В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

Атеисты - народ плечистый

Версия для печати
9 окт 2003 года

Все люди верят. Одни верят что Бог есть, другие верят, что его нет.

Д.Банионис в фильме «Мертвый сезон»

 

     Президент положил руку на толстую книгу в кожаном переплете. Поверх нее лежала другая, потоньше. В задних рядах перестали разглядывать ногти, в передних – планировать аферы с газом. Публика притихла: шутка ли, ина-угу-рация!
    
Кто не знает, кожаный фолиант под президентской дланью – это «Пересопницкое евангелие», написанное в 16-м веке. В декабре 1991-го на ней присягал Леонид Кравчук, так что уже есть традиция. А вот вторая книжка, потоньше, это Конституция. В ней нет цветных картинок, зато есть статья, в которой говорится, что церковь у нас отделена от государства. Кстати, о клятве на евангелии там ничего не сказано. Выходит, что церковь от нас отделилась, но как бы еще не совсем.
    
С точки зрения просвещенного цинизма, обе книги многое объединяет: одна обещает нам блаженство на небесах, другая – на земле. Одна является религиозной консервой, вторая – правовой. Но не забывайте главное: пространство между ними, крохотный зазор между Государством и Церковью – это и есть Свобода.

    
Изнанка провинциального патриотизма

    
Еще Авраам Линкольн говорил, что американцы должны «воздвигнуть стену» между государством и церковью. Если уж на родине демократии это удалось сделать лишь в 1963-м году (когда решением Верховного суда США по одному приватному делу было отменены проповеди в школах), то что говорить о наших краях.
    
Вот уже несколько месяцев у наших больших северных соседей разбирается дело по поводу учебника основ религий. Правозащитники считают, что преподавать в школе основы православия – значит нарушить норму Конституции о разделении государства и религии, к тому же в пользу лишь одной из конфессий. Авторы учебника напротив, уверены что деткам богобоязненность не повредит, глядишь, и наркоманов поменьше будет. В целом ситуация похожа на Штаты в 1963-м. С одной стороны – вековые традиции, с другой – беспокойные молодые люди, которые хотят больше свободы. Чем дело кончится, неизвестно, но процесс идет.
    
Аргументы церковников выглядят убедительно и сегодня, но лишь на первый взгляд. Анализ, который провело Атеистическое общество США показал, что с отменой Закона Божьегов школах не связан ни рост преступности, ни числа разводов или наркомании. Эти социальные болезни были и до, и после. Впрочем,  вязкая борьба с воинствующим клерикализмом продолжается и по сей день. Цель номер один – Римский Папа, который ведет себя «как политический босс», указывая как верующие должны голосовать.
    
Нечто подобное происходит и в Украине, с той лишь разницей, что проблема не разрешается, а загнана вглубь. «Основы христианской этики» преподаются у нас школьникам уже четыре года, начиная с первого класса, по часу в две недели или больше – в разных школах по-разному. Курс вышеназванной этики, хотя и называется христианской, вполне конкретного православного свойства. Вообще-то он на факультативной основе, но кто ходить не желает, должен объясниться с директором школы. Это, как правило, дети из протестантских семей, которых не устраивает направленность курса, либо «блатные», как на школьном жаргоне зовут детишек состоятельных родителей. На востоке страны отношение к этому курсу не слишком трепетное, но на западе вполне серьезное.
    
Учебника «Этики» пока нет, но его с успехом заменяет «Закон Божий» и Библия. Разработана и программа. В ней и Ветхий завет, и Новый, и заповеди, все как положено.
    
Как бы само собой разумеется, что читать курс должны люди верующие – и читают. Как бы само собой  разумеется, что читается именно христианская этика – как будто она самая лучшая и никакой другой не существует. Как бы никто не сомневается, что оная этика благотворно повлияет на нравственность молодежи.
    
Говорят, благими намерениями дорога в ад вымощена. Почему преподается этика именно в православной версии, а не в протестантской или католической? Почему этот «Закон Божий» вообще преподается детям, которые еще и понятия не имеют, как думать и жить самостоятельно? И, наконец, как быть с конституционным принципом отделения церкви от государства?
    
Не слишком ли много «само собой разумеется»?
    
Истоки благого желания христианизировать молодежь, вырастив свежее поколение рабов Божьих далеко искать не надо. Это пахнущая нафталином формула «самодержавие – православие – народность» в его галицкой трактовке, подхваченная национально-демократическим правительством образца 1999 года. И прижиться они могли лишь в государстве, лишенном политических надежд. В таком, в каком жили наши старорежимные прадеды. В таком, в каком теперь живем мы.

    
Граждане страны или рабы Божьи?

    
Что бы там ни говорили церковные иерархи о «возрождении духовности», от мира мы не отстали. XX век стал не веком подъема церквей, а веком если не атеизма (в XIX веке даже такой термин как "атеизм" по отношению к социальной реальности не употреблялся), то веком отхода от религии, во всяком случае от «традиционных» религий. Это был век диверсификации религиозного чувства. Что характерно – чем дальше шагнула эта диверсификация, чем богаче оказалась религиозная палитра той или иной страны, чем больше в ней терпимости как к вере, так и к неверию, тем богаче ее граждане.
    
Если в США атеистов около 10% (и 200 млн. стволов огнестрельного оружия), то в «миролюбивом» Китае их две трети. Коммунисты виноваты? Но и в капиталистическом, населенном китайцами Гонконге верующих всего 25% - почти вся юго-восточная Азия стала в основном атеистической. В Европе за прошедшее столетие верующих тоже стало меньше. Больше всего «пострадали» скандинавские страны, где протестантство было государственной религией. Зато как они выиграли в плане социальном! Единственной национальной религией в мире, сохранившей свои позиции, оказался индуизм.
    
Свято место пусто не бывает: вместо традиционных верований пришли новые. Мормоны, адвентисты и свидетели Иеговы, которых в начале прошлого века не замечали, выросли в численности в триста-четыреста раз. С легкой руки Рона Хаббарда возникла сайентологическая церковь, и одолев весь мир, этим летом провела сборище в Киеве. Последним веянием религиозной моды стали харизматы. Толпы, которые они собирают, уже давно вызывают раздражение у церковных ортодоксов. «Прикрыть» собрания пока не удается, жизнерадостные проповедники всех цветов кожи на удивление хорошо поняли наши правила игры – очевидно, они не слишком отличаются от законов африканских джунглей.
    
Еще лучше прижилось то, что и религией-то назвать нельзя: суеверия и предрассудки. Кстати, кто вы по гороскопу? Всерьез астрологические прогнозы воспринимают немногие, но слушают почти все. Вояжи Кашпировского по Украине проходят уже без прежней помпы, но проходят. Народ слушает его откровения, глотает аллергены и пачками валится с ног. Залы традиционно переполнены, по три-четыре сеанса в день проходит на ура, причем с каждым днем людей прибывает. На словах к Анатолию Михайловичу население относится довольно критически, но вот на деле… Впрочем, он человек с медицинским дипломом, что уж говорить о гастролирующих по стране шаманах и ясновидящих, или вполне официально практикующих в Киеве целителях.
    
В псевдорелигиозности своей мы не одиноки. Например, проведенное по заказу журнала "Штерн" исследование показало, что34% западных немцев верят в магию и колдовство, 70% – в целителей и ясновидение. Полностью исключают существование магии лишь 18% жителей ФРГ. Сходные данные были получены после опроса, проведенного во Франции журналом "Экспресс": более половины французов верят во влияние планет на их судьбу. Восточные учения являются базой для американской "пси-культуры" – через разного рода практики медитации прошло, по некоторым подсчетам, около 60 млн. американцев. Медитация в последнее время стала настолько модной, что власти некоторых штатов планируют начать ее даже в тюрьмах.
    
В Украине грань между атеистами и верующими провести трудно. Приблизительное число неверующих – 25% населения. Еще примерно половина это ситуативные верующие (при советской власти они о своей религиозности не распространялись, а сейчас вдруг вспомнили), и только примерно пятая часть населения отличается богобоязненностью, да и то в основном на сельскохозяйственном западе, где крепки еще традиции веры.
    
В целом, особой религиозностью мы похвалиться не можем, как и стоическим атеизмом скандинавской выделки. Но интересно не это. Интересно то,  что атеизм, отсутствие веры в Иисуса, считается чем-то отрицательным, просто пустотой, ничем не заполненной. Мол, «атеисты это коммунисты», и  люди «без стыда и совести».
    
Заблуждение это сколь давнее, столь и живучее. В действительности же там, где у верующих богобоязнь и чинопочитание, у атеистов есть капля социальной активности. Это не слишком явно видно в быту, но по данным соцопросов вполне заметно. Если человек не любит Бога, не святит яйца на Пасху, но соблюдает законы и занят делом, общественно полезным и необходимым – что мы можем ему возразить?  

     Заключение

     Мы не утверждаем, что молиться в церкви, ходить на сеансы Кашпировского или заниматься медитацией – плохо. Это нормальная человеческая реакция на ненормальные обстоятельства, унижение, беспомощность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Плохо другое: когда эти обстоятельства не меняются к лучшему. Когда все виды бегства от реальности и самопоругания – то ли это церковь, то ли гороскопомания, то ли кашпиризм, то ли алкоголизм пытаются нам навязать только ради спокойствия такого маленького, такого симпатичного, зато такого закрытого, эгоистичного и холодного правящего класса.



P
.
S. Когда статья готовилась к публикации, ее настигла новость: «В Украине объявлен конкурс на создание религиозного учебника для школьников».

«Киев, 26 августа. Синодальный отдел религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП и Православное педагогическое общество объявили конкурс на создание учебника «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ.
Как сообщает официальный сайт УПЦ МП, конкурс предлагается проводить в два этапа. Первый - рассмотрение организаторами конкурса развернутых планов-концепций учебника (пособия) и хрестоматии. Срок отправления проектов - до 30 октября 2003 г. Второй этап - предоставление самого учебника - срок отправления до 20 января 2004 г. Ко второму этапу приглашаются как победители первого этапа, так и все желающие.
На сегодня в ряде регионов Украины по согласованию с органами управления образованием уже ведутся уроки по основам христианской морали и культуры. К этому преподаванию привлекаются и педагоги, являющиеся верующими Украинской православной церкви. Однако учебники по этому предмету до сих пор не напечатаны».

Дежа вю?

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Кибервойна это война, и мы должны быть к ней готовы

Далеко не всегда одна страна действует против другой открыто, и не всегда целенаправленно. Скорее наоборот, в нашу сложную эпоху, борьба идет, как правило, закулисно - дипломатически, и экономически. Гораздо удобнее избегать прямой конфронтации, добиваться своих целей тайно, и кибервойна для этого самое подходящее средство, если, конечно, считать войну средством политики, а не самоцелью.

Несмотря на все это, сегодня многие авторы все еще разделяют виртуальный мир и реальный, считая, что кибератаки не могут принести большого вреда. Однако в последнее время на Западе проблемы кибербезопасности обсуждаются совершенно серьезно. Когда большинство физических систем постоянно связаны с Интернетом, включая инфраструктуру, транспорт, промышленность, не говоря уже о системах вооружения, грань между атакой на реальную инфраструктуру или ее программное обеспечение становится все более размытой. Разница в том, что порт закрыт, потому что он заминирован или потому, что разрушено его программное обеспечение, в глазах большинства наблюдателей будет выглядеть не слишком существенной. В отличие от ракетного удара по нефтеперерабатывающему заводу или разрушения военной части кибервойна «убивает мягко», временно выводя из строя оборудование, и нанося относительно небольшой ущерб.

Читать далее

 

Материалы по теме
Проект "Украина"

Мифологема «цивилизационного выбора» и ее роль в современной пропаганде

Східні європейці чи західні слов’яни: проблеми ідентичності у Центрально-Східній Європі(II)

Східні європейці чи західні слов’яни: проблеми ідентичності у Центрально-Східній Європі(I)

Тайны пост-апостолов

Ортодоксы у врат перемен

Миритися важче, ніж сталити обух

Національна ідентичність: чи варто від штучних утворень очікувати автентичності

Симулякри несвободи

Національна ідея в українській інтерпритації

Тринадцатый вызов: на пути к катарсису

Внутрішньонаціональні поділи в Українi

Ксенофобія в Україні: статистика взаємної неприязні

История, обреченная учить

Рабий бизнес или Res publica?

«Украина – не Россия»? - реакция на сообщение о публикации новой книги Л.Кучмы.

Що знають соціологи про національні почуття

Семь «Я» украинского «Мы»

Українська ідентичність: важкий крок до амбіції

Украинская мечта и сон разума

Заморочена ідентичність.

Самоидентификация будущим

Перекресток цивилизаций

Знаково-символические аспекты «национального проекта» РФ и возможности их использования при формировании новой украинской идентичности

О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России

Немецкая идентичность - прошлое и настоящее

Споры вокруг европейской конституции

Что значит “быть русским”?

Русские в странах Балтии готовы идентифицировать себя скорее со страной проживания, чем со своей национальностью

Таджики – не арабы!

Сусіди України коментують підписання угоди про створення ЄЕП

Піар-леґенда

ЕС как клубок геополитических опасений

Європейська ідентичність: факти і вимисли

Острахи та сподівання європейських націй на порозі ЄС

Фантоми української та європейської ідентичностей

Этнокультурный ренессанс на постсоветском пространстве

Идентичность в России: «Мы наш, мы новый мир построим?…»

Украина – не Белоруссия

Казахский выбор: «зов крови»

Грузия - Европа или Азия?

Армяне – нация третьего тысячелетия?

Маленькі нотатки про великий Конгрес

Миротворцы не гарантируют Украине место под „западным солнцем”

Дні українства в Україні

Подорож до пост-модерної ідентичності: чи Україна разом з усіма?

Парадоксы американского национализма

Зал периодики

В гостях у БИНТЕЛ — Майкл Блейзер

Ще про нефальшивих ветеранів. Божа кульбабка

Другой день. Почему 8 мая для Украины важнее 9-го

Нужна ли стране национальная идея

Історик Станіслав Кульчицький: після цієї війни українці позбудуться відчуття малоросійства

Для чого нам декомунізація? Чотири уроки французького професора Мельника

Україна «декомунізується»: пропаганду комунізму й нацизму офіційно заборонили

Перевинайдення Галичини

Мастер брендов и основатель компании FEDORIV рассказал, какой должна быть украинская национальная идея

Украинцы еще себя покажут

Наша Стіна. Тільки україноцентризм здатен захистити нас від утрати державності

О том, почему украинцы сейчас не могут стать богатыми: мнение экономиста

«Русская весна» 1918 года. Украину присоединяли к СССР под лозунгом «Смерть украинцам!» (+фото)

ПОСТКОЛОНІАЛЬНА УКРАЇНА. Частина перша

Немецкая идентичность в опасности?

Как Украина стала Литвой

Нация «Украина». Что мы должны о себе знать

Європейський «генний код» Донбасу

Новояз Украины, или Как мы стали говорить

Дивний "русскій мір"

Юрий Андрухович: Украина сражается за ценности, Европа думает о цене

АГОНИЯ РОССИИ

Молдавский политолог: "Украинский мир" оказался сильнее "русского"

Льйоса: Боротьба українців важлива для свободи у всьому світі (КОНСПЕКТ лекції)

Утраченные ориентиры

Битва за місце в історії

Куди веде вулиця Леніна?

По морали военного времени

Сім очікуваних несподіванок

Чому русскіє ненавидять слов’ян

Постала нова Україна. Путін програв стратегічно

Все мы украинцы

Любити й не питати, за що...

Інший Донбас. Європейський слід

Психология памяти, или Почему восточные немцы с теплом вспоминают о ГДР

Політика історичної «амнезії»: недозволена розкіш

Про політику пам’яті

Чи брешуть рейтинги? Цінності українського суспільства та передвиборчі очікування

Приметы победителя: сети, конструктивизм, эмансипация

Трансформация коммуникаций: от коммуникации империй до коммуникации граждан

Код нации

НАРИСИ УКРАЇНСЬКОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ: СЕК`ЮРИТИЗАЦІЯ

«Зробити всіх «росіянами»!»

Нариси української ідентичности: сенсуалізація

Структурная теория коллективных идентичностей и проблемы России

"Де закінчується Україна, яка не Росія? На якій області?"

Донецьк, ще є час перемогти!

Сергей Грабовский. «Доктрина Брежнева–Путина»: новая редакция

Українське ХІХ століття: асиміляція неможлива

Как жить в одной стране с людьми Донбасса?

 

page generation time:0,171