В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

"Южный вектор" евроинтеграционной стратегии Украины

Версия для печати
1 дек 2006 года

Украина и ее причерноморские области обладают значительным внешнеэкономическим, внешнеполитическим и геокультурным потенциалом. Однако этот потенциал все еще остается не только недооцененным, но и неиспользуемым Украиной.

Очевидно, что сегодня инструментальный подход к причерноморским регионам себя исчерпал. Дальнейшая реализация потенциала украинского Причерноморья невозможна без формирования со стороны государства (Президент, Кабинет министров и Верховная Рада) "южного вектора" или "черноморского измерения" евроинтеграционной стратегии Украины.

Прежде всего, необходимо как можно быстрее консолидировать усилия экспертов, государственных структур и региональных органов власти с целью оценки евроинтеграционного потенциала Украины и ее причерноморских областей. Для принятия эффективных решений нужна не только политическая воля, но и адекватная информация о процессах, протекающих в этих регионах.

С другой стороны, требуется специальная проработка, концептуальное оформление и продвижение во вне южного вектора евроинтеграционной стратегии Украины. В интересах Украины задекларировать курс на развитие регионального измерения евроинтеграционной стратегии. Это можно и нужно делать без оглядки на то, когда страны ЕС проявят готовность к формулировке "черноморского измерения" внешней политики Евросоюза. Под лежащий камень, как говорится, и вода не течет.

Наконец, очередная волна расширения ЕС способна создать не только новые возможности, но и новые угрозы, которые коснутся в первую очередь причерноморских областей Украины. В частности, расширение ЕС повысит привлекательность транзитных маршрутов, проходящих через Болгарию, Румынию и Турцию. Возникнут дополнительные барьеры на границе с новыми странами ЕС и т.д.

Ответственная центральная власть, какого бы цвета она не была, обязана предпринимать превентивные шаги, направленные на защиту интересов отдельных регионов. В то же время, правительство, если оно хочет сохранить за собой позицию политического лидерства, обречено искать рецепты развития южного макрорегиона Украины в условиях тектонических геоэкономических сдвигов в регионе Черного моря.

Причерноморские регионы и воспроизводство Украины в роли донора европейской системы безопасности

Пока сохраняется "зацикленность" на вопросе внешнеполитического выбора "Россия или Запад", Украина может столкнуться с более серьезными угрозами на своем южном и прилегающих к нему направлениях.

Стало очевидно, что необходимо переходить от анализа локальных вызовов и возможностей к системе фронтальной оценки угроз, с которыми сталкивается Украина на южном и юго-западном фланге.

Среди угроз внешнего плана можно назвать:

1) Опосредованное влияние конфликтов на Ближнем Востоке (нестабильность в Ираке, израильско-палестинский конфликт) на экономическую и политическую стабильность причерноморских соседей Украины (Турция, Азербайджан), на торгово-инвестиционные связи Украины с ближневосточными и аравийскими странами.

2) Прямые или латентные территориальные претензии, возникающие время от времени по отношению к Украине на юге, юго-востоке и юго-западе (сторонников Великой Румынии не покидают мечты о возврате в состав Румынии земель Бессарабии и Северной Буковины; реализация стратегии по наращиванию геоэкономической мощи российских корпораций привела к конфликту вокруг острова-коса Тузла и проблемам с демаркацией акватории Азовского моря).

3) Конфликты и трения с соседями на почве освоения ресурсов черноморского шельфа (о. Змеиный), био-ресурсов Чорного моря (вылов рыбы), эксплуатации транспортных коридоров в дельте Дуная.

Угрозы, проявляющиеся во внутриполитическом плане:

1) неспособность крымских властей остановить "войну за землю" в Крыму создает предпосылки для широкомасштабного конфликта на межэтнической или религиозно-цивилизационной почве;

2) латентное распространение идеологии регионального сепаратизма, провайдеры которого используют в спекулятивных целях неурегулированность в вопросах полномочий и статуса органов местного самоуправления, межбюджетных отношений между центром и областями;

3) цивилизационная и геокультурная экспансия в регионе со стороны крупных геостратегических игроков, что создает почву для "выпадения" отдельных районов и регионов Украины из единого информационно-культурного пространства.

Несмотря на то, что большинство причерноморских областей и АР Крым не относятся к группе регионов-лидеров экономического развития, они играют ключевую роль в сфере обеспечения внутриполитической стабильности и безопасности страны.

Так, развитие юго-восточных областей Украины определяет экономическую мощь и экономический суверенитет страны. Динамика западных областей Украины определяется их склонностью к социокультурной и цивилизационной модернизации, при этом им удается сохранять национальную идентичность. Особую миссию, хотя об этом часто забывают, играет и украинский юг. Без устойчивого экономического и социального развития южных областей и АР Крым - Украина рискует потерять внутриполитическую стабильность и статус донора в европейской системе безопасности.

"Южный вектор" евроинтеграционной стратегии и задачи новой региональной политики Украины

Реализация евроинтеграционного потенциала предполагает, что украинская власть приступит к проведению новой региональной политики с использованием принципов внутренней геополитики. Это означает, что наряду с традиционным экономическим районированием, которое ориентируется на потенциал причерноморских областей и АР Крым, будут реализовываться проекты, разворачивающиеся по линии, которая восстанавливает и развивает трансрегиональное сотрудничество между причерноморскими и "внутренними" областями Украины.

Прежде всего, необходимо развернуть проекты по оси "Киев-Севастополь/Севастополь-Киев". Данная ось призвана выполнить роль экономического, культурного и политического "нерва" на южном направлении евроинтеграционной стратегии Украины. Связка Киев-Севастополь открывает возможности для реализации проектов, связанных с выносом на региональный и глобальный уровни инициатив в области безопасности, геокультурного взаимодействия и диалога цивилизаций. Еще одной стратегической инициативой в этом направлении может стать проект по делегированию Севастополю функций "летней столицы" и превращению города в новый международный центр на юге Украины.

Во-вторых, по мере расширения линии соприкосновения Украины с ЕС возникает необходимость трансобластных коммуникаций по линии Одесская и Николаевская - Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области. Речь идет о проектах развития транспортного и энергетического транзита, инфраструктуры приграничной торговли, повышения эффективности участия этих областей в проектах в рамках "еврорегионов".

В-третьих, необходимо реализовать новую модель межрегиональной кооперации и межрегионального разделения труда. Необходимы проекты, способные интенсифицировать промышленно-технологическую и инфраструктурную кооперации между такими регионами, как Крым (Севастополь) - Днепропетровская (а также Херсонская и Запорожская) области. Крымско-днепровский альянс позволил бы объединить научный и технологический потенциалы, дать толчок к обновлению рекреационной сферы северно-западного Крыма и Приазовья, сформировать спрос на модернизацию транспортно-коммуникационной инфраструктуры, системы водообеспечения и орошаемого земледелия.

Поиск лоббистов "черноморского измерения" и продвижение собственных инициатив

"Черноморское измерение" пока не вышло за рамки проектных предложений и сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны более проработанных и институализированных "северного" и "средиземноморского" измерений внешней политики ЕС. Несмотря на это, Украина, наряду с другими членами ОЧЭС, должна включиться в поиск новых лоббистов внутри ЕС по формированию "черноморского измерения" внешней политики Евросоюза. В частности, вряд ли продуктивно ограничиваться взаимодействием только с Грецией, которая традиционно выполняла роль посредника и пыталась вдохновить ЕС на формирование более определенной политики в отношении такой региональной организации как ОЧЭС и Черноморского региона в целом. Очевидно, что, наряду с Грецией, потенциальными "лоббистами" "черноморского измерения" во внешней политике ЕС может быть Германия, Швеция, Польша, а также Румыния и Болгария.

Во-вторых, Украина должна пересмотреть свою позицию внутри ОЧЭС и позиционировать себя в качестве субъекта, способного на инициативы в области развития и продвижения ОЧЭС как организации регионального сотрудничества.

Так, Украина могла бы инициировать рабочие консультации между членами ОЧЭС, а затем, возможно, и встречу на высшем уровне, на которой была бы дана оценка вызовам и возможностям для ОЧЭС в связи с очередной волной расширения ЕС в 2007г.

Кроме того, в рамках продвижения южного вектора евроинтеграционной стратегии Украина могла бы предложить странам участникам ОЧЭС объединить усилия для проведения Дней Причерноморского региона в Европе (Брюссель и столицы ряда стран ЕС).

В-третьих, по истечении плана действий ЕС-Украина и в ходе подготовки обновленной версии указанного документа необходимо предусмотреть, чтобы в нем было представлено региональное измерение и региональные проекты сотрудничества с ЕС. В частности, нуждается в признании со стороны ЕС "южный вектор" евроинтеграционной стратегии Украины.

В-четвертых, стремясь привлечь ресурсы Евросоюза к развитию ОЧЭС, нельзя ограничиваться поиском инвестиций исключительно в материальные активы и инфраструктуру. Необходимо найти способы, позволяющие вовлекать ЕС в развитие проектов, которые направлены на усиление региональной идентичности в странах Черноморского региона. Украина не должна оставлять без внимания геокультурные стратегии и инициировать проекты по формированию идентичности Черноморского региона. В частности, Евросоюз наверняка готов будет принять участие в проектах, которые актуализируют наследие античной цивилизации в странах Черноморского региона, укрепляют мультикультурализм в регионе.

Евроинтеграционный потенциал причерноморских областей и роль центральной власти

Для более эффективного использования потенциала причерноморских областей и АР Крым (без чего трудно представить активизацию позиции Украины в ОЧЭС) местные органы власти нуждаются в организации адекватного внешнеполитического сопровождения, как со стороны правительства, так и со стороны МИД Украины.

Необходимо провести консультации и сформировать рабочие группы с участием украинского МИДа для проработки вопросов, связанных с активизацией участия причерноморских областей в трансграничном и межрегиональном сотрудничестве. В частности, с МИДом необходимо обсудить перспективы создания представительства причерноморских областей в регионах тех стран, которые уже входят в ОЧЭС или проявляют к нему живой интерес. Для реализации указанной стратегии необходимо поставить вопрос перед правительством о том, чтобы в бюджете были предусмотрены средства на финансирование участия украинских областей в действующих и создаваемых по периметру Украины "еврорегионах".

Включение во внутриевропейские сетевые проекты

С целью активизации трансрегионального сотрудничества, в том числе на уровне территориальных общин, украинскому правительству и органам местного самоуправления (мэриям) целесообразно поддержать проекты по формированию в Причерноморском регионе сети организаций по типу "Europe House".

Наращивание контактов на неправительственном уровне (малый и средний бизнес, органы местного самоуправления, студенческие и научные обмены, культурные и спортивные общества) между городскими "Europe House" Украины и стран ЕС - это не только обмен информацией и доступ к европейским базам данных. Прежде всего, это возможность включения граждан и общественных организаций Украины в многочисленные сетевые внутриевропейские проекты, которые реализуются в рамках европейской федерации "Europe House".

 

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Материалы по теме
Проект "Украина"

Черноморский регион - зона противостояния великих держав

Дранг нах зюйд или наш Великий Южный Вектор

Недооцененная страна***

Украино-молдавские отношения в контексте южного вектора европейской интеграции

Єднання після історії

Енергетична незалежність на чорноморських хвилях

Украинское Причерноморье в Европе: возможности и перспективы сотрудничества в сфере транспортных коммуникаций

Украинское Причерноморье как базовая точка для южного вектора. Часть ІІІ (таблицы)

Украинское Причерноморье как базовая точка для южного вектора. Часть ІІ

Украинское Причерноморье как базовая точка для южного вектора. Часть І

ЕС–Черноморский регион: проблемы безопасности и сотрудничества

Щодо стратегії дій Української держави в Чорноморському регіоні

Точка сопересечения

Черноморский регион и проблема расширения Европейского Союза

Перспективи регіонального співробітництва в Чорноморському регіоні на тлі загальноєвропейських інтеграційних процесів

Перспективи міжрегіонального співробітництва України у Чорноморсько-середземноморському регіоні

Зал периодики

Украина может поднять экономику благодаря Турции

Турция может стать для Европы новым центром распределения газа

Турецкая рокировка

Комментарий: Феномен Эрдогана и растерянная оппозиция

Прослушки, компромат и коррупция по-турецки

Турецкие уроки для Украины

Украина и Турция: удачный ход европейского энергообеспечения

Украина и Турция: удачный ход европейского энергообеспечения

Турецкий вал

Курс на Схід

Правящая партия Турции предлагает регулировать социальные сети

Тайип Эрдоган против TWITTER`A

Может ли Турция вызвать сдвиг в мировой расстановке сил, присоединившись к ШОС?

Валерій Чалий: Туреччина - впливова регіональна держава

Анкара готова поменять Евросоюз на ШОС

Эрдоган и его генералы

Уроки кредитования из Турции

Україна виборює лідерство у Чорноморському регіоні

Неоосманизм в редакции XXI века

Троянский конь для Малой Азии: как строятся современные империи

Турецкий ход Януковича

Європейські посли відвідують Крим для запуску нових проектів

Черноморский фарватер России и Украины

Турция и арабская весна

Крым зазывает инвесторов из СНГ

Труба в обход Болгарии

Украина стремится на середину Днестра

Новая стратегия Турции на Ближнем Востоке

Турецкий поход Януковича

Мустафа Джемілєв: «В Криму на повну силу працює російська розвідка»

Эрдоган угрожает ГУАМ

Турция вошла в роль региональной сверхдержавы

Шенген не пускают к Черному морю

Україна так і не відрефлектувала, що ж відбувається сьогодні у Криму

Европа без Турции

Турция: политические перспективы

Султан недобрал

Премьер станет президентом

Украинский пируэт над Балтийско-Черноморским Междуморьем

Турецькі манівці

Крымские татары хотят татарский Крым

Монополізація Босфору Туреччиною: виклики для України

Турция выступает за увеличение международной помощи беднейшим странам

Новый геополитический статус Анкары

Голодный Лось

Туреччина і майбутнє Європи

Силам Чорного моря – 10 років: що далі?

Иранский проект

Турция и Грузия покроются дамбами и ГЭС

Чому Крим не Прованс?

 

page generation time:0,209