В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

Проблема качества экономического роста

Версия для печати
19 мар 2010 года

Вряд ли в обозримом будущем какой-либо экономической системе, в том числе украинской национальной экономике, удастся преодолеть закономерность деловых циклов «бум»–«спад». Теоретически вполне вероятно, что через определенное время – 7, 10, 15 лет – ситуация повторится: новые кризис и стагнация сменятся ростом, за которым последует очередной спад.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой за этот период. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда. Будут ли на нашей территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука? И, соответственно, какой будет структура занятости населения, его образовательный уровень и доходы? Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, какой путь экономического развития будет избран в ближайшее время.


«Восстановительный рост» опирается на замораживание зарплат и пенсий

Украина с огромным трудом и тяжелыми потерями пережила наиболее острую фазу экономического кризиса. Буквально в течение полугода (4 квартал 2008 – 1 квартал 2009) в национальной экономике наблюдались все классические проявления депрессии: резкое сокращение промышленного производства, паралич финансово-банковской системы, катастрофическое положение в государственных финансах и угроза коллапса системы социального обеспечения.

Судя по количественным показателям развития, по итогам 2009 года Украина оказалась отброшена к уровню 2006 года. Так, по данным Государственного комитета статистики номинальный ВВП за 2009 год составил 912 млрд. 563 млн. грн. или около 114 млрд. долларов (падение почти на 38% к уровню 2008 года), против 106,111 млрд. долл. в 2006 году.

Впрочем, в последнее время экономическая ситуация в мире и в Украине демонстрирует все признаки улучшения. Хотя споры о том, достигла ли национальная экономика «дна» своего падения не прекращаются, но статистика последнего времени дает серьезные аргументы оптимистам.

В целом ожидается, что 2010 и последующие годы национальная экономика продемонстрирует рост с ускорением. По разным оценкам ВВП в 2010 году вырастет на 3-4% и более чем на 5 % в 2011 и последующих годах. Таким образом, предполагая тенденцию линейного роста, можно спрогнозировать, что по номинальным показателям уже в 2013–2014 годах экономика Украины выйдет на предкризисные показатели или даже превысит их.

Такие рассуждения, в основном, строятся на уверенности в том, что апробированная в начале 2000-х модель «восстановительного роста» обеспечит преодоление кризисных явлений в экономике. И даже через некоторое время даст возможность показать достойный экономический рост.

Суть модели достаточно проста. Предполагается, что улучшение конъюнктуры внешних рынков позволит нарастить производство в экспортно-ориентированных отраслях и стабилизировать курс национальной денежной единицы. В свою очередь, рост промышленности в базовых отраслях, наряду с оптимизацией социальной политики (отказ от компенсации коммунальных тарифов, замораживание зарплат и пенсий, сокращение госсубсидий и льгот) и новой волной приватизации позволит уравновесить государственные финансы. В тоже время разумная бюджетная политика откроет доступ на внешние рынки капитала и даст возможность привлекать средства для модернизации производств. Вместе с тем, временное сокращение покупательной способности населения снизит давление импорта на внутренний рынок, позволит в «разумных пределах» удержать инфляцию и помочь внутреннему товаропроизводителю.


Критерии «качества роста» и текущее состояние украинской экономики


Безусловно, логика «восстановительного роста» имеет право на существование, особенно в качестве антикризисных мер. Вполне вероятно, на каком-то отрезке времени она даст свой положительный результат в количественном измерении. И все же есть еще одна крайне важная, системообразующая характеристика, которая практически полностью игнорируется в этой логике развития национальной экономики – это вопрос качества роста.

Ответ на этот вопрос действительно важен. В конечном счете, именно качество роста экономики станет основным определяющим фактором для будущего социально-экономической системы и места Украины в мировом разделении труда.


Для того, чтобы в первом приближении оценить потенциал роста украинской экономики и, собственно, определить его качество, предлагается сконцентрировать внимание на нескольких базовых показателях. В частности, критериями оценки качества развития экономики могут служить:


  • существующий технологический уклад и ведущие отрасли экономики, как показатель уровня научно-технического развития страны и основа для определения текущего и потенциального места в мировом разделении труда;

  • производительность труда и эффективность производства, как базовый показатель конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе;

  • качество трудовых ресурсов, как характеристика социальной базы для экономического роста;

  • состояние бизнес-среды и деловой климат, как характеристика условий для предпринимательской активности в широком смысле и инновационной деятельности, в частности;

  • развитость финансовой инфраструктуры, как показатель скорости и эффективности перетекания свободных ресурсов к новым «точкам» экономического роста.

Безусловно, этот перечень характеристик не является полным. Однако даже беглый анализ этих показателей позволит получить представление о состоянии национальной экономики и определить перечень проблем, требующих немедленного решения.


Технологический уклад и базовые отрасли экономики. На данный момент в экономике Украины доминирующими являются производства третьего технологического уклада — черная металлургия, неорганическая химия, тепловая электроэнергетика, угольная промышленность, универсальное машиностроение и железнодорожный транспорт. На долю производств 3-го технологического уклада приходится около 60% объема промышленной продукции. Частично присутствуют производства 4-го технологического уклада – органическая химия, цветная металлургия, нефтепереработка, автомобилестроение, приборостроение и элементы электронной промышленности. Их доля в структуре промышленного производства колеблется на уровне 35–38%. Что касается 5-го технологического уклада (постиндустриальный тип производства), то на его долю приходится только 3–5% национальной экономики и около 4% в объемах промышленного производства. В основном к таким типам производствам относится авиа- и ракетостроение, создание сложной многокомпонентной электронной техники, роботов и новых материалов. Производства 6-го технологического уклада (биотехнологии, нанотехнологии, генная инженерия, квантовые технологии, термоядерная энергетика) практически отсутствуют. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет менее 0,01%. 1


Производительность труда и эффективность производства. Необходимо признать, что по показателю продуктивности труда (эффективность трудовых затрат, способность труда за единицу времени создать определенное количество материальных благ) отставание Украины от развитых экономик остается критическим. К сожалению, в Украине индекс общей производительности труда (объем ВВП с учетом покупательной способности на одного занятого) не рассчитывается с 1993 года2. Поэтому для иллюстрации ситуации придется использовать данные исследовательских неправительственных организаций.

В частности, согласно исследованию «Возобновление экономического роста Украины», консалтинговой компании McKinsey продуктивность труда составляет лишь 16% от уровня США3. По отношению к среднеевропейским показателям продуктивность труда в Украине приближается к 30%.

По мнению американских консультантов, это означает, что украинской экономике, чтобы сохранить темпы роста ВВП, понадобится наращивать производительность даже быстрее, чем до кризиса, — в среднем на 7,5% в год. В противном случае, ее конкурентоспособность будет неумолимо сокращаться.


Важной особенностью современной украинской экономики является и то, что показатели производительности труда слабо соотносятся с общим ростом доходов населения. В период 2005–2009 годов доля заработной платы в доходах населения не поднималась выше 45%. При этом, совокупные трансферты и социальные выплаты из государственного бюджета в совокупных доходах домохозяйств не опускались ниже 40%.

Таким образом, мотивационная компонента («лучше работаю, больше умею» – «больше зарабатываю») на сегодняшний день подавлена или не является базовой для стимулирования занятости населения. Благодаря безудержному популизму политиков, украинцы превращаются в нацию иждивенцев и рантье, не готовых к профессиональной деятельности и не стремящихя к повышению уровня квалификации.


Качество трудовых ресурсов. После распада СССР принято было считать, что по качеству трудовых ресурсов, профессиональной подготовке и уровню образования населения, среди всех постсоветских республик Украина занимает лидирующее положение. Однако за прошедшие 20 лет ситуация, как по качеству, так и по количеству трудовых ресурсов, изменилась в худшую сторону.

Так, за последние 16 лет численность населения за счет депопуляции сократилась более чем на 5,8 млн. человек до 45,962 млн. человек. При этом динамично сокращается количество украинских граждан работоспособного возраста. В 2005 году лиц работоспособного возраста насчитывалось около 32,5 мл. человек, в 2010 около 32 млн., то к 2015 таких граждан будет не более 30 млн. и еще вопрос будут ли все они работать на территории Украины или пополнят ряды трудовых мигрантов.

Вместе с тем, ожидается дальнейшая деградация качества трудовых ресурсов. Об этом свидетельствует рост детской преступности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, а также общее падение уровня образования.

На сегодняшний день связь между системой образования и реальным сектором экономики практически утрачена. Украинская высшая школа многократно сократила поставку экономике квалифицированных инженерно-технических кадров, практически полностью переориентировавшись на гуманитарные специальности.


Состояние бизнес-среды и деловой климат. Можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день в Украине сложился климат неблагоприятный для ведения предпринимательской деятельности.

Согласно исследованиям деловой среды, проведенным IFC4, украинская система администрирования налогов является одним из главных препятствий для развития бизнеса, особенно для малого бизнеса и частных предпринимателей. По рейтингу Всемирного банка и IFC, Украина занимает 181 место среди 183 стран мира по показателям условий уплаты налогов. Ведение налогового учета, прохождение проверок, посещения контролирующих органов в Украине является тяжелым грузом для всего частного сектора. По разным оценкам, предприятия в стране ежегодно совершают 147 налоговых платежей, в то время как в Норвегии их всего 4. Кроме того, на администрирование налогов в нашей стране тратится более 700 часов в год, тогда как, например, в Новой Зеландии — лишь 70. При этом для малого и среднего бизнеса потери средств и времени на осуществление налогового учета несопоставимо выше, чем для крупных корпораций, что создает неравные условия для конкуренции, ведет к росту монополизма, коррупции государственных служащих и зарегулированности рынков.

Не удивительно, что бизнес массово бежит в тень. Только по данным Министерства экономики уровень тенизации экономики в 2009 году достиг 36% ВВП, а по оценкам экспертов, уже превысил 60%.

Отдельной проблемой остается отсутствие надлежащих правовых гарантий частной собственности. Широкое распространение в Украине получило рейдерство (поглощение или захват предприятия против воли его собственника или руководителя). Причем, такая тенденция получила распространение не только на бытовом уровне, например, в отношении земельных наделов селян-пайщиков и мелкого «ларечного» бизнеса, но и на уровне крупных промышленных объектов и даже государственной собственности.


Развитость финансовой инфраструктуры. В этой сфере развитие украинской экономики, похоже, затормозилось на уровне середины 90-х годов прошлого века, причем как в институциональном, так и в правовом отношении.

До сегодняшнего дня не получили массового развития институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды, слабо развит рынок страховых услуг. Практически в зачаточном состоянии остается рынок прямых инвестиций. Существующие венчурные фонды, в основном, не выполняют функцию мобилизации средств в перспективные отрасли экономики и продолжают оставаться «изящным» способом оптимизации налогов. Украинский фондовый рынок, в силу ограниченного количества игроков и низкой ликвидности, продолжает быть скорее площадкой для финансовых спекулянтов, нежели реальным индикатором состояния экономики. Это препятствует мобилизации свободных денежных средств и их распределению в соответствии с потребностями экономики.

Долгое время в качестве единственного относительно надежно работающего финансового института населением и бизнесом рассматривались банки. Однако, как выяснилось в ходе финансового кризиса, банки в своей массе слишком увлеклись построением кредитных пирамид. Из финансовых институтов, бдительно следящих за надежностью размещенных средств вкладчиков и собственников, банки превратились в главных виновников, и одновременно жертв кредитной экспансии. В результате и без того невысокое доверие населения к банкам и финансовой системе в целом оказалось утраченным. Как следствие, из финансовой системы только в 2008–2009 годах было иммобилизовано по разным оценкам от 17,5 до 25 млрд. долларов. Большая часть из них осела под «подушками» у населения и в оффшорных «закромах» бизнеса. Будут ли они в ближайшее время реинвестированы в национальную экономику, остается под большим вопросом.


Этот краткий анализ показывает, что, в случае игнорирования качественных параметров экономического роста, украинскую национальную экономику в будущем ждет деградация. Даже если в краткосрочной перспективе удастся добиться положительной динамики экономических показателей, комплексная нерешенность глубинных проблем, в конечном счете, предопределит скатывание Украины до статуса стран с сырьевой экономикой со всеми вытекающими социальными последствиями, в том числе глубоким социальным расслоением, низкими базовыми доходами граждан и фактическим исчезновением фундаментального образования и науки.

Безусловно, в мире не существует панацеи от кризисов и потрясений. И вряд ли в обозримом будущем какой-либо экономической системе, в том числе украинской национальной экономике, удастся преодолеть закономерность деловых циклов «бум» – «спад». Но выбор в пользу качественного роста гарантирует главное – непрерывный процесс экономической эволюции, при котором «бум» не означает спекулятивную пирамиду, а «спад» не влечет за собой системное банкротство.

1 Пономаренко П.И. Проблемы инновационного пути развития экономики Украины. // http://www.univ.rzeszow.pl/ekonomia/Zeszyt9/02b_ponomarenko.pdf

2 Несмачна М., Федотова Т.А. Обґрунтування доцільності використання показника продуктивності праці на макрорівні //Економічний простір: Збірник наукових праць. – № 23/1. – Дніпропетровськ: ПДАБА, 2009. – с.239-246.

3 http://www.mckinsey.com/aboutus/Ukraine_Economic_Growth_ENG.pdf

4 IFC - международная финансовая корпорация является одной из организаций Группы Всемирного банка, которая осуществляет инвестиции в частный сектор. Акционерами IFC являются 182 государства-члена, которые сформировали уставный фонд IFC. Они совместно определяют политику IFC и утверждают инвестиционные проекты корпорации.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Приватизация-2013: год масштабных провалов

Янукович загнав російське лобі у підпілля

Что такое республика?

Пик Януковича

В кабинете затеяли перестановку

Україна – у кризі. Як виходити?

Житловий опіум для народу

Экономике стало хуже

Віктор Янукович: другий термін чи "трєтій срок"?

Wish List Януковича. Как исполнить желания президента

Повернення проросійського прем’єра

Українська наука перед викликами

Бедность в Украине: причины, последствия, пути преодоления

Кризис украинской власти

Янукович. Экономические итоги двухлетки

2 роки суворого режиму: узурпація влади президентом позбавляє Україну перспективи розвитку

2 года Януковича: цифры, факты, рейтинги и невыполненные обещания

Политологи назвали ошибки Виктора Януковича

Погіршення вашого життя вже сьогодні

Розділена країна

У Януковича составили план отставок

Вибори 2012: шанс на оновлення влади… втрачено?

Эксперты называют одноразовым новый закон о выборах Верховной рады

Адмінпослуги: крок вперед, два вбік

Адмінреформа Януковича зазнала фіаско (огляд преси)

Кому нужно чрезвычайное положение?

В очікуванні на ван дер Люббе?

Отказ от революции

Неспособность и безответственность

Что хуже: социальный популизм или социальный цинизм?!

Газ будет дорогим

Інвентарний "мартиролог"

Борис Новожилов: если в стране начнется революция, виновата будет Верховная Рада

Безвихідь консолідованої політики

Личный счет к Януковичу

Суд исключил неповиновение

Украина как Египет: Янукович ведет мубараковскую экономическую политику

Дефолт влади

Вот приедет барин...

Админреформа скрипит, но движется

Партійне об’єднання: влада випереджає опозицію

Самолюстрація, або "спасібо політічєскому класу"

Януковича обложили

Зимнее время

Валюта по паспорту

Зміни до Кримінального кодексу: кожен шукає вигоду для себе?

Виктору Януковичу и враги не нужны

Правительство все взвесило

Михаил Гаврилюк: выступления, митинги и пикеты профсоюзов нас не остановят

Чи є вибір?

 

page generation time:0,194