IT-рынок продолжает расширяться и уплотняться. Конкуренция внутри ниш растёт. А те стартапы, которые обещают создание новых – не застрахованы от провала. Как в таких сложных условиях определить перспективный проект для инвестиций, в ходе Cyprus IT Forum рассказал инвестор с более чем десятилетним опытом, основатель технологической компании Roosh Сергей Токарев.
Больше 100 кейсов за плечами
В портфеле Сергея Токарева насчитывается больше ста инвестиций. Самая известная из них – популярное во всём мире приложение по замене лиц на фотографиях и видео Reface. Также известными инвестиционными кейсами Токарева и его фонда Roosh являются смарт-кольцо Oura Ring и вклад в компанию по созданию 3D-аватаров Facemoji совместно с Twitter.
«Это тот самый Metaverse, о котором все говорят. Каждая социальная сеть сейчас пытается превратиться в нечто большее, чем просто социальную сеть, и стать целым миром. Собственно, это одна из таких попыток, которая достаточно интересно выглядит», – рассказал Сергей Токарев.
Помимо проектов, порождающих метавселенные, по мнению инвестора, одним из трендовых направлений становятся no-code игры – игровые приложения в мессенджерах Viber, Telegram, Messenger и др. Недавно Токарев инвестировал в компанию-разработчика таких игр – Playco. Лид-инвестором раунда стал американский венчурный фонд Sequoia Capital.
Твои фейлы – твой успех
Далеко не все проекты, в которые инвесторы вкладывают деньги, окупаются. Особенно часто ошибки совершают люди, которые только приходят в инвестиции. Сергей Токарев рассказывает, что и в его истории были провальные проекты. Впрочем, это не причина отчаиваться и останавливаться, считает он. Неудачи дают ценный опыт и упорство идти дальше, несмотря на трудности. Именно это и становится предвестником успеха.
«Ваши неудачи предопределяют то, как вы будете двигаться дальше. С каким багажом знаний и опытом, как именно вы станете решать новые проблемы. Чистая математика: больше фейлов – больше новых попыток с улучшенной экспертизой – больше успеха», – отметил Токарев.
Качественный аудит – многоступенчатая экспертиза
Из собственного опыта Токарев вынес много ценных уроков, которыми делится с другими инвесторами. В первую очередь, считает Сергей, стоит обратить внимание на человеческий фактор.
«99% фейлов случаются из-за человеческого фактора. Не когда люди действительно хотели что-то сделать, но не получилось, а когда пытались заработать «здесь и сейчас». Поэтому у нас есть вопрос к фаундерам: «Как вы видите следующие 10 лет своей жизни в рамках этого проекта?». Если вы слышите ответ «Я сейчас быстренько всё за 2 годика сделаю и всё» – это однозначно повод бежать. Настоящий успех к компаниям приходит только на 6-8 году жизни», – поделился Токарев.
Далее идею следует апробировать. Понять, решает ли она какую-нибудь актуальную проблему.
«Даже если продукта ещё нет, ты начинаешь рассказывать о нём своему близкому окружению. Если ты видишь, что у людей загораются глаза и им понятна твоя идея, это верный сигнал того, что ты движешься в правильном направлении. Если в глазах недоумение, это повод переосмыслить идею, продукт», – рассказал Сергей Токарев.
Следующий этап – аналитика. Её основа – надёжная команда экспертов из разных областей. В ней обязательно присутствует СТО, продакт-менеджер и команда маркетологов.
«Ни для кого не секрет, что главная экспертиза сейчас – это маркетинг. У большинства компаний, которые к нам попадают, зачастую всё хорошо с точки зрения технологий. Но с маркетингом у 99% из них – полное непонимание», – поделился инвестор.
Параллельно проект должна проработать команда по управлению рисками. Эти люди отслеживают всё, что происходит на рынке и в выбранной нише. Работа в этом направлении продолжается и после вложения средств.
«Для каждой компании мы всегда выбираем компании-эталоны из этой же сферы и следим за их показателями, сравнивая с нашими. Когда идут существенные отклонения, мы начинаем разбираться почему. Задаём вопросы и формируем базу знаний. На каждую инвестицию у нас есть досье. Строчка за строчкой в него добавляются важные параметры, которые потом позволяют нам принимать решения», – рассказал Токарев.
Эдвайзинг и менторство
Сергей Токарев уверен, что успех портфельной компании, особенно для ангельских инвесторов, напрямую связан с эдвайзингом и менторством в этих проектах.
«Например, я не являюсь ко-фаундером Reface, но я делал работу ко-фаундера. Каждый день находил все связи, которые нужны были для того, чтобы этот проект был успешным. Находил всех нужных технических специалистов. Я делал гораздо больше, чем просто инвестор. Мне кажется, действительно большого успеха можно добиться только с таким подходом», – считает Токарев.
Обобщая все сказанное выше, Сергей Токарев озвучил важное правило, выработанное на собственном опыте: «Фаундерам нужна помощь. Точно не дополнительное давление сверху».