В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Проект "Украина"
Другие диалоги:

О путях развития этноконфессионального диалога в Автономной Республике Крым

Версия для печати
Ишин Андрей Вячеславович, кандидат исторических наук, г. Симферополь
7 фев 2007 года

Автономная Республика Крым (АРК) является поликонфессиональным, поликультурным, полиэтничным пространством. Здесь проживают представители 125 этнических общностей, зарегистрировано 1252 религиозных организации, что обусловливает огромное влияние этноконфессиональных процессов на развитие региона.

Процессы национально-культурного развития тесно взаимосвязаны с деятельностью национальных общин и общин полуострова.

По количеству зарегистрированных религиозных организаций наиболее многочисленными являются православная и мусульманская общины. На сегодняшний день в АР Крым зарегистрировано свыше 500 православных организаций. Из них 489 относится к Украинской Православной Церкви – УПЦ, – которая пребывает в канонической связи с Московским Патриархатом. А также около 360 мусульманских организаций, большинство из которых – 324 – относятся к Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно диалог Православия и Ислама в Крыму является главной структурной составляющей межконфессиональных отношений в регионе.

Несмотря на то обстоятельство, что этноконфессиональная сфера полуострова в целом является контролируемой и достаточно стабильной, следует констатировать, что в последнее десятилетие мы столкнулись с возрастанием уровня конфликтогенности, проявления которой, к сожалению, имеют место и в настоящее время.

В значительное мере этому способствует т. н. субъективный фактор, обусловленный политическими и иными амбициями некоторых представителей этнических элит, что, в частности, рельефно отражается на страницах средств массовой информации 1.

Радикальные проявления религиозной конфликтности в Крыму наглядно продемонстрировали, что в современных условиях этот тип конфликтности, как справедливо замечает исследователь В.Е. Григорьянц, “реализуется не в чисто конфессиональной, а в этнорелигиозной форме, причем религия выступает здесь как компонент национализма – один из главных факторов этнической мобилизации” 2.

В этой связи важно отметить, что, согласно заявлению пресс-службы управляющего Симферопольской и Крымской епархией Украинской Православной Церкви, акция протеста, организованная Русской общиной Крыма 19 сентября 2001 г . в Симферополе в защиту Свято-Успенского православного монастыря, не была благословлена правящим архиереем. Наоборот, он заявил о своей приверженности конструктивному диалогу за столом переговоров, а не уличным акциям, чреватым обострениями межэтнической ситуации, что сыграло позитивную, стабилизирующую роль.

Гражданская, неизменно прогосударственная, позиция, занимаемая Симферопольской и Крымской епархией УПЦ, может являться примером конструктивного понимания проблемы и для других конфессий.

К концу 2002 г . наметилась тенденция на сближение позиций по восстановлению диалога между православной и мусульманской общинами Крыма. Это проявилось, в частности, во встречах тогдашнего Главы Совета министров Автономной Республики Крым С. Куницына с Муфтием мусульман Крыма Хаджи Эмир Али Аблаевым и, затем, с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем.

Перечисленные факты свидетельствуют о насущной необходимости скорейшей нормализации диалога между мусульманской и православной общинами Крыма в рамках Межконфессионального совета “Мир – дар Божий”, в возобновлении фактического участия Муфтия в работе Совета, приостановленном ДУМК в 2000 г.

Вместе с тем, важно отметить, что Крым, вопреки некоторым прогнозам, так и не превратился в очередную «горячую точку» на постсоветском пространстве. Этому воспрепятствовала и взвешенная политика Украинского государства, и в целом высокий уровень межэтнической толерантности крымского социума. Это особенно рельефно проявляется на бытовом уровне – в общественном транспорте, на рынках, предприятиях и т.д., где ранее депортированные крымские татары, а также этнические украинцы, русские, представители других национальностей относятся друг к другу достаточно толерантно, уважительно.

Немаловажно также, что всестороннее содействие процессу возвращения, обустройства, адаптации и интеграции ранее депортированных граждан в украинское общество уже с первых лет независимости Украины стало одним из приоритетных направлений государственной политики. При этом Украина, руководствуясь исключительно доброй волей Украинского народа граждан разных национальностей, оказалась практически один на один с очень непростым комплексом проблем, обусловленных последствиями насильственной депортации.

Сегодня необходим не только жесткий правовой контроль за всеми процессами, происходящими в этноконфессиональной сфере АРК, но также и активизация консультативно-совещательного взаимодействия с национальными обществами и религиозными организациями – важными институтами гражданского общества.

На государственном уровне представляется необходимым больше внимания уделять широкой популяризации культуры национальных сообществ, которые проживают в АРК. Настораживает, что, по информации прокурора Автономной Республики Крым В. Шемчука, Межнациональный совет при Совете министров АРК (образован 25 августа 1998 г.), призванный разрабатывать программы автономии в сфере национальных культур, не работает с 2003 года 3.

Было бы неплохо, если б важной частью государственной политики стало использование в интересах общества и государства стабилизационного потенциала, который, без сомнения, имеют все традиционные конфессии региона, оказывающие существенное воздействие на формирование этнопсихологического поля.

Уровень конструктивизма в этноконфесиональных отношениях во многом будет зависеть и от того, насколько важное место в информационном пространстве Украины и АРК займет популяризация идей толерантности и взаимооуважения. Примечательно, что недавно Комитет ООН по правам человека рекомендовал правительству Украины уделить этой проблеме больше внимания 4 . Важно, чтобы проблема воспитания межэтнической толерантности (особенно у подрастающего поколения) была осмыслена и реализована в ходе продолжающихся реформ системы образования – путем разработки соответствующих пособий, спецкурсов, коррекции методики преподавания и т.д.

Справка

В автономии зарегистрированы:

– Крымское республиканское общество болгар им. П. Хилендарского,

– Крымскотатарский республиканский фонд культуры,

– Крымское общество французов,

– Крымское армянское общество,

– Республиканское общество немцев Крыма «Видергебурт»,

– Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма,

– Крымское венгерское общество,

– Еврейское общество «Яд-Эзра» (Рука помощи),

– Крымская республиканская федерация караимов,

– Азербайджанская община Крыма,

– Ассоциация национальных обществ и общин Крыма,

– Белорусское культурно-просветительское общество,

– Крымское общество литовской культуры им. Чюрлёниса,

– Крымская республиканская община осетин-алан «Алания»,

– Крымское культурно-просветительское общество чехов «Влтава»,

– Крымская ассоциация корейцев «КОРЕ»,

– Крымская грузинская община,

– Крымское эстонское общество культуры,

– Крымское общество поляков,

– Крымское общество русской культуры,

– Крымский благотворительный фонд «Немцы Крыма»,

– Республиканская федерация татар и башкир Крыма,

– Совет национальных меньшинств Южного берега Крыма «Равенство»,

– Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар»,

– Президиум Федерации греческих обществ Украины,

– Крымское республиканское культурно-просветительское общество караимов

«Кърымчахлар»,

– Всекрымское общество «Просвіта» им. Т. Шевченко,

– Ассоциация итальянцев Крыма,

– Федерация греков Крыма,

– Крымское республиканское общество казахов и киргизов «Бірлік»,

– Землячество депортированных немцев Крыма,

– Русская община Крыма ,

– Всеукраинский информационно-культурный центр в г. Симферополе .

1 Ишин А.В. Проблема конфликтности в этнической сфере Крымского региона // Вестник Крымских Чтений Н.Я. Данилевского: Сб. науч. ст. Вып. 1. – Симферополь, 2002. – С. 35–36.

2 Григорьянц В . Е . О некоторых особенностях процесса возрождения ислама в Крыму // Крымский архив. – 2002. – № 8. – С. 293.

3 «Крымское время» – 30 сентября 2006 г . – С. 6.

4 «День» – 18 ноября 2006 г . – С. 2.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Через что в себе должна переступить нация для успеха страны

Хто розділить харківський пиріг на таці України

e-Естонія: як вдалось і що далі?

Инфографика: Что может потерять Украина вместе с Донбассом

В КРЫМ ПРИШЕЛ РУСИЗМ

Ребрендинг Украины

Федерализация для Донбасса: эвтаназия под видом автономии

Втрата прив’язаності до рідного — виродження етносу

Якою бути Україні?

Київ грає в націоналізм

Не банановая республика

Ксенофобия и воспитание толерантности

Недетский взгляд на галичан

Перетворення України в «націю без ідентичності»

В Украине растут ксенофобские настроения

Пресс-конференция: Последствия внесения изменений в Конституцию

Февзі ЯКУБОВ: Міжнаціональні відносини мають оцінюватися з погляду етичних критеріїв...

Когда утрачивается вера в государственную справедливость

Ксенофобія не повинна стати обличчям української національності

Обережно: агітдиверсанти! Але чому наш ворог – не росіяни

Сергей Дацюк: "Или вперед, или в Средние века"

Языковая политика Украины: действия власти, мнения граждан

Русских любят от выборов до выборов

Уся справа — в нас самих

Хто оплатить національні проекти

Взять штурмом

«Мазепа forever!»

«Краткий курс» для України не писатимемо

Українізація неминуча

Перспективи української мови

Комплекс заздрості і страху, як ідеологія української системної Совдепії

Україна на зламі епох: непрості відповіді на складні запитання

Украинцев будут учить быть бедными, но гордыми

Про уявні та реальні загрози

Разжигание искры межэтнических противоречий в Центральной Европе

Місія України - об’єднувати світ

Бренд «Україна»

Ксенофобія, якої нема

Право на місто

Сколь бы сложна ни была история, Крым без сомнения входит в состав Украины

Крымские татары вызывают Кремль

Из множества - Единое

Образование для меньшинств: идентичность плюс интеграция

Міграційна політика в Україні та питання інтолерантності

Чи є в Україні расова нетерпимість та ксенофобія?

Синдром залежності

Мова Криму. Як вивчають і викладають в Україні мову корінного народу — кримських татар?

Кримсько-слов’янська автономія

Крым – поле битвы за землю

300-тисячну болгарську діаспору хочуть позбавити центру

 

page generation time:0,072