В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

Новое украинское просвещение и модель украинского образования

Версия для печати
17 авг 2004 года

Прошло тринадцать лет независимости. Безусловно, за эти годы украинское государство окрепло: медленно, но верно развивается политическая система, появились первые признаки экономического подъема, наметились существенные позитивные сдвиги в сфере социально-экономической. Все это — поводы для осторожного оптимизма относительно будущего нашего отечества. Однако это будущее уже не должно быть расплывчатым и неопределенным. Для украинского государства наступает момент перехода от решения тактических задач к выработке долгосрочной национальной политики. Созрела объективная необходимость формирования стратегии государственного развития, и только этот шаг сможет ознаменовать переход в новую эпоху. Ни президентские выборы и политические реформы, ни определение внешнеполитических векторов и интеграционных приоритетов, ни даже социально-экономические реформы не могут в этом смысле стать единственно определяющими. Только принятие сбалансированной долговременной программы политического, экономического, социального, культурного развития в их строгой взаимосвязи станет определяющим фактором для характеристики перехода.

 

Новое украинское просвещение

К сожалению, приходится констатировать, что некая увлеченность политическими процессами, экономическими показателями и социальным моделированием, как будто бы объективно отодвинули на второй план в общественном сознании вопросы культуры, науки, образования. То есть «просвещения» в широком смысле. Непозволительно редко сейчас вспоминают об этом факторе, лишь упоминая его в контексте политическом. Просвещение, культурная политика, представляются зачастую как некий ингредиент политического процесса, его идеологическая компонента.

В то же время, несомненным представляется синхронизации политико-экономических процессов с культурно-просветительской деятельностью. Не следует забывать, что даже столь часто воспроизводимое современными украинскими общественно-политическими деятелями понятие «цивилизационный выбор» неразрывно связано не только с историко-культурными факторами (как элементами хронополитики), но и с характером существующей системы образования, уровнем развития науки и социальной культуры. Со всем, что является основой для формирования полноценного гражданина.

Следует подчеркнуть, что речь идет не только и не столько об «идеологической» составляющей воспитания гражданина, такой подход кажется иррациональным. Имеется в виду, в первую очередь, осуществление адекватной стратегическому курсу государства, системной культурной, научной и образовательной политики — политики «нового украинского просвещения».

Почему же тема просвещения стала столь актуальной на нынешнем этапе, ведь даже в первые годы независимости вопрос не стоял настолько остро. Ответ достаточно прост. Тогда проблемы культурно-образовательного характера в основном рассматривались сквозь призму становления украинской независимости, развития национальной культуры, языка, пересмотра национальной истории. Вследствие этого, довольно быстро тема просвещения приобрела, в основном, идеологическую окраску и закрепилась в списке проблем чисто политического характера. Сегодня же ситуация изменилась, причем изменилась в корне.

Тяжелые экономические проблемы и резкое ухудшение благосостояния украинцев в первые годы независимости, социальное расслоение украинского общества и маргинализация значительной его части (в первую очередь украинского крестьянства и жителей малых городов), повсеместное снижение дошкольного и школьного образования привели к страшным последствиям.

Кроме того, все яснее становится, что существующая система образования не удовлетворяет потребности развивающегося украинского рынка. Увеличение количества ВУЗов, как показывает практика, не способно компенсировать недостаток квалифицированных кадров в тех сферах экономики, где они сегодня необходимы.

Уже не для кого не секрет, что средний возраст работников реального сектора экономики почти предпенсионный. ВУЗы в этот момент готовят смену инженерно-техническим и научно-технических работникам — офис-менеджеров, референтов-переводчиков, управленцев всех мастей, юристов, международников. Кем будут управлять эти менеджеры в будущем, большой вопрос. Наряду с непрекращающимся оттоком квалифицированной рабочей силы из страны — это уже не просто эфемерная угроза государственной стабильности и экономическому развитию. Ведь реализация любой государственной стратегии будь-то стратегия инновационного развития или индустриальной модернизации невозможна без образованного населения, квалифицированных кадров. Как будет развиваться наука, откуда возьмутся новые технологии? О каком гражданском обществе и демократии можно говорить без развитого образованного гражданина? Без просвещения гражданин – сер, общество – толпа.

Необходимо осознать еще один очень важный момент — падение образовательного уровня это реальный вызов не только для государства. Это реальная угроза и для той части украинской буржуазии, которая решила налаживать свой бизнес здесь, развивать украинские предприятия, национальную экономику. Кто будет работать с ними? На их предприятиях, заводах, фабриках, на их земле? Безграмотные, профессионально непригодные, культурно отсталые массы?

И это не угроза отдаленного будущего. Уже сегодня низкий общеобразовательный уровень и сомнительная профпригодность украинского работника могут привести к потере конкурентных преимуществ украинских предприятий, снижению роста инвестиций в национальную экономику. Стойкое когда-то убеждение в том, что в Украине есть высококвалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, практически превратилось в миф.

Из этого следует, что «новое украинское просвещение» задача не только государства, но и социально ответственного национального бизнеса, ведь и государство и бизнес одинаково заинтересованы в этом. И только политика «нового просвещения» при грамотной реализации, способна решить те основные проблемы, с которыми столкнулась ныне Украина:

1.культурное и духовное возрождение украинского общества;

2.подготовка квалифицированных кадров сообразно выработанной стратегии государственного развития.

Вне всякого сомнения, начало этому процессу должно быть положено, в первую очередь, в сфере образования. Ведь не случайно же именно образование всегда ассоциировалось с понятием «просвещение».

 

Модель украинского образования

Модель украинской образовательной системы в целом претерпела значительные изменения в постсоветский период. Значительное разнообразие в ее структуру внесли повсеместно возникшие частные и коммерческие учебные заведения. От почти линейной советской системы: детский сад – средняя школа – (ПТУ) – техникум, ВУЗ, украинское образование перешло к более разветвленной: дошкольное учебное заведение – средняя школа (лицей) – (колледж, техникум) – ВУЗ (бакалавр, специалист, магистр). Вне всякого сомнения, эти изменения нельзя сейчас однозначно оценить. С одной стороны, и это действительно так, мы приблизились к построению европейской образовательной системы, если исходить из формального сопоставления ее структурных единиц. С другой — новая система украинского образования столкнулась с целым рядом совершенно незнакомых проблем и до сих пор не смогла с ними самостоятельно справится.

 Во-первых, отсутствие сбалансированной государственной стратегии развития привело к тому, что рынок образовательных услуг стал как бы саморегулируемым. То есть, кадры, выпускаемые даже с престижными специальностями, реальным рынком не всегда востребованы.

Ощутимая в первые годы независимости нехватка хорошо подготовленных специалистов-гуманитариев, обуславливала необходимость заполнения этой ниши. Быстро сориентировавшись, появившиеся коммерческие учебные заведения, застолбили за собой направления подготовки юристов, экономистов, международников и оправдано дождались притока абитуриентов. Не будем останавливаться на системе теоретической подготовки этих специалистов, и оценивать ее качество, хотелось бы отметить лишь практическую сторону вопроса. Именно здесь проявились подводные камни и неудачи новой образовательной системы — низкий уровень профессиональной (не общеобразовательной) подготовки выпускников и оторванность от потребностей рынка.

В советские времена была распространена практика шефства крупных предприятий над школами, ПТУ, техникумами, ВУЗами. Основная масса выпускников, проходя постоянную практику на «предприятиях-шефах», получала определенную подготовку плюс вид на трудоустройство. Предприятие же, имея почти дочерние школу, ПТУ и техникум, могло производить безболезненную ротацию кадров. Сегодня же большинство коммерческих учебных заведений (да и государственных тоже) такой «шефской» связи с предприятиями не имеют. Таким образом, существенно ухудшается практическая подготовленность выпускника и естественно, его способность трудоустроится по специальности. В свою очередь, предприятия фактически лишились притока новых квалифицированных кадров.

Во-вторых, саморегулированность рынка образовательных услуг привела к тому, что государственные стандарты подготовки не всегда соблюдаются. Причем эта тенденция также характерна для государственных, как и для частных учебных заведений. Многие учебные пособия, по которым ведется преподавание, являются либо существенно устаревшими, либо представляют собой продукты достаточно сомнительного качества. Довольно сложно, например, понять, зачем преподавать математику для 5-го класса по 15 разным учебникам. Возможно, их значительно больше, но именно столько было представлено на недавней книжной выставке проходившей в Киеве в «Украинском доме». Сколько из них было утверждено Министерством образования? Какой из этих учебников является базовым? Какой необходимо приобретать? Неужели вопрос о выборе учебного пособия можно оставить на усмотрение лишь школьного учителя, решения которого носят для ученика и его родителей отнюдь не рекомендательный, а скорее директивный характер. Вряд ли разнообразие пособий допустимо и приветствуемо в ВУЗах, одинаково приемлемо для школ.

Неразрывно связана с предыдущими проблемами и проблема преподавательских кадров. Редким явлением для ВУЗа, не то, что для школы, является поступление на работу молодого, квалифицированного специалиста. Если даже это и происходит, то буквально через год-два этот молодой специалист, по понятным причинам, просто вынужден искать новую работу.

Не лучше складывается ситуация и со старыми кадрами. Такое явление как переаттестация и повышение квалификации учителей и преподавателей почти напрочь выпало из образовательной практики. За этим следует и плохая ознакомленность преподавателя с новыми направлениями научной мысли, и отставание от реалий жизни. Это легко объясняется  тем, что зарплата даже не школьного учителя, а  кандидата наук, доцента (у которого есть семья и дети) просто недостаточна для приобретения новых книг за 70-80 грн., не говоря уже о приобретении компьютера и подключении к сети Internet. Достаточно просто спросить сколько газет и профильных аналитических изданий выписывает преподаватель-гуманитарий из учебного заведения в областном или районном центре, чтобы понять общий уровень его информированности. Как преподавателю увеличить уровень доходов? Ответ прост и очевиден — попросить у обучаемого.                  

Решение всех этих актуальных вопросов лежит в плоскости налаживания отношений между учебными заведениями и предприятиями и организациями всех форм собственности. Их взаимная заинтересованность и тесное сотрудничество позволят преодолеть возникшие проблемы. Однако, следует подчеркнуть исключительно важную роль в этом процессе именно национального капитала, национальной буржуазии. Речь, конечно же, не идет об организации и постоянном содержании фабзавучей и иных учебных заведений подобного рода, или простого перечисления средств на счет учебного заведения. В практическом смысле видится необходимым: 

1.                 Более тесное сотрудничество с профильными учебными заведениями всех форм собственности и уровней аккредитации, вплоть до юридического оформления партнерских «шефских» взаимоотношений.

2.                 Предоставление возможности для прохождения ознакомительной и производственной практики для учащихся «подшефных» учреждений.

3.                 Направление для чтения лекций, проведения семинаров и иных форм занятий ведущих сотрудников организации.

4.                 Предоставление возможности для оплачиваемых стажировок преподавателей «подшефных» учебных заведений.

5.                 Предоставление именных стипендий, грантов, дополнительного стимулирования преподавателей и учащихся.

6.                 Активное участие предприятия в селекции кадров среди выпускников учебных заведений, путем введения его представителей в состав экзаменационных комиссий.

Конечно же, этот перечень далеко не полон, однако даже нахождение взаимопонимания по этим пунктам приведет к существенному улучшению положения в сфере образования. Такая практика в принципе уже существует, однако определенная «закрытость» украинского бизнеса не позволяет ей активно развиваться.

 

Вне всякого сомнения, существует и круг проблем иного рода, которые без активного вмешательства государства система образования решить просто не в состоянии. Речь идет в первую очередь о деградации системы образования украинского села.           

Страшная отсталость и износ учебной и материально-технической базы образовательных учреждений, отсутствие материальной стимуляции работы сельского учителя и огромное количество беспризорных и безнадзорных детей — стали настоящим бичом сельского образования. Учебный процесс осуществляется на морально и физически устаревшем оборудовании, которому уже больше двух десятков лет. Остро ощущается нехватка учебных пособий, элементарных школьных принадлежностей, естественно ни о какой современной технике, компьютерах, наглядных пособиях и материалах речь вообще не идет.

Неуклонно уменьшается количество поступающих в сельские профтехучилища, сокращается число учащихся в школах. Катастрофически увеличилось количество безграмотных и малограмотных детей. Доходит до того, что при поступлении в столичные коммерческие ВУЗы выпускники сельских школ не могут написать элементарный диктант. А беспризорные и безнадзорные дети села, кто будет образовывать их?

С изрядным допуском можно утверждать, что из 2 миллионов трудовых мигрантов каждый третий является родителем. Если предположить, что в семье мигранта всего один ребенок, получаем цифру – 700 тысяч детей. О том, какая их часть находится под достаточным надзором, то есть ходит в школу, получает необходимую для их возраста информацию о внешнем мире, остается только догадываться.

Для преодоления этих угрожающих тенденций необходимо:  

1.                 Отработать и реализовать государственную программу поддержки и развития учебных заведений украинского села.

2.                 Разработать программу государственного дотирования родителей сельских школьников на приобретение школьной формы, учебников, школьных принадлежностей.

3.                 Отработать и реализовать государственную программу установления надзора за детьми трудовых мигрантов и детьми из неблагополучных семей.

4.                 Стимулировать приезд молодых педагогов в сельские школы, путем выделения им земли в частную собственность с правом передачи по наследству, но без права отторжения.

5.                 Ввести льготы в налогообложении для предприятий и организаций, активно участвующих в развитии сельского образования.

Возможно, эти меры не достаточны и не во всем адекватны имеющимся вызовам, но ни в коем случае не следует пускать все на самотек.

 

Только образованный народ может быть действительно цивилизованным, и если Украина не хочет стать серым пятном на карте Европы она должна думать о своем будущем. И если не принять соответствующих мер в сфере народного образования, то мотивация для отказа в нашем вступлении в «европейский концерт народов» может существенно измениться.    

 

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Образование должно ставить образ мира

Философская категория

Сергій Квіт: На реформи наважуся ...А що мені може завадити?

Учитесь сейчас, сочтемся потом

Перша реформа після Майдану

А что потом? Продолжение. По капле выдавливать из себя раба.

Нелюбима дочка української влади

Міносвіти нищить українську освіту в гонитві за недосяжною профільністю

Науковець Наталія Шульга: Приклад "проффесора" Януковича знеохочує робити дослідження в Україні

Українcькі витрати на науку - на африканському рівні

"КоСяК" в высшем образовании?

Закон про вищу освіту не повинен бути засобом перемоги одних політиків над іншими

Министр немецкому университету не указ

На перекрестке: автономия или унификация?

О судьбе сельской школы

Епоха Табачника в освіті: фініш?

Освітні перспективи в передвиборчих обіцянках

«Супермаркети знань»

Дипломна "афера" президентської академії (оновлено)

Университет «КРОК» устроил охоту на общественного деятеля

Высшее образование как жизненный стандарт

Секрет успеха Гарварда

​Завтра вашим детям негде будет учиться

Учитель на передовій ідеологічної війни

О потерянном времени

Дорогий граніт науки

В очікуванні партнерства

Кризис фундаментальной науки как начало заката цивилизации

Справедлив ли академический мир

Образование в долг: шансы есть

Музеї в пошуках свого депутата

Музейная смена кадров

Освітній провал: хто винен?

А выживет ли общество с таким высшим образованием?

Полностью платное образование - хорошо это или плохо?

«Экзамены в Китае – единые и тестовые»

Как исчезнет образование в Украине?

Природа та реклама: що переважить?

Якої думки Рада Європи про витвір Азарова-Табачника?

Як включити Україну в світові інтелектуальні процеси?

Реформа вищої освіти: три проекти – жодного вдалого?

«США в этом году потеряли три символа своей научной мощи»

Українська інтелігенція: лихо з розуму і з... грантів

Сергей Квит: министр придерживается правильной риторики

Как возможно основание иного?

Шлях до першовересня

Тестування корупцією

Приниження еліти або кастрація для інтелектуалів

Наука: дороже жемчуга и злата

Плануємо майбутнє

 

page generation time:0,429