Направление для чтения лекций, проведения семинаров и иных форм занятий ведущих сотрудников организации.

4.                 Предоставление возможности для оплачиваемых стажировок преподавателей «подшефных» учебных заведений.

5.                 Предоставление именных стипендий, грантов, дополнительного стимулирования преподавателей и учащихся.

6.                 Активное участие предприятия в селекции кадров среди выпускников учебных заведений, путем введения его представителей в состав экзаменационных комиссий.

Конечно же, этот перечень далеко не полон, однако даже нахождение взаимопонимания по этим пунктам приведет к существенному улучшению положения в сфере образования. Такая практика в принципе уже существует, однако определенная «закрытость» украинского бизнеса не позволяет ей активно развиваться.

 

Вне всякого сомнения, существует и круг проблем иного рода, которые без активного вмешательства государства система образования решить просто не в состоянии. Речь идет в первую очередь о деградации системы образования украинского села.           

Страшная отсталость и износ учебной и материально-технической базы образовательных учреждений, отсутствие материальной стимуляции работы сельского учителя и огромное количество беспризорных и безнадзорных детей — стали настоящим бичом сельского образования. Учебный процесс осуществляется на морально и физически устаревшем оборудовании, которому уже больше двух десятков лет. Остро ощущается нехватка учебных пособий, элементарных школьных принадлежностей, естественно ни о какой современной технике, компьютерах, наглядных пособиях и материалах речь вообще не идет.

Неуклонно уменьшается количество поступающих в сельские профтехучилища, сокращается число учащихся в школах. Катастрофически увеличилось количество безграмотных и малограмотных детей. Доходит до того, что при поступлении в столичные коммерческие ВУЗы выпускники сельских школ не могут написать элементарный диктант. А беспризорные и безнадзорные дети села, кто будет образовывать их?

С изрядным допуском можно утверждать, что из 2 миллионов трудовых мигрантов каждый третий является родителем. Если предположить, что в семье мигранта всего один ребенок, получаем цифру – 700 тысяч детей. О том, какая их часть находится под достаточным надзором, то есть ходит в школу, получает необходимую для их возраста информацию о внешнем мире, остается только догадываться.

Для преодоления этих угрожающих тенденций необходимо:  

1.                 Отработать и реализовать государственную программу поддержки и развития учебных заведений украинского села.

2.                 Разработать программу государственного дотирования родителей сельских школьников на приобретение школьной формы, учебников, школьных принадлежностей.

3.                 Отработать и реализовать государственную программу установления надзора за детьми трудовых мигрантов и детьми из неблагополучных семей.

4.                 Стимулировать приезд молодых педагогов в сельские школы, путем выделения им земли в частную собственность с правом передачи по наследству, но без права отторжения.

5.                 Ввести льготы в налогообложении для предприятий и организаций, активно участвующих в развитии сельского образования.

Возможно, эти меры не достаточны и не во всем адекватны имеющимся вызовам, но ни в коем случае не следует пускать все на самотек.

 

Только образованный народ может быть действительно цивилизованным, и если Украина не хочет стать серым пятном на карте Европы она должна думать о своем будущем. И если не принять соответствующих мер в сфере народного образования, то мотивация для отказа в нашем вступлении в «европейский концерт народов» может существенно измениться.    

 

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Образование должно ставить образ мира

Философская категория

Сергій Квіт: На реформи наважуся ...А що мені може завадити?

Учитесь сейчас, сочтемся потом

Перша реформа після Майдану

А что потом? Продолжение. По капле выдавливать из себя раба.

Нелюбима дочка української влади

Міносвіти нищить українську освіту в гонитві за недосяжною профільністю

Науковець Наталія Шульга: Приклад "проффесора" Януковича знеохочує робити дослідження в Україні

Українcькі витрати на науку - на африканському рівні

"КоСяК" в высшем образовании?

Закон про вищу освіту не повинен бути засобом перемоги одних політиків над іншими

Министр немецкому университету не указ

На перекрестке: автономия или унификация?

О судьбе сельской школы

Епоха Табачника в освіті: фініш?

Освітні перспективи в передвиборчих обіцянках

«Супермаркети знань»

Дипломна "афера" президентської академії (оновлено)

Университет «КРОК» устроил охоту на общественного деятеля

Высшее образование как жизненный стандарт

Секрет успеха Гарварда

​Завтра вашим детям негде будет учиться

Учитель на передовій ідеологічної війни

О потерянном времени

Дорогий граніт науки

В очікуванні партнерства

Кризис фундаментальной науки как начало заката цивилизации

Справедлив ли академический мир

Образование в долг: шансы есть

Музеї в пошуках свого депутата

Музейная смена кадров

Освітній провал: хто винен?

А выживет ли общество с таким высшим образованием?

Полностью платное образование - хорошо это или плохо?

«Экзамены в Китае – единые и тестовые»

Как исчезнет образование в Украине?

Природа та реклама: що переважить?

Якої думки Рада Європи про витвір Азарова-Табачника?

Як включити Україну в світові інтелектуальні процеси?

Реформа вищої освіти: три проекти – жодного вдалого?

«США в этом году потеряли три символа своей научной мощи»

Українська інтелігенція: лихо з розуму і з... грантів

Сергей Квит: министр придерживается правильной риторики

Как возможно основание иного?

Шлях до першовересня

Тестування корупцією

Приниження еліти або кастрація для інтелектуалів

Наука: дороже жемчуга и злата

Плануємо майбутнє

 

page generation time:0,106