Вторая волна коронавируса не была такой же мощной, хотя и количество заражений было значительно больше. И произошло это потому, что коронавирус уже стал частью нашего мира, частью нас. Мы привыкли к нему. Привыкли и пытаемся адаптироваться.
К жизни в новом мире пытаются адаптироваться и средства массовой информации.
В частности: как отрасль, новые медиа стали в разы более технологичными, умными, и мобильными.
Шесть наиболее знаковых изменений медиа после пандемии:
1. Пандемия доказала, что роль СМИ куда более важная, чем мы считали ранее
Когда бы вся планета остановилась, новости, как и еда стали тем, без чего люди не могли обойтись. О чем в частности свидетельствует интернет-трафик медиа издательств, который стремительно вырос во время пандемии. Как и доходы от подписки на платных сайтах.
По данным некоторых зарубежных СМИ даже нестабильный рынок печатных изданий показал устойчивый рост спроса.
Причем рост произошел благодаря усовершенствованию методов доставки печатных изданий на дом. Таким образом отрасль печатных газет и журналов доказала, что может получить вторую жизнь, даже после того, как окончательно исчезнут газетные киоски.
Примечательно, что доставка печатных изданий открывает еще один рынок: таргетированной доставки!
Читатели, которые предоставляют доступ к своим почтовым ящикам создают еще один рынок, потому что их в разы легче идентифицировать в отличие от анонимных покупателей прессы в газетных киосках.
Но вернемся в сферу более современных онлайн СМИ.
Каждый издатель, который зарабатывает по подписочной модели, сообщил о всплеске продаж во время пандемии.
Оказалось, что журналистские расследования подробные и содержательные аналитические статьи, качественная экспертиза стали тем товаром, за который читатель готов платить по подписке.
Но, опять же, эта ситуация не касается Украины, где имитационное все: экономика, демократия, журналистика.
2. Отдел новостей, который мы помним, исчез как явление
Если раньше должность репортера была одной из ключевых в СМИ, то сейчас их в редакциях редко вообще можно увидеть. И это еще не все!
Помещение редакции опустели – все сотрудники работают дистанционно!
Оказалось, что даже сложные ежедневные общенациональные газеты можно выпускать полностью дистанционно.
Конечно необходимость личного контакта является очень важным элементом сотрудничества и человек по природе не сможет отказаться от него, но наверняка посещения офиса в будущем уже не будут такими же частыми, как раньше.
Но есть в этом и положительные последствия!
Для СМИ это означает значительную экономию средств, поскольку офисные помещения нанимаются совсем не бесплатно, а отсутствие локальной привязки к офису наоборот можно использовать как снятие ограничений!
Благодаря мобильности, которая возникает через дистанционную работу журналистов, региональные издания с легкостью могут стать национальными или международными, и главное тут – не потерять читателя.
Для журналистов появляется шанс открыть собственное издание, стать частным издателем. Такая модель имеет полное право на успех, даже если штат будет состоять из одного человека.
3. Коммуникационная онлайн платформа как оружие в войне с пандемией
Несмотря на то, что Facebook и Google неоднократно намекали на то, что с 2020 года они создадут собственную экосистему цифровых медиа, они не оставляют других издателей без внимания, а количество денег которых, потраченных на цифровую рекламу подтверждает эффективность данного сотрудничества.
Очень интересен еще один момент. Из-за роста панических настроений во время пандемии в сети произошел всплеск активности медиа, в особенности сред тех которые распространяли дезинформацию не особо задумываясь о последствиях.
Панические настроения необходимо было обуздать и тут Facebook, Twitter и Youtube достигли немалых успехов, в борьбе с другим вирусом – информационным.
Благодаря усиленному вниманию к публикациям про коронавирус почти удалось предотвратить распространение дезинформации. Но, не все так радужно, все те же социальные сети стали платформой распространения информации о том, что коронавирус является мистификация и все меры по борьбе с ним это заговор мировых мегакорпораций которые не изобрели пути лучше для приумножения своих доходов.
В чем же проблема? Почему социальная реклама на Facebook и Youtube о социальном дистанцирование и ношение масок не помогла?
И вот здесь мы плавно переходим к очень важному факту.
Эпоха платформ, которые не берут на себя ответственность за то, что они публикуют, подходит к концу. На первое место в борьбе с дезинформацией выходит ответственность!
4. Победа над вирусом дезинформации
Когда речь идет о безопасности и защите, речь идет о необходимости чем-то пожертвовать.
Защита частной информации и жизнь – это то от чего человечеству предлагается сегодня отказаться ради собственной безопасности.
Пока Google и Facebook заключают новые сделки с регулирующими органами, и ограничивают возможности для анонимных пользователей все больше растет спрос на авторизованные точки распространения проверенной информации.
Благодаря росту спроса на ответственную и проверенную информацию, профессиональные средства массовой информации получили возможность значительно увеличить свою аудиторию.
Конечно не обошлось без зашкваров, тем не менее, на сегодня уверенно можно утверждать, что ни одна дезинформация не исходит от уважаемых средств массовой информации.
5. Социальные сети стали главными поставщиками информации
Большое количество журналистов сегодня работает с авторами постов, которые появляются в социальных сетях, как грибы после осеннего дождя.
Конечно это сотрудничество не всегда доставляет удовольствие, и не всегда плодотворно, потому что журналистам приходится тратить свое время на подтверждение фактов и проверку слухов. Но если факты действительно правдивы, они превращаются в невероятные истории, которые прекрасно воспринимаются аудиторией.
6. Приватная анонимность или публичная ответственность?
В начале пандемии еще никто не понимал насколько важную роль в борьбе с пандемией будет иметь информация. Как никто не задавался вопросом насколько важным будет вопрос ответственности за ее распространение.
Эпоха анонимности в сети интернет подходит к концу, и все больше внимания на сегодня уделяется НЕ столько аутентификации и подтверждению личности пользователей, сколько безопасному хранению этих данных.
Решение этих задач позволит поднять качество контента или по крайней мере идентифицировать как правдивый или ложный его в зависимости от репутации его автора.
Конечно это с одной стороны приведет к отказу пользования такими сетями со стороны клиентов для которых важнее анонимность. С другой стороны вряд такое желание будет массовым, особенно глядя на то количество частной информации которую сегодня публикуют в социальных сетях на своих страницах.
Таким образом, что мы можем увидеть в следующем году:
- качественные материалы найдут своего благодарного читателя;
- мобильность журналистов расширит горизонты для медиа;
- профессия журналиста станет больше схожа на борца с дезинформацией;
- новый формат социальных сетей (анонимных и с жесткой аутентификацией);
- прогнозируется увеличение соцсетей, в том числе исходя из новых стандартов публикации и угрозы потерять анонимность;
- мобильность и удаленная работа приведет к определенным изменениям подачи контента;
- возможно печатные СМИ снова станут популярными.
Олег Чеславский, украинский общественный деятель, эксперт в области медиа и коммуникаций, глава общественной организации “Укрмедиа”.